Konrad писал(а):В договора с собеседниками я не вступаю. Тем более с приверженцами альтернативной истории. По целому ряду причин, одной из которых является наличие у меня научной степени в области гуманитарных наук. Уж не обессудьте. Тем более, что я у Вас просил не от своего мнения отказываться или от мировоззренческой позиции, а всего лишь две цивилизованные вполне вещи, которые прошу и от прочих собеседников. Первая: приводя собственные версии, непременно указывать, что это Ваша личная гипотеза и что тот или иной факт так функционирует именно в рамках Вашей гипотезы, дабы собственные версии не подавались как аксиоматическая общепринятая реальность. Вторая: обходиться без юмора
В договора с собеседниками Вы, может быть, до сих пор и не вступали, но на сей раз (если, конечно, хотите продолжить дискуссию) вступить придётся. Говорить со мной свысока я не позволю никому. Верю, что фраза "Вы пытаетесь избавиться от неудобного оппонента" Вам неприятна, но эту неприятность Вы вполне заслужили. Мир стоит на взаимности, и на выпады я умею отвечать так, что мало не покажется. При этом - сам хочу любой диалог вести цивилизованно.
Фразу эту Вы переводите неправильно. Я отнюдь не считаю свою гипотезу доказанной истиной, ни к кому не "снисхожу", а всего лишь хочу, чтобы к моей точке зрения относились уважительно и чтобы те, кто с ней не согласен, оспаривали её только по существу и, уж конечно, без снобистских наскоков. Что касается двух цивилизованных вещей, о которых Вы пишете, то они сами собой разумеются. Первое: я и так всё время позиционирую свою точку зрения в качестве версии, а не аксиомы (если Вам кажется, что я допускал безапелляционность - процитируйте, где именно). Второе: я уже написал в предыдущем сообщении, что в адресуемых Вам постах буду воздерживаться от юмористических ноток, если Вы их не хотите.
(И, кстати, незачем, по-моему, было после этого развивать мысль о юморе, помогающем "создать фальшивый авторитет". К согласию на этот счёт мы не придём, у меня иной опыт, и это не относится к теме)
Так вот, я, со своей стороны, готов считаться со вкусами собеседника и избегать стиля, который оппоненту неприятен. Того же хочу и от Вас. Убедительно прошу:
1. Прекратить попытки приписывания мне - прямо или намёком (в том числе путём "сопоставляющего" упоминания тех или иных псевдонаучных "пантюркистов"), - "фолк-хисторизм" и склонность к "альтернативной истории".
(К слову: у Вас научная степень, но у меня она, честное слово, тоже есть, и тоже в области гуманитарных наук. И знание темы - на профессиональном уровне. Это именно к слову, поскольку, даже если бы это было не так, я ни в коем случае не позволил бы "свысока учительствующий" тон по отношению к себе)
2. Не примешивать идеологию.
(Ссылку на языческий сайт, где некий РОДНОВЕР утверждает, что Дажьбог - христианский персонаж и что Перун не является славянским объектом культа, я дал не для того, чтобы призвать Вас с этим согласиться, а просто желая нагляднейшим образом проиллюстрировать, насколько не обязательна связь между отрицанием подлинности тех или иных языческих культов и тем, что Вы называете "славянофобией". С этой же целью упомянул Гаврилова, считающего, подобно мне и многим другим, что Перун в "Слове" не присутствует ни явно, ни завуалированно)
3. Не приписывать мне того, чего я не говорил. Я не называл Вас ни фашистом, ни антисемитом, а всего лишь считаю, что, сопоставляя меня избирательно с Голаном, Вы допустили определенную бестактность.
(Причём само сопоставление, категорически утверждаю, безосновательно. Во первых, я русским языком писал, что не берусь объяснить всё; во-вторых - не "подстраиваю" факты под свою теорию, а всегда очень тщательно аргументирую, почему мне кажется так, а не иначе)
Наконец - но это относится уже не к этике ведения дискуссии, а к качеству аргументации, - просьба не объявлять что-либо "фактом науки" только потому, что об этом много написано:
Konrad писал(а):"Популярная идея культа одного лица "под видом" другого" является фактом науки, фигурируя также в книгах о греках, кельтах, германцах, романцах и всех прочих этносах...
