Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 20 янв 2012, 11:49

Уважаемый Новый, что касается академичности книг, то для меня это очень и очень серьезный вопрос. Поэтому я обычно протестую против учебников Закона Божьего для заграничных гимназий, против энциклопедий, справочников и против научно-популярных книг, например, о половцах в познавательных сериях, где делаются, наряду с достоверными археологическими, очень сомнительные филологические и этнографические выводы. С тем, что мы не обязаны никого чтить, принципиально не согласен, поскольку профессиональность пишущего в той или иной - замечу, узкой - сфере является залогом достоверности сообщаемой им информации, а также профессиональности её обработки. При этом мы обязаны принимать во внимание, что литературовед не является археологом, а археолог, как я уже говорил, может делать ляпы и допускать просчеты в области исторической этнографии или лингвистики.
Себя мы тоже не должны переоценивать, ведь многие из нас являются любителями, и только некоторые имеют одно из подходящих для дискуссии образование. А что все - лди эрудированные, в этом, помилуйте, никто не сомневается.
О реконструкции основного мифа лучше судить не по энциклопедиям и словарям, тем более, что сейчас мы говорим о некоторых частных её приложениях и сделанных в рамках её выводах. Которые объективно существуют, нравится это кому-либо или нет.
Критика Рыбаковым Иванова и Топорова аргументированной не является, ни в методическом, ни в фактажном плане, увы, Рыбаков как человек предшествующего поколения, на которое в Советском Союзе пришлось бурное развитие археологии и исследований символики искусства в сочетании с упадком сравнительного, прежде всего индоевропейского языкознания и компаративистики, просто не понял их выводов, как не понял их и другой археолог, Лев Клейн, во многом стоявший на куда более близких к Рыбакову позициях. На деле же теория Иванова и Топорова ныне возобладала, среди её последователей сейчас археосемиотик Никос Чаусидис, фольклорист и мифолог Радислав Катичич, преждевременно ушедший от нас крупный филолог Николай Михайлов, этнолог Змаго Шмитек и многие другие, в общем, если Вам интересно, то в мировой славистике эта теория является сейчас общепризнанной.
Прочел я и статью, которую Вы всё время предлагаете всем. Прискорбно, что молодой автор не удосужилась прочесть классические статьи Иванова и Топорова, в частности, "Инвариант и трансформацию", где они говорили об образе Громовержца-Дракона. Добавлю, что в образе дракона предстают порой, в зависимости от обстоятельств, и индоарийский Индра, и иранский Веретрагна, и осетинский Уацилла, и ясский Гарабонциаш, и греческий Зевс, и этрусский Тин.
По поводу эллинских Богов разрешите процитировать Сергея Ивановича Радцига, которого, надеюсь, Вы не станете уличать в каких-то -измах:
Точно так же и боги наделяются своими эпитетами, которые восходят к культовым их прозвищам: Зевс — «громовержец», «тучесобиратель», «широкогремящий», «промыслитель», «отец мужей и богов» и т. д. Посейдон — «земледержец», «земли колебатель»; Аполлон — «лучезарный» (Феб), «ликийский», «далекоразящий», «сребролукий»; Гера — «владычица», «волоокая», «почтенная», «златотронная», «замышляющая хитрости»; Афина — «Паллада», «дочь мощного отца», «несокрушимая», «добычница», «совоокая»; Артемида — «златотронная», «прекрасновенчанная», «охотница», «владычица зверей», «сыплющая стрелы»; Арес — «ненасытный в войне», «неистовый», «могучий», «воитель», «губитель», «непостоянный» и т. д.

И данные эпитеты могут фигурировать и сами по себе.
Соотнесение Дива с иранскими дэвами, на мой взгляд, не должно подвергаться сомнению. А что касается Дыя там, то это переписчик исправил Дива под влиянием указанных Вами хронографов, между тем речь шла именно о славянских культах.
Можно не соглашаться с другими выводами Мартынова, но этот вполне обоснован. И лично я не вижу каких-либо причин его отвергать.
Читаем здесь:
http://www.inslav.ru/index.php?option=c ... &Itemid=62
Уважаемый Лемурий, почитайте труды Михаила Серякова о "Голубиной книге".
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 20 янв 2012, 17:39

Konrad писал(а):Уважаемый Лемурий, почитайте труды Михаила Серякова о "Голубиной книге".

