Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Keil » 02 ноя 2011, 21:56

Nikola писал(а):Откуда у Руси что-то имелось? На ком русины могли оттачивать дипломатическое мастерство? На печенегах или свеонах с ютами - которые как-то обходились вообще без понятия о государстве? Договора прекрасно получаются, когда создаются в рамках одной культуры - и никак иначе. Никакой международной дипломатической культуры просто не было - за нее прекрасно работала римская.

Да что вы говорите? Вот это да! Вы вдумайтесь что пишите - договоры прекрасно получаются, когда создаются в рамках одной культуры - что за бред? На то русско-византийские договоры и являются международными нормативно-правовыми актами чтобы создаваться и действовать в рамках более одной культуры.

Утверждать, что у Руси не было никакой дипломатической культуры это просто не грамотно. Сами русско-византийские договоры этому первейшее доказательство. Они основываются во многом на русском праве и уже только поэтому не могут быть составлены греческой стороной самостоятельно. Греки русского права (Закона русского) не знали.
Последний раз редактировалось Keil 02 ноя 2011, 23:13, всего редактировалось 2 раз(а).
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Keil » 02 ноя 2011, 23:08

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):У вас крайне обрывочные представления о развитии русского права первого периода. Поэтому постараюсь вам дать общее представление.

Хорошо бы со ссылками на первоисточники, исследования по меньшей мере...

Все необходимые ссылки я вам давал. Могу повторить те, что нравятся мне.

    1)Юшков С.В., Русская правда, М., Зерцало, 2010
    2)Юшков С.В., Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., Гос. издат. юридической литературы, 1949
    3)Беляев И.Д., Лекции по истории русского законодательства, М., Институт русской цивилизации, 2011

Также неплохим учебным пособием считается:

    4)История государства и права России (под ред. Титова), М., Проспект, 2003

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):..в конце XI века, в начале XII века был составлен Суд Ярославль Владимировича – Правда Русская...
Главная ваша ошибка заключается в том, что вы не берете в расчет, что последующая система права всегда строится на основе предыдущей и вбирает в себя ее черты.

Не токмо учитываю это, но и обращаю Ваше внимание, что ...
Где начало развития права, а где его продолжение видно воочию, не говоря о годах составления документов.

Опять двадцать пять. И это вы так берете в расчет? Повторяю еще раз, если мы видим, что в русско-византийских договорах есть нормы, которые впоследствии вошли в многочисленные юридические сборники русского права, но которые при этом не вошли в юридические сборники византийского права (и никогда туда не входили), то наверно эти нормы договоров принадлежат все-таки русскому праву, а не византийскому.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Обратите внимание, что возникновение права обычно связывается с возникновением государства, и уже поэтому мы можем говорить о системе русского права, которая в договорах называется Законом русским.

Тут намедни кто-то выдержки из Юшкова приводил:

    Keil » Сб окт 29, 2011 12:44 am В дополнение по материалам Юшкова (выдержки):

    ...ранее в исторической и историко-юридической науках была известна система правовых норм IX—XI вв. — так называемый Закон русский,— которая противополагалась системе византийского права по русско-византийским договорам. Но поскольку название «русский» отождествлялось с названием варяжский — скандинавский, норманский, — то под Законом русским понималось скандинавское право.

Я уже не первый раз обращаю выше внимание на то, чтобы вы правильно, внимательно читали приводимые мной цитаты и ссылки. Юшков никогда не утверждал, что Закон русский есть скандинавское право. Это бред. Он утверждал как раз обратное. Ключевыми словами в приведенном выше абзаце являются слова "ранее в исторической и историко-юридической науках". Юшков здесь указывает откуда ранее шли основные ошибки.

Еще раз цитирую специально для вас, и не утверждайте потом, что цитаты я вам не было. После приведенного вами абзаца Юшков писал следующее:

    Нами ныне доказано, что Русью являлись те социальные группы которые возникли в результате разложения первобытно-общинного строя восточного славянства и осели в горах, что ясно, что Закон русский - это нормы права, возникшие в основных центрах Руси, очагах классового общества, - это система русского права.

Далее Юшков пишет:

    Анализирую русско-византийские договоры, нетрудно придти к выводу, что ни о каком господстве норм византийского права не может быть и речи. В русско-византийских договорах или дается так называемое договорное право, на основе компромисса межу русским и византийским правом (типичным примером является норма об убийстве), или проводится принципы русского права - Закона русского, как это мы наблюдаем в норме об ударах мечом или в норме о краже имущества.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Nikola » 02 ноя 2011, 23:16

Keil, ну, если Вы не видите, что на праве основаны не договора, а только условия, предмет договоров - что тут поделаешь... Оформлению собственно договоров уделил внимание Срезневский, с позиции филолога, не правоведа - все прочие авторы, на которых Вы ссылаетесь, занимались исключительно условиями, происхождением включенных в договор норм - и, следовательно, к вопросу о Боге не имеют отношения.
Договор, разумеется, действует в странах с разной культурой - но я то пишу про создание ТЕКСТА договора. И этот текст не может представлять из себя лоскутное одеяло - он должен одинаково пониматься не только договаривающимися сторонами, но и, в случае недоразумений, третьей стороной. В этом и есть дипломатическая культура - а не в угрызении по ходу дебатов односторонней выгоды.
Дипломатическая культура НЕ НУЖНА ВООБЩЕ, чтобы включить в договор некоторые условия. Тут скорее нужна вооруженная сила. А у ромеев было нечто более важное, чем культура - у них была бюрократия. Причем общая с Церковью по большей части...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Keil » 03 ноя 2011, 00:07

Nikola писал(а):Keil, ну, если Вы не видите, что на праве основаны не договора, а только условия, предмет договоров - что тут поделаешь...

Это не я не вижу, а вы не видите разницы между условиями и правом. Я вам уже писал, что право - это прежде всего система норм, правил поведения. И в русско-византийских договорах это прежде всего русское право.

Nikola писал(а):Оформлению собственно договоров уделил внимание Срезневский, с позиции филолога, не правоведа - все прочие авторы, на которых Вы ссылаетесь, занимались исключительно условиями, происхождением включенных в договор норм - и, следовательно, к вопросу о Боге не имеют отношения.

Какое отношение именно нормы права договоров имеют к вопросу о боге я вам уже писал, отмотайте назад. Это касается совершения клятвы по своей вере.

Nikola писал(а):Договор, разумеется, действует в странах с разной культурой - но я то пишу про создание ТЕКСТА договора.

Это ничего не меняет. Текст у нас есть и в нем содержатся нормы именно русского права. Невозможно создание текста, содержащего нормы русского права, к которому русская сторона не имеет никакого отношения.

Nikola писал(а):И этот текст не может представлять из себя лоскутное одеяло - он должен одинаково пониматься не только договаривающимися сторонами, но и, в случае недоразумений, третьей стороной.

Пошла фантастика. Вы много положений договоров знаете, касающихся третьей стороны? Для третьих сторон делались копии договоров? Хоть какие-либо обязательства у третьих сторон возникли? Мне кажется вы вообще не в ту степь поскакали.

Nikola писал(а):В этом и есть дипломатическая культура - а не в угрызении по ходу дебатов односторонней выгоды.

Во-первых, выгода там не односторонняя это мы с вами уже проходили. Помните по поводу беспошлинной торговли. В договорах есть и другие условия выгодные грекам.

Во-вторых, я уже сказал вам, что право и условия, выгоды договора это не одно и тоже. Разберитесь наконец. Уясните, что регулирование, которое содержится в договорах является русским и без Руси его в договорах прописать никак было нельзя. И само включение российского права в договоры уже говорит о высоком дипломатическом уровне. Я уж молчу о русском институте представительства, описанным в договорах.

Nikola писал(а):Дипломатическая культура НЕ НУЖНА ВООБЩЕ, чтобы включить в договор некоторые условия.

И опять, что за бред? Вы себе представляете сегодня заключение международного договора без дипломатии? Это по определению невозможно. В начальные времена было также. Африканское племя при всем желании никогда не сможет заключить договор с США.

Nikola писал(а):Тут скорее нужна вооруженная сила.

Да конечно! То-то примитивные до государственные образования со всеми международные договоры и заключали. Ахинея полная. Сила будет абсолютно бесполезной, если у сильного нет должного уровня правовой и дипломатической культуры. Такой договор фактически не сможет исполнятся.

Nikola писал(а):А у ромеев было нечто более важное, чем культура - у них была бюрократия. Причем общая с Церковью по большей части...

Бюрократия это самое последнее дело в заключении международного договора, вопрос оформления не принципиален.

При заключении многосторонних международных договоров чья будет бюрократия? Кто будет заниматься вопросами оформления, если в договоре участвуют не менее пяти государств? Как в данном случае бюрократия повлияет на содержание договоров? Ответ - никак. Подготовят аутентичные, приемлемые для всех, предварительно согласованные со всеми переводы. Договор на каком-либо одном языке будет признан имеющим большую юридическую силу, в случае разночтения. Все.

Абсолютно та же ситуация в русско-византийских договорах.
Последний раз редактировалось Keil 03 ноя 2011, 00:24, всего редактировалось 1 раз.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2011, 00:24

Keil писал(а):...если мы видим, что в русско-византийских договорах есть нормы, которые впоследствии вошли в многочисленные юридические сборники русского права, но которые при этом не вошли в юридические сборники византийского права (и никогда туда не входили), то наверно эти нормы договоров принадлежат все-таки русскому праву, а не византийскому.

Примененными на территории со своей сложившейся за века правовой системой и "нормы" новообразованного государственного объединения ??? Хм. :wink:
Одно то, как составляли хартии, какой язык использовали УЖЕ говорит о том, что делопроизводство было НЕ русское, а византийское, поколику заинтересованной стороной было прежде всего Византия.

Keil писал(а):.Юшков пишет:

Ну вот, токмо порадовался, что и в сталинское время ученые с ЛОГИКОЙ дружны были, а теперь уж вижу - где уж там. За какое, позвольте спросить, время ко времени похода Олега Руси успело сложиться СВОЕ (не скандинавское) право.

Вот как аргументирует Юшков с Вашей цитаты из Сообщение Keil » Сб окт 29, 2011 12:44 am:
    Подводя итоги анализу обоих русско-византийских договоров, не трудно установить, что в них не только прямо говорится о «Законе русском», т.е. о системе русского права, но многие статьи составлены в стиле и в духе Русской правды. В договорах говорится только о «Законе русском», как источнике той или иной нормы. Анализ норм этих договоров показывает, что если бы правосознание руссов было так примитивно, как до сего времени предполагало большинство историков права, то договоры не могли быть заключены, ибо руссы не могли бы исполнить постановления этих договоров (Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., Государственное издательство юридической литературы, 1949, С. 132).

Вот те, бабушка, и Юрьев день! (с)

Договоры составлены "в духе Русской правды"... Может, правильнее сказать, что Русская Правда взяла за образец договоры, составленные опытными византийскими дипломатами?
Правосознание руссов могло быть на каком угодно уровне, договора писались прежде всего в интересах Византии.

Вот пользуйтесь ХОРОШИМ историческим исследованием:

Изображение

Эверс Иоганн Филипп Густав Древнейшее русское право в историческом его раскрытии, СПб, 1835
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Keil » 03 ноя 2011, 01:54

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):...если мы видим, что в русско-византийских договорах есть нормы, которые впоследствии вошли в многочисленные юридические сборники русского права, но которые при этом не вошли в юридические сборники византийского права (и никогда туда не входили), то наверно эти нормы договоров принадлежат все-таки русскому праву, а не византийскому.

Примененными на территории со своей сложившейся за века правовой системой и "нормы" новообразованного государственного объединения ??? Хм. :wink:

Во-первых, Русь это не государственное объединение, а государство. Во-вторых, в X веке оно было на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствуют в частности и договоры.

Лемурий писал(а):Одно то, как составляли хартии, какой язык использовали УЖЕ говорит о том, что делопроизводство было НЕ русское, а византийское, поколику заинтересованной стороной было прежде всего Византия.

Заинтересованными сторонами были обе стороны. А то, что делопроизводство было Византийское разве кто-то спорит. Это вообще двадцатый вопрос, который ничего не решает ни в пользу Византии, ни Руси. Сравните как делопроизводство ведется при заключении современных международных договоров.

Лемурий писал(а):Ну вот, токмо порадовался, что и в сталинское время ученые с ЛОГИКОЙ дружны были, а теперь уж вижу - где уж там. За какое, позвольте спросить, время ко времени похода Олега Руси успело сложиться СВОЕ (не скандинавское) право.

За тысячелетия. Почитайте Рыбакова (Язычество древних славян, Язычество древней Руси). Русь не в момент сложилась, это был длительный процесс становления. И вообще, что за дурацкий вопрос, если сами договоры говорят о Законе русском, тем самым подтверждая наличие системы русского права во времена Олега.

Лемурий писал(а):Договоры составлены "в духе Русской правды"... Может, правильнее сказать, что Русская Правда взяла за образец договоры, составленные опытными византийскими дипломатами?

Что опять за ерунда? Вы что хотите сказать, что Русская Правда составлялась на основе византийского права? Бред. Это даже не серьезно обсуждать. Вы говорили о логике, где она?

Я вам указал на вашу главную ошибку, которую вы упорно не хотите исправлять. Еще раз прошу внимательней прочитывать то, о чем я пишу!!! Мне затруднительно постоянно давать на ваш вопрос ответ, который вы постоянно опускаете. Внимательно, очень внимательно, прочитайте следующее:

    Если мы видим, что в русско-византийских договорах есть нормы, которые впоследствии вошли в многочисленные юридические сборники русского права, но которые при этом не вошли не в один юридический сборник византийского права (и никогда туда не входили), то наверно эти нормы договоров принадлежат все-таки русскому праву, а не византийскому.

Повторяю, для не юристов, что Русская Правда и русско-византийские договоры имеют своим источником Закон русский. Все. Не надо придумывать всякую ерунду. Те нормы, которые были указаны Юшковым в качестве примера (удар мечем и др.) никакого отношения к византийскому праву не имеют. Они не содержатся в законодательстве Византии ни во время написания договоров, ни в позднейший период, ни в предыдущий. В этих нормах византийского права нет. А вот аналогия с нормами Русской Правды налицо. Так, чье право отражено в договорах?

Лемурий писал(а):Правосознание руссов могло быть на каком угодно уровне, договора писались прежде всего в интересах Византии.

Да что вы говорите! Особенно договор Олега. Греки любят, что бы иностранцы у них имели право беспошлинной торговли. А платить постоянную дань это вообще любимое дело греков, самые их заветные интересы.

Лемурий писал(а):Вот пользуйтесь ХОРОШИМ историческим исследованием:

Эверс не мой любимый автор, но я его читал. Вашим хорошим исследованием также уже давно воспользовался Юшков, у которого заметную часть историографического обзора занимает Эверс. Так что, как видите, мы то с Юшковым читаем литературу и XIX века и XX века, а вот вы упорно не хотите вылезать из XIX века.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Nikola » 03 ноя 2011, 11:21

Как раз у ромеев интерес был - варвары, которые нерегулярно, но частенько возникают под стенами Царьграда, от которых нет военной защиты - как, собственно, и Руси от половцев - сильно осложняют жизнь. Рекет построен на одном принципе: ущерб от разбоя намного превышает доход разбойника... Поэтому для Империи выгодно откупаться не по факту нападения - а на регулярной основе. Каково бы ни было этническое происхождение Рюриковичей - это были викинги. Классический вариант купца - который по ситуации мгновенно превращается в пирата. И вот сделать маловыгодным это превращение - задача ромейской дипломатии. И еще - поддержать во внутренних делах династию Рюриковичей, чтобы не иметь дело каждый год с новыми викингами. Вот и вся подноготная признания Византией Руси как государства. Корень в слове "государство" - "государь".
Кстати, на Буяне-Рюгене некоторое подобие государства было, а у прочих викингов - вовсе не было, да и задумались сканды о государстве попозже, чем восточные славяне... Сканды не могли принести на Русь государственность - ибо не имели о ней понятия у себя на родине.
А Русская Правда не обязана была строится на иноземных обычаях... тут проблема в том, что на момент призвания варягов русское право право зарождалось только в немногочисленных городах - славянским племенам, живущим в родовом строе, оно было вовсе ни к чему... Киев , как межродовое и межплеменное образование, требовал какого-то упорядочения отношений между родами (так считал Ключевский, отсюда же он вывел необходимость призвания сторонней силы (варягов) - дабы не не перерезать друг другу глотки в борьбе за места представителям разных родов). Римское право просто не работало бы в условиях разложения родового строя - и оно не было перенесено на русскую почву.
Последний раз редактировалось Nikola 03 ноя 2011, 11:35, всего редактировалось 2 раз(а).
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2011, 11:30

Keil писал(а):Во-первых, Русь это не государственное объединение, а государство.

Если перечитаете возвращение из похода Олега, то тот велел русам сделать паруса из византийской паволоки, а славянам из щелка. Паруса славян порвались. Даже здесь прослеживается объединенный народ и русы есмь НЕ славяне.

Keil писал(а):Во-вторых, в X веке оно было на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствуют в частности и договоры.

А что же договор 911 не на "государственном" языке составили, а дали болгарский перевод с греческого оригинала?

Keil писал(а):Заинтересованными сторонами были обе стороны. А то, что делопроизводство было Византийское разве кто-то спорит.

Не спорите против очевидного - уже хорошо! Про заинтересованную сторону читайте Димитриу (1895:542-543).

Keil писал(а):... если сами договоры говорят о Законе русском, тем самым подтверждая наличие системы русского права во времена Олега.

Этот же текст летописи делит состав войска на русь и славян, вот и думайте кто прав.

Keil писал(а):Вы что хотите сказать, что Русская Правда составлялась на основе византийского права? Бред. Это даже не серьезно обсуждать. Вы говорили о логике, где она?

Выше приводил меры наказания за убийство в сравнении... БРЕД - это когда люди с высоким ученым званием причину со следствием путают и договора X в. ссылками на "Русскую Правду" XI в. "аргументируют" с навешиванием лозунгов "окончательно и бесповоротно доказано"...

Keil писал(а):Я вам указал на вашу главную ошибку, которую вы упорно не хотите исправлять.
    Если мы видим, что в русско-византийских договорах есть нормы, которые впоследствии вошли в многочисленные юридические сборники русского права, но которые при этом не вошли не в один юридический сборник византийского права (и никогда туда не входили), то наверно эти нормы договоров принадлежат все-таки русскому праву, а не византийскому.

В столь логическую цитату хотелось бы внести пояснение. К какому году это утверждение относится? В 911 года всякого злодея, убившего христианина на территории Византии предлагали убивать на месте. Кому такой пункт был более выгоден и должен ли он быть в Византийском законодательстве ? Напомню, к X в. в Византии веками сложившееся юридическое право, исключающее самосуд.
В 945 году всё существенно поменялось, самосуд стал неудобен как одной, так и другой стороне. Мы видим деление на сословия и размер денежной компенсации в зависимости от сословия. Развитие закона на практике привело к "циничной" классификации штрафов в зависимости от сословия убитого, но никак иначе. Не путайте "внука" с "дедом"...

Keil писал(а): Особенно договор Олега. Греки любят, что бы иностранцы у них имели право беспошлинной торговли. А платить постоянную дань это вообще любимое дело греков, самые их заветные интересы.

Вот Вы любитель выворачивать всё наизнанку. Безусловно беспошлинная торговля - условие устного мира, который исполнялся на территории Византии и трактовался каждым на свой лад. Письменный договор ограничивал не закрепленные письменно притязания.

Keil писал(а): вы упорно не хотите вылезать из XIX века.

Всё также упорно признаю НЕ политизированные исследовательские работы с хорошей доказательной базой.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Nikola » 03 ноя 2011, 11:54

Лемурий, это Вы хорошо подметили - Русь отдельно, славяне - отдельно...
Очень интересная тема и не очень внятно истолкованная в отечественной историографии.
Русь беспокоила Царьград и до Олега...
Может быть, не славяне - а словене, ильменцы?
А может, Русь - это Киевская волость, а славяне - войска не входящих в Русь, но зависимых от нее племенных образований - древлянские, например. Ясно видно, Русь - княжьи люди, близкие ему, от прочих отделены. И не только с Олегом видим такое разделение и в других походах совещались перед выступлением Русь - отдельно, славяне - отдельно. В самих же договорах фигурируют русины... как те же княжьи люди, от имени которых князь берет на себя обязательства перед ромеями.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2011, 15:08

Nikola писал(а):Русь беспокоила Царьград и до Олега...
Может быть, не славяне - а словене, ильменцы?

НОРМАННЫ.

Если Вы про этот поход:
В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей.(ПВЛ)


То в европейских хрониках народ нападавший называется. Заметьте 360 кораблей, а Аскольд и Дир вели токмо 200.

В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est].
----------
Иоанн Диакон "Венецианская Хроника" (лат.)


А вот о походе 945 года:
XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют RousioV, русиос, мы же по их месту жительства зовём “норманнами”. Ведь на тевтонском языке “норд” означает “север”, а “ман” - “человек”; отсюда – “норманны”, то есть “северные люди”. Королём этого народа был [тогда] Игорь; собрав более тысячи судов, он пришёл к Константинополю.
------
Лиутпранд Кремонский (около 922—972) Книга воздаяния (Антаподосис) Книга V. гл. XV О морском сражение между Романом и Игорем, королём руссов, и о победе, удивительным образом одержанной Романом.


Европейские летописцы в любом случае словен с норманнами не перепутали бы, ведь этими же годами идет повествование о разорении норманнами берегов совр. Испании и Франции см. ANNALES BERTINIANI 835-861
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Nikola » 03 ноя 2011, 17:13

Европейские хронисты ничего не путали... с их стороны все правильно. Если славяне ведут себя как норманны, они и есть норманны.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Keil » 03 ноя 2011, 22:18

Лемурию,

Я завтра улетаю, так что это мой последний пост. Если будут еще вопросы смогу пояснить только после 14 числа. Удачи.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Во-первых, Русь это не государственное объединение, а государство.

Если перечитаете возвращение из похода Олега, то тот велел русам сделать паруса из византийской паволоки, а славянам из щелка. Паруса славян порвались. Даже здесь прослеживается объединенный народ и русы есмь НЕ славяне.


Что вы мне всякие глупости опять пишите? Неужели так сложно признать разумную правку? Тем более что в вопросах истории государства и права вы явно не ориентируетесь.

То, что вы называете объединением государств, является конфедерацией. Поищите в интернете там указано, что это за зверь. Между тем, этот зверь не имеет никакого отношения к Киевскому государству.

Ваш комментарий с парусами вообще к делу не относится и ничего не доказывает. Государственность парусами не определяется.

Ваше разделение на славян и руссов ничего не дает в данном вопросе. Вы знаете, сколько сегодня народов проживает в России, а на скольких языках у нас здесь говорят, сколько у нас субъектов Федерации? У нас, что тоже объединение государств? Конечно же, нет. У нас одно государство – Российская Федерация. Надеюсь, аналогия понятна.

Для справки сообщаю, что о существовании славянских государств в VII-IX веках мы данных почти не имеем. Однако нет никаких сомнений в существовании трех государств (княжений), предшествовавших Киевскому государству: Киевского, Новгородского и Полоцкого. Поскольку восточные славяне своими предками имели скифо-сарматские народы то, естественно, что они должны были унаследовать не только материальную и духовную культуру, но и общественный, политический и правовой строй от этих народов. Несомненно, что Киевское, Новгородское и Полоцкое княжения были достаточно сложными государственными образованиями, например, по сравнению с государством антов.

По прошествии определенного времени создались предпосылки для объединения этих государств и племенных княжений, которые еще не являлись дофеодальными государствами, в единое, мощное Киевское государево. Его создание имеет условно-фиксированную дату - 862 год (призвание Рюрика на княжение). Это школьная программа. Никакого новообразованного объединения государств здесь нет. Есть только новообразованное Киевское государство.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Во-вторых, в X веке оно было на достаточно высоком уровне развития, о чем свидетельствуют в частности и договоры.

А что же договор 911 не на "государственном" языке составили, а дали болгарский перевод с греческого оригинала?

А что же это вы суть беседы опять в сторону уводите? Уровень развития государства таким мелким вопросом не определяется. Тем более что для этого могло быть немыслимое количество причин. А договор 944 года, сами знаете.


Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Заинтересованными сторонами были обе стороны. А то, что делопроизводство было Византийское разве кто-то спорит.

Не спорите против очевидного - уже хорошо! Про заинтересованную сторону читайте Димитриу (1895:542-543).

Из всех приводимых вами авторов Димитриу самый бездарный, извините терпеть его не могу. Приведите кого-нибудь другого в пример, а то даже мурашки побежали. Хотя и без примеров, очевидно, что заинтересованность в договорах была у обеих сторон. Иначе договоров бы просто не было.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):... если сами договоры говорят о Законе русском, тем самым подтверждая наличие системы русского права во времена Олега.

Этот же текст летописи делит состав войска на русь и славян, вот и думайте кто прав.

Опять какая-то несуразица. Какие войска? Причем здесь войска? Речь идет только о Законе русском, который противопоставляется в русско-византийских договорах византийскому праву. Закон русский – это система права, возникшая в основных центрах Русской земли, очагах классового общества. Несомненно, крупных различий между основными центрами Руси не было, и, следовательно, могла возникнуть единая система русского права, которую можно противопоставить системе византийского права.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Вы что хотите сказать, что Русская Правда составлялась на основе византийского права? Бред. Это даже не серьезно обсуждать. Вы говорили о логике, где она?

Выше приводил меры наказания за убийство в сравнении...

Ничего дельного вы не приводили. Если вы считаете, что русско-византийские договоры являются образцом византийского права, то вам надо приводить примеры из византийского права в сопоставлении с нормами договоров, которые считаются принадлежащими русскому праву (по мнению Юшкова, Беляева и т.д.). А вы что привели? Докажите пожалуйста, что норма об ударе мечем и другие русские нормы договоров, принадлежит не к русскому, а к византийскому праву. Объясните, какое место в Византийском государстве занимал Закон русский, которому противопоставляется нормы византийского права?

Вот это будет разговор. А так у вас только пустые слова, не подтвержденные не мнениями историков-юристов, чьи взгляды не устарели, ни какими-либо достойными аргументами, дающими ответы на поставленные выше вопросы.

Лемурий писал(а):БРЕД - это когда люди с высоким ученым званием причину со следствием путают и договора X в. ссылками на "Русскую Правду" XI в.

К счастью наши ученые ничего не путают. Это вы не можете понять того, что у них написано. И это прискорбно.

А здесь же ведь все просто. И придумывать ничего не надо. Беляев в свое время писал, что законодательные кодексы или сборники составляются именно из узаконений всего предшествующего времени, которые еще не потеряли своей силы.

Таким образом, если бы нормы русско-византийских договоров (удары мечем, взыскание с вора троекратной стоимости вещи) принадлежали бы к византийскому праву, то они бы имели продолжение не в Русской Правде, а в последующих законодательных актах Византии. Однако они отражены именно в Русской Правде, а в византийском праве подобных положений никогда не было. Следовательно, здесь имеет место исключительно русское право. И это не путанее причины и следствия, а научный метод познания (если хотите "от противного").

Лемурий писал(а):"аргументируют" с навешиванием лозунгов "окончательно и бесповоротно доказано"...

Лозунги пока только у вас. Аргументов в пользу византийского права ни одного не представлено. Позиция о русском праве в договорах, поддерживаемая современными учеными историками-юристами, не опровергнута.


Лемурий писал(а):
Keil писал(а):Я вам указал на вашу главную ошибку, которую вы упорно не хотите исправлять.
    Если мы видим, что в русско-византийских договорах есть нормы, которые впоследствии вошли в многочисленные юридические сборники русского права, но которые при этом не вошли не в один юридический сборник византийского права (и никогда туда не входили), то наверно эти нормы договоров принадлежат все-таки русскому праву, а не византийскому.

В столь логическую цитату хотелось бы внести пояснение. К какому году это утверждение относится? В 911 года всякого злодея, убившего христианина на территории Византии предлагали убивать на месте. Кому такой пункт был более выгоден и должен ли он быть в Византийском законодательстве ? Напомню, к X в. в Византии веками сложившееся юридическое право, исключающее самосуд.
В 945 году всё существенно поменялось, самосуд стал неудобен как одной, так и другой стороне. Мы видим деление на сословия и размер денежной компенсации в зависимости от сословия. Развитие закона на практике привело к "циничной" классификации штрафов в зависимости от сословия убитого, но никак иначе. Не путайте "внука" с "дедом"...

И опять вы подчеркиваете свое незнание истории права. Основной чертой уголовного права в период дофеодального государства является замена кровной мести выкупом, взимаемой государственной властью, и затем вознаграждением, шедшим пострадавшему. Это можно в избытке наблюдать в варварских правдах. В уголовном праве Киевского государства IX-X веков развивается система уголовных штрафов за другие виды уголовных преступлений. При этом мы имеем точные данные о том, что в русском праве X века кровная месть была заменена денежным взысканием – вирой (см. начальную летопись). Имеется ввиду замена вир смертной казнью с последующим возвращением к вирам при князе Владимире Святославиче.

Все это говорит о принадлежности к русскому праву. Самосуд здесь вообще не причем.

Лемурий писал(а):Вот Вы любитель выворачивать всё наизнанку. Безусловно беспошлинная торговля - условие устного мира, который исполнялся на территории Византии и трактовался каждым на свой лад. Письменный договор ограничивал не закрепленные письменно притязания.

Ничего я здесь не выворачиваю, просто договоры писались в интересах обоих государств вот и все.

Лемурий писал(а):
Keil писал(а): вы упорно не хотите вылезать из XIX века.

Всё также упорно признаю НЕ политизированные исследовательские работы с хорошей доказательной базой.

Опять безосновательные обвинения в политизированности. Это когда аргументы заканчиваются, да? Как Жириновский, главное кого-нибудь обвинить. Когда же вы исправитесь. И поражает больше всего то, где вы ее находите-то? У Титова что ли (ИГПР, 2003), он что вступил в Единую Россию, у Беляева – представителя XIX столетия, у Юшкова – основателя современной науки ИОГП, сына священника, пронесшего веру в Бога и искреннюю любовь к отцу через весь советский период. Мда???
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Лемурий » 03 ноя 2011, 22:26

Nikola писал(а):Европейские хронисты ничего не путали... с их стороны все правильно. Если славяне ведут себя как норманны, они и есть норманны.

Токмо не славяне, а русь... НО боюсь,что один начитавшийся учебников сталинской эпохи собеседник этого никогда не осознает...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Keil » 03 ноя 2011, 22:29

p.s. Насколько помню, Лиутпранд в своем рассказе употребляет слово «nordman» не в качестве этнического термина, а термина географического. Сначала он народами, живущими на севере от Константинополя, называет венгров, печенегов, хазар и руссов (а не только руссов). Потом применительно только к руссам он говорит, что руссы это народ, живущий «sub aquiline parte» (живущий в северной части). И поясняет, кому присваивается название нордманов – «aquilonares homines» (люди Севера).

Отождествлять нападение норманнов, о котором сообщает Иоанн Дьякон, с нападением Руси на Византию, которое было произведено в 60 годах IX века, действительно нельзя. Это разные походы, разных компаний.
Keil
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 03 апр 2011, 19:36

Re: Клятва Богом в греко-русских договорах X в.

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2011, 11:06

Keil писал(а):Ваше разделение на славян и руссов ничего не дает в данном вопросе. Вы знаете, сколько сегодня народов проживает в России, а на скольких языках у нас здесь говорят, сколько у нас субъектов Федерации? У нас, что тоже объединение государств? Конечно же, нет. У нас одно государство – Российская Федерация. Надеюсь, аналогия понятна.

Вы отрицаете очевидное, передергивая то, что писал до неузнаваемости. Объясняю Вам что русы - это НЕ славяне, т.е. народ русов, не народ славян, Вы же приводите в "пример" Российскую Федерацию. Вас учили чем отличается НАРОД от формы государственного устройства?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 92

cron