Это не аргумент. Подобным же образом существует обширная литература, в которой Хорс квалифицируется как божество солнца (так полагает и авторитетный для Вас Топоров), но Вы, однако, считаете, что - луны. И, невзирая на написанное множеством других (во всеоружии образованности, и с библиографией, и с примечаниями), имеете полное право на свою точку зрения. И на то, чтобы она обсуждалась без тех самых снобистских наскоков, кои и для меня неприемлемы.
По существу вопроса об "одном объекте культа под видом другого" - перечитайте, пожалуйста, всё-таки мой большой пост на 5-ой стр. настоящей темы, от 23-го января. Там ОЧЕНЬ развернутая аргументация, Вы можете, если захотите, отреагировать на неё с цитатами. Мне лень заново формулировать то же самое, это серьёзная работа...
Статью из словаря-справочника о слове "поганые" я, наверное, скоро буду знать наизусть. Ещё с Keil-ом на эту тему спорил. ДАЖЕ та единственная цитата, которая там даётся для иллюстрирования возможности использования данного термина в значении "невежественный, грубый", - ДАЖЕ и она приводит всё-таки к "религиозному" осмыслению слова. Это из жития святых Прова, Ариса и Илии (4-ый век), я потрудился найти:
(начало цитаты)Святые Илия, Пров и Арис происходили из Египта. Они исповедывали христианскую веру и по ревности к славе Божией, посещали страдальцев за Христа, заключенных в темницах, утешая их среди мучений и вылечивая их от ран. Однажды они пошли в страну Киликийскую1 и при входе в город Аскалон у самых городских ворот задержаны были свирепыми НЕВЕРНЫМИ (выделено мною - НОВЫЙ) стражами, которые сочли их за соглядатаев и представили к князю Фирмилиану. На допросе перед князем они объявили себя христианами и за то подверглись жестоким мучениям. Святой Арис первый подвергся многочисленным пыткам и предан был на сожжение огнем. Затем истязан был святой Пров и усечен мечом. Наконец, после многих мучений, усечен был мечом также и святой Илия.(конец цитаты)
http://www.idrp.ru/zhitiya-svyatih-lib1535Итак, всё-таки и здесь - "неверными". И, когда я написал, что слово "поганые" в значении ином, нежели "язычники", могло начать появляться разве что с московских времён, он привёл мне, правда, "поганую латину" из "Сказания о Довмонте" (т. е. я формально несколько ошибся: середина 14-го столетия - ещё не Московия), но ДАЖЕ и здесь всё же оттенок "иноверцы" (пусть уже в обобщенном смысле), и ДАЖЕ это уже хронологически ближе к Московии, чем к концу 12-го столетия. А из киевских времён - нет НИ ОДНОГО примера, где это слово означало бы что-либо, кроме "язычников". И автор СПИ не мог (не впервые пишу об этом) не знать, в каком ЕДИНСТВЕННОМ значении принято использовать это слово в современной ему литературе. И не мог не считаться с тем, что принято, если хотел быть правильно понятым. Отсюда следует, что "поганые" у него - "язычники" и ничто иное.
Далее, всё-таки что Вы думаете о фразе "...побарая за христьяны на поганыя полкы..."? Это - не доказывает, что Автор христианин?
Соображение о "машинальном" написании термина в подразумеваемом значении "свои" - совершенно не проходит. "Слово" - продукт индивидуального литературного творчества, а не отчасти механически заучиваемая непрофессионалом былина. Автор всё досконально продумывал.
Наконец, о Богородице Пирогощей. Я ведь Вам привёл когда-то пример именования той же церкви, причём ХРИСТИАНИНОМ, просто "церковью Пирогощей", именно так, без "святой" и даже без "Богородицы". Ипатьевская летопись, в конце повествуемого под 1136-ым годом. Вы потом ответили, что это только подтверждает Вашу мысль. Какую? Что церковь имеется в виду та же самая - это ясно, это я и не собирался оспаривать. Наоборот. Это эмпирическое ДОКАЗАТЕЛЬСТВО того, что именование, встречаемое нами в СПИ ("к СВЯТЕИ Богородице...") вовсе НЕ БЫЛО "стереотипным". ДАЖЕ христианин мог назвать объект иначе. И как же должен был бы назвать его "язычник", если бы уж надо было ему упомянуть церковь?.. "Машинальности" тут быть не могло (не говоря о том, что её у Автора вообще ни в чём не могло быть). И едет Игорь, опять же, К (именно так) - К Богородице. Не мимо, а К ней. Значит - молиться или жертвовать, или и то и другое. Молитва, понятное дело, благодарственная (ибо это же завершение, а не начало предприятия). А кого благодарят? Того, кто помог. И, поскольку Бог-Отец и Богородица относятся к одной и той же христианской системе, логически ясно, какие силы, согласно тексту поэмы, помогали Игорю. О том и речь ("... Бог кажет путь...").