В том виде в каком она представлена, с псевдорусским языком, с эзотерическими комментариями Рериха - это НЕ источник.

На самом деле древнерусский источник назывался по-другому с соответствующим языком.

Изображение
Срезневский И.И. Древние памятники Русского письма и языка // ИОРЯС, т. X, С.170
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 20 янв 2012, 18:48

Уважаемый Лемурий, помилуйте, какой Рёрих во времена Афанасьева?
Я его комментариев и не видел, к слову сказать. Но факт тот. что в "Книге" сей изустной почти всё дышит индоевропейской древностью. Поэтому, если там и есть некие универсалии, перекликающиеся с семитским Востоком, но имеющие параллели также у индоевропейцев, то логично склоняться к последним.
Да и книги Михаила Леонидовича вполне нормальны (зная мой скептицизм в отношении популярщины, можете мне поверить).
Серяков М. Рождение Вселенной. Голубиная книга. Москва: Яуза, Эксмо, 2005 г., 576 стр. и другие.
Кроме Дажьбога в перечне кумиров языческих богов, установленных Владимиром, мы встречаем еще одно эпитетообразное наименование, образованное путем добавления определения к основе «богъ» – это Стрибог. В дошедших до нас письменных источниках не сохранилось сведений, из которых мы могли бы составить для себя хоть какое-то представление о характере образа Стрибога. Единственное исключение – это все то же «Слово о полку Игоря» в котором, правда, упоминается не сам Стрибог, а его внуки: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы». Взяв этот отрывок за отправную точку, для выяснения характера образа Стрибога мы можем рассмотреть, то, как решается вопрос о происхождении ветра в других индоевропейских традициях. Снорри Стурлусон в своей «Младшей Эдде», пересказывая скандинавские мифы пишет: «Тогда спросил Ганглери: "Откуда берется ветер? Он так силен, что волнует океаны и раздувает пламя. Но как ни силен он, никто не может его увидеть, ибо удивительна его природа". Тогда отвечает Высокий: "Об этом я легко могу тебе поведать. На северном краю неба сидит великан по имени Пожиратель Трупов. У него облик орла. И когда он расправляет крылья для полета, из-под крыльев его подымается ветер. Так здесь об этом сказано: Хресвельг сидит у края небес / в обличье орла; / он ветер крылами своими вздымает / над всеми народами».

Как видно из приведенной цитаты, в северо-германской традиции происхождение ветра связывалось с крылатым персонажем олицетворяющим огонь: его имя - Хресвельг, означающее «Пожиратель Трупов», находит свое объяснение в некогда повсеместно распространенной, и доныне сохраняемой в Индии традиции кремации умерших, что недвусмысленно указывает на огненную природу данного персонажа. Крылья - это языки пламени, порождающие движение воздуха – ветер. В русской традиции на уровне фольклора, а именно в «Г/о/лубинной книге» рассказывается о Стратим-птице: Стратим-птица всем птицам мати.\ Почему она всем птицам мати? \ Живет на океане-море… \ По Божьему все повелению \ Стратим-птица вострепенется, \ Океан-море восколыхнется; \ Топит она корабли гостиные \ Со товарами драгоценными…

Причем контекст упоминания Стратим-птицы в «Г/о/лубинной книге» полностью повторяет русскую пословицу приведенную в словаре В.И. Даля, с той разницей, что на месте Стратим-птицы оказывается орел: Всем рекам река Ерат (Евфрат). \ Всем горам гора Авор (Фавор). \ Всем древам древо кипарис. \ Лев зверь всем зверям. \ Всем птицам птица орел.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 22 янв 2012, 11:08

Konrad писал(а):факт тот. что в "Книге" сей изустной почти всё дышит индоевропейской древностью. Поэтому, если там и есть некие универсалии, перекликающиеся с семитским Востоком, но имеющие параллели также у индоевропейцев, то логично склоняться к последним.

На каком языке написана то, что Вы называете "Голубиной книгой" - вопрос. Был бы это конец XII- начало XIII мы бы увидели "развал" двойственного числа, т.е. его применение наряду с множественным. Подробно см.

