Князь Игорь.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Князь Игорь.

Сообщение Nikola » 16 янв 2013, 07:52

У аминя два смысла - отзыв на возглашение и символ завершения речи - "хау, я все сказал" - устной или письменной. Только речи. Можно натянуть просторечное "завершение труда" из 19 века.
Да, есть вероятность, что аминь - отзыв на здравицы князем и дружине, то есть слово аминь - часть авторского текста. Только это мог сказать липовый христианин. Аминь все-таки МОЛИТВУ завершает, обращение к Господу. А обращения к Господу нет.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Князь Игорь.

Сообщение Лемурий » 16 янв 2013, 09:49

Вообще-то, 9-я завершающая песнь в византийском каноне "Богородичной" называется и в СПИ она присутствует.
См в теме "Акростихи в СПИ". Обращение к Богородице о заступничестве выделено акростихом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24073
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Князь Игорь.

Сообщение Станислав Сахаров » 17 янв 2013, 01:12

Игорь - 3 стр.
- Е.Беляков. 24 ноя. 03-59
В моём переложении это место выглядит так:
«Солнце светит на небесе,- Игорь – князь на Русской земле!
В сёлах радость, города веселы. Девицы поют на Дунае,
голоса их вьются чрез море до Киева.
Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей».

- Просто перевод ограничивает возможности переводчика.
Только в сочинении по мотивам оригинала в свободном полёте можно показать не только себя, но и выразить своё понимание.
Поэтому здесь мало текста «Слова», но много разжёвываний.
- Все радуются, но Автор вспомнил какого-то давнего Бояна, Бояна правдолюбца с более трезвой оценкой события и поведения Игоря.
«Молвил бы так о ходах Святославовых Боян,
как сказал с укоризною об Олеге-когане
его любимец – тот старенький Ян –
песнотворец с давнего времени Ярославова:
«Тяжко голове без плеч, зло и телу кроме головы!» »

- - «Молвил бы так Боян» =
«О Боян, соловей традиционной школы, абы ты сиа полкы ущекотал!»
«Пети было песнь про Игоря того давнего Яна Вышатича внуку так : не буря…»
«Чи ли воспети было так:…»

Тот Ян был влиятельным , заметным человеком на Руси, поэтому мог давать «указания» князьям.
Начинал служить во время Ярослава Мудрого.
Мог с улыбкой правду говорить Олегу Гориславличу : «зло и телу безголовому».
В то время не все хвалили Олега. А выражение «безголовье» живёт до сих пор.
А этот Боян со своим замышлением был мелкой сошкой, поэтому лепетал, пел только в угоду князьям.
В нашем случае - Святославу. Автор, человек из половцев, ругает его за то, что он в прошлом голу и в начале этого (1185г.) нарушил шаткий мир с половцами.
--- «Пели песнь старым князьям, а потом и молодым славу петь:
Игорю, Всеволоду, Владимиру! Здравия князьям и дружине в их борьбе против поганых полков! Князьям слава, слава и дружине!»

Что тут? Действительно ли так потомки будут благодарны тем князьям?.
Или здесь звучит ирония и даже сарказм!.
- - - Д.Лихачёв заметил, что Игорь ни плох, ни хорош.
И то верно : для Руси он сделал плохо, но и другие князья были не лучше.
Автор не мог его сильно ругать - ведь он стал тестем половчанки.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 39