О маршруте войска Игоря

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 24 мар 2018, 01:01

Уважаемый Лемурий, обратил внимание на порядок обращения к князьям. и первое из обращений адресовано Ярославу Черниговскому: " не вижду власти сильного и багатого и много вои брата моего Ярослава".
Следующее упоминание следует о Владимире глебовиче, затем о Всеволоде большое Гнездо. далее о Рюрике и Давыде. Далее следует обращение к Ярославу осмомыслу, затем упоминаются Роман и мстислав. Такова последовательность обращения к князьям в "Слове".
В чем упрекает Святослав Ярослава, в слабости его позиции при достаточно большом войске, имеющего в составе войска и кочевников, перешедших к нему на службу. Если сравним летописные сообщения 1186 - 1188 гг., то события описанные в летописных сообщениях удивительно точно соответствуют и обращениям к князьям в "Слове".
Итак, в чем может проявляться слабость Ярослава? Возможно. ответ кроется в летописных источниках, например, в Лавреньтьевской летописи, упоминается, что: "6695 (1186) Того же лета Всеволодъ Юргевичь отдалъ дчерь свою Всеславу за Ярославича Ростислава внука Всеволожа Олговича и ведена быс месяца иуля въ .аi. (11) день на память святое мученици Еоуфимьи. И быс радость велика в граде Володимери. Ярославу Володимеричю ту на свадьбе а из Мурома Давидъ Юргевичь и потомъ разидошася в своя си кождо ихъ". Такой династический брак не устраивал Святослава Всеволодовича, т.к. Черниговская земля могла уже не являться защитой Руси с северо - востока. Возможно. потому и сетует Святослав, что Ярослав с черниговским воинством не является защитником, ослабляя северные границы Руси. Отношения Святослава со Всеволодом Большое гнездо всегда были неоднозначны. В 1180 г. между ними был разорван союз и сын Святослава Глеб. отправленный Святославом на помощь Роману был пленен Всеволодом Юрьевичем. После этого Святослав организовал большой поход против Всеволода. который закончился безрезультатно стоянием на р.Влене. Был только взят и сожен г.Дмитров. В 1183 г. между князьями снова был заключен мир, но как известно, такие перемирия были весьма непрочны.
Далее не менее удивительное совпадение - "Слово": "А Володимеръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глебову".
В той же Лавр. л.: 6696 (1187) Месяца марта въ .иi. (18) день в среде Вербное неделе. Преставися Володимеръ Глебовичъ Переяславли, внукъ великого князя Георгия". В Ипат.л. и "Истории Российской" В.Н.Татищева его смерть ошибочно датирована 18 апреля, т.к. в 1187 г. среда Вербной недели приходилась на 18 марта, а Пасха была 29 марта.
Далее идет в "Слове" призыв к Всевололду Большое гнездо, что можно связать со сватаньем Верхуславы, т.к. за этим идет обращение к Рюрику как к отцу Ростислава, жениха Верхуславы, которые были повенчаны 25 сентября. Это удивительно точно соответствует порядку произошедших событий в летописях.
Далее в "Слове" упоминается Ярослав Осмомысл, что удивительно точно соответствует летописям. где упоминается о его смерти 1 октября. На этом соответствия не заканчиваются. т.к. вполне возможно, речь может идти о первых походах Романа на половцев в 1188 г. Видимо. можно найти временные аналогии в летописях между упоминанием в "Слове" о Ингваре и Всеволоде и трех Мстиславличах. К этому времени 1187 - 1188 гг.стоит относить и упоминание в "Слове" о Изяславе Васильковиче и его братьях. Завершается "Слово", вполне возможно, здравицей князьям в честь свадьбы Святослава Игоревича на Ярославе Рюриковне.
Создается полное впечатление того. что как и в "Слове". так и в летописных сообщениях описываются события, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО произошедшие в Руси в 1186 - 1188 гг., фактически совпадая хронологически.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 24 мар 2018, 11:15

Уважаемый краевед, обращение обычно в зват.пад. К Ярославу Черниговскому Автор обращается, но позже:

    ЯрославЕ и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ...
ДО этого и Святослав обращается к двум Святославичам, и Автор упоминает много князей в 3-м лице, НО не обращается к ним напрямую. Обращение начинается в части «Загородите ворота полю половецкому» и первый к кому обращается Автор - отец невесты Всеволод Большое Гнездо, а второй - отец жениха Рюрик.

краевед писал(а):Завершается "Слово", вполне возможно, здравицей князьям в честь свадьбы Святослава Игоревича на Ярославе Рюриковне.
Создается полное впечатление того. что как и в "Слове". так и в летописных сообщениях описываются события, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО произошедшие в Руси в 1186 - 1188 гг., фактически совпадая хронологически.

Браво, именно так. Здесь и «буйство хиновы» = сожжение карелами Сигтуны летом 1187, и изъятие «русского злата» на о.Готланд осенью 1187 как следствие (СЕ БО) этого «буйства», и «веселье бояр» весна 1188 как ответное действие: не пустили купцов за море, а послов оставили «без мира». Всё последовательно, это лишь подтверждает аутентичность «Слова».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Mitus » 24 мар 2018, 11:32

Лемурий писал(а):Обращение начинается в части «Загородите ворота полю половецкому» и первый к кому обращается Автор
- это Ингварь, Всеволод и вси три Мстиславличи. Но Автор СПИ почему-то отписывается к ним не в звательном падеже......... а к Всеволоду Юрьевичу он обращается сразу после сообщения о гибели города Римова. Гибель города Римова по вине Рюрика и Давыда это похвала или упрёк?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 24 мар 2018, 12:38

Mitus писал(а):...а к Всеволоду Юрьевичу он обращается сразу после сообщения о гибели города Римова. Гибель города Римова по вине Рюрика и Давыда это похвала или упрёк?

СПИ написано «блоками». «Блок» обращений к князьям с воззванием «загородить полю ворота» начинается с обращения к отцу невесты, затем обращение к отцу жениха. Естественно после того, что натворили Ольговичи: это они до общерусских походов «не доспевали», это они Святославу «не в помощь», это по их вине загублена «русская сила» и сожжен Римов, это по вине Ольговичей во главе с Игорем не течёт Залозникъ «серебряными струями» через Сулу и Гречникъ течёт болотом, начиная с Двины. Автор взывает Мстиславичей встать у Канева (загородить ворота) за раны, нанесённые Руси Ольговичами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 25 мар 2018, 00:51

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, обращение обычно в зват.пад. К Ярославу Черниговскому Автор обращается, но позже:

    ЯрославЕ и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ...
ДО этого и Святослав обращается к двум Святославичам, и Автор упоминает много князей в 3-м лице, НО не обращается к ним напрямую. Обращение начинается в части «Загородите ворота полю половецкому» и первый к кому обращается Автор - отец невесты Всеволод Большое Гнездо, а второй - отец жениха Рюрик.

краевед писал(а):Завершается "Слово", вполне возможно, здравицей князьям в честь свадьбы Святослава Игоревича на Ярославе Рюриковне.
Создается полное впечатление того. что как и в "Слове". так и в летописных сообщениях описываются события, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО произошедшие в Руси в 1186 - 1188 гг., фактически совпадая хронологически.

Браво, именно так. Здесь и «буйство хиновы» = сожжение карелами Сигтуны летом 1187, и изъятие «русского злата» на о.Готланд осенью 1187 как следствие (СЕ БО) этого «буйства», и «веселье бояр» весна 1188 как ответное действие: не пустили купцов за море, а послов оставили «без мира». Всё последовательно, это лишь подтверждает аутентичность «Слова».


