Автор "Слова о полку..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 ноя 2017, 12:33

corvin писал(а):Учебника др-русского у меня нет. На сайте Пушкинского Дома это выглядит так:

От сихъ же и кривичи, иже сѣдять на верхъ Волгы, и на вѣрхъ Двины и на вѣрхъ Днѣпра, ихъже и городъ есть Смолѣнескъ;
- это у них Ипатьевская зацитирована. Можете ещё для смеха перевод Лихачёва зацитировать. Читаем по Лавр лет, недатированное введение, рассказ о расселении славян, после слов о смерти Кыя Щека и Хорива читаем о кривичах: "а на верхъ двины и на верхъ днепра".
Последний раз редактировалось Mitus 26 ноя 2017, 12:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 ноя 2017, 12:40

Лемурий писал(а):Знаете выражение «аминем вершить»?

"Аминем великие дела вершат.
Аминь дело вершит.
Аминь письмом не велик, да дело вершит.
Одно слово — аминь, а святые дела вершит.
Сколько ни петь. а аминем вершить." (цит. из СРЯ В.Даля)
- давно ли Вы Далем-то в отношении СПИ увлеклись. А как раньше-то ерепенились, мне тыкали Далем, хотя я на Даля не ссылался. Но и что таки написал нам товарищ Даль? Конец дело вершит или Аминь? Одно слово Конец или одно слово Аминь - истинно так! святые дела вершит? Кто вершит или подытоживает Святые дела КОНЕЦ или Аминь, то бишь слова ИСТИННО ТАК ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2017, 13:47

Mitus писал(а):- давно ли Вы Далем-то в отношении СПИ увлеклись. А как раньше-то ерепенились, мне тыкали Далем, хотя я на Даля не ссылался. Но и что таки написал нам товарищ Даль? Конец дело вершит или Аминь? Одно слово Конец или одно слово Аминь - истинно так! святые дела вершит? Кто вершит или подытоживает Святые дела КОНЕЦ или Аминь, то бишь слова ИСТИННО ТАК ?

С тех пор как участники стали игнорировать «Аминь» как существительное в середине текста XI века:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение corvin » 26 ноя 2017, 16:12

В общем возможность толкования "князьям слава, а дружине конец" имеется. Что такое "дружине особая слава" совершенно непонятно.
Всякий средневековый автор спешит засвидетельствовать свою приверженность христианству. Всякий, кроме Автора Слова. Причем не ясно даже был ли он на самом деле христианином. Никакого объяснения этому нет.
Никакой иронии Бояну Автор не приписывает. Он представляется обычным средневековым поэтом, с цельным, не диалектическим, стилем, с устойчивыми эпитетами (князья соколы, половцы вороны), со старинными поэтическими оборотами.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2017, 17:13

corvin писал(а):В общем возможность толкования "князьям слава, а дружине конец" имеется. Что такое "дружине особая слава" совершенно непонятно.

Mitus не согласен с написанным не в силу логики, а в силу своего характера. Я уже с этим смирился.
Про «особую славу” домысливают сторонники Ольговичей, недопускающие иронии Автора к их любимцам.

corvin писал(а):Всякий средневековый автор спешит засвидетельствовать свою приверженность христианству. Всякий, кроме Автора Слова. Причем не ясно даже был ли он на самом деле христианином. Никакого объяснения этому нет.

Была даже такая выделенная тема: О социальном статусе Автора СПИ. Там много говорилось и о библеизмах в СПИ, и о наименовании церкви «Святой», и о помощи Господа в побеге Игоря из плена, и о том что Автор обращается к князьям «господине» (что не свойственно князю, для которого другие князья - братья) и обращается глаголами в повелительной форме, что свойственнно вкупе только высшему духовенству.

Не уподобляйтесь Босху, не верящему в Церковь:

Изображение

corvin писал(а):Никакой иронии Бояну Автор не приписывает. Он представляется обычным средневековым поэтом, с цельным, не диалектическим, стилем, с устойчивыми эпитетами (князья соколы, половцы вороны), со старинными поэтическими оборотами.

Ну да, ни соколы летят к Дону, а стадо галок бежит на уедие.
А вторая припевка и вовсе прямая ирония.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 ноя 2017, 18:01

Лемурий писал(а):в силу своего характера.
- спасибо за похвалу! ....
Лемурий писал(а):Про «особую славу” домысливают сторонники Ольговичей,
-
corvin писал(а):Что такое "дружине особая слава" совершенно непонятно.
- про особую славу это Вы в точку попали, - я именно так и перевожу. Особая слава пехотному Ване ибо он кровь и лил.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 ноя 2017, 18:06

Лемурий писал(а):стали игнорировать «Аминь» как существительное в середине текста XI века:
- "Некто начнёт говорить а до заключительного слова об истине сказанного его не дослушают". А Вы как переводите?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2017, 19:33

Mitus писал(а): - спасибо за похвалу!

А то! Похвалил не хуже чем Автор Ольговичей!

Mitus писал(а):Про особую славу это Вы в точку попали, - я именно так и перевожу. Особая слава пехотному Ване ибо он кровь и лил.

Вот мы с corvin и сомневаемся в правомочности такого перевода. Возьмите строкой ранее: все князