"Звериный стиль" древнерусских соборов

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 18 ноя 2013, 18:00

Евгений писал(а):Выводить всё русское искусство и русскую историю из Европы и Израиля - типично для московских креаклов.

Во-первых поубавьте пыл. Тут можно взять лишь аргументами, а их у Вас НЕТ.

Евгений писал(а):1. Я показал грифона 7 века в сравнении с грифоном с одной из церквей (Лемурий всё выводит из архитектуры французских церквей 11-12 вв)

Вы показали грифона из восстановленной в 1471 году фасадной скульптуры Георгиевского Собора Юрьева-Польского. Как можно приводить 15 век в "доказательство" истока 12-го??? Приведенные же мной церкви лишь следствие последних исследований:

Сергей Заграевский писал(а):На конференции памяти Андрея Боголюбского в 2011 году, если не ошибаюсь, доклада четыре было этой теме посвящено, теперь еще и Ангулем называется как вероятная родина мастеров. Я сейчас жду материалов конференции, чтобы написать на эту тему более фундаментальное исследование, чем предварительные соображения, высказанные в статье об архитекторе Барбароссы...

Уважаемый Лемурий, Ангулем - это который во Франции, в нем собор, на соборе декор... Вот, например:

Изображение

Попробую объяснить суть проблемы. Такого декора, как у нас, полно по всей Европе. Стиль несколько разнится, но все равно аналоги встречаются то там, то тут, и это неудивительно...

Обратите внимание на грифонов того времени (нижний ряд). Если взяли 12 век, то не надо в истоки ему приводить 7-й и 15-й - это совсем другое время и другие мастера.

Евгений писал(а):2. Лемурий заявил, что этот грифон - не оригинальный...

Есть масса литературы по истории реставрации Георгиевского Собора Юрьева-Польского.

В 1230 году Святослав Всеволодович, удельный князь Юрьева-Польского, разрушил Георгиевский собор, построенный Юрием Долгоруким в 1152 году: «Святослав князь в Юргеве руши церковь святаго Юрия каменую, тако же бе обветшала и поломалася, юже бе создал дед его Юрги Володимеричь и святил великим священьем»...
Ермолинская летопись под 1471 годом сообщает: «Во граде Юрьеве в Полском бывала церковь камена святый Георгий, а придел святая Троица, а резаны на камени вси, и розвалилися вси до земли; повелением князя Василеи Дмитреевь (Ермолин – С.З.) те церкви собрал вси изнова и поставил как и прежде»..

После восстановления в 1471 году от собора 1230–1234 годов сохранились:
– с запада – первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса;
– с востока – цоколь апсид;
– с юга – притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя);
– с севера – притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).
-----
Заграевский С.В. ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ИСТОРИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГЕОРГИЕВСКОГО СОБОРА В ЮРЬЕВЕ-ПОЛЬСКОМ


Евгений писал(а):3. Я показал, что в том, что ранее продемонстрировал Лемурий, в частности в Дмитриевской церкви, оригинального (по оценкам исследователей) не более половины от сохранившегося, а сохранилось порядка 1/4 (учитывая упомянутый как более-менее целый один фасад из 4).

Читайте :arrow: С. В. Заграевский, профессор, доктор архитектуры АРХИТЕКТОР ФРИДРИХА БАРБАРОССЫ:

Татищев подтверждает эту информацию и в своем «Лексиконе»: «Андрей Боголюбский, учинися великим князем, в 1157 году престол из Ростова во Владимер перенес, и получа архитекта от императора Фридерика Барбароссы, церковь соборную и врата градские построил, которые доднесь хотя через раззорение многое лепоты их утратили, однако ж еще видения достойны»2;
– сообщение Татищева не противоречит сообщению Лаврентьевской летописи: «…Приведе ему (Андрею Боголюбскому – С.З.) Бог из всех земель все мастеры»3;
– сообщение Татищева подтверждается словами Аристотеля Фиораванти о владимирском Успенском соборе: «Некиих наших мастеров дело»4
-------
2. Татищев В.Н. Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский. В кн.: Избранные произведения. Л., 1979. С. 213. (Статья: Владимер Белорусский и Володимер); также СПб, 2008. (Репринтное изд. 1793 г.).
3. ПСРЛ 1:351.
4. ПСРЛ 6:199.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Евгений » 18 ноя 2013, 19:23

