А были ли ковуйские племена в поэме?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 19:57

Можно ли серьезно воспринимать книгу Баскакова?
Ведь она содержит массу откровенно ненаучных, зато очень "тюркских" этимологий. Некоторые из них вообще позорны для 1985 года - более, чем через десять лет после выхода основных трудов Вячеслава Иванова, Владимира Топорова и многих других языковедов, исследовавших этимологию имени Велес/Волос.
Вот, пожалуйте смотреть:
«Не останавливаясь на разборе различного рода мнений о происхождении названия Велес ~ Волос, мы выскажем только своё предположение о необычайной фонетической и семантической близости названия славянского языческого бога Велесъ с чувашским (~ булгарским) сочетанием выльǎх ´скот, скотина´ + çы — аффикс профессии; > выльăхçы ´скотник, скотовод, занимающийся скотоводством, относящийся к скотоводству´. С выпадением конечного гласного это слово совпадает с названием славянского языческого божества, покровителя скота Велесъ < Выльăхç(ы).
Если племенное название племени мокша имеет связь с именем женского божества Мокошь, то ещё вероятне, что племенное название влах, валах, обозначающее скотоводов Юго-Восточной Европы, присвоено было им соседними тюркскими племенами дунайских булгар — выльăх ~ выльăх + çы, с тем же значением ´скотовод´. Как известно, в X в. дунайские булгары, оттеснённые печенегами, основали на Дунае племенное объединение Лебедию, подчинив себе некоторые угорские, тюркские, славянские и романские племена» [Баскаков, 1985, с. 144].
Понятно, что партийных чинов некоторых республик и автономий тешило, что могущественные культуртрегеры-тюрки подарили народам их заместителей даже их языческих богов, но наука себе не может позволить реверансов.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Лемурий » 27 сен 2012, 20:45

Давайте, для начала, дадим ссылку на эту замечательную книгу, заслужившую немалой похвалы. Не у всех читателей она есть в прямом доступе.

Изображение

:arrow: Николай Александрович Баскаков "Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве»" М., Наука, 1985.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19678
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 28 сен 2012, 09:11

Уважаемый Лемурий, книга уже выложена здесь же, в соответствующем разделе.
Выдавать ей похвалы давайте после разбора.
А слово "замечательный", если честно, терпеть не могу - как правило, прилагается либо к сомнительным, либо к возведенным в ранг культовых объектам. Хорошо его высмеивают в разделе "ЖЗЛ" господа Стоянов и Олейников в своей передаче "Городок".
Естественно, что достоверные тюркизмы типа имени Кончак разобраны правильно.
Но неужели Вы так уверены в правоте Баскакова, что согласитесь с антинаучной тюркской этимологией Велеса и Макоши?
Разбирать также надо такие слова, как чага, кощей, шельбир, ревуг, могут, татран...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Лемурий » 28 сен 2012, 18:42

Каждому своё, если на Н.А. Баскакова ссылаются другие лингвисты, эксперты по тюркским языкам, значит книга заслуживает внимание. Не выплескивайте воду вместе с младенцем. Не во всех, конечно, приведенных словах нужно тюркскую этимологию, но наряду с подобной книгой К.Г. Менгеса достойный труд.

P.S. А ссылки в дополнительной литературе надо периодически обновлять, как сделал это вчера. Зачем же не знающим этой книги доказывать что-то "вслепую" ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19678
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение radivilow » 28 сен 2012, 22:07

