Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 дек 2011, 00:16

Здравствуйте , Лемурий!
Внимательно прочитаем первое предложение повести : « Почнемъ же , братiя, повесть сiю отъ старого Владимира до нынешнего Игоря иже истягну умъ крепостiю своею и поостри сердца своего мужествомъ, наплынився ратного духа, наведе своя храбрыя плъки на землю половецкую за землю руськую.»Что видно из этого предложения ?Два пути следования: исторический «повесть сiю отъ старого Владимира до нынешнего Игоря» и современный автору «Слова …» поход Игоря «наплынився ратного духа, наведе своя храбрыя плъки на землю половецкую за землю руськую.». Эти два пути следования ищут истинную природу человека и его двойственную природу выраженную в соотношении рационального «истягну умъ крепостiю» и эмоционального «поостри сердца своего мужествомъ».Эти две равновеликие силы сердце и ум находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом . Их совместное существование в человеке часто носит конфликтный характер . В «Слове …» мы наблюдаем противостояние рассудка и сердца : " Спала князю умъ похоти и жалость ему знаменiе заступи». Взять в плен ум « уже княже туга ум полонила» (полонить — (иноск.) поработить, лишить силы (намек на плен полон людей в войне) захватить, покорить, взять в плен, пленить ,может и эмоция «туга» -печаль, скорбь, тоска, грусть, горе, кручина. Для того чтобы эмоции не порабощали «ум» , он должен быть «крепким» ,
Мужество — это преодоление страха. Мужество выказывает себя в твердом, терпеливом, настойчивом противостоянии страстям, неподчинении им.Следовательно и «крепкий» и «мужественный» -это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков, и все эти функции целиком относятся к воли . Вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и сердце (чувства, или эмоции ),хотя и в разной степени, прослеживается тесная связь, взаимовлияние и в то же время автономность сфер. Характер образов не может обойтись без рассмотрения внутреннего мира героев, а это, в свою очередь, не может обойтись без рассмотрения проблемы соотношения рационального и эмоционального и волевого в творчестве автора «Слова…» .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 14 дек 2011, 11:55

Добрый день, Татьяна!
Поднятую Вами тему интересно будет разобрать тем более что и у Лидии Викторовны Соколовой есть подобная тема:

:arrow: см. Соколова Л.В. Композиция «Слова о полку Игореве»

также подобная тема: Ржига В.Ф. Композиция «Слово о полку Игореве» // Slavia. Roc.4. 8е§. 1. Praha, 1925. C.44-62

Zinchenko_tanya писал(а):Два пути следования: исторический «повесть сiю отъ старого Владимира до нынешнего Игоря» и современный автору «Слова …» поход Игоря «наплынився ратного духа, наведе своя храбрыя плъки на землю половецкую за землю руськую.»...Эти две равновеликие силы сердце и ум находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом . Их совместное существование в человеке часто носит конфликтный характер...

В теле праведника такого "конфликта" не существует. Он есть токмо у грешника, особенно того, кто пренебрег знамением Божьим (затмением) и похоти (алчбе) славы поддался.

Zinchenko_tanya писал(а):В «Слове …» мы наблюдаем противостояние рассудка и сердца : " Спала князю умъ похоти и жалость ему знаменiе заступи». Взять в плен ум « уже княже туга ум полонила» (полонить — (иноск.) поработить, лишить силы (намек на плен полон людей в войне) захватить, покорить, взять в плен, пленить ,может и эмоция «туга» -печаль, скорбь, тоска, грусть, горе, кручина. Для того чтобы эмоции не порабощали «ум» , он должен быть «крепким» ...

Ум поддался ПОХОТИ. Но тут на самом деле ирония, которую Вы пропустили:
«Братіе и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти... - ведь Автор пишет это, зная что ВСЕ князья участники похода предпочли плен смерти в бою.
Далее идет как бы пояснение, что сия бесславная кончина похода от того, что алчба славы ум военачальника пленила, не поддался он велению сердца знамения Божьего послушать.

Zinchenko_tanya писал(а):Мужество — это преодоление страха. Мужество выказывает себя в твердом, терпеливом, настойчивом противостоянии страстям, неподчинении им. Следовательно и «крепкий» и «мужественный» -это способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков, и все эти функции целиком относятся к воли ...