Уважаемый Лемурий, дело даже не в самих обращениях к князьям, а в порядке перечисления событий, произошедших после похода Игоря, начиная с 1185 г. по 1188 г. Само перечесление событий, участниками которых были князья, упоминаемые в "Словк" говорит о ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ХРОНОЛОГИИ, которая совпадает в точности с хронологическим порядком развития событий описанных в летописных источниках. Совершенно очевидно, что злато слово Святослава начинается с обращения его к Игорю и Всеволоду после их поражения. Здесь абсолютно ясно, что речь идет о событиях 1185 г., но далее толкование текста можно воспринимать двояко. С одной стороны речь может идти о сетовании Святослава. что Ярослав брат его. не удержал юношеский порыв молодых князей в погоне за славой. Если судить о контексте "Слова", то оно написано таким образом. что создается впечатление. что все события описанные в нем не выходят за рамки 1185 г. - поход Игоря, поражение, нападение половцев на Русь, обращение к князьям встать на защиту русской земли, отражение нападения кочевников. побег Игоря. приход его в Киев. и возвращение в свою землю, в которую он возвращается по боричеву узвозу посещая при этом церковь Богородицы Пирогощей, которая находилась у него на пути к Чернигову и далее к Новгорд-Северскому. Такое толкование предлагалось ранее Рыбаковым и Лихачевым, считающими, что все события в "Слове" полностью относятся к 1185 г., в крайнем случае к 1186 г., т.к. Рыбаков предполагал, что Игорь мог совершить побег не в 1185 г.. а в 1186 г. и верхняя дата написания "Слова" не выходит за рамки 1186 г. Я обратил внимание, что в "Слове" упоминания о князьях и событиях, связанных с ними, произошедших на Руси в точности соответствуют погодным летописным статьям. Это упоминание о женитьбе Ростислава Ярославича на Всеславе Всеволодовне в 1186 г, что ослабило север Руси от возможного притязания Суздаля. Далее идет упоминание о Владимире Глебовиче Переяславском, умершего 18 марта 1187 г. Затем речь идет о Всеволоде Большое гнездо, и сразу же за этим идет упоминание о Рюрике. что дает возможность говорить, что автор "Слова" намекает на сватовство и последующем браке Ростислава Рюриковича и Верхуславы Всеволодовны, венчание которых состоялось 25 сентября в Белгороде. а затем идет упоминание о смерти Ярослава 1 октября. Последующей женитьбе Святослава Игоревича на Ярославе Рюриковне, в то же время возвращения из плена Владимира Игоревича с Кончаковной и ребенком, выкуп из плена Всеволода Святославича, который произошел не раньше 1188 г. Пока не могу согласится с тем, что свадьбы и смерть Ярослава Осмомысла следует относить к 1188 г. У В.Н.Татищева в "Истории Российской" эти события действительно датированы под 1188 г., но под тем же 1188 г. указано, что в тот год: "Сентября 15 дня затмилось солнце все... И того же дня Иерусалим град взят бысть безбожными сарацыни". Татищев. История Российская/ Т.3, М., Наука, 1964, С.143
Видимо, Татищев пользовался источниками. в которых солнечное затмение. единственная дата. которая поддается точным математическим расчетам, указана была по ультрамартовскому стилю. На самом деле точно установлено, что солнечное затмение произошло в 1187 г. и не 15, а 4 сентября. Интересное совпадение - 4 сентября 1187 г. было воскресным днем, не отразилось ли в "Слове" это знамение во фразе: "темно бо бе в ГДЕНЬ". Если это так, то в даннос случае автор "Слова" даже точнее летописца. Да и взятие Иерусалима произошло. как точно установлено в сентябре - октябре 1187г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 25 мар 2018, 08:27

Уважаемый краевед, Вы забываете Владимира Игоревича и Всеволода, которым в конце поётся «слава», т.е. Автор знает что они живы. Всеволод вернулся в 1188:

6696 (1188). Всеволод Святославич, будучи в плене у половцев, едва за порукою брата Игоря освободился, обещав за себя заплатить 200 гривен серебра или 200 пленников половецких. И придя, собрав пленников, мужей, жен и детей к ним послал...
---
Первая редакция - В.Н. Татищев. Собрание сочинений. В 8т. М.-Л., Наука. 1962-1979

Владимир с Кончаковной к сентябрю 1188. Не важно в какую «погодную статью» эти события по ошибке переписчика попали, главное, что «неделя» (=вс) «Офросеньинъ день, а заутра Богослова» (= с 25.09 на 26.09) выпадал на вс в 1188 год, а не в 1187, так что это совершенно точно был именно 1188 год.

«Слово…» не могло быть написано ранее 1187 года. Вывод очень важен для нас; он свидетельствует о том, что «Слово…» было написано по свежим следам событий, до известия о смерти Ярослава Галицкого, после возвращения из половецкого плена Владимира Игоревича с Кончаковною, ещё при жизни Игоря (умер в 1202 г.), т. е. в конце 1187 или в самом начале 1188 года.

На первый взгляд, всё очень просто и ясно: время написания установлено с очень высокой степенью точности: что такое несколько месяцев, если произведение отделено от нас восемью столетиями!

Однако в действительности Владимир Игоревич вернулся с женой, дочерью Кончака, и родившимся в половецких кочевьях ребёнком не в 1187, а в 1188 году. Верная дата была установлена ещё достаточно давно исследователем древнерусской хронологии Н.Г. Бережковым, но учёные долго её не замечали.

Разноречия в указаниях года возвращения Владимира Игоревича на Русь связаны с проблемой перевода дат по древнерусскому летоисчислению «от сотворения мира» (от 5508 года до н. э.) в современные даты «от рождества Христова». В Киевской Руси по церковному календарю год начинался с 1 сентября, но традиционно начальным месяцем года считался март. В летописях события датируются то по церковному, то по традиционному древнерусскому календарю. Кроме того, часто встречаются записи по так называемому «ультрамартовскому стилю» («ультрамартовский» год в отличие от «мартовского» не запаздывал в сравнении с январским на два месяца, а опережал его на десять месяцев).

Уточнение даты возвращения Игорева сына на Русь заставляет отнести написание или, по крайней мере, завершение «Слова…» не к 1187, а к 1188 году...
---
Ранчин А.М. Кто, где и когда написал «Слово о полку Игореве». Очерк гипотез, версий и "научных фантазий"


Что же касается Бережкова, то у него ни только свадьба Верхуславы 25.09.1188 на год сдвинута, но и «галицкие дела», среди которых смерть Ярослава важнейшее событие:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 26 мар 2018, 00:02

Уважаемый Лемурий, я не забыл ни про Владимира Игоревича. ни про Всеволода, которым, как и Игорю в концовке "Слова" поется слава. а скорее антислава.. я просто не дошел до этого места в своем ответе. Совершенно очевидным выглядит то обстоятельство, что автор "Слова" не просто знал. что князья живы, а то. что князья уже находятся в Руси, а не в плену. Из этого следует вывод, что нижней датой написания "Слова" необходимо считать 1188 г.. т.к. поется слава всем князьям - участникам похода 1185 г.. исключая только святослава Ольговича Рыльского, судьба которого так и осталась невыясненой. Так как, летописные источники умалчивают о его гибели на поле брани, то скорее всего он погиб в плену. У Кзы были особые счеты с его отцом Олегом, который в зимнем походе 1168 г. в отсутствие Кзы на вежах напал на них и пленил его жену и детей. Вероятно, Святославу пришлось отвечать за грехи его отца перед Кзой.
Относительно того, о каком годе идет речь - 1187 или 1188, то летописная запись относительно "тоя же неделе" Ип. л. в труде Татищева по моему мнению совершенно верно рассматривается как указание на семидневку. т.е. седмицу когда Рюрик: "И чрез седмь дней отдал свою Ярославу за Святослава Игоревича северского".
Как -то не верится, что князья сговорились переженить своих чад практически в один и тот же день. Скорее всего между свадьбами прошло семь дней. И если согласится с мыслию. что свадьба Ростислава состоялавсь в воскресенье 25 сентября 1188 г. то следущая свадьба Святослава Игоревича и Ярославы Рюриковны могла состояться в следущее воскресенье 2 октября 1188 г., когда еще не было известно о галичских событиях (имеется ввиду смерть Ярослава Осмомысла 1 октября. Проверил по Вечному календарю православия и Ваши расчеты подтверждаются.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 26 мар 2018, 09:13

Тогда бы, уважаемый краевед, написали бы «на следующей неделе», ибо если брать «неделю» в значении седмица, то ТА ЖЕ неделя заканчивается субботой, а свадьбы на Руси начинались вечером вс и продолжались до вт. Значит это было ОДНО И ТОЖЕ вс 25.09.1188.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 28 мар 2018, 23:58

Лемурий писал(а):Тогда бы, уважаемый краевед, написали бы «на следующей неделе», ибо если брать «неделю» в значении седмица, то ТА ЖЕ неделя заканчивается субботой, а свадьбы на Руси начинались вечером вс и продолжались до вт. Значит это было ОДНО И ТОЖЕ вс 25.09.1188.


Уважаемый Лемурий, видимо, под летописной фразой "тое же неделе отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича за Святославича въ Новьгород Северськии" речь могла идти не о самой свадьбе, а об обручении. В "Слове" об этом пишется, что: "Игорь едетъ по Боричеву къ Святеи Богородици Пирогощей", а значит если речь идет о 1188 г., то, как Вы замечали, о свадьбе Святослава Игоревича и Ярославы Рюриковны - "голова и тело", то речь может идти не о самой свадьбе. а выезде из Киева свадебной процессии в Новгород - Северский. Венчание молодых могло быть и в самом Киеве, в церкви Богородицы Пирогощей.
Интересен сам выбор дня свадьбы Ростислава и Верхуславы на Ефросиньин день, т.к. по некоторым данным Предслава Рюриковна в святом крещении носила имя Ефросинья - Исмарагд. возможно у Рюрика был двойной праздник и свадьба и именины Предславы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 29 мар 2018, 07:47

Уважаемый краевед, по поводу обручания хорошее замечание, НО
1. На «неделе» (=вс) справляли свадьбы, а не обручения.
2. В Новгород-Северском у Игоря была своя церковь, образное направление Ольговича к церкви Мстислава Великого намёк на прекращение 40 летней усобицы «страны рады, грады веселы».

    "Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ...
    Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии..." (Ипат.6695)
3. Обручание или венчание было в Новгород-Северском, что говорит об отсутствии Ольговичей на собрании более 20 князей в Белгороде, это и по контексту СПИ видно к Мстиславичам Автор обращается в панегирической форме, а над Ольговичами откровенно иронизирует.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 29 мар 2018, 23:16

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, по поводу обручания хорошее замечание, НО
1. На «неделе» (=вс) справляли свадьбы, а не обручения.
2. В Новгород-Северском у Игоря была своя церковь, образное направление Ольговича к церкви Мстислава Великого намёк на прекращение 40 летней усобицы «страны рады, грады веселы».

    "Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ...
    Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии..." (Ипат.6695)
3. Обручание или венчание было в Новгород-Северском, что говорит об отсутствии Ольговичей на собрании более 20 князей в Белгороде, это и по контексту СПИ видно к Мстиславичам Автор обращается в панегирической форме, а над Ольговичами откровенно иронизирует.


Уважаемый Лемурий, а что могло стать поводом о намеке автора "Слова" на прекращение 40-летней усобицы "страны ради. гради весели"? Несомненно, династийный брак.
1. Важное значение для примирения сторон имели династийные браки, которые способствовали в значительной мере укреплению межкняжеских отношений и прекращению распрь между ними. Конечно, это не было панацеей для установления продолжительного мира. т.к. иногда браки разрывались и начинался очередной виток усобиц. как это было в 1205 г., когда князья после удачного похода на половцев стали рядиться, кто для Руси более ценен. что закончилось тем, что: "Романъ емь Рюрикаи посла в Киевь и постриже в чернци и жену ех и дщерь ех (бывшую свою жену Предславу )...".
2. Из контекста "Слова", если подразумевать намек автора на свадьбы Ростислава Рюриковича и Верхуславы, а так же Святослава Игоревича и Ярославы Рюриковны следует, что на свадебном пиршестве в честь бракосочетания Ростислава и Верхуславы присутствовал и Игорь, который возвращается к себе в Новгород-Северский, следуя по Боричеву узвозу к Богородице Пирогощей, которая находилась на Подоле.В географическом плане в точности соответствует движению на северо-восток, в Черниговские земли. Это напоминает свадебную процессию. а посещение церкви Богородицы Пирогощей могло быть связано с посещением этой церкви Ярославой Рюриковной как своей церкви, чтоб получить благословления на брак, который мог состояться в церкви Игоря. При этом как раз и "страны ради, гради весели". Ведь под "странами" можно подразумевать не только какую либо сторону земли, но и сторону жениха или невесты, которые рады заключению брака, а "грады весели" - намек на сами веселые свадебные пиры. состоявшиеся поочередно в Киеве, а затем и в Новгороде-Северском.
Не очень верится, что Рюрик не мог присутствовать на свадебном пире данного в честь бракосочетания его дочери Ярославы и Святослава Игоревича.
3. То, что летопись сообщает: "тое же неделе отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новьгорд - Северьскии" вовсе не означает, что речь могла идти именно о свадьбе молодых и именно в воскресенье 25 сентября 1188 г., а только о договоре, сватовстве, ОБЕЩАНИИ Рюрика отдать свою дочь Ярославу за Святослава Игоревича, данное на свадьбе Ростислава и Верхуславы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 30 мар 2018, 08:49

краевед писал(а): Из контекста "Слова", если подразумевать намек автора на свадьбы Ростислава Рюриковича и Верхуславы, а так же Святослава Игоревича и Ярославы Рюриковны следует, что на свадебном пиршестве в честь бракосочетания Ростислава и Верхуславы присутствовал и Игорь, который возвращается к себе в Новгород-Северский, следуя по Боричеву узвозу к Богородице Пирогощей, которая находилась на Подоле.

Уважаемый краевед, Вы комкаете расстояния между городами. Разве свадьба в Киеве была? В Белгороде, 30,7 км на запад от Киева, совр. с.Белгородка. А Игорь идёт по Боричеву на юго-восток к церкви Мстислава Великого. Зачем идёт? Уж явно не в саму церковь, ибо с точки зрения выбора церкви это противоестественно, Пирогощая церковь его политических противников. Но именно то что «Игорь князь въ Руской земли» (= Киевская волость, вотчина Рюрика) и то что он идёт к церкви Мстиславичей делает это событие радостным для стран и городов. Это безусловно намёк на прекращение 40 летней усобицы Мстиславичей и Ольговичей.

По поводу был ли Игорь в Белгороде 25.09.1188:

    "Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день, а заутра Богослова, а венчана у Святыхъ апостолъ...
    Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии..." (Ипат.6695)
Отдал КТО? Рюрик, который был в это время в Белгороде. Отдал куда? В Новгород Северский, если бы речь была о месте действия, то употребили бы местный падеж в Новгороде Северском. Т.е. на свадьбе Верхуславы от Игоря были сваты и Рюрик дал согласие на брак. Вполне допускаю, что именно произнесение СПИ с намёком «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» <так и> Руской земли [= владениям Рюрика] безъ Игоря.» этому решению способствовало.

Но был ли на свадьбе сам Игорь? Читаем дальше:

    "Тогда же [25.09.1188] приде Володимерь [Игоревич] ис Половечь с Кончаковною, и створи свадбу Игорь сынови своему, и венча его с детятемь..."(Ипат.6695)
Кто сотворил сыну свадьбу в то же воскресенье 25.09.1188? Игорь. Совершенно очевидно, что не в Белгороде, а у себя в Новгород-Северском.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 30 мар 2018, 23:14

Уважаемый Лемурий, соглашусь с тем, что свадьба Ростислава и Верхуславы справлялась в Белгороде.
Относительно того, что Игорь идя по Боричеву спуску двигался в юго-восточном направлении, как Вы пишете не согласен. т.к. в этом случае Игорь удалялся бы от церкви Богородицы Пирогощей, которая располагалась в районе совр. Контрактовой площади на Подоле. Сам Андреевский спуск, который и принимается за Боричев спуск "Слова" имеет форму подковы, которая от высшей точки, т. наз. Верхнего города, имеет два спуска и в юго-восточном направлении идет к совр. Андреевской церкви, а другой спуск идет в северо-восточном направлении в сторону древнего Подола. где находится совр. Контрактовая площадь(в древности Торговище), где и располагалась Церковь Богородицы Пирогощей.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение Лемурий » 31 мар 2018, 08:29

краевед писал(а): Относительно того, что Игорь идя по Боричеву спуску двигался в юго-восточном направлении, как Вы пишете не согласен. т.к. в этом случае Игорь удалялся бы от церкви Богородицы Пирогощей, которая располагалась в районе совр. Контрактовой площади на Подоле. Сам Андреевский спуск, который и принимается за Боричев спуск "Слова" имеет форму подковы, которая от высшей точки, т. наз. Верхнего города, имеет два спуска и в юго-восточном направлении идет к совр. Андреевской церкви, а другой спуск идет в северо-восточном направлении в сторону древнего Подола. где находится совр. Контрактовая площадь(в древности Торговище), где и располагалась Церковь Богородицы Пирогощей.

Уважаемый краевед, с одной стороны Вы правы, а за Рыбаковым тоже надо проверять: действительно Торговище (VI) с церковью купцов Пирогощей (см 1) находятся от княжеского терема по Боричеву спуску ровно на север:

Изображение

:arrow: см. Карта Киева V-XIII вв

Но с другой стороны это единственный путь затем на восток и к причалу на Почайне.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24037
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: О маршруте войска Игоря

Сообщение краевед » 31 мар 2018, 23:31

Уважаемый Лемурий, точная локализация Боричева узвоза определяется в ПВЛ, когда Владимир приказал : "Перуна же повеле привязати къ коневи хвосту и влещи с Горы по Боричеву на Ручаи...". ПВЛ, Ип.л., С.72
Одна из улиц Киева и до сих пор носит название Боричев ток, расположена восточнее Боричева узвоза непосредственно под горой и шла от подольского Торговища, пересекая Ручай к Почайне.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 8