Можно и мне на огонёк? Приведу несколько чукотских примеров, не читая Баскакова. Где его было взять в тундре. В языкотворчестве сложения, я подозреваю, зародились довольно рано, как двоичный код –для более уверенного понимания. Далее они(половинки сложений) могли развиваться и по отдельности, прихватывая соединительную гласную на начало или конец слова.
Чук. «ЫЛЬ ВЫЛЮ» - дикий не прирученный ОЛЕнь.---(рус. "ВОЛЯ", "ГУЛЯЙ ПОЛЕ")
чук. «ГАЛЯ ВЫЛЬГА» -наперегонки, обгоняя друг друга(скот пасётся именно так, это опорный признак стада.)----------
чук. «ҢЭЛЬ ВЫЛЬ» - стадо.(основа «ВЭЛЬ»≈ в рус. «ВОЛ»-скотина)--------------
чук. «ҢЭЛЬ ВЫЛЬ ЫТ»-мн.ч. табуны, стада. Окончание множественного числа-«ЫТ», не даёт права приплетать к этому процессу окончание в слове «ВЕЛЕс» и, скорее всего, Чукотка не участвовала в этом.далее:
чук.-- "ВИЛ ВИЛ" -товар. (скот, как разменная монета)
Последний раз редактировалось radivilow 30 сен 2012, 21:14, всего редактировалось 1 раз.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 29 сен 2012, 17:15

Менгес на меня произвел впечатление гораздо менее предвзятой книги.
Что касается Баскакова, то сомнительны там и Боян, и котора, и многое другое. Вне сомнений лишь Гза, Кончак и т.д. Я видел ссылки лишь на диалектологические труды Баскакова, ранние, где много фиксировалось слов и текстов, поэтому они ценны... но это не означает, что его мнение о лексике поэмы верно.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Лемурий » 30 сен 2012, 10:18

Уже Александру Лаврухину писал, что нельзя критиковать труд уважаемых экспертов общими словами.
С какой статьей Вы не согласны? Давайте разберем, что, по Вашему мнению, не так.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19678
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение radivilow » 30 сен 2012, 23:13

Уважаемый, konrad, а в чём, собственно, проблема? В СПИ говорится косвенно-язвительно о черниговских воях (ковуях)[в других текстах упоминается "отряд черниговских ковуев"].Это ведь не обязательно племена. Перед тем, как ошеймовать их, автор приводит пространный список черниговских дворов(сословий или цехов условно) с былями\белями(чук. ВИЛ ВИЛ-товар) от которых уже не выждет Святослав своего брата.Надо полагать, что отряд от них был сборный.Значит дело не в племенах, а в слове "КОВУИ"? Покоторимся?
др.рус. "КОТОРА" - стычка, рать, нападение, вражда?
чук.----"КЫТЧИРЭк" -надоедать, наскучивать. (обычно в сердцах выкрикивают: -чук. "КЫТЧИРАгыргын"!!!-надоел!!!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------["~гыргын"-суфф.длит.действ.]
чук. "КЫТРЫ КЫР" - мыс, коса (могло спровоцировать пословицу "Нашла коса на камень"= КОТОРА)\\[ср.рус. "пикироваться"]
Относительно слова "КОВУИ"...Я встречал где-то в материалах Северо-Восточных Экспедиций:- "...вы чего в КОВУЯХ-то (в доспехах)." Однако, это маловероятно по аналогии "ратники" - "латники"-"КОВУЙники".Ответ надо искать в СПИ: -"Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу КОВАше..." то есть:Олег мечем крамолу(КАЯШЕ -умиротворял мечем) КАЯл, приводил к поКАЯнию (охристианил) в реке-КАЯле(усл.) Спецотряд воинов отряженный в помощь Игорю на КАЯнину\КАЯлу Тмутаракани и мог так называться-КОВУи.
чук. "КААлгын" - шероховатость.(*КАА даёт КЭЭ, даёт КЭВЭ)
чук. "КЭЭ КЭЙ", "КЭВэКЭЙ" -неровность, бугорок, холмик (рус. "КАВЫ КА" , "заКАВЫ КА")
чук. "КААТвыё" -состроганное.(ср. рус. переносн. "Снять стружку" -сделать выволочку.)
чук. "КАВЭты"-удобно, УЮТно.(собств.рус. "отКОВАть"-убрать шероховатости в том числе)
чук. "КАВЭё" -успоКАИВАЮщие(ср. "КОВУИ")ср.рус."КАЮЩИйся
рус. "КАЮта"-УЮТное, споКОЙное место для ночлега.
чук. "КИВЫк" -ночевать. "КИВЫльын" -ночующий. (отошел на поКОЙ = *КАЯльный(синтез).
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 27 окт 2012, 19:09

Здесь вот в чем дело: ежели мы признаем, что часть слов из этой фразы - не тюркские, почему и остальным не быть нетюркскими?
И тогда были, могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги и ольберы получают объяснения...
Были - бывалые, бувальци, могуты - силачи, татраны - жители Татр, шельбиры - шальвиры, в украинских галицких песнях упоминается в связи с козаками, то есть хитрецы, удальцы, ревуги - легкие, проворные, быстрые (аланизм) и т.д. И если Могут - славянское имя, почему Татран и Ольбер не славянские?
Последний раз редактировалось Konrad 28 окт 2012, 11:06, всего редактировалось 3 раз(а).
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение а лаврухин » 27 окт 2012, 19:55

Здравствуйте, уважаемый Konrad.
Konrad писал(а):И тогда были, могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги и ольберы получают объяснения...
Были - бывалые, бувальци, могуты - силачи, татраны - жители Татр, шельбиры - шальвиры, в украинских галицких песнях упоминается в связи с козаками, то есть хитрецы, удальцы, ревуги - легкие, проворные, быстрые (аланизм) и т.д.

Логика, которой руководствуетесь Вы при этимологизации гапаксов "Слова", очень соответствует логике А.А.Зимина.

Ваше отношение к научному труду Н.Б.Баскакова (критическое) я могу поддержать мнением современных учёных-тюркологов.
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2581
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 28 окт 2012, 11:12

Мнение современных тюркологов очень интересно.
Я не сторонник теории Зимина.
Но бред Баскакова ужасен.
"Со своими бичами-нагайками, да с жирными лошадыми, которых половцы голодные с удовольствием сожрут, вай-вай, какой тольстый кирасивый вкусный лошадь, - с начальством (куда ж без него?), да с тюркскими низкорослыми минотаврами..."
Начнем с того, что у Комнины скифами зовутся и славяне, о чем у Васильевского можно прочесть, а татраны - жители Татр, на что давно, еще Юговым и до Югова указано, и что со стыдом признал сам же Баскаков в своей книге. Итак, это не печенеги, а удальцы-русины, предки современных украинцев-лемков. Внимательный к Галичине автор должен был их отметить.
Были - всё-таки бывалые, здесь прав Зимин.
Могуты - силачи, могучие.
Ревуги - уж конечно, не эр-буги, мужи-быки, а, с иранских языков, быстрые, стремительные. Скифское словцо.
Шельбиры - тоже скифское словцо, с иранских языков свободные, вольница. Отсюда и слова шельбир, шальвир, которыми в галицких и других украинских песнях величают козаков, то есть представителей военного сословия. Слово живо было еще в позапрошлом столетии, не говоря уже об актах гетманского времени.
Хороша сходная этимология ольберов у некоторых авторов.
Ну и естественно, топчаки - это явно не жирные, вкусные, аппетитно выглядящие лошади, мясом которых запихались тюркские баи и их потомки в лице секретарей райкомов и обкомов. "Я кыназ", - объяснял знакомому моего отца один такой киргизский строитель коммунизма.
Обратите внимание: при таком (неинтернационалистическом, к сожалению ) подходе все характеристики, за исключением татранов, близки: бывалые, могучие, стремительные, вольнолюбивые, свободные, толпящиеся!!! А почему выделили татранов, это вопрос очень интересный, напрямую с авторством связан.
Я всё-таки филолог по первому образованию.
И смею Вас уверить, что как раз этимологии Баскакова "народные". Потому что тюркологу захотелось увидеть там тюрков.
А почитайте у Баскакова историю, как он в кафе "Татраны" попал... Неужели никому не хочется отряхнуть с себя этих тюркских "вшей истории"?
Татран - не печенежское, а "скифское", а прочие скифы у Комниной - славяне.
Историки византийско-печенежских взаимоотношений указывают, что под «скифами» Анна Комнина часто понимает совсем разные по происхождению племена. Определяя нападавших в 1087 году как «одно из скифских племен» (γένος τι Σκυθικόν), Анна не могла так неопределенно выразиться только о печенегах, слишком хорошо ей известных и не раз упомянутых в ее истории под своим собственным наименованием (πατζινάκοι). Скорее всего, речь идет о союзном русско-печенежском войске. Анна Комнина не имеет специального обозначения для русинов и не зовет их нигде тавроскифами, как обычно делали византийские авторы. Наличие в среде противника славян доказывают параллель с текстом Зонары, сходным образом именовавшего русинов, и описанный у Михаила Атталиоты, одного из придворных Никифора Вотаниата, случай с посольством в 1078 году каких-то скифов, живших около Дуная. Те, чтобы доказать лояльность отправивших их и доставить удовлетворение вновь воцарившемуся императору, привели с собой несколько соотечественников, вступивших в связь с печенегами при императоре Михаиле VII, и подвергли их наказанию перед самим василевсом, называя их поступок схизмой и отступничеством. Скифы эти явно были одной веры с ромеями и не являлись ни печенегами, ни куманами, властители, отправившие их, дружественно относились к василевсу, а летописи подтверждают мирный характер отношений князей Руси с Византией в этот период [Васильевский 1908; Грушевський 1905; Насонов 1951].
Некоторые исследователи пытаются даже определить, каких именно русинов подразумевает Анна. Они указывают, что поселения уличей и тиверцев тянулись до Дуная. Как далеко простирались они на запад, неизвестно. Вероятнее предположить, что они главным образом группировались у низовьев этой реки, где сама местность, изрезанная рукавами Дуная, всякими мелкими протоками, представляла больше средств к защите. Здесь удобнее было задержаться оседлому населению. Сюда, вероятно, также выселялись жители с берегов Днепра, Буга и Днестра и подкрепили собою подунайское славянское население [Голубовский 1884]. Из одного известия Анны Комнины видно, что в дунайских городах сидели какие-то варварские князья, поддерживавшие печенегов. В их числе находились Татуш, Хале, то есть, возможно, Олег, Всеслав – явный славянин, Сатца и другие [Комнина 1965; Васильевский 1908; Грушевський 1905]. Именно с этими властителями придунайских крепостей вошло в соглашение некое «скифское» племя и стало тогда без опасения переходить на другую сторону Дуная, опустошая прилежащие земли [Голубовский 1884]. Наличие русинов подтверждается сообщением Анны Комниной, что после перехода через Дунай «скифы», пользуясь перемирием, стали возделывать землю, сеять овес и пшеницу [Комнина 1965; Грушевський 1905; Васильевский 1908]. Печенеги, по словам Иоанна Киннама (книга 1), «никогда не занимались земледелием» [Бибиков 1997]. Оттон Фрайзингенский (Gesta Frid., I, 31) тоже указывает, что в землях печенегов и куманов «в изобилии водится дичь, но им совсем не знакомы лемех и мотыга» [Райт 1988]. Известно также, какие усилия были потрачены византийской администрацией, чтобы привести к оседлости печенегов орд Кегена и Тираха, причем эти усилия так и не увенчались успехом [Васильевский 1908]. У «скифов» было пешее войско [Грушевський 1905]. В числе городков, в которых сидели указанные князьки, Анна Комнина называет Бичин (η‛ Βιτζίνα). Если учесть, что Бичин – это Дичин, то упоминание о нем можно обнаружить и в Ипатьевской летописи. В 1160 году «посла Ростиславъ ис Кыева Гюргя Нестеровича и Якуна в насадехъ на берладники, оже бяхуть Олешье взяли; и постише ѣ у Дциня избиша ѣ и полонъ взяша» [ПСРЛ 1871]. А в списке Воскресенской летописи в числе русских городов находим Дичин, вслед за Дрествином, причем пишущий идет вниз по Дунаю [ПСРЛ 1856]. Дрествин, очевидно, Дристра греческих писателей, теперь Силистрия. Где находился Дичин, в настоящее время определить трудно. Что его надо искать не высоко по Дунаю, уже показывает то обстоятельство, что насады, гнавшиеся за берладниками, настигли их у этого города, а забираться далеко во враждебную область едва ли они могли решиться. Берладники, как видно из этого летописного известия, жили по Дунаю, ибо если они спасались сюда, то, очевидно, здесь был их приют, их область. Они становятся известны в начале второй половины XII века. О них упоминается в 1159 году, когда Иван Ростиславич, прозванный в летописи Берладником, «шедъ с Половци и ста в городѣхъ Подунайскыхъ, и изби двѣ кубарѣ и взя товара много в нею, и пакостяше рыболовомъ Галичьскымъ. И придоша к нему Половци мнози, и берладника у него скупися 6000» [ПСРЛ 1871]. Примечательно, что половцы «npидоша», а берладники «скупишася», следовательно, последние были именно жители той области, в которой были и подунайские города, занятые Иваном. Из грамоты 1134 года известно, что этот князь был владетелем берладским. Из нее также видно, что в этой области были города: Малый Галич, Берладь, Текучий. По имени одного из них и вся область получала название Берлади. Упомянутые города существуют и теперь: это – Галац на Дунае, между устьями рек Серета и Прута; Текучь на Бырладе; и Бырлад на той же реке выше Текуча. Из положения этих городов можно видеть, что Берладская область лежала по берегам рек: Дуная, Бырлада, занимала, вероятно, и побережья Серета и Прута. Если на основании известия Анны Комнины можно предположить, что на Дунай переселялось славянское население с берегов Днестра, Днепра и Буга, то есть, теснимые кочевниками уличи и тиверцы, то в свою очередь, название берладского города, «Малый Галич», может показывать, что тут были и колонисты из галицкого княжества, и что эта колонизация началась давно, если в 1134 году Малый Галич является уже важным торговым городом. Как видно из известия Ипатьевской летописи под 1159 годом, здесь, на Дунае и по впадающим в него рекам производилось галичанами рыболовство. Отсюда же, как и из приведенной грамоты, можно заключить, что в городах, лежащих по Дунаю, и в Берладе производилась жителями Галича обширная торговля [Голубовский 1884,; Грушевський 1905].
А Плетнёва, записавшая татранов в печенеги... ну, человек в своей научно-популярной книге, которую так любят краеведы, "выполнял интернациональный долг".
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение radivilow » 31 окт 2012, 17:28