Как и приводил пример ранее здесь весьма ироническая метафора из кузнечного процесса, когда притупившееся оружие нагревают, растягивают и оттачивают.

"иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ..."

Все усилия толкователей подыскать в древне-русской книжности параллели к "истягну", дающие желательный им смысл "стянул", оказались безуспешны, как и попытки видеть конструкцию с повтором "и стягну и поостри" (В. Миллер, Потебня) или украинизм - iст (Чапленко) - явные модернизмы. Утолстившееся, притупленное от долгого употребления лезвее стального орудия (топора, косы) кузнец разогревает на огне и отковывает тоньше - оттягивает (совр. технический термин), вытягивает, а затем оттачивает на бруске. Здесь - образ из кузнечного дела, и оба глагола "истягнути - поострити", без насилия на их основным значением, выступают в профессионально-реалистическом смысле. Этот излюбленный технический образ у автора встречается и в других местах: "Олегъ мечемъ крамолу коваше", "Начяша князи ... сами на себѣ крамолу ковати", "князи сами на себе крамолу коваху", "храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена".
---------
Тиунов И. Д. Несколько замечаний к "Слову о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве". Сборник исследований и статей под ред. В.П. Адриановой-Перетц, М.— Л., 1950 г., с. 196
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24129
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 дек 2011, 18:26

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал : "иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ..."
«Как и приводил пример ранее здесь весьма ироническая метафора из кузнечного процесса, когда притупившееся оружие нагревают, растягивают и оттачивают.»

Выковать характер идеального человека с «крепким умом» и «мужественным сердцем», которые находились бы в равновесии, видимо , трудно .Говоря о отношении в характере героя «умственного» и «сердечного следует отметить , что нарушение равновесия влечёт за собой ошибочные и даже греховные поступки, например, человек растворён в эмоциях настолько, что «теряет» голову. Отсутствие благоразумие есть безумство человека охваченного страстью - похотью «спала князю ум похоти». Какова сила «похоти» ? Самое сильное желание - это жажда, в «Слове…» она передана текстом « а любо испить шеломомъ Дону».Отсутствие голоса разума приводит к принятию неверного решения и в этот момент между сердцем и умом происходит конфликт. Тема конфликта расширяется, и в неё вовлекаются герой Игорь и его окружение – дружинники. Игорь обращается к дружине , которая против похода, продолжить путь «а всядемъ, братiя на свои бръзыя комони , да позримъ синего Дону» и желание «жалость ему знамение заступи». В конфликте с героем Игорем и внешний мир и представляется ему как чуждый и враждебный « Солнце ему тьмою путь заступаше, нощь стонущи грозою птичь убуди» « Другого дни вельми рано кровавые зори светъ поведаютъ чръные тучи с моря идутъ» Таким образом автор изображает конфликт сердечного и головного в микромире героя и мы понимаем , что нарушена гармония и с макромиром .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 14 дек 2011, 22:29

Zinchenko_tanya писал(а):Какова сила «похоти» ? Самое сильное желание - это жажда, в «Слове…» она передана текстом « а любо испить шеломомъ Дону».

Похоть и алчба - грешные желания. Жажда - нет. Более того, устойчивая метафора « а любо испить шеломомъ Дону» к жажде отношения никакого не имеет. Это повторение подвига предков, которые пили шеломами из Дона (летописного Северского Донца) в походе 1111 г. Это понятие ПОБЕДЫ в 2-х антитезах:
    «хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
    и
    «два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону»

Zinchenko_tanya писал(а):В конфликте с героем Игорем и внешний мир и представляется ему как чуждый и враждебный « Солнце ему тьмою путь заступаше, нощь стонущи грозою птичь убуди» « Другого дни вельми рано кровавые зори светъ поведаютъ чръные тучи с моря идутъ» Таким образом автор изображает конфликт сердечного и головного в микромире героя и мы понимаем , что нарушена гармония и с макромиром .

Если честно, то Вы красиво излагаете, но как бы лебедиными крыльями о воду текста касаясь...
Герой СПИ греховен, поэтому и обращается к языческим богам, а не к христианскому. Солнечное затмение ему не враждебно. Далее по тексту оно именуется ЗНАМЕНИЕ. Знамение есть предупреждение, предостережение от беды, какое же здесь враждебное отношение.
Кровавые зори опять предвещают кровопролитную бойню. Опять предупреждение.
Так что конфликт сердца и разума у него был в самом начале, когда он знамения не послушался и разрешился после покаяния в плену, когда на раскаявшегося грешника Бог снова обратил внимание и помог бежать из земли половецкой смерцами к северу путь указывая.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24129
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 дек 2011, 14:16

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал: «Похоть и алчба - грешные желания. Жажда – нет»
Лемурий , в пестром мире эмоций принято выделять такие состояния, как настроения, страсти и аффекты. Разделяются они по своей силе. Настроение - это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий. Внешнее воздействие: «виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты» и создается настроение дружинников, не идти в поход . Настроение подвержено колебаниям После обращения Игоря « а всядемъ братiя на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону», настроение меняется и поход продолжается . С настроением автор связывает желание увидеть «да позримъ синего Дону».
Похоть- Страсть - представляет собой сильное и длительно протекающее эмоциональное состояние, глубоко затрагивающее волевые процессы. Более сильное желание –это жажда «а любо испить шеломомъ Дону».Желание увидеть"позримъ синего Дону" более слабой интенсивности , а жажда" испить шеломомъ Дону" будет мучить, пока это желание не исполнится .Похоть- страсть – это особый род недуга, поскольку с ней связаны и жестокие страдания и удивительная прелесть жизни .Что принесёт похоть Игорю? Печаль и страдания Переживание печали сопровождается конкретными образами : темный путь «Солнце ему тьмою путь заступаше», чувство тяжести на сердце передаётся стонами «нощь стонущи», «кровавые зори» , «черныя тучя». В печали человек воспринимает мир как враждебный .
Особо следует сказать об аффектах. Это эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Его отличают бурное внешнее проявление ,резкое возбуждение ,доводящее человека до чрезмерной агрессивности, В состоянии аффекта изображён «Яръ туръ Всеволод стоиши на бороне , прыщеши на вои стрелами, гремлеши о шеломы мечи харалужные. Кам о Туръ поскачяше, своимъ златымъ шеломомъ посвечивая, тамо лежатъ поганые головы…».В состоянии аффекта проявляется временная дезорганизация сознания ,сужение сознания « забывъ чти и живота и града Чернигова,отня злата стола и свои милыя хоти Глебовны , свычая и обычая». Современные бы психологи сказали бы, что к такому аффективному реагированию склонны холерики.
В «Слове…» «спала князю умъ похоти» утверждается дуалистическое понимание природы человека, как рационально чувственного существа . Но надо уточнить , что психические процессы не только умственные, но ещё и эмоциональные и волевые .Каждый поступок человека зависит от того какова в нем доля ума ,сколько в нем эмоций и какой процент воли . Ум , сердце и воля составляют триединство человека .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 дек 2011, 09:14

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий писал: « Это понятие ПОБЕДЫ в 2-х антитезах:
«хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»

Проанализируем какие импульсы являются главной мотивирующей силой поведения Игоря ?Отправится в поход его заставило желание «любо испить шеломъ Дону».Не просто напиться воды из Дона , а утолить жажду которая появляется после того как « светлое и тресветлое солнце… простре гопрячу свою лучу на ладе вои. В поле безводнем жаждею имъ лучи спряже, тугою им тулии зачте» Жажда - совокупность ощущений, выражающихся в непреодолимом стремлении пить воду и вызывающих соответствующие поведенческие реакции. Относится к основным биологическим мотивациям, обеспечивающим сохранение жизни индивидуума , перен. сильное страстное желание чего-либо . Жажда знаний - синоним стремление, жажда любви –страсть, вожделение, жажда жизни – бессмертие Удовлетворение жажды, после сильных мучений, приносит человеку наслаждение и я бы сказала высокую степень счастья - блаженство .Что хочет Игорь?Ответ на этот вопрос есть в»златом слове Святослава «рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе СЛАВЫ искати» Игорь ищет славы завоевателя !!!Он как Фаус хочет обрести мгновение , высший миг блаженства , ощутить себя победителем « чужой стороны» с центром Доном . Обрести абсолютно прекрасное мгновение «испить шеломомъ Дону» значит для Игоря ощутить всю полноту власти земного бытия и стремиться « поискати града Тмуторокани», а там глядишь и «земли незнаемы Влъзе , Поморию., и по Сулию и Сурожу и Корсуню и тебе тмутороканьский блъванъ» и реально достичь мирового господства. За свою идею Игорь готов отдать жизнь «хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
У Фауста, в обмен на условие увековечить прекрасный миг, душа его станет принадлежать дьяволу. И Игорь не довольствуется уделом предначертанным людям Творцом. Желание Игоря достичь Абсолюта, блаженства, открытого только Высшей небесной силе ,наказывается. Высшая небесная власть отправляет Игоря в плен к дьяволу , «к детям бесовым» , а потом прощает его.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 16 дек 2011, 10:43

Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):Похоть- страсть – это особый род недуга, поскольку с ней связаны и жестокие страдания и удивительная прелесть жизни.

Похоть и страсть - вещи разные. Первое греховное, идущее от головы, второе неосознанное, идущее от сердца.
Вы же сами выше писали о конфликте сердечного и мысленного, вот это как раз та самая разница в понятиях.

Zinchenko_tanya писал(а): Особо следует сказать об аффектах. ...В состоянии аффекта изображён «Яръ туръ Всеволод стоиши на бороне ... Современные бы психологи сказали бы, что к такому аффективному реагированию склонны холерики.

А Вы по профессии часом не психолог? У Вас специфические термины. Яр тур Всеволод изображен героем. Не смотря на то, что относится он к Ольговичам, Автор выделяет его особенно. И тут показан не аффект, а самый настоящий героизм, сопереживание за дело, за жизнь своих воинов.

Zinchenko_tanya писал(а): Ум, сердце и воля составляют триединство человека .

Ум и сердце - два вектора, указывающие направления действий. Иногда одинаковые, в случае с Игорем совершенно противоположные. Сила воли - это движущая сила. Направление и сила - совершенно разные понятия.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24129
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 16 дек 2011, 11:02

Zinchenko_tanya писал(а):Проанализируем какие импульсы являются главной мотивирующей силой поведения Игоря? Отправится в поход его заставило желание «любо испить шеломъ Дону».Не просто напиться воды из Дона , а утолить жажду которая появляется после того как « светлое и тресветлое солнце… простре гопрячу свою лучу на ладе вои.

Э-э-э, НЕТ. Игорь хотел без половцев захватить их добро на вежах. То, что он будет окружен да ещё многочисленными полками половцев перед переправой он не ведал. А "испить Дона" его влекла алчба славы - грешное желание. Откуда ж он мог знать что попадет под палящее Солнце в поле безводном? Кстати, напомню, что Всеволод стоял на бороне у озера, однако тоже испытывал жажду, т.е. речь шла о соленых озерах - Торских.

Zinchenko_tanya писал(а):Что хочет Игорь?... «рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе СЛАВЫ искати» Игорь ищет славы завоевателя !!! Обрести абсолютно прекрасное мгновение «испить шеломомъ Дону» значит для Игоря ощутить всю полноту власти земного бытия и стремиться «поискати града Тмуторокани»... а любо испити шеломомь Дону»

ЛИБО "испить шеломом Дону" (та самая алчба славы о которой писал выше), ЛИБО поискать ветра в поле, иголку в стогу сена, града тьму тороканьего,
    "...понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов."
    (Татищев 1963, с.155)
Zinchenko_tanya писал(а):Желание Игоря достичь Абсолюта, блаженства, открытого только Высшей небесной силе, наказывается. Высшая небесная власть отправляет Игоря в плен к дьяволу , «к детям бесовым» , а потом прощает его.