Лемурий писал(а):
Евгений писал(а):1. Я показал грифона 7 века в сравнении с грифоном с одной из церквей (Лемурий всё выводит из архитектуры французских церквей 11-12 вв)

Вы показали грифона из восстановленной в 1471 году фасадной скульптуры Георгиевского Собора Юрьева-Польского. Как можно приводить 15 век в "доказательство" истока 12-го???

Не хитрите, Лемурий - на первой странице этой темы есть и другие грифоны такого же вида:
Изображение
Ц. Покрова на Нерли

Что касается всего остального - архитектора мог пригласить, но это вовсе не значит, что архитектор занимался помимо несущих конструкций и декором внешних фасадов (где такие же рельефы на других примерах его работы что вы называете - Золотые Ворота, и пр.?) Но самое главное - где развитие, где корни такого оформления во Франции? Эти формы появляются там резко с началом крестовых походов.

Да, и ваши грифоны "из нижнего ряда" - вообще не похожи. И крылья другие, и позы, ну ни одного элемента нет стилистически общего. Даже вот у этого китайского грифона (25-220 н.э.), и то больше сходства (двойной "уступ" перьев, положение крыла):
Изображение
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1179
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2013, 18:19

Пора и обновить свои материалы. Новая статья по этому вопросу профессора, доктора архитектуры Сергея Вольфганговича Заграевского:

:arrow: Заграевский С.В. О научных перспективах поиска истоков и прототипов белокаменного скульптурного декора домонгольских храмов Северо-Восточной Руси

Кстати, все свои вопросы можете задать ему лично, он тоже участник Форума НГ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Евгений » 26 ноя 2013, 14:09

Лемурий писал(а):Пора и обновить свои материалы. Новая статья по этому вопросу профессора, доктора архитектуры Сергея Вольфганговича Заграевского...


Малоинформативно, Лемурий. Уточню: Профессор мужественно заявил, что берёт назад свои слова по поводу з.-европейского происхождения "звериного стиля древнерусских соборов", однако уточнил, что раз он сам никаких позитивных выводов на основании сравнения русского и европейских стилей сделать не может, то и никто другой не сможет...

Заграевский писал(а):Несомненно, что белокаменный скульптурный декор домонгольских храмов Северо-Восточной Руси существовал в рамках мирового архитектурно-художественного процесса своего времени, и степень его разнообразия и уникальности не уступает степени разнообразия и уникальности храмового декора любых других стран и регионов мира, а то и превосходит ее. Но поиск конкретных истоков и прототипов владимиро-суздальского декора методами стилистического и любого другого искусствоведческого анализа научных перспектив не имеет, и данный вопрос рекомендуется закрыть до появления документальных свидетельств.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1179
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Алексан » 26 ноя 2013, 14:41

Как, как? Скифский звериный стиль западно-европейского, т.е. французского происхождения? Я же говорил, что скифы - это французы.
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2013, 01:25

Евгений писал(а):Уточню: Профессор мужественно заявил, что берёт назад свои слова по поводу з.-европейского происхождения "звериного стиля древнерусских соборов", однако уточнил, что раз он сам никаких позитивных выводов на основании сравнения русского и европейских стилей сделать не может, то и никто другой не сможет...