«Нъ се зло-княже ми непособие: на НИЧЕ ся годины обратиша…»
Чук. «НИЧГЭ» - тяжело.
Рус. «НОША» - тяжкое бремя.
Святослав сетует на князей за непособие. Это главная его забота – нет денег, нет войска. Чем платить. Что ему до быстрых и ловких, сильных и бывалых?? Которых после перечисления он язвительно журит за бегство с поля боя. Покинуть оборонительный порядок – это ли не тягчайшее преступление? Они все не стоят перечисления, а вот как должники, которых, всё таки есть резон дождаться, они очень даже стоят упоминания. Надо ещё помнить, ведь есть сыновий (чиновничий) долг –эти самые БЫЛИ (чук.« ВИЛ ВИЛ»-товар) в метрополию доставлять. «тут и немци и морава, и греци, и венедици…» ждуть платежа по кредитам. Святослав в роли неплатёжеспособного заёмщика. Игорь тоже (нечестен удел яшетъ,нечестен) не везёт БЫЛИ со своего двора Новгородсеверского. На фоне обрисованного, Ваша экзегеза, уважаемый konrad, выглядит притянутой. Следует предположить, что здесь перечислены наиболее значительные и важные черниговцы, с точки зрения выплаты податей –БЫЛЕЙ\БЕЛЕЙ. (не «белок»-денежных едениц), а БИЛЬ о требах трона треба исполнять. Это бремя и тяготит Святослава.
---------МОГУты – сейчас МАГНАты.
Чук. «МАГНЫ» -кладь, склад. Видимо речь идёт о купцах-лабазниках, оптовых торговцах имеющих склады в «речном порту».
Чук. «МАГЪЁ»-склад на летней стоянке. (отсюда
рус. «МАГАЗИн», «МАНГАзея»-склад с товаром.

