Konrad писал(а):... всё, что пишет Корш, является его собственными измышлениями, не подтверждаемыми другими источниками извне.
Мне построение Корша представляется малоправдоподобным главным образом потому, что он предполагает "слияние" тех фигур, которые считает почвенно-языческими, с ипостасями Троицы. Если бы у славян были культы абстрактно-философских начал, таких, как, допустим духовный свет, то при таком "платоновском" уровне религиозного мышления имелась бы - непременно, - развитая философская литература. А её нет. По той же самой причине (в основном) нереальна и модель Г. Вернадского (триада "Сварожичей", каждый из которых является некоей абстрактно-философской эманацией солнечно-светового начала): «Kievan Russia» by George Vernadsky. New Haven and London, Yale University Press. Copyright 1948. Chapter 3 ( «Conversion to Christianity» ), pp. 48-56
Те формы язычества, которые славянами когда-то исповедовались (и к которым, на мой лично взгляд, Хорс и CO" не имеют отношения), едва ли могли быть более "абстрагированными", чем системы германцев, кельтов, да, в конце концов, и греков ДО философских разработок. Они должны были быть именно "естественно-материалистическими", а значит, с христианской системой (построенной на сложнейшей философии) ни в коем случае не поддавались бы согласованию.
Konrad писал(а):Александр Афанасьев пишет:
"В таких поэтических образах рисовались фантазии сверкающие молнии; теперь мы должны указать на те метафоры, какими обозначались гром и вихри, обыкновенно сопровождающие их явление. Усматривая в грозе присутствие гневного божества, древний человек в громе слышал его звучащий голос, его вещие глаголы, а в бурях и ветрах признавал его мощное дыхание; там, где мы наблюдаем естественные законы природы, он видел свободное дело живого существа. ... Космогонические предания арийских народов свидетельствуют за древнейшее отождествление грома с словом и ветра с дыханием.
Оттого у нас в земле ветры пошли —
От святого духа Саваофова,
От здыхания от господнего;
Оттого у нас в земле громы пошли —
От глагол пошли от господниих, —
сказано в стихе о голубиной книге. Слова дуть и дышать одного корня; дух употребляется в значении ветра:
Отчего у нас духи божие?
Духи божие от устов его,
Самого царя, Христа небесного.
“Ветер — дух божий”, утверждает галицкая поговорка, согласно с древнеиндийским представлением ветров дыханием Варуны (облачного неба)...
... в «Слове о полку Игореве» «земля «ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя пълкы Игоревы». "Дух" - здесь явно не в библейском( Άγιο Πνεύμα, Руах), воплощением которого являются голубь, огненные языки, а в народном понимании дуновения, дыхания. А мотив ветра-дыхания присущ всем индоевропейским языческим религиям.
Не только индоевропейским. В др. евр. языке и в современном иврите дух и ветер даже обозначаются одним и тем же словом - именно "РУАХ" (רוח). Например, из кн. Числа, 11, 31:
וְרוּחַ נָסַע מֵאֵת יְהוָה, וַיָּגָז שַׂלְוִים מִן-הַיָּם
(И поднялся ветер от Господа, и принёс от моря перепелов...)
В др. евр. цитате это слово - первое справа, соединенное, правда, с союзом "И" (ВЭ) - союзы пишутся слитно.
То есть связь ветра и Духа естественна в рамках библейско-христианской системы и не требует дополнительных истолкований - древнеиндийских или каких бы то ни было иных, даже если в них имеется что-то аналогичное. Далее, в приведенном варианте "Голубиной книги" мы читаем о духе САВАОФОВОМ, что само по себе указывает на истоки образа. И сам мотив книги, прочесть которую может только самый достойный (скажем, Давыд Евсеевич - Давид, сын Иессея), восходит к гл. 5 Откровения Иоанна Богослова, которая сама, в свою очередь, преемственна Ис. 29, 11 и Дан. 12, 4.
Konrad писал(а):... Недавние исследования обнаружили новые параллели «Слову» в отреченной книжности XVII-XVIII веков. В заговоре из Великоустюжского сборника XVII века присутствует интересный мотив: «Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян, ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских», «Здуни же, Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну по те по тридевят ключеи морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна»
Очень интересные тексты, но этот "Троян-царь" здесь, по сути дела, некий "всем царям царь" (полунарицательное, аналогичное тому, во что переосмыслились имена "Цезарь", "Август", "Карл"), и это вполне могло быть результатом впечатления, произведенного когда-то на славян императором Траяном.
Вот моя аргументация в пользу того, что Троян - это тот самый император:
http://tochka.gerodot.ru/slovo/trojan.htmЭтот очерк - слегка модифицированный фрагмент книги.
Я, цитируя, отчасти "перетасовал" Ваш текст, чтобы объединить вместе всё связанное со Стрибогом.