Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 05 окт 2011, 10:06

Keil писал(а):Неужели не видите, что для язычника будет пустым звуком указание на то, что в случае нарушения договора ему будет отказано в помощи христианского бога. Да и для христианина такое указание также будет пустым звуком, поскольку итак ясно, что христианский бог не будет помогать язычнику в любом случае, независимо от того будет ли тот соблюдать договор или нет.

Keil, кто составлял текст роты христиане или язычники?
Мы же, елико, нас хрестилися есмы, кляхомъся церковью святаго Илье в сборней церкви, и предлежащем честным крестом, и харатьею сею...

А раз христиане, то для них, составителей текста роты, отказ в помощи христианского Бога нехристям или крещеным(без разницы) - СУЩЕСТВЕННА.

Keil писал(а):Дифференциация христианин - язычник в тексте данного фрагмента указана четко. Странно, что мы это вообще обсуждаем. В данном фрагменте никаких коктейлей, все предельно ясно.

Вы может в тексте христианина четко выделить "монотеистического бога язычников"?
Имейте ввиду, что имя христианского Бога писали "Бгъ под титлом".

Keil писал(а):У меня технические сложности отсканировать для вас статью. Постараюсь решить вопрос в ближайшее время.

Если не получится, на той неделе сам сделаю.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Евгений » 05 окт 2011, 11:50

Лемурий писал(а):Вы может в тексте христианина четко выделить "монотеистического бога язычников"?

Что такое "монотеистический бог язычников"?
Кого могли не-христиане называть просто Бог? Род, он же Савитар, он же Ахура-Мазда, и Богатырь-Митра. Хорс (Хороший Бог, в отличие от Плохого, Не-Бога). Да, и Будда.
http://www.iranicaonline.org/articles/baga-an-old-iranian-term-for-god-sometimes-designating-a-specific-god
BAGA
an Old Iranian term for “god,” sometimes designating a specific god
It is probable that baga- “god” sometimes designates a specific deity as “the god” parexcellence. Various attempts have been made to identify “the god” so referred to, as Ahura Mazdā, as Mithra, or as an Iranian equivalent of the Vedic Varuṇa (see M. Boyce, “Varuna the Baga,” further identifying Varuṇa with the Av. Apąm Napāt [q.v.]), but no basis has ever been stated for the assumption that baga- “the god” in a personal name such as *Baga-dāta- “given by (the) god” must refer to the same divinity at all periods and in all parts of the Iranian world. However, strong evidence that Baga was sometimes used as a by-name of Mithra is provided by calendrical data first exploited by J. Marquart (Markwart), Untersuchungen zur Geschichte von Eran I, Göttingen, 1896, pp. 63-65; II, Leipzig, 1905, pp. 129, 132-34 (see also V. A. Livshits, “The Khwarezmian Calendar and the Eras of Ancient Chorasmia,” Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae 16, 1968, pp. 444-46, for Chor. data).
Последний раз редактировалось Евгений 09 окт 2011, 01:40, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Nikola » 05 окт 2011, 12:19

В договорах с Римской империей НЕХРИСТИАНЕ слово Бог не употребляют. Вообще. В приведенном здесь отрывке из договора - нехристиане называют только свое оружие. Богов - и просто Бога без имени, и Перуна - называют ТОЛЬКО ромеи. Причем даже Перуна - чисто по своей инициативе. В других подобных договорах нехристиане называют Перуна и Велеса - и ромеи это фиксируют.

Konrad писал(а):А не приписан ли Бог в этот договор некрещеным? или слова "и от" мы не так понимаем?

А вот это очень даже интересно - не сочинил ли лаврентьевский монашек этот текст договора от начала до конца и даже самый факт договора? Событие ведь ВНЕ времени Русского летописания - заведомо позднейшая реконструкция... так кто этот самый текст договора со всеми приложенными печатями видел? Есть только изложения ромейско-русских договоров в русских летописных сводах...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 06 окт 2011, 00:16

Лемурию,

Keil писал(а):Неужели не видите, что для язычника будет пустым звуком указание на то, что в случае нарушения договора ему будет отказано в помощи христианского бога. Да и для христианина такое указание также будет пустым звуком, поскольку итак ясно, что христианский бог не будет помогать язычнику в любом случае, независимо от того будет ли тот соблюдать договор или нет.

Прочите еще раз. Здесь был дан ответ на ваши вопросы.

Лемурий писал(а):
Мы же, елико, нас хрестилися есмы, кляхомъся церковью святаго Илье в сборней церкви, и предлежащем честным крестом, и харатьею сею...

Вот это выделенное вами "Мы" - это, насколько мне известно, греки. А мы вроде бы обсуждаем славян язычников в совершенно другом фрагменте договора:

    Кто от страны Русской замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи и от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой и в загробной жизни.

Лемурий писал(а):А раз христиане, то для них, составителей текста роты, отказ в помощи христианского Бога нехристям или крещеным(без разницы) - СУЩЕСТВЕННА.

Язычнику нужна помощь христианского бога, как собаке пятая нога. Пугать его отсутствием этой помощи бессмысленно. И это очевидный факт, осознаваемый всеми, как христианами, так и язычниками.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Дифференциация христианин - язычник в тексте данного фрагмента указана четко. Странно, что мы это вообще обсуждаем. В данном фрагменте никаких коктейлей, все предельно ясно.

Вы может в тексте христианина четко выделить "монотеистического бога язычников"?

Ваш вопрос не согласуется с цитатой меня. Я указал лишь на то, что текст договора в рассматриваемом фрагменте разделяет регулирование для язычников и регулирование для христиан. Можно сказать "взболтать, но не смешивать".

Лемурий писал(а):Имейте ввиду, что имя христианского Бога писали "Бгъ под титлом".

На каком на греческом? Вы забываете, что текст договора дошел до нас в поздних списках через 300-400-500 лет после описываемых в договоре событиях.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 06 окт 2011, 10:11

Keil писал(а):Вот это выделенное вами "Мы" - это, насколько мне известно, греки.

см. Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ... СПб, 2003, с.12-13

"Мы" - это христиане - послы Руси, которые дают роту два раза: те, что крещённые в Царьграде в церкви св. Ильи, а не крещённые давали роту в Киеве.
1. Мы от рода русскаго съли и гостье , Ивор, сол Игорев великаго князя Рускаго, и объчии сли : Вуефаст Святъславль, сына Игорева; Искусеви Ольги княгини; Слуды Игорев, нети Игорев; Улеб Володиславль; Каницар Предславин; Шихъберн, Сфанъдр жены Улебле; Прасьтен Турдуви; Либи Аръфастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, нети Игорев; Кары Тудков; Каршев Турдов; Егри Евлисков; Воиков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Явтяг Гунарев; Шибрид Алдань; Кол Клеков; Стегги Етонов, Сфирка…; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; кунець Адунь, Адулб, Иггивлад, Олеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туръбид, Фуръстен, Бруны, Роалд, Гунастр, Фрастен, Игелъд, Туръберн, Моны, Руалд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубьксарь, Вузлев, Синко, Боричь, послании от Игоря великого князя Рускаго, и от всякоя княжья, и от всех людий Руския земля.
-----
Текст русско-греческого договора 945г.


Keil писал(а): А мы вроде бы обсуждаем славян язычников в совершенно другом фрагменте договора:

В другом фрагменте редакция ТЕХ ЖЕ крещенных составителей с их христианским мировоззрением. И не крещенным христианский Бог помогать может - он же помог Константину Великому накануне битвы у Мильвийского моста (312 АС) - "С этим знаком победишь", а ведь Константин был тогда язычник.

Изображение
Помощь христианского Бога язычнику. Сон Константина I и битва у Мильвийского моста.

Keil писал(а): Язычнику нужна помощь христианского бога, как собаке пятая нога. Пугать его отсутствием этой помощи бессмысленно. И это очевидный факт, осознаваемый всеми, как христианами, так и язычниками.

Если бы текст составляли язычники, то имело смысл это обсуждать, но на текст христиан и смотреть надо их мировоззрением.

Keil писал(а):Я указал лишь на то, что текст договора в рассматриваемом фрагменте разделяет регулирование для язычников и регулирование для христиан. Можно сказать "взболтать, но не смешивать".

Разделяет, но речь идет, что в случае нарушения роты от нарушившего его язычника отвернется не только его Перун, но и христианский Бог, что для крещенного составителя роты более существенно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Konrad » 06 окт 2011, 12:39

Почитайте про присягу-роту труд Серякова...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Лемурий » 06 окт 2011, 13:54

Konrad писал(а):Почитайте про присягу-роту труд Серякова...

Какой труд, какого Серякова, какое место в этом труде...? Если уж и рекомендовать, то ссылку.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Konrad » 06 окт 2011, 23:05

Михаила Леонидовича.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3709129
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 08 окт 2011, 00:42

Лемурий писал(а):
Keil писал(а): Язычнику нужна помощь христианского бога, как собаке пятая нога. Пугать его отсутствием этой помощи бессмысленно. И это очевидный факт, осознаваемый всеми, как христианами, так и язычниками.

Если бы текст составляли язычники, то имело смысл это обсуждать, но на текст христиан и смотреть надо их мировоззрением ... но речь идет, что в случае нарушения роты от нарушившего его язычника отвернется не только его Перун, но и христианский Бог, что для крещенного составителя роты более существенно.


Ваши аргументы меня совершенно не убедили. Абсолютно не важно, кто был писцом. Тот факт, что им мог быть христианин, как уже отмечалось, ничего не меняет. И христианин, и язычник понимают, что пугать последнего отсутствием помощи христианского бога бессмысленно, поскольку он ее не имеет по определению. К тому же не следует забывать, что писал то может быть и христианин, но вот диктовали текст среди всех и язычники. Греческий текст формировался из устных речей послов Руси, а также вроде бы и письменных нот.

Лемурий писал(а):Помощь христианского Бога язычнику. Сон Константина I и битва у Мильвийского моста.


Примеры помощи христианского бога язычникам относятся скорее к пропаганде христианства среди язычников (или новообращенных), а не к исторической реальности. Не хочется сильно вникать, но скорее всего это описание процесса как язычник приходит к вере христианской. Церкви нужно же было как-то оправдать предательство язычниками их родной веры. Вот они и говорили, что язычники любимы господом. И еще что-нибудь в таком духе. Это не касалось атрибутов самой языческой веры. Служителей старой веры убивали и изживали с яростной ненавистью. Ни о какой помощи христианского бога здесь речи быть не могло.

Вместе с тем, вчитавшись в договоры с греками, я позволил себе усомниться в правильности выводов Срезневского. Он приводит следующие фрагменты:

    1)да имѣемъ клятву отъ Бога, въ него же вѣруемъ, въ Перуна и въ Волоса, бога скотья (Срезневский цитирует без последних двух слов).

    2)да будет клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи клятъву свою

    3)да не имуть помощи от Бога, ни от Перуна

В первом фрагменте можно понимать двояко фразу «от Бога въ него же вѣруемъ». Можно понимать, что речь ведется о едином боге славян язычников, а можно и то, что данная фраза относится к словам «въ Перуна».

    Аще ли же кто от князь и от людий рускыхъ или крестьянъ, или некресщеный переступить все, еже написано на харотье сей, и будеть достоинъ своимъ оружьемь умрети, и да будет клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи свою клятъву.

Вчитавшись во весь фрагмент целиком, мы видим, что положения обращены к обеим категориям к христианам и к язычникам, поэтому формула «от Бога и от Перуна» естественна. В соответствии с принятой в договоре дифференциацией христианам достается Бог, а язычникам Перун. Смущает только то, что ранее о христианах уже сказали и указали, что «кресщенъ или некрѣщенъ, да не имать от Бога помощи».

Между тем, следует обратить внимание на то, что в грамоте 911 года Олег несколько раз называется «светлым князем», «светлостью», тогда как в отношении греческих императоров употребляются обычные титулы: «великие самодержавцы», «цари», «царства нашего». В свете этого любопытным является следующий фрагмент:

    Наша свѣтлость боле инѣхъ хотящихъ же о Бозѣ удѣржати и извѣстити такую любовь, бывшюю межю хрестияны и русью многажды, право судихом, не точью простословесенъ и писаниемь и клятвою твердою, клѣншеся оружьемь своимъ, такую любовь извѣстити и утвѣрдити по вѣрѣ и по закону нашему.