«…и съ ТАТРАНЫ…
Чук. «ТАРАҢНАчгын»-шалаш, подсобное жильё, сарай.
Чук. «ТАРАҢНЫк» -строить дом, ставить ЯРАНГУ=(ГОРЕНКУ)рус.
Чук. «ТОТРАВЭвын» -место, на котором остановились кочевники.Новоселье.
Синтез:*ШАТРОВЕ=ТАТАРОВЕ.
Видимо, речь идёт о народах пришедших жить к стенам города, торгующих с горожанами, строителях-гастарбайтерах в т.ч.
«с ШЕЛЬ БИРЫ»(В чук. Формант «БИР» -заниматься каким- либо делом.)
Здесь могут быть и «СОЛЕ ВАРЫ» и «СИЛЬ ВЕРЫ» -среброделы, ЮВЕЛ ИРЫ.
Люди занимающиеся богатыми промыслами.
«…и съ ТОПЧАКЫ…»
Чук.-- «ТАПЪАҢЫк» -варить бульон, вытапливать, сушить.
Рус. – «ДОМНА»-печь для выплавки металла.
Возможно, это кричники или, опять же, солевары (солеварни-доходны).
«…и съ РЕВУГЫ…»
Чук. «РЭВИВЫк»- становиться стойбищем, поселиться (о кочевниках)
Чук. «РЭЮК»-пасти скот.
Здесь речь о перегонщиках скота, торговцах-мясниках, снабжающих город.
«…и съ ОЛЬ БЕРЫ…»-ср.след:
Чук. «ОЛЫк» -стать оседлым.(рус. «КОЛУга»-старое назв. Г. Калуга.)
Чук. «УЛВЭВ» - неподвижность.
Чук. «УЛЮВЫк»-заниматься земледелием, сажать что л.
Таким образом мне видится.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 17 янв 2013, 12:45

Расовский пишет:
"А. И. Соболевский, Русско-скифские этюды.С. 10—11 и Ковуев считал потомками Иранцев (сравнивая это имя с др.-бактр. kаоуа, которое по-скифски должно было бы быть *kauya = принадлежащий к роду Kavi), а род Ковуев—Шельбиры, упом. в Слове о полку Игореве, сближал с племенем Сабиры—SabÀroi Приска Понтийского и др. греческих писателей."
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение radivilow » 23 янв 2013, 22:49

Ковуи
Уважаемый, konrad! Возможно, Вы и правы – ковуи и шельбиры одно лицо. Где, как не в Иране, Турции или на Кавказе среброделы были знатны? (сильверы). Но в названиях племён чаще преобладают роды занятий, ремёсел (кузнецовы и плотниковы), а в контексте СПИ, в княжеской речи чего их поминать, если с них БЕЛЕЙ не взять. Будь я князем, и рта бы не раскрыл.
Рус. «торгоВЛЯ» -(чук. «тэтга тэр»-плач+ чук. «ВИЛ ВИЛ»- товар)
Чук. ------«ВИЛЮ»- торговаться (торговцы причитают над товаром-расхваливают)
Рус. ------«ВЕЛИТЬ» -жалобить (Фасмер)[«…ВЕЛИТЪ князю разумети (Овлур молит=)]
Святославу на ольговичей одна надежда, остальные нарозно «хоботы пашутъ»= набуття паю(ю)т . Военный коммунизм, всётаки, а подати – основа всего.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: А были ли ковуйские племена в поэме?

Сообщение Konrad » 26 янв 2013, 16:50

А мы даже не знаем, названия ли это племен. На мой взгляд, это "силачи, удальцы, храбрецы..."
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8