Гипотеза Мартынова меня нисколько не "злит" (и вообще меня не злит наличие точек зрения, не совпадающих с моей), но она, ИМХО, слабо аргументирована. Антагонизм "Бог - Див" потому уже довольно притянут, что Див - фигура из "низшей мифологии". И "сместившимся" с неба в "срединный" ярус аналогом Диевса и Дыя он едва ли может быть хотя бы потому, что даже если и предположить некие иранские влияния, - почвенная терминология едва ли "сдвинулась" бы. Лесные духи - очень древние и органичные фигуры, характерные для индоевропейских языческих систем (ср. дриады или эльфы - над последним термином Вы напрасно когда-то иронизировали, "лесные эльфы" в скандинавской системе были, и в кельтской нечто похожее)... Эти персонажи были, несомненно, ещё до любых "влияний", они должны были как-то называться, и неужели Вы считаете, что их стихийно "переименовали" бы (т. е. лесной дух утратил бы прежнее имя и стал бы "Дивом", поскольку "Див" разбожествился). Абсолютно нереально. Такая терминология, именно в силу своего "низового" характера, инертна и устойчива. Тем более, что у южных славян, наряду с самовилами, были и "самоДИВЫ", что подтверждает древнюю укорененность лексемы. Что же касается термина "Б(б)ог", он - обшеславянский, а значит, тоже очень древний и вряд ли связан с какими-либо влияниями. Если же связан, то, значит, иранские верования повлияли на всех славян, но тут уж точно надо дать модель того, КАК ЖЕ это случилось. Далеко не все славяне имели сколько-нибудь значительное соприкосновение с иранской сферой. Слово "Б(б)ог", очень вероятно, праславянское. Соотношение между индоевропейскими языками очень сложное, однозначного "ближе-дальше" между группами наречий нет. Те же самые славянские языки по одним параметрам близки латыни, по другим (группа "сатем") санскриту (это факт, а не мой домысел), и чем не правдоподобно, что данный термин отражает праязыковую общность именно с этим последним?..
Наконец, что можно вывести из "быти грому великому"? Мало ли стихий упомянуто в поэме? Мартынов видит здесь "обожествление" в силу параллелизма с "Доном великим", но откуда следует, что Дон здесь обожествляется? Ниоткуда.
Вот (очень вкратце) мои соображения по данной статье. И только очень частичные аргументы против крайне притянутой, на мой взгляд, идеи о присутствии в поэме в скрытом виде Перуна.
(Кстати, статью-то я нашёл по Вашей ссылке на 5-ой стр. нашей темы, но нельзя ли - если дискуссия у нас будет продолжаться, - давая ссылку, максимально точно указывать, где надо искать. Я, со своей стороны, это делаю, вплоть до абзаца, если есть возможность. А там целых восемь сборников, хотя я нашёл довольно быстро)
Насчёт Фолоса - я же не пишу, что этот "богатый Фолос" - кентавр... это же 14-ый век! Я о кентавре написал для того, чтобы пояснить, насколько само это имя органично греческое и насколько мало вероятен какой-либо славянский "Волос", кем бы он ни был, в качестве истока этого названия.
Что же касается былин, то в них нет, конечно, места мифологии, но в них (статистически) было бы место хотя бы отдельным упоминаниям интересующих нас имён, ЕСЛИ БЫ это были имена божеств, которым совсем только что, по историческим меркам, поклонялись. Должны были бы тогда быть некие следы терминологии, ещё недавно столь значимой (если считать, что она НЕ христианская и не могла вытесниться православными аналогами того же самого). И тогда не было бы там подчеркнуто христианских идентификаций и представлений (греческие шапки в сагах упоминаются, но там никто не использует их в качестве чудодейственного оружия). Но подробнее насчёт этого - позже.
(Я не стал бы называть былины эпосом, они не эпичны по тону и ещё по некоторым жанровым параметрам, но это отдельная тема)