Как-то удивительно Вы читаете. Вся работа построена на заимствовании стиля, но непонятно для автора статьи какого немецкого, французского или итальянского. Уточнение из какого конкретно отложено до документальных доказательств. Обратите внимание в статье на фотографии схожих элементов особенно под N38:

– церковь св. Петра в Фонтен д’Озийяк, департамент Приморская Шаранта (ил. 38 – отметим сходство с владимиро-суздальскими львами, см. ил. 1, 3);

Вот эти характерные для Приморской Шаранты львы:

Изображение
Fontaines d’Ozillac. Eglise Saint-Martin. XIIe siècle.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Валерий Колесников » 27 ноя 2013, 10:48

В этой статье фрески с Дмитриевского собора сравниваются с Иранскими.
Ссыка:http://artifact.org.ru/detalirovka-voprosov-globalnoy-teorii/v-g-vishnev-drevnyaya-rus-i-iran.html
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Евгений » 27 ноя 2013, 10:56

Лемурий писал(а):Как-то удивительно Вы читаете. Вся работа построена на заимствовании стиля, но непонятно для автора статьи какого немецкого, французского или итальянского. Уточнение из какого конкретно отложено до документальных доказательств.

Вот именно - Заграевский рассматривает исключительно з-европейские образцы, и нисколько не обращается к возможным примерам такого декора в других регионах. Византийские примеры (3 штуки) и один индийский - просто для галочки.

Так что его неспособность найти чёткие параллели в рассмотренном им материале говорит о том, что европейские истоки следует считать недоказанными и, по мнению профессора, недоказуемыми. А восточные корни "звериного стиля древнерусских соборов" остались нерассмотренными и ничуть не скомпрометированными.

А в дополнение вот вам для сравнения архитектурные планы персидских "чахартак" и Дмитриевского собора и церкви Покрова на Нерли (обратите внимание, что, как и в следующем примере иранского храма, церковь Покрова /не на 100% уверен по Дмитриевскому собору, но скорее всего тоже/ была окружена с трёх сторон галереями):

Изображение

Изображение
(Покрова)

Изображение

Изображение
(Дмитриевский)
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1179
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2013, 13:51

Евгений писал(а):Так что его неспособность найти чёткие параллели в рассмотренном им материале говорит о том, что европейские истоки следует считать недоказанными и, по мнению профессора, недоказуемыми. А восточные корни "звериного стиля древнерусских соборов" остались нерассмотренными и ничуть не скомпрометированными...

Просто, Евгений, существует такое понятие как "объективность", один прочитает статью и думает, что иначе и быть не может, а другой читал множество версий и может отметить слабые и сильные стороны аргументаций и уже на этой базе делать свой аналитический вывод. Проф. С.В.Заграевский как раз ко второму типу и относится:

Неудивительно, что за время существования истории древнерусской архитектуры как науки исследователи выдвигали множество различных версий происхождения белокаменного скульптурного декора домонгольских храмов Северо-Восточной Руси. Наиболее полный обзор выдвигавшихся версий в разное время сделали Г.К. Вагнер8 и М.С. Гладкая9. Приведем здесь лишь некоторые версии.
О преимущественно восточном влиянии (Ирана, Кавказа, Индии) писали В.И. Доброхотов10, Э.Э. Виолле ле Дюк11, Ф. Халле12, И.А. Орбели13, Л.А. Лелеков14, З.А. Акопян15. О преимущественно византийско-балканском влиянии – И.Д. Мансветов16, В.В. Стасов17, П.П. Покрышкин18, Ф.И. Буслаев19, А.И. Некрасов20, Ф. Халле (которая считала Балканы передаточным звеном с Востока)21, А.Н. Грабар22. О том, что декор владимиро-суздальских храмов имел преимущественно местные корни – Л.В. Даль23, Н.В. Султанов24, А.М. Павлинов25, Б.А. Рыбаков26, В.Н. Лазарев27, М.В. Алпатов28, Г.К. Вагнер29. О преимущественном влиянии западноевропейской романики – С.Г. Строганов30, Н.А. Артлебен31, А.М. Быковский32, А.С. Уваров33, Н.П. Кондаков34, Д.Н. Бережков35, Н.Н. Воронин36, А.И. Комеч37, О.М. Иоаннисян38.
------
ПРИМЕЧАНИЯ

8. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси XII в. Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 8–35.

9. Гладкая М.С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире. Опыт комплексного исследования. М., 2009. С. 12–15.

10. Доброхотов В.И. Памятники древностей во Владимире Кляземском. М., 1849.

11. Виолле ле Дюк Э.Э. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879;

12. Halle F. Die Bauplastik von Wladimir-Ssusdal. Russische Romanik. Berlin, 1929.

13. Орбели И.А. Албанские рельефы и бронзовые котлы XII-XIII вв. В кн.: Орбели И.А. Избранные труды. Ереван, 1963. С. 354-361.

14. Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Восток. М., 1978.

15. Акопян З.А. Образ "Рая" во внешней декорации памятников средневековой Армении и Древней Руси. В кн.: Пятые чтения памяти профессора Катерева. Москва, 30–31 октября 2007 г. М., 2007.

16. Мансветов И.Д. По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве. В кн.: Труды I Археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. С. 272–276.

17. Стасов В.В. Собрание сочинений. СПб, 1894. Т. 1.

18. Покрышкин П.П. Православная церковная архитектура XII–XIII столетия в нынешнем Сербском королевстве. СПб, 1906.

19. Буслаев Ф.И. Исторические очерки по русскому орнаменту в рукописях. Пг, 1917.

20. Некрасов А.И. Из суздальско-владимирских впечатлений. В сб.: Среди коллекционеров. М., 1924. № 5–6. С. 33–40.

21. Halle F. Указ. соч.

22. Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и «Слово о полку Игореве». М.-Л., 1962. С. 233–271.

23. Даль Л.В. По вопросу об архитектуре XII в. В Суздальском княжестве. В кн.: Труды I Археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. С. 277–281; Даль Л.В. Историческое исследование памятников русского зодчества. В сб.: Зодчий, 1875. № 11–12. С. 132–134.

24. Султанов Н.В. Русское зодчество в западной оценке. В сб.: Зодчий, 1880. № 1–2. С. 6–12.

25. Павлинов А.М. История русской архитектуры. М., 1894.

26. Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура. В кн.: История культуры Древней Руси. М.-Л., 1951. Т. 2. С. 396–464.

27. Лазарев В.Н. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. В кн.: История русского искусства. М., 1953. Т 1. С. 396–441.

28. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М., 1955. Т. 3. 65–91.

29. Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси…

30. Строганов С.Г. Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). М., 1849.

31. Артлебен Н.А. По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве. В кн.: Труды I Археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. Т. 1. С. 288–289.

32. Быковский А.М. Древне-русское искусство – архитектура. Выступление на заседании II отделения Археологического съезда. В кн.: Труды I Археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. Раздел VII.

33. Уваров А.С. Взгляд на архитектуру XII века в Суздальском княжестве. В кн.: Труды I Археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. С. 252–271.

34. Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русские древности в памятниках искусства. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова. СПб, 1899. Вып. 6.

35. Бережков Д.Н. О храмах Владимиро-Суздальского княжества (XII–XIII вв.). Владимир на Клязьме. Владимир, 1903.

36. Воронин Н.Н. Указ. соч.

37. Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг. Художественная природа и генезис «русской романики». В кн.: Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира, xii век. СПб, 2002. С. 231–254.

38. Иоаннисян О.М. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского). В кн.: Научная конференция памяти М. А. Гуковского. СПб, 1998. С. 27–28; Иоаннисян О.М. Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика… С. 19–23; Иоаннисян О.М. Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси… С. 47–65.

------
Заграевский С.В. О научных перспективах поиска истоков и прототипов белокаменного скульптурного декора домонгольских храмов Северо-Восточной Руси


С иранскими архитектурными планами - замечание интересное, опять таки лучше спросить у эксперта по этому вопросу. Лично мне видится, что до возведения в XV в. купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции / арх. Филиппо Брунеллески/ ничего принципиально нового не придумали. Но спрошу у Сергея Вольфганговича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Евгений » 27 ноя 2013, 21:43

Лемурий писал(а):Просто, Евгений, существует такое понятие как "объективность", один прочитает статью и думает, что иначе и быть не может, а другой читал множество версий и может отметить слабые и сильные стороны аргументаций и уже на этой базе делать свой аналитический вывод.

