Судьба "Хронографа в десть"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 05 окт 2012, 14:41

а лаврухин писал(а):В теме "XVIII в." я буду говорить о Карамзине и Селивановском ДОКУМЕНТАЛЬНО.

"Документально", говорите ? ОК.

Вот Вам, Александр, первое коллективное задание - раздобыть и отсканировать статьи:

1. Полевой Николай Алексеевич. Любопытные замечания к "Слову о полку Игореве"// Сын Отечества, 1839, Т.8, Отд. 6. С. 15—20
- где автор рассказывает историю издания СПИ и приводит свидетельства в частности первопечатника Семена Селивановского.
и
2. Синицина Е.В. "К истории открытия рукописи со "Словом о полку Игореве"// Русская Литература, 1992, №1 - где автор утверждает, что "Хронограф в десть" возвратился в ярославское книгохранилище.

Работа архивная, но интересная. Вам, как самому непримиримому скептику, это должно быть "азартно". Если будут трудности - пишите, найду и отсканирую сам. Справитесь ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение corvin » 05 окт 2012, 19:10

«Corvin, зачем кусок из текста без пояснения вытаскивать? А.Г. Бобров привел это как "аргументацию" Э.Кинана и далее объясняет почему её автор НЕ прав. Читайте далее..»

Эта тема посвящена Ярославскому "Хронографу в десть". Рукописи СПИ в нем не было. Ссылка у Боброва идет на Е.В.Синицину. Причем здесь Э.Кинан?

Я же не утверждаю, что древней рукописи СПИ не было вообще. Ее не было в Ярославском Хронографе.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 05 окт 2012, 20:46

То что Вы процитировали была цитата из Кинана. Далее Бобров опровергает его доводы, а со статьей Синициной непременно ознакомимся, если Александр не достанет на неделе скопирую в Ленинке.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение corvin » 05 окт 2012, 21:26

В сети есть: Е.В. Синицына - Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»:

Синицына Е.В. Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»

Последний абзац: «Итак, в результате настоящего исследования было установлено, что открытие рукописи со «Словом о полку Игореве» не было связано ни с хранилищем Ростовского архиерейского дома, ни с библиотекой Спасского монастыря. В этой связи по-новому убедительным становится свидетельство А.И. Мусина-Пушкина о покупке древней поэмы у последнего настоятеля упраздненной Спасской обители. Отсюда следует необходимость проведения дальнейших разысканий, причем не только в ярославских книгохранилищах и архивах, но и там, где в разные годы своей жизни служил архимандрит Иоиль и откуда мог происходить сборник со «Словом о полку Игореве» (уместно в этой связи напомнить, что Иоиль был переведен в Ярославль из Чернигова, а «Слово», возможно, является памятником черниговского происхождения)»
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 08 окт 2012, 17:12

corvin писал(а):В сети есть: Е.В. Синицына - Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»:

Синицына Е.В. Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»

Последний абзац: «Итак, в результате настоящего исследования было установлено, что открытие рукописи со «Словом о полку Игореве» не было связано ни с хранилищем Ростовского архиерейского дома, ни с библиотекой Спасского монастыря...»

Вы правы, corvin, судя по статье, а её не оспаривает А.Г. Бобров (Пушк. Дом), "Хронограф в десть" не имеет отношения к сборнику, в котором было СПИ.

см. Бобров А.Г. Существовал ли Мусин-Пушкинский сборник со «Словом о полку Игореве»? // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana № ½-2007

Но здесь открываются новые подробности:

Последняя рукопись из числа «уничтоженных», – знаменитый «Хронограф в десть», – также был возвращен в книгохранительницу ЯАД. Он был вписан между номерами 1214 и 1215 в опись архиерейского имущества 1811 г.47 Эта рукопись счастливо сохранилась до настоящих дней в собрании Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника48 и на л. 1 имеет номера, которые совпадают с теми, под которыми проходил в описях 1787 и 1788 гг. Спасо-Ярославский Хронограф49. По своему содержанию эта рукопись, ЯГИАХМЗ–15443, представляет собой сборник, в котором, с начала до л. 119 об., помещен фрагмент Патриаршего летописного свода 70-х гг. XVII в., доведенный до 119 г., затем, с л. 120 до конца, идут выписки из Степенной книги. Очевидно, рукопись была записана в описях как «Хронограф» ошибочно, поскольку такое название значилось на ее корешке. По наблюдениям Б.М. Клосса, данный кодекс был составлен во второй половине 70-х гг. XVII в. в патриаршем скриптории50.