Здесь и далее по тексту договора Русь противопоставляется христианам. При этом именно князь Олег хочет превыше всего в Боге укрепить и удостоверить дружбу. В продолжение читаем:

    Суть, яко понеже мы ся имали о Божии вѣрѣ и любви, главы таковыя:

Что это за божия вера, которой обязали себя как христиане, так и язычники? Я думаю это разная вера. Разные боги, но одинаковые слова. Смысл различается в зависимости от того к кому адресованы слова. Если данные слова применимы к язычникам, то применимо ли к ним также словосочетание «суд Божий»?

Вместе с тем, вопрос о наличии единого бога у славян язычников не ограничивается договорами и Срезневским. Шепинг пишет следующее:

    Нет сомнения, что в славянской религии существовал когда-то момент чистого деизма; но время утратило для нас память о нем, хотя самое слово Бог, которое во всех славянских наречиях, выражая идею высшего существа, творца вселенной и конечной причны всех явлений, ясно намекает нам на этот первоначальный момент религиозных верований наших предков. Подтверждение этой мысли мы находим у летописцев … Определеннее в этом отношении свидетельство Гельмольда, он рассказывает, что славяне верят в Бога Творца, который, предавшись вечному покою в своем небесном жилище, не занимается мелочными делами земли и не внемлет мольбам человека, предоставив управление земли своим внукам или прибогам.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Nikola » 08 окт 2011, 09:13

Keil, но рота действительно составлена с позиции пропаганды христианства...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 08 окт 2011, 09:46

Договоры являются юридическими документами, отражающими исторические договоренности. Одно из правил юридической техники это то, что нормативный документ должен быть понятным и главное применимым. Одним из способов применения положений всеми субъектами являются санкции. Пугать язычника отсутствием помощи христианского бога - пустые слова, поскольку такие положения не обеспечивают применение договоров язычниками. Подобные положения - не пропаганда христианства, а глупость. Язычников надо пугать собственными богами, отношение к которым их действительно волнует.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Nikola » 08 окт 2011, 10:45

Христианин не может пугать язычника его собственными богами. Потому что для христианина они в лучшем случае бесы, в противном - вообще не существуют. Потому и санкций никаких к нарушителям клятвы ждать ромеи не могут иначе как от своего Бога Вседержителя.
Язычники клянутся своим оружием, в других ротах еще Перуном и Велесом - но, если ромеи не вставят своего Бога в раздел санкций, они, язычники эти, не будут считать договор действительным.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 08 окт 2011, 10:55

Nikola писал(а):Христианин не может пугать язычника его собственными богами.

Да ладно! У греков вообще очень большая практика пугать других их богами. Они заключали такие договоры со многими.

Nikola писал(а):Потому что для христианина они в лучшем случае бесы, в противном - вообще не существуют. Потому и санкций никаких к нарушителям клятвы ждать ромеи не могут иначе как от своего Бога Вседержителя.

Договоры двусторонние. Им надо было обеспечить выполнение. Если язычник говорит, что в случае невыполнения он лишится помощи своих богов, то для греков это приемлемая гарантия.

Nikola писал(а):Язычники клянутся своим оружием, в других ротах еще Перуном и Велесом - но, если ромеи не вставят своего Бога в раздел санкций, они, язычники эти, не будут считать договор действительным.

Тогда язычникам надо было настоять, чтобы христиане получали возмездие от Перуна и Велеса. Бред, неужели не видите?
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Nikola » 08 окт 2011, 11:35

Никакого бреда. Язычники как раз признают, что у каждого языка - свои боги. Это христиане отрицают такую очевидную истину.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?

Сообщение Keil » 08 окт 2011, 12:12

Ничего они не отрицают, они не идиоты чтобы отрицать очевидное, всем приходится считаться с действительностью, в том числе и христианам. Договоры представляют собой свод юридических договоренностей, которые составлялись на очень высоком дипломатическом уровне. Эти договоренности носят двусторонний характер и являются совокупностью воли обеих сторон. Par in parem non habet jurisdictionem – равный над равным не имеет юрисдикции. Когда составляются такие документы между двумя государствами все очень тщательно выверяются. Указание на то, что язычники выискивали себе помощи христианского бога свидетельствовало об очень низкой дипломатической и юридической культуры, а это не так.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 121