Исаченко А.В. Двойственное число в «Слове о полку Игореве» // Заметки к Слову о полку Игореве. Белград, 1941. Вып. 2. С. 34—48

Были так называемые "Глубинныя книгы", относящиеся к отреченной литературе, в которых "друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь… глаголюще". За чтение таких книг Авраамия Смоленского заточили (!) при монастыре на Селище (арест при церковном доме, т.е. решение церковного суда). Было это по повелению епископа Игнатия (после 1197 — после 1205) см. Карпов А.Ю. Авраамий Смоленский.

На каком языке были написаны эти отреченные книги, где пророком нарицается не Иисус, а "друзии" - не понятно. Мандеи, например, видели миссию в Иоанне Крестителе. В любом случае, это были не языческие книги, а еретические - "еретика нарицати".
Ну а "Голубиная книга" похожа на "Глубинныя книгы" токмо названием.

Konrad писал(а):Да и книги Михаила Леонидовича вполне нормальны (зная мой скептицизм в отношении популярщины, можете мне поверить).
Серяков М. Рождение Вселенной. Голубиная книга. Москва: Яуза, Эксмо, 2005 г., 576 стр...

"Нормальны", но токмо для альтернативной истории.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 22 янв 2012, 12:43

Это ж не Иисуса, а самого Аврамия пророком называли.
Почему альтернативной? Для начала, это не история, а исследования по мифологии и фольклору. И тем более не альтернативные. Человек исследует мифологию этих устных источников - духовных стихов, ссылки - везде, ссылается исключительно на академические публикации. Всё корректно.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 22 янв 2012, 16:50

Сам устный источник, записанный со слов в XVIII в. очень сложно подвести под научную базу.
Если бы на руках был список "Глубинныя книгы" Авраамия Смоленского - тогда конечно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 22 янв 2012, 17:45

Уважаемый Лемурий, не пугайте меня. Исследование мифологических мотивов в фольклоре. в том числе в духовных стихах - вполне легитимное направление в этнографической и фольклористической науке, давно разрабатывается, а житие Авраамия Смоленского, наоборот, рассказывает нам о том, что уже тогда по рукам ходили списки таких сочинений. Отмести их Вы не можете.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 янв 2012, 09:08

Konrad писал(а):... житие Авраамия Смоленского, наоборот, рассказывает нам о том, что уже тогда по рукам ходили списки таких сочинений. Отмести их Вы не можете.

Откуда Вам известно, что это именно эти списки? Авраамия Смоленского называли еретиком, а не язычником.
У Вас есть иные свидетельства, кроме похожего названия? Фольклор безусловно надо учитывать, но не надо забывать о неточной передаче устного текста, внесшей в изначальный текст много отсебятины. Вот Вы сами скажите, почему по "Голубиной книге" нет ни одной работы ОДРЛ?

Тем более, что само построение заимствовано из церковной литературы.

    А на ту на гору было на Фаорскую
    Выпадала тут книга да Голубиная...

    А кипарис-от древо да фсем древам — древо!» —
    «Поцёму кипарис-древо называицьсе?» —
    «Потому кипарис-древо называицьсе:
    На кипарисном-то древе да сам Господь роспят,
    Сам Господь-де роспят да тут небесной царь, —
    Потому кипарис-древо называицьсе!..»

    -------
    Голубиная книга

Сравните Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 23 янв 2012, 13:24

Христианизация русского фольклора в 18.-19. веках под влиянием государства и раскольничьих сект - это общепризнанный факт, ну и что с того? Он сохраняет под наслоениями более древние мифологемы, это тоже доказано, тем же Топоровым хотя бы. И другими славистами. Вот именно язычество, которое в текстах исторически было изначально, Вы и пытаетесь звать отсебятиной, что неубедительно и ненаучно.
Факт тот, что все отмеченные Вами "библеизмы" являются либо мифологическими универсалиями, либо продуктом неких операций над текстом. По поводу первых. В книгах Фрэзера, Тейлора, Кемпбелла, Элиаде, Эйитиро, Березкина можно обнаружить массу соответствий тем или иным образам Ветхого и Нового Завета из таких дальних стран, куда влияние иудаизма и христианства не распространялось, из того времени, когда самих этих текстов не существовало или же в таком оформлении, которое начисто противоречит версии о заимствовании. Второй случай вызывает еще большее недоверие, поскольку подразумевает подгонку текста под желаемое.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 янв 2012, 16:16

Вы знаете, Konrad, между дошедшими списками древнерусских литературных памятников и записями народного фольклора в плане достоверности выбираю первое.

Вот скажите, откуда в Вашей "индоевропейской древности" гора Фаворская, на которой Иоанн Богослов к Господу обращался и кипарисовый крест, на котором "сам Господь роспят" ?

Вот Вы утверждаете, что это "христианизация русского фольклора в 18.-19. веках под влиянием государства и раскольничьих сект" , меж тем упускаете обратное, что дошедший текст есть ничто иное как компиляция церковных сюжетов.

Где список времен Авраамия ? НЕТ. А на нет и спорить не о чем.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 23 янв 2012, 16:57

Лемурий, но Вы же это делаете отнюдь не в силу тяги к достоверности, а дабы избежать нехристианской мифологической информации, следовательно, предвзято. Что ненаучно само по себе.
Гора, разумеется, была иной, как и дерево, а откуда в церковной традиции, например, рассказ о происхождении сословий из тела первочеловека - там же, только ниже, полностью соответствующий одному из древнейших гимнов Ригведы и некоторым другим архаичным памятникам индоевропейской мифологической мысли? Или предание о Правде и Кривде? То-то и оно, и признано это тем же Владимиром Топоровым, Вячеславом Ивановым, Борисом Рыбаковым - это только из тех, кого Вы читаете. И многими другими, которых Вы не читали, а потому Ваши попытки отвергнуть "Голубиную книгу" без рассмотрения данной литературы не могу принять. Хотя бы Серякова прочтите.
Есть в России такой православный писатель Владимир Карпец - потрясающий человек, Фоменко и Носовскому до него далеко, этот ищет истоки Меровингов в земле летописной мери, считает поиски грибов русским алхимическим занятием, а ненавистную ему британскую династию Виндзоров выводит от рептилий. Так вот он как-то печатно заявил, что трудов по мифологии не читает, дабы не оскверниться языческим искушением. Мы же не будем ему уподобляться и переносить в науку наши личные религиозные предпочтения, правда?
Наоборот, не доказано, что то, что читал Авраамий, - не списки популярного в народе стихотворного текста. Тем более, что говорим мы о нехристианских версиях осмысления ветра как дуновения, а не об Авраамии.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Новый » 23 янв 2012, 17:16

Konrad писал(а):Уважаемый Новый, что касается академичности книг, то для меня это очень и очень серьезный вопрос. Поэтому я обычно протестую против учебников Закона Божьего для заграничных гимназий, против энциклопедий, справочников и против научно-популярных книг, например, о половцах в познавательных сериях, где делаются, наряду с достоверными археологическими, очень сомнительные филологические и этнографические выводы.

Я и не называю такие книги академическими. Академическое издание для меня - это нечто напечатанное в признанной научной периодике (например, ТОДРЛ), профессиональная книга, оснащенная комментариями, или издание, скажем, из серии "Литературные памятники" (там тексты выверены и примечания очень серьёзные).
Konrad писал(а):С тем, что мы не обязаны никого чтить, принципиально не согласен, поскольку профессиональность пишущего в той или иной - замечу, узкой - сфере является залогом достоверности сообщаемой им информации, а также профессиональности её обработки. При этом мы обязаны принимать во внимание, что литературовед не является археологом, а археолог, как я уже говорил, может делать ляпы и допускать просчеты в области исторической этнографии или лингвистики.
Себя мы тоже не должны переоценивать, ведь многие из нас являются любителями, и только некоторые имеют одно из подходящих для дискуссии образование. А что все - лди эрудированные, в этом, помилуйте, никто не сомневается.

Я считаю, что никто из исследователей, включая людей, имеющих специализированное образование, не должен приниматься в качестве непререкаемого заведомо авторитета. На уровне некоей, скажем так, "презумпции", - я согласен, что работа человека, имеющего научное звание и университетские публикации, вызывает, разумеется, больше исходного доверия, чем труд кого-то малоизвестного. В первом случае я сам не стану проверять ссылки так же тщательно, как во втором, поскольку буду уверен в аутентичности источников, которыми автор пользуется. Но на этом презумпция заканчивается: отсюда и далее надо принимать во внимание только сами аргументы, "забыв" о статусе выдвигающего их, - чтобы не угодить в тенета пристрастных суждений.
Konrad писал(а):О реконструкции основного мифа лучше судить не по энциклопедиям и словарям, тем более, что сейчас мы говорим о некоторых частных её приложениях и сделанных в рамках её выводах. Которые объективно существуют, нравится это кому-либо или нет.
Критика Рыбаковым Иванова и Топорова аргументированной не является, ни в методическом, ни в фактажном плане
...Рыбаков как человек предшествующего поколения, на которое в Советском Союзе пришлось бурное развитие археологии и исследований символики искусства в сочетании с упадком сравнительного, прежде всего индоевропейского языкознания и компаративистики, просто не понял их выводов, как не понял их и другой археолог, Лев Клейн, во многом стоявший на куда более близких к Рыбакову позициях... На деле же теория Иванова и Топорова ныне возобладала...
... Прочел я и статью, которую Вы всё время предлагаете всем. Прискорбно, что молодой автор не удосужилась прочесть классические статьи Иванова и Топорова, в частности, "Инвариант и трансформацию", где они говорили об образе Громовержца-Дракона. Добавлю, что в образе дракона предстают порой, в зависимости от обстоятельств, и индоарийский Индра, и иранский Веретрагна, и осетинский Уацилла, и ясский Гарабонциаш, и греческий Зевс, и этрусский Тин."

Я знаком не со всеми трудами Иванова и Топорова, но некоторые прочёл, и очень внимательно. Действительно, не стану опираться на Рыбакова или Клейна (с которыми, кстати, тоже очень во многом не согласен): у меня сложилось собственное мнение, которое я здесь, в расках форумного поста, могу изложить лишь очень конспективно.
Прежде всего, у меня давно и устойчиво вызывает возражение сама идея (впрочем, высказываемая ещё задолго до Иванова и Топорова) "замещения" в сознании народа тех или иных языческих "ОБРАЗОВ" христианскими, т. е. языческих культов, продолжающих существовать в замаскированном виде. Почему я выделил и поставил в кавычки слово "образы"? Во-первых, потому, что функциональная схожесть (даже если по нескольким параметрам, не говоря уж об одном) даёт крайне мало для сближения разных объектов культа как таковых. Я уже не раз писал здесь, на форуме, о том, что при втором браке, при смене начальника, учителя и т. д. целая совокупность функций, выполняемых ранее кем-то одним, выполняется новой личностью; что же касается способа отношения к этой последней, он тоже во многом походит на практикуемый прежде, поскольку уже успели сложиться психологические и поведенческие навыки отношения к жене/мужу/начальнику/учителю и множеству других стереотипных фигур, с которыми приходится иметь дело. Если к новому начальнику так же ходят "на ковёр", как, допустим, к его предшественнику, это не значит, что в нём видят "скрытого прежнего". Точно также, если христианских святых молили о выпадении дождя или о военной победе, причём используя даже более или менее те же самые формулировки, что бытовали у далёких предков при обращениях к языческим божествам, это вовсе не обязано означать тождества адресатов этих молений. Просто житейские нужды у людей оставались всё теми же, и существовала накатанная обрядово-лексическая практика - и зачем бы, спрашивается, было выдумывать новую? Аналогично, если на месте капища возвели церковь, - кто бы стал прокладывать к ней новую дорогу, если уже была давнишняя, протоптанная, та, которою когда-то к капищу хаживали?..
И, надо сказать, именно в одной из работ Топорова ("Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное в мифопоэтическом аспекте" - эту статью можно найти в библиотеке Гумер) имеется замечательная иллюстрация того, о чём я пишу. Топоров приводит следующий записанный в русском селе стих о Богородице:

Сама Мати Пречистая А лето отмыкала...
На улицу выходила... Ой, дай, Боже, лето,
Ключи выносила, Зароди, Боже, жито...
Да зиму замыкала... Прасковьюшка мала,
Да зиму замыкала, Стоя жито жала...

(Должен отметить: когда я писал свою книгу и свой очерк "Религиозная загадка "Слова", я не знал этого материала и был удивлён, прочитав этот стих)
Я не касаюсь здесь вопроса о возможном контаминировании этого образа с Параскевой Пятницей. Тем более, что согласен: в малограмотной простонародной среде было немало религиозной путаницы. Но на что процитированое мною очень и очень похоже? Не на ту ли известную, и единственную в своём роде, украинскую песню, где замыкает зиму и отмыкает лето - ДАЖБОГ? Функция - и абсолютно та же, и в достаточной мере специфичная. Но при всём том, здесь-то уж точно отождествление, маскировка - исключены. В любом случае. И если я прав (т. е. если Дажбог - это модифицированное "Deus Sabaoth"), и если это некий языческий объект культа. В любом случае специфичнейшая функция переносится на принципиально иную - ЖЕНСКУЮ, - фигуру. То есть перед нами пример того, насколько недостаточна функциональная схожесть для того, чтобы предполагать на её основе тождественность персонажей - носителей функции.
Второе. Работы Иванова и Топорова, конечно, очень интересны в том плане, что в них замечаются и высвечиваются архетипические "матрицы" мифологии. Я вполне согласен с тем, например, что в сознании людей с незапамятных времён сформировался архетип могущественного и грозного сверхъестественного существа, атрибутикой которого должны были быть - закономерно, - наиболее впечатляющие и устрашающие стихийные явления. Иными словами - архетип некоего небесного громо/градо/молние/стреловержца. Не буду здесь останавливаться на том, был ли когда-либо объектом славянского культа именно Перун (это отдельный вопрос), но в славянском язычестве такая фигура должна была присутствовать - не в меньшей степени, чем в любом другом. Этого я не оспариваю, это логически несомненно, безотносительно того, когда произошла христианизация. И здесь уже не только "носитель функции", но и обладатель конкретных характеристик: небесный, грозный, вооруженный молниями и т. д. Дело, однако, в том, что и этого ещё не достаточно для отождествления ОБРАЗОВ. Архетипических ниш в мифологиях и эпосах хватает. Допустим, "храбрый воин", "верная и любящая жена", но Ланселот - не Ахилл, а Ярославна - не Пенелопа... Возьмём "наш" случай: некий бог-громовержец и Илья. Для того, чтобы этот второй мог занять ту или иную архетипическую нишу, он, в качестве персонажа, должен был быть очень сильно фольклоризован, т. е. усвоиться коллективным сознанием общности, стать для неё уже не просто отвлеченно-сакральной фигурой, но живым образом. А это не было бы возможно без постепенного и глубокого ознакомления с ним, т. е. со сказаниями о нём. А в сказаниях об Илье -пророке один из самых ярких, проходящих красной нитью через всю ткань повествования, мотивов - мотив борьбы с идолослужением во имя единого Бога. Более того, именно эта сторона его деятельности содержит, наряду с чудом, и явно выраженный "силовой" колорит (он один избивает четыреста жрецов Ваала - чем не "богатырь"?) - то, что особенно охотно и естественно подхватывается воображением простонародья решительно в любой стране. И я утверждаю следующее: сама "фольклоризация" Ильи в народном сознании (то, благодаря чему именно грохотом его колесницы стали псевдорационалистически объяснять гром) была обусловлена популярностью этих сказаний о нём. Т. е. он стал популярен и был фольклоризован именно в качестве антагониста идолов (а в том числе, значит, и Перуна или какого бы то ни было иного подобного языческого громовержца). И как же он мог бы "слиться" в представлении людей с тем, кто был для него чем-то вроде "антиматерии"? Да мы же и видим, что как раз одноименный с пророком и, возможно, в известной мере контаминирующий с ним в народном сознании богатырь является в былине противником и победителем "Идолища Поганого".
Резюмируя эти свои соображения, скажу, что соответствие одному и тому же архетипу далеко не даёт ещё оснований для вывода о замещающем отождествлении образов.
Третье. Статья Грузновой, на которую я давал ссылку, имеет, конечно, определенные недостатки, но всё-таки в ней даётся конкретный и вполне надёжный материал о фольклорных мотивах, согласно которым именно Перун соответствует образу Змея Горыныча. И даже соглашаясь с тем, что мифологические фигуры могут трансформироваться (более того - чем сложнее мировоззрение, тем возможнее становится осмысление одной и той же фигуры в разных ролях - иногда как подателя благ, иногда же как губителя), не могу не задать риторический вопрос: до какой степени? Если допустить (условно - я не разделяю этой концепции) существование некоего "основного мифа" о змееборце и змее, то образы, в рамках такого мифа, могли бы, конечно, усложняться, но не до парадоксального превращения одной из фигур в свою полную противоположность. Иначе гипотеза просто не будет иметь того, что для научной концепции необходимо: критериев опровержения.
Наконец, четвертое. Выдвигая модель древнеславянской мифологии, нельзя не учитывать то, что наличествует в известных системах. Да, впрочем, Иванов и Топоров и прибегают к сопоставлениям. Но ведь ни в одной из известных индоевропейских мифологий нет сюжета настолько доминантного по сравнению со всеми прочими, чтобы его правомерно было бы выделять в качестве "основного". Даже в древнеиндийской системе Индра и Вритра - только одна из линий, которую назвать "основным мифом" тоже едва ли возможно. Это, на мой взгляд, усугубляет сомнительность построения.
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 23 янв 2012, 18:01

Новый, я с Вами не согласен прежде всего в отношении к тем, кого Вы чуть ли не с иронией назвали авторитетами.
Прежде всего потому, что в прежнее время за научно-популярными книгами еще как-то присматривали и откровенной, бросающейся в глаза ереси там не писали, теперь ситуация иная. Каждый маньяк от фолк-хистори считает долгом завести блог, и не один, да еще и сайт открыть. Даже если обойти стороной всемирную помойку, доверять печатным изданиям становится всё сложнее и сложнее. Ведь многих не диагностированных психов печатают, и успешно.
Во-вторых, когда профессионал приводит аргументы, он их не просто черпает из надежного источника, проверяет, но и грамотно их истолковывает, то есть правильно переводит, аккуратно цитирует, профессионально этимологизирует слова, корректно подбирает параллели, чего нельзя ожидать от любителя, например, от человека с социологическим образованием, занимающегося бизнесом и еще подвизавшегося в какой-то партии, но на досуге развлекающегося тюркскими этимологиями и историей тюрков Северного Причерноморья.
В-третьих, уже молчу о том, что хорошо бы знать иностранные языки и почитывать литературу на них. А еще быть в курсе новейших публикаций, не только своей страны. А то некоторые книги особо зацитированы любителями истории.
В-четвертых, научные работники, вращаясь в среде авторитетных коллег с разными взглядами, значительно менее заангажированы.
Пристрастным является как раз отказ от восприятия научных авторитетов, ведь делается он именно тогда, когда очередной фолк-хисторик вознамерился задвинуть нечто, противоречащее науке. В наиболее радикальной форме её можно услышать от отдельных татар, башкир, карачаевцев, балкарцев, казахов, которых в силу тех или иных причин не устраивает официальная история и даже языковедение. Отвергание научных авторитетов - один из признаков фолк-хистори.
О Вашей теории уже предостаточно наслышан, как Вы заметили, я её не разделяю. Более того, она заставляет гораздо менее доверчиво относиться к Вашим выводам по поэме.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 янв 2012, 18:57

Konrad писал(а):Лемурий, но Вы же это делаете отнюдь не в силу тяги к достоверности, а дабы избежать нехристианской мифологической информации, следовательно, предвзято. Что ненаучно само по себе.

Вы не поняли, не игнорирую, а отношусь к подобным источникам с большой осторожность, имея ввиду большую вероятность искажений. А так конечно интересно. Вон и в Египте подобный миф про Правду и Кривду имеется, токмо полный, а не как будто его купец на биваке рассказал, а местные токмо и запомнили, что Кривда победила.

    2.1 [...] Сказал Кривда
    2.2 Девятерице: "Пусть приведут Правду и ослепят его на оба глаза, и пусть сидит
    2.3 привратником у ворот моего дома". И Девятерица исполнила все, что он сказал...
Короче, зачем мне отбирать "хлеб" у этнолога и фольклориста? Это Ваша тема.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библеизмы в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 23 янв 2012, 21:23

Нет, египетский миф больше на славянскую сказку похож, там и ослепление, и все прочее. Я к тому веду, что универсалии - вещь реально существующая, они живучи и приспосабливаются ко многим религиям. И в поэме мы с ними сталкиваемся.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 49