В принципе согласен, только объективность не надо бы в кавычках писать! А г-н. Заграевский всё корректно выражает, это Вы для меня - "один", который "прочитает статью и думает, что иначе и быть не может".
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1179
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2013, 06:50

Евгений писал(а): это Вы для меня - "один", который "прочитает статью и думает, что иначе и быть не может".

Алаверды! Для Вас и писалось.

Кстати, "архитектурные планы" совершенно разные. "Иранские" одноуровневые, примитивные как "шалаш". Древнерусские - 3-х ярусные.

Так что прислушаюсь лучше к мнению эксперта.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Евгений » 28 ноя 2013, 18:46

Лемурий писал(а):Иранские" одноуровневые, примитивные как "шалаш". Древнерусские - 3-х ярусные.

Так что прислушаюсь лучше к мнению эксперта


Так "иранские примитивные" - 6-7 век, при Сассанидах строились. Вы, чем прислушиваться, лучше бы поискали аналогичные "шалаши" в истории европейской архитектуры, и показали бы, как какая-нить з-евр. церковь-"Люси" переходит вот в такую форму, потом в такую, и получается стиль владимирско-суздальских церквей 12ого века. А пока у вас переходных форм нет, а планы, которые я показал, вы не отвергаете, как не родственные, а лишь ссылаетесь на оценку, что их форма гораздо примитивнее. Конечно - они на 4 века минимум старше. А если на них взглянуть в совокупности с другими архитектурными формами культовых сооружений на территории В.Европы и Азии, то восточное влияние станет очевидным.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1179
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение sasha a » 29 ноя 2013, 01:17

Может, вот эта статья остудит бурную дискуссию?

А.В. Радзюкевич

Особенности построения храмов Владимиро-Суздальской Руси

методом "по образцу"

http://rusarch.ru/radzukevich1.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3118
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2013, 10:11

sasha a писал(а):Может, вот эта статья остудит бурную дискуссию?

Доброе утро, уважаемая sasha_a! Помню о Вашей просьбе, но в связи с предновогодним авралом до РГБ так и не доехал. Из статьи:

V. Следование галичскому образцу не наблюдается в период княжения Андрея Боголюбского, из чего, можно предположить, что на Владимиро-Суздальской Руси действовала своя собственная артель мастеров, которая при разбивке планов храмов, тем не менее смело шла на заимствование целого ряда технических приемов строительства /романская техника кладки, резные декоративные орнаменты и т.д./.

Сайт, где размещена статья, Сергея Вольфганговича. Я уже писал ему по этому вопросу и вот что он ответил:

Сергей Заграевский писал(а):Ув. Лемурий, сама по себе купольность не представляла собой ничего нового еще со времен Древнего Рима. Если речь идет о происхождении древнерусских крестово-купольных храмов, то я много писал об этом здесь:
http://zagraevsky.com/classification.htm
О галереях ц-ви Покрова я писал здесь:
http://zagraevsky.com/vsmz9.htm
О галереях Дмитр.собора:
http://zagraevsky.com/vsmz11.htm
Поэтому на типологию купола, а тем более на второстепенный и спорный факт обстройки храмов галереями в процессе строительства, в решении вопросов истоков ориентироваться нельзя.
У нас есть четкие сведения о приходе в Киев мастеров из Византии, и во Владимир - мастеров Фридриха Барбароссы. Это исторические факты, на них и следует ориентироваться в первую очередь. И, конечно, архитектурная пластика храмов у нас никак не иранская. И не индийская (а ведь иногда даже с теориями индийского влияния сталкиваться приходится).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 20856
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Алексан » 01 дек 2013, 19:54

Дык откуда всё-таки взялся звериный стиль на Владимиро-Суздальской архитектуре? Не от Фридриха Барбароссы же, в самом деле.
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3