Вы слишком ХОРОШО думаете об Игоре. Разве описываемый Вами "герой" мог бы 2-мя годами ранее в той же компании произнести такое:
«Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24129
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 16 дек 2011, 13:40

Лемурий, ну как у Вас получается интересно...
Сначала Вы по источникам ВНЕ СПИ рисуете отрицательный образ Игоря - реального князя Северского, а потом этим вашим личным образом подменяете образ героя литературного произведения! То есть априори приписываете автору СПИ свою точку зрения на Игоря - а не пытаетесь взглянуть на героя поэмы глазами автора.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 16 дек 2011, 13:49

. Лемурий писал «Похоть и страсть - вещи разные .
В толковом словаре Ушакова читаем:
СЛАДОСТРАСТИЕ. 1)Повышенная чувственность, сильное влечение к удовлетворению полового чувства, похоть.2) Страстное влечение к чему-н., ощущение чего-н. .
Читая Библию, мы видим, что слово “похоть” несет именно такую смысловую нагрузку: похоть – желание. “Рабы похоти и удовольствия” (Тит.3,3). “Прошу удалиться от плотских похотей” (1Пет.2,11). “Вы хотите исполнять похоти отца вашего” (Иоан.8,4) Библия различает два вида похоти – похоть очей и похоть плоти. Похоть очей достаётся дружинникам Игоря « позримъ синего Дону» Похоть очей – это внезапно вспыхнувшее нечистое желание внутри человека, вызванное реальным зримым, искушающим его, объектом или его образом. похоть плоти «любо испить шеломомъ Дону» Это более длительные желания, опустившиеся в его сердце. Грех похоти во всех своих видах является смертным, тяжким грехом и тяжко наказывается Богом. Поэтому всякий благосмысленный человек должен чувственные влечения и стремления обуздывать и подчинять закону Божию для сохранения своей чистоты.
Лемурий писал :«Игорь хотел без половцев захватить их добро на вежах»
Лемурий, для такого гения , как автор «Слова..» такая цель примитивна.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 16 дек 2011, 17:41

Zinchenko_tanya писал(а): Читая Библию, мы видим, что слово “похоть” несет именно такую смысловую нагрузку: похоть – желание...

В таких случаях лучше смотреть Срезневского с примерами из древнерусской литературы:

Изображение

Как видите с аналогичными примерами, токмо грешные желания.

Zinchenko_tanya писал(а): Грех похоти во всех своих видах является смертным, тяжким грехом и тяжко наказывается Богом. Поэтому всякий благосмысленный человек должен чувственные влечения и стремления обуздывать и подчинять закону Божию для сохранения своей чистоты.

А здесь с Вами согласен. Тем более странно, что Вы не применяете это к Игорю

Zinchenko_tanya писал(а): Лемурий писал :«Игорь хотел без половцев захватить их добро на вежах»
Лемурий, для такого гения , как автор «Слова..» такая цель примитивна.

Ну а как же укор Святослава, разве не тот же укор летописи повторяется:
    "Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24129
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 17 дек 2011, 10:51

Здравствуйте ,Лемурий!
Лемурий писал : «Ну а как же укор Святослава, разве не тот же укор летописи повторяется:
"Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте...». .
О чем в данном тексте идёт речь ? Лемурий, бывает честный бой, когда сходятся полки и побеждает в честном бою тот , кто сильнее и храбрее . Но можно одолеть противника и нечестно"Нъ нечестно одолѣсте», с помощью обмана заманить в ловушку . Так поступили половцы в первой стычке с Игорем «Съ зарание в пятокъ потопташа поганые плъки половецкыя». Полоцы создали видимость боя , даже для достоверности « нечестно бо кровь поганую проліясте...»пролили свою кровь и Игорь оказался в западне . Почему это случилось ? Да потому, что Игорь совершал поступки в бою на эмоциях. Сердцу и уму в «Слове …» отводится важная роль, как средству передачи не только рациональных и эмоциональных состояний, но и основных составляющих поступков . Сердце некое телесно – эмоциональное сосредоточие человеческой личности .Для честного боя достаточно наличия «храброго сердца» «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена «, а чтобы не дать себя «нечестно одолѣсте»нужнго понять хитросплетение врага.И в этом помогает ум , точнее мудрость, которая появляется в зрелом возрасте вместе с сединой, какая есть у Святослава «Се ли створите моей сребреной седине». А если нет мудрости , то значит « рано еста начали половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати «.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Nikola » 17 дек 2011, 10:59

Если два независимых источника приписывают Святославу один и тот же укор Игорю - пусть и не совсем теми же словами - значит, реальный Киевский князь так и сказал. "Злато слово" в летописи зафиксировано, причем современником.
Возможно, не верил Святослав в Тьмутаракань... и для упрека имел основания: его братаны свели на нет и без того шаткое равновесие, сложившееся по смерти Кобяка. Святослав и Рюрик столько сил и нервов - тяжкий труд уговаривать суверенных князей - потратили на операцию, и на тебе. Вот он, грех Игоря, вот почему - "похоть" (именно не охота, не желание, не жадность, наконец - вот по этому слову я с Лемурием согласен, осуждающий у него оттенок) - но грех не перед Богом, а перед князьями и Землей Русской. Всю Землю он подставил под удар ради достижения своей (или все-таки Ярославовой?) цели.
А вот языческие силы - им-то Земля Русская самая что ни на есть Родина, с какой стати им толкать Игоря на авантюру или хотя бы просто поддерживать?
Если кто грешен перед Богом - так это автор Слова, а не его герой.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Лемурий » 18 дек 2011, 11:12

Доброе утро, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):"Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте...». О чем в данном тексте идёт речь ? Лемурий, бывает честный бой, когда сходятся полки и побеждает в честном бою тот , кто сильнее и храбрее . Но можно одолеть противника и нечестно"Нъ нечестно одолѣсте», с помощью обмана заманить в ловушку . Так поступили половцы в первой стычке с Игорем «Съ зарание в пятокъ потопташа поганые плъки половецкыя».

Вы совершенно правильно начинаете, но затем события переворачиваете. Кто первым напал на незащищенные вежи и девок половецких погнал и узорочье половецкое захватил в избытке? "Нечестно бо кровь поганую проліясте..." не сами же себе поганые кровь пролили, да ещё нечестно. Напомню, что укоряет Святослав этими словами Игоря и Всеволода, а не половцев.

Zinchenko_tanya писал(а):Для честного боя достаточно наличия «храброго сердца» «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена «, а чтобы не дать себя «нечестно одолѣсте» нужного понять хитросплетение врага. И в этом помогает ум , точнее мудрость, которая появляется в зрелом возрасте вместе с сединой, какая есть у Святослава «Се ли створите моей сребреной седине». А если нет мудрости , то значит « рано еста начали половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати «.

    У родимого батюшка
    У его сердце каменно,
    В золезо сковано,
    В булате сварено
    .

    (Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах. №1554 цит. по Роберт Манн "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с.23)
Не очень-то на "похвалу" похоже. Вы же с Робертом лучше других об этом из обрядовых предсвадебных плачей знаете...

А "рано еста начали половецкую землю мечи цвелити" - это, напомню, что Святослав поехал на юг собирать своих родственников для общерусского похода и к своему удивлению узнал, что Ольговичи уже "цвелят" беззащитные половецкие вежи, никого об этом НЕ предупредив.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24129
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Композиционное своеобразие "Слова о полку Игореве..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 18 дек 2011, 14:08

Добрый день , Лемурий!
Лемурий писал :»Напомню, что укоряет Святослав этими словами Игоря и Всеволода, а не половцев.»
«Немци венедицы , грецы и морава…каютъ князя Игоря». Святослав же Игорю и Всеволоду сочувствует, плачет вместе с ними «изрони златое слово слезами смешено».
Лемурий писал: « Кто первым напал на незащищенные вежи и девок половецких погнал и узорочье половецкое захватил в избытке? "Нечестно бо кровь поганую проліясте..." не сами же себе поганые кровь пролили, да ещё нечестно.»
Читаем внимательно текст «не честно одолести» Бой, который начался «с зарания в пяток», закончился в воскресенье « третьего дни к полудню падоша стязи Игоревы».Одолели половцы Игоря . Почему «нечестно одолели» , да потому что придумали хитрость, заманить Игоревы войска как можно дальше в степь. Для этого и были оставлены «девки половецкие» , да ещё приманкой служили и «злато и драгие оксамиты.. и кожухи». Да в первый день Игорь победил, но кровь, пролитая половцам, была лишь частью обмана Игоря «нечестно бо кровь поганую пролиясте».
Лемурий писал: .
У родимого батюшка
У его сердце каменно,
В золезо сковано,
В булате сварено.
Всё правильно , родимый батюшка выдавал замуж дочку не по любви , а по расчёту , как правило в богатый дом .
В данном случае не давал волю эмоциям , а полагался на разум.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 59