Итак, три рукописи бывшего Спасского монастыря, помеченные в описи 1787 г. как «отданные», а в описи 1788 г. как «уничтоженные», к началу XIX в. возвратились в библиотеку ЯАД в том виде, в каком они были оттуда изъяты. Вопрос о том – кому, когда и на каких условиях эти книги передавались, – остается открытым, ибо пока не отыскано прямых свидетельств, которые называли бы конкретных лиц, причастных к миграции рукописей ЯАД в конце XVIII в. С определенной долей уверенности можно утверждать лишь то, что последний настоятель Спасской обители, Иоиль Быковский, не был причастен к исчезновению казенного «Хронографа в десть». Это вытекает из того факта, что в 1791 г., когда были подписаны документы о совместном хранении имущества, упраздненного пять лет назад РАД и Спасского монастыря51, Иоиль Быковский получил официальное «Свидетельство… в том, что находившийся в ево ведении Спасо-Ярославский монастырь со всем движимом имении и зданием онаго, также ризница и прочее все, значущееся по описям, от него… приняты… и начету никакого на нем, архимандрите, а равно и ко взысканию с него ничего не открылось»52. Позднее, в 1796 г., еще при жизни Иоиля, было произведено освидетельствование имущества ЯАД. В «Репорте», представленном затем архиепископу Арсению Верещагину, эконом и казначей объявили, что «все хранится по описям в целости… и никакого казенным вещам, также церковной утвари и ризничным вещам же утраты и хищения не было»53. Зато после смерти в 1799 г. самого архиепископа Арсения, известного своей расточительностью за счет архиерейской казны, его имущество было опечатано, а новый архиепископ ярославский Павел предписал «до учинения расчета ничего... наследникам (Арсения Верещагина – Е.С.) не выдавать»54. Только в 1805 г. в духовной консистории были закончены подсчеты растрат, произведенных Арсением. Как оказалось, этот преосвященный, помимо прочего имущества и денежных сумм, присвоил 76 печатных книг и одну рукопись из архиерейской книжницы и семинарской библиотеки (общей стоимостью 80 руб.45 коп.). Справка, которая предваряла Роспись утраченных Арсением книг, сообщала, что «те книги оным преосвященным в разные времена подарены с надписанием от имени своего разным людям, как то имянинникам и прочим знакомым»55. В названной Росписи особый интерес представляет запись, из которой следует, что книгохранители ЯАД отнесли исчезновение из «письменных книг в десть одного Хранографа» на счет архиепископа Арсения и оценили эту «пропажу» примерно (в) 2 руб. – коп»56. Вопрос о том, для каких целей употребил Верещагин казенный Хронограф и каким образом данная рукопись вновь оказалась в ЯАД к 1811 г., остается открытым. Тем не менее, можно предположить, что означенный Хронограф, как и ряд других архиерейских рукописей, был передан во временное пользование А.И. Мусину-Пушкину, единственному в окружении ярославского архиепископа знатоку и коллекционеру древнерусской письменности. Напомним, что из книжницы ЯАД Мусину-Пушкину в 1792 г. были официально отданы четыре исторических рукописи. Ранее, в 1790 г., Арсений Верещагин пересылал ему же из книгохранительницы упраздненного Спасского монастыря «письменную в десть старинную книгу Правила Никейские»57. А в 1797 г. глава Ярославской епархии «благословил» графа «старинным Евангелием в десть»58.
--------
Синицына Е.В. Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»


В работе Яценко Б. И. Из истории открытия "Слова о полку Игореве"// Русская литература. 2000. N 4. С. 59-73. ( Эл. версия ) есть 2 интересные находки:

[1] "Даже к архиепископам, не говоря об архимандритах и игуменах монастырей, предъявлялись самые строгие требования в отношении сохранности движимого и недвижимого имущества. 17) Согласно установлениям Синода, любой ущерб должен был быть возмещен. Только в этом случае архимандрит мог уйти на пенсию или переехать в другой монастырь.

17 В "Доношении Синоду" митрополита Арсения Ростовского (1763 год) упоминается Постановление 7-го Вселенского Собора: "Аще не возвратить епископъ игуменомъ вещей бившихъ в епископии или в монастыре нетвердо есть то и священики убо сущи да извергнутся" (ОР ЦНБ НАН Украины. II. 2577. Л. 2).
-----------
[2. Комментарий к описи ЯАД 1788г.] + 286. Хронограф вдесть.
Его
Оной хронограф за ветхостию и согнитием уничтоженъ.
преосвященства

Как видим, фраза, объединяющая номера 280 и 286, читается очень четко: "Зъ докладу Его преосвященства". В публикации Е. М. Караваевой начало фразы срезано. Перед N 249 и 274 эти записи мельче, но тоже можно разобрать: "Зъ докладу его преосвященства". Эта приписка прямо указывает на архиепископа Арсения Верещагина как на инициатора записи об уничтожении книг "за ветхостию и согнитием" и исключает возможность того, что книги были присвоены Иоилем.

В любом случае, пытаясь скрыть происхождение Хронографа, А.И. Мусин-Пушкин вынужден был бы говорить не правду, иначе архиепископ Арсений Верещагин мог лишиться своего места. Так понимаю, Иоиль (Быковский) был выбран из-за того, что с мертвых "взятки гладки". Более того, год издания СПИ 1800 "удивительным образом" следует за смертью Арсения Верещагина 1799 г. Даже после всех "очистительных смертей" наличие "Хронографа" с экслибрисом монастырского книгохранилища - признание участия в скупке краденного.

Выбор у А.И.Мусина-Пушкина был такой: либо признать, что скупал краденное, либо ... пожар. Кстати, "Хронограф в десть" (или иной с таким же номером) был возвращен в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря ровно за год до пожара в Доме А.И. Мусина-Пушкина.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение а лаврухин » 08 окт 2012, 22:49

Здравствуйте, уважаемый Лемурий.

Лемурий писал(а):corvin писал(а):
В сети есть: Е.В. Синицына - Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»:
Лемурий писал(а):Вы правы, corvin, судя по статье, а её не оспаривает А.Г. Бобров (Пушк. Дом), "Хронограф в десть" не имеет отношения к сборнику, в котором было СПИ.
Лемурий писал(а):В любом случае, пытаясь скрыть происхождение Хронографа, А.И. Мусин-Пушкин вынужден был бы говорить не правду, иначе архиепископ Арсений Верещагин мог лишиться своего места. Так понимаю, Иоиль (Быковский) был выбран из-за того, что с мертвых "взятки гладки". Более того, год издания СПИ 1800 "удивительным образом" следует за смертью Арсения Верещагина 1799 г. Даже после всех "очистительных смертей" наличие "Хронографа" с экслибрисом монастырского книгохранилища - признание участия в скупке краденного.

Выбор у А.И.Мусина-Пушкина был такой: либо признать, что скупал краденное, либо ... пожар. Кстати, "Хронограф в десть" (или иной с таким же номером) был возвращен в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря ровно за год до пожара в Доме А.И. Мусина-Пушкина.


В приводимых Вами выводах по поводу поведения графа А.И.Мусина-Пушкина уже есть ФАКТИЧЕСКИЙ материал для открытия на него ДЕЛА . И я буду придерживаться того мнения, чтобы в версии написания поэмы в XVIII в. велось не ИССЛЕДОВАНИЕ вопроса о времени написания поэмы "Слово о полку Игореве", а РАССЛЕДОВАНИЕ, т.е. все свидетельства эпохи проверять на их ДОСТОВЕРНОСТЬ.
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 09 окт 2012, 16:48

Хочу в качестве подтверждения вывода нашего "независимого расследования" привести цитату из статьи Л. А. Дмитриева:

В 1887 г. Е. В. Барсов высказал сомнение в правдивости этих сведений А. И. Мусина-Пушкина. Барсов считал, что слова Мусина-Пушкина о том, что Иоиль «был муж с просвещением и любитель словесности» не соответствуют действительности и Иоиль не мог иметь никакой собственной библиотеки. В лучшем случае или Иоиль, или комиссионер Мусина-Пушкина, считает Е. В. Барсов, могли назвать рукопись со «Словом» частной собственностью Иоиля, хотя на самом деле рукопись принадлежала монастырской библиотеке. Но вероятнее всего, предполагает Е. В. Барсов, А. И. Мусин-Пушкин и сам прекрасно знал, что Хронограф с текстом «Слова» происходит из монастырской библиотеки и «речь о необыкновенном просвещении этого мужа (Иоиля, — Л. Д.) заведена (Мусиным-Пушкиным, — Л. Д.) лишь для отвода глаз, во избежание нарекания, что обер-прокурор св. Синода обирает монастырские библиотеки». [ Е. В. Барсов. Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси, т. I. М., 1887, стр. 61—62. ]
...все, что мы знаем об Иоиле, свидетельствует о том, что «Слово о полку Игореве» не было ему известно. Вместе с тем наше теперешнее представление об Иоиле заставляет нас признать, что если бы в его библиотеке находилась рукопись со «Словом», то он не мог бы не знать этого, а предполагать, что Иоиль продал Мусину-Пушкину сборник, содержание которого ему самому было неизвестно, мы просто не можем. Но, может быть, Е. В. Барсов был действительно прав, когда говорил, что Хронограф с текстом «Слова о полку Игореве» «просто был Хронограф монастырской библиотеки», а А. И. Мусин-Пушкин «для отвода глаз, во избежание нарекания, что обер-прокурор св. Синода обирает монастырские библиотеки», завел речь не о «необыкновенном просвещении Иоиля» (это было действительно так), а вообще об Иоиле? Думается, что у нас есть гораздо больше оснований доверять такому предположению, чем словам самого Мусина-Пушкина...

Почему же понадобилось А. И. Муслину-Пушкину сообщать К. Ф. Калайдовичу, что рукопись «Слова о полку Игореве» была им куплена у Иоиля?

История с Лаврентьевской летописью свидетельствует о том, что А. И. Мусин-Пушкин, желая скрыть тот факт, что он присваивал себе рукописи, присылаемые в Синод из монастырских библиотек, говорил, что для своего собрания он приобретал рукописи у книгопродавцов и частных лиц. После гибели всего мусин-пушкинского собрания в московском пожаре 1812 года владелец собрания должен был чувствовать и свою собственную вину в этом несчастии и особенно по отношению к тем рукописям, которые, как удачно выразился К. Ф. Калайдович, он «незаконно стяжал», т. е. к тем рукописям, которые были получены Синодом и присвоены его обер-прокурором. Именно после 1812 г. он пишет, что основная, самая ценная часть его собрания, в том числе и Лаврентьевская летопись, была случайно приобретена им у книгопродавца в 1791 г. Чтобы оправдать себя в глазах общества, к «Запискам для биографии» Мусин-Пушкин прилагает копии двух документов...

Когда Калайдович поставил перед Мусиным-Пушкиным вопрос об обстоятельствах приобретения им рукописи «Слова», то последний должен был дать какой-то ответ на него, так как в это время уже раздавались голоса скептиков, не верящих в подлинность «Слова», что не могло не затрагивать чести бывшего сенатора и графа. «Слово о полку Игореве» находилось в одном из хронографов, полученных Мусиным-Пушкиным из Ярославля, оставленных им у себя и погибших вместе со всем собранием. Мусин-Пушкин не мог сказать об этом в ответе Калайдовичу — тогда он признался бы в том, что присваивал себе рукописи, поступавшие в Синод из монастырских архивов. Называя имя Иоиля, хорошо известного ему и как бывшему обер-прокурору Синода и как ярославскому помещику, Мусин-Пушкин тем самым, в соответствии с действительностью, приурочивал происхождение рукописи «Слова» к Спасо-Ярославскому монастырю и полностью снимал с себя обвинение в незаконном присвоении себе этой рукописи даже в том случае, если кому-нибудь, кроме него самого, было известно, что ранее эта рукопись находилась в Спасо-Ярославском монастыре. Иоиля в это время уже не было в живых и проверить правдивость мусин-пушкинского ответа Калайдовичу было невозможно...
--------
Дмитриев Л. А. История открытия рукописи "Слова о полку Игореве" // Слово о полку Игореве — памятник XII века, М.; Л., 1962, С. 406—429.

На очереди очередной материал, который нужно исследовать:

Барсов Е.В. Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси, т. I. М., 1887
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2012, 11:32

Еще один самовидец "Слова" в "Хронографе" А.И. Мусина-Пушкина:

:arrow: ЕЛАГИН Иван Перфильевич (30.XI.(11.XII).1725, с. Гречнево Пусторжев. у. Псковск. провинции — 22.IX.(3.X).1793)

В своем предварительном сообщении о елагинской цитате из «Слова» мы попытались уточнить датировку вставки. Отправной точкой наших рассуждений являлось то, что ни в описании правления Игоря Ольговича, ни в описании похода Игоря Святославича на половцев в той части «Опыта», которая была закончена Елагиным 1 января 1792 г., упоминания о «Слове» не было. Более того, в начале описания похода 1185 г. на полях в рукописи «Опыта» имеется чья-то запись карандашом: «Поход Игорев, воспетый подражателем Бояну. Зри сию поэму». На основании этого можно было полагать, что к началу 1792 г. Елагин еще не знал о «Слове» и вставка красными чернилами в списке А о поэме относится ко времени не ранее 1792 г. Имелась и еще одна немаловажная деталь. В рукописи «Опыта» красными же чернилами сделаны различные вставки, в том числе и ссылки на мусин-пушкинское — болтинское издание «Русской Правды», вышедшее в свет в апреле 1792 г. Отсюда следует заключение, что правка красными чернилами была внесена в «Опыт» после апреля 1792 г.

Кроме того, исходя из предположения, что исправление «Святославича» на «Олговича» в «Опыте» было сделано под влиянием «Родословника», вышедшего до мая 1793 г., мы заключили, что и правильное чтение «Святославича» (вставки списка А, а вместе с этим и сама вставка) существовало до мая 1793 г. Таким образом, в нашем предварительном сообщении предположительно датировка елагинской вставки о «Слове» была определена между апрелем 1792 г. и маем 1793 г.
-----
Козлов В. П. К истории "Слова о полку Игореве" в конце XVIII в. // Исследования "Слова о полку Игореве" / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 159—171.


В своем «Опыте повествования о России» (первоначальное название: «Опыт любомудрого и политического о государстве Российском повествования») И.П. Елагин неоднократно ссылается на рукопись "Слова о полку Игореве" из Мусин-Пушкинского "Хронографа":

"Изъ Кн: Хр: господ.Пушкина MS древнiй"... Очевидно, что "Кн:" - это "книга", а "Хр:" - скорее всего "Хронограф", в составе которого, как известно, и попало к А.И. Мусину-Пушкину "Слово-о полку Игореве". Аббревиатура MS В.П. Козловым была прочитана как NB. Последнее сокращение встречается в некоторых местах рукописи (например, на с.269), но начертание его иное, чем в приведенной ссылке на "Книгу Хронограф". Аббревиатура MS есть также на с.437 и 568, где относится к Никоновской летописи. Ясно, что это сокращение слова "m[anu]s[criptum]" т.е. рукопись. "МS древнiй" - "манускрипт древний". Так должна читаться самая ранняя цитата из мусин-пушкинского списка "Слова о полку Игореве" и елагинская пометка к примечанию относительно этой цитаты.
< ... >
Обращает внимание указанная в пиведенной цитате И.П. Елагиным должность А.И. Мусина-Пушкина - церемониймейстер. Эту должность А.И. Мусин-Пушкин получил в 1775 году и исполнял до своего назначения обер-прокурором Синода 26 июля 1791 года. Следовательно, правка рукописи красными чернилами и цитирование "Слова" были сделаны И.П. Елагиным между 1790-м и 26 июля 1791 года. К этому времени в библиотеке А.И. Мусина-Пушкина уже хранилась "Книга Хронограф", содержащая текст "Слова о полку Игореве".
--
Кучкин В. А. Ранние упоминания о Мусин-Пушкинском списке «Слова о полку Игореве» // Альманах библиофила. М., 1986, С.65-67
:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение DmitrSh » 02 ноя 2014, 00:25

Бобров А. Г. Происхождение и судьба Мусин-Пушкинского сборника со «Словом о полку Игореве» // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2014. Т. 62. С. 528-553.
Статья есть по двум ссылкам:

https://www.academia.edu/8650346/%D0%91 ... 1._528-553

https://nestoriana.files.wordpress.com/ ... b1d0b0.pdf

Подтверждает идею о том, что Хронограф в десть не имеет отношения к СПИ. Подробно рассматривает описи 1791 г. о передаче рукописей из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря Новгородскому митрополиту и от митрополита в Синод. Среди этих рукописей есть те, номера которых совпадают с номерами пропавших рукописей из документа 1797 г. под названием «Реестр взятым к его сиятельству графу Алексею Ивановичу Мусину-
Пушкину, по бытности его обер-прокурором Святейшего Синода, относящимся к Российской истории книгам, которые от него не возвращены». В реестрах 1791 г. эти рукописи немного более подробно описываются, чем в реестре 1797 г. Бобров доказывает, что рукопись СПИ - это рукопись под номером 624 с описанием (жирным выделен текст, отсутствующий в реестре 1797 г.) : "Историческая, Гранографъ (Хронографъ). Историа церьковная Ветхаго и Новаго Завета и гражданская, съ частымъ баснословныхъ повестей прибавлениемъ по 1687 годъ".
DmitrSh
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 19 дек 2009, 23:17

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 02 ноя 2014, 08:53

Хорошая, обстоятельная статья, хотя после статьи:

Синицына Е.В. Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»

мало что можно добавить. Бобров не отрицает самого факта существования протографа со "Словом", ведя путь поисков в Кирилло-Белозерский монастырь, где в 15 веке на основании СПИ создавали "Задонщину", а также видит явное намерение Мусина-Пкшкина скрыть источник получения оного литературного памятника.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение corvin » 02 ноя 2014, 13:58

Почему официоз так неохотно разворачивается в строну Кирилло-Белозерского монастыря? Потому что КБМ подрывает важную для него догму: списки, с которыми работали переписчик МП-рукописи и создатели Задонщины были разные. В СПИ присутствует грамматика 14-го века, в Задонщине ее нет. Делается вывод: грамматика: 14-го века вторична, она была лишь в части списков. Если же МП-рукопись и Задонщина замыкаются на одном КБМ, важный аргумент теряется.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение DmitrSh » 02 ноя 2014, 14:12

Лемурий писал(а):Хорошая, обстоятельная статья, хотя после статьи:

Синицына Е.В. Исторические судьбы Хронографов из Ростовского архиерейского дома и Спасо-Ярославского монастыря в свете поисков рукописи со «Словом о полку Игореве»

мало что можно добавить.


А как вы воспринимаете доводы Боброва о том, что следы знакомства со словом нужно относить к 1792 г., но не раньше?
Эта статья по сравнению с более ранней работой Боброва значительно детальнее рассматривает судьбу рукописей Кирилло-Белозерского монастыря, прошедшие через руки Мусина-Пушкина, приведены сканы реестров в частности. И дают более наглядное представление о том, что делал Мусин-Пушкин с манускриптами, которые попадали к нему в силу должностных обязанностей. И соответственно, что можно ожидать от этого человека вообще.
Конечно, в доводах Боброва есть скользкий момент. Это номер 323, который называл Мусин-Пушкин. Я не думаю, что он его придумал. Рукопись видели другие люди, номера по реестру стоят обычно либо на обложке, либо на первом листе, они заметны. И этот номер видимо стоял там. Потому более правдоподобен второй вариант, который предложил Бобров: это номер по старому реестру. На многих ведь рукописях стоит по нескольку номером из разновременных библиотечных описей. Вот если бы Бобров нашел в какой-нибудь описи КБМ под номером 323 Хронограф с описанием, схожим с описанием под номером 624 из реестров 1790-х гг., то его теория сильно бы усилила позиции.
DmitrSh
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 19 дек 2009, 23:17

Re: Судьба "Хронографа в десть"

Сообщение Лемурий » 02 ноя 2014, 22:37

DmitrSh писал(а):А как вы воспринимаете доводы Боброва о том, что следы знакомства со словом нужно относить к 1792 г., но не раньше?

Так и воспринимаю как написано, знакомство Мусина-Пушкина со СПИ. В подлинности самого же "Слова" Бобров не сомневается, посему и к Кирилло-Белозерскому монастырю поиски привёл, где создавалась "Задонщина" на основании СПИ. С номером Хронографа сводится на нет предыдущая работа 1977 года, тоже с фотографиями архивов:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron