Здравствуйте , Лемурий!
Внимательно прочитаем первое предложение повести : « Почнемъ же , братiя, повесть сiю отъ старого Владимира до нынешнего Игоря иже истягну умъ крепостiю своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплынився ратного духа, наведе своя храбрыя плъки на землю половецкую за землю руськую.»Что видно из этого предложения ?Два пути следования: исторический «повесть сiю отъ старого Владимира до нынешнего Игоря» и современный автору «Слова …» поход Игоря «наплынився ратного духа, наведе своя храбрыя плъки на землю половецкую за землю руськую.». Эти два пути следования ищут истинную природу человека и его двойственную природу выраженную в соотношении рационального «истягну умъ крепостiю» и эмоционального «поостри сердца своего мужествомъ».Эти две равновеликие силы сердце и ум находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом . Их совместное существование в человеке часто носит конфликтный характер . В «Слове …» мы наблюдаем противостояние рассудка и сердца : " Спала князю умъ похоти и жалость ему знаменiе заступи». Взять в плен ум « уже княже туга ум полонила» (полонить — (иноск.) поработить, лишить силы (намек на плен полон людей в войне) захватить, покорить, взять в плен, пленить ,может и эмоция «туга» -печаль, скорбь, тоска, грусть, горе, кручина. Для того чтобы эмоции не порабощали «ум» , он должен быть «крепким» ,
Мужество — это преодоление страха. Мужество выказывает себя в твердом, терпеливом, настойчивом противостоянии страстям, неподчинении им.Следовательно и «крепкий» и «мужественный» -это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков, и все эти функции целиком относятся к воли . Вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и сердце (чувства, или эмоции ),хотя и в разной степени, прослеживается тесная связь, взаимовлияние и в то же время автономность сфер. Характер образов не может обойтись без рассмотрения внутреннего мира героев, а это, в свою очередь, не может обойтись без рассмотрения проблемы соотношения рационального и эмоционального и волевого в творчестве автора «Слова…» .