Zinchenko_tanya » 27 июл 2013, 09:09
Здравствуйте Konrad!
Обрядовых песен много и большинство из них присутствуют в «Слове…». Но каким песням автор Боян отдаёт предпочтение и почему ? Я давно обратила внимание на огромное количество «ликов смерти» в «Слове…». В самом начале текста Боян творит песню и
«то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.» Этот текст - пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. . Временные свойства природных объектов, а лучше сказать свойства их времени, тоже разные. Одни свойства меняются, и изменения эти фиксируются, как слои прироста древесного ствола. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. В самом дереве «мысленном древе» реконструируется не нечто во времени, а само время, теперь уже застывшее. (Если спилить дерево, то по его годовым кольцам можно определить его возраст). Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в « Слове…» в виде следов волка «серым вълком по земли». След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле (переносно) создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д. Время имеет особенность прерываться и отделяться от индивидуума. Например, змея оставляет свою старую шкуру. Такое свойство времени называется темпосепарацией.
Другое свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это растворение, разрушение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой, разрушающей всё ,темподесиненцией, за ней последнее слово.
Эти объекты напоминают человеку о смерти и приводят к пониманию и осознанию человеком неизбежности смерти. В «Слове …» разные картины смерти: храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми…».
Птицы и звери, пожирающие плоть: Уже бо беды его пасетъ птиць
по дубию;
влъци грозу въсрожатъ
по яругамъ;
орли клектомъ на кости звери зовутъ;
лисици брешутъ на чръленыя щиты
« нъ часто врани граяхуть,
трупиа себе деляче,
а галици свою речь говоряхуть,
хотять полетети на уедие.»
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Присутствуют в «Слове» и картины массовой резни:
«трещатъ копиа харалужныя
въ поле незнаеме,
среди земли Половецкыи.
Чръна земля подъ копыты костьми была посеяна,
а кровию польяна:
тугою взыдоша по Руской земли.»
«ту кроваваго вина не доста;
ту пиръ докончаша храбрии русичи:
сваты попоиша, а сами полегоша
за землю Рускую.»
«токъ.
На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.
Расставание тела с душой, кости . кровь , кровопролитие: Не ваю ли вои
злачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
рыкаютъ, акы тури,
ранены саблями калеными
на поле незнаеме?
« Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела»
« А Игорева храбраго плъку не кресити!»
Расчленение «Тяжко ти головы кроме плечю,
зло ти телу кроме головы"
Человеческие останки , где люди умирали не естественной смертью «уношу князю Ростиславу затвори», «а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи»
Зачем автору запечатлевать бойню в произведении искусства ?
Татьяна