Лемурий писал(а):sasha a писал(а):1) По поводу авторства Марии Васильковны я полностью согласна со всеми аргументами Сумарокова.
Ну, так имя Богородицы тоже МАРИЯ. Более того, разбивка на количество букв в строке у него "хромает" очень сильно. Посчитайте.sasha a писал(а):2) По поводу психологического портрета Даниила Заточника: в его Молении, что ни строчка, то яркая иллюстрация к тем комплексам, которые одолевают не только наших современников, но и не давали покоя нашим предкам.
Что не строка - то экзегеза, понимание которой понятна токмо искушенным в церковной литературе.sasha a писал(а):3) По поводу дилеммы курицы и яйца в данном случае все просто: поскольку Моление написано позднее Слова, то оно (Моление) по определению ВТОРИЧНО.
Не ФАКТ. Первый срок новгородского княжения Ярослава Владимировича 1182-1184 гг.
Другое дело контекст СДЗ подсказывает, что Даниил попал в заточение из-за какого-то "художества", т.е. литературного труда:
Скрипиль М.О. "Слово Даниила Заточника"// ТОДРЛ, т.11, С.79:„Се же бе написах, бежа от лица художества моего"...Здесь речь идет о его литературном труде, — его „художестве". „Сеже бе написах, — говорит он, — бежа(х) от лица художества моего, аки Агарь рабыни от Сарры госпожа своея", т. е. „И вот написав, я избегал того, что я создал, как рабыня Агарь бежала от"своей госпожи Сарры".
И, наконец, замечательная концовка из умело подобранных цитат: „Говорит ведь святое писание: «просите и приимете». Давид сказал: «То не речи, не слова, если они не прозвучали (если их нельзя услышать)» (Ч, VII)". Конкретный смысл этих заключительных слов введения трудно раскрыть. Можно только предполагать, что они выражают желание автора видеть свой труд, свое „художество", в действии, идеи, высказанные им, осуществленными..."
1) Свою гипотезу авторства Марии Васильковны Сумароков подкрепляет 6 или 7 аргументами (мы с Евгением Беляковым когда-то давно обсуждали эти аргументы). При этом "лабиринты" с именем Мария - это не самый главный его аргумент.
2) По поводу Моления Даниила Заточника.
Если "художество" было написано Заточником в первый период правления Ярослава Владимировича (1182-1184), то оно не могло быть Словом о полку, т.к. поход Игоря еще не состоялся.
Даниил говорит, обращаясь к князю Ярославу Владимировичу, "дуб крепок множеством корениа; тако и град нашь - твоею дръжавою". Как известно, первый период правления князя Ярослава новгородского был весьма неудачным. Он восстановил против себя новгородцев и те выгнали его под предлогом того, что тот не оказал помощи Пскову. То есть в этот период "держава" его была не была такой укоренившейся, как ее изображает Даниил. Отсюда я делаю вывод, что либо Заточник льстец и лжец, либо его Моление написано позднее - во второй или третий период правления князя.
Второй период правления длился 9 лет (1187-1196). В этот раз Ярослав вел себя значительно храбрее. Его военные подвиги ограничиваются двумя походами - в 1191 вместе с полоцкими князьями и 1192 - уже вместе со псковичами, забывшими его предательство 1184 г.
Третий период - как и первый, очень короткий - двухлетний (1197-1199), Ярослав обменял хлопотное княжение в Новгороде на богатые доходы Вышгорода.
За все годы княжения Ярослав основал только ОДНУ церковь: Нередецкую Спасскую. Это произошло в середине его третьего периода княжения в Новгороде (в 1198). Церковь он основал в год гибели двух сыновей - Изяслава и Ростислава. Изяслав был послан отцом на княжение в Великие Луки в 1197 г., а через год скончался. Ростислав умер в Новгороде. Оба были похоронены в монастыре св. Георгия. Только смерть сыновей заставила его сделать богоугодное дело. Причем строительство нередицкого храма велось ударными темпами: «В то же лЂто заложи церковь камену князь великыи Ярославъ, сынъ Володимирь, внукь Мьстиславль во имя святого спаса Преображениа в НовЂгородЂ в Нередицахъ; и начаша делати июня въ 8 день, на святого Федора, а концаша септября». То есть - за 4 месяца возвели каменный храм в деревне Нередица (не в самом Новгороде) и расписали роскошными фресками (вспомним, что Пирогощую строили 4 года). Такая поспешность наводит на мысль, что Ярослав хотел замолить свои грехи, которые он связывал с гибелью сыновей.
В Молении Даниила говорится о "крепкой как дуб державе" Ярослава, но при этом Даниил упрекает князя, что у него плохие советники: тако же и князь не сам впадаеть въ вещь, но думци вводять. З добрым бо думцею думая, князь высока стола добудеть, а с лихим думцею думая, меншего лишен будеть.
Далее идет рассуждение о злых женах, которые румянятся и смотрятся в зеркало: Что есть жена зла? Гостинница неуповаема, кощунница бесовская. Что есть жена зла? Мирский мятежь, ослепление уму, началница всякой злобе, въ церкви бесовская мытница, поборница греху, засада от спасениа.
Даниил предрекает, что человек, связавший свою жизнь с такой женщиной, будет несчастен.
И восклицает в самом конце: Господи! Дай же князю нашему Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифль разум, мудрость Соломоню и хитрость Давидову и умножи, Господи, вся человекы под нози его.
Я думаю, что Даниил предостерегал князя от связи с некой женщиной, его советчицей. И скорее всего, пророчество Даниила было сделано незадолго до смерти сыновей князя. Иными словами, я считаю, что Моление Даниила Заточника было написано 1197-1198 гг. И это означает, что оно написано значительно позднее, чем Слово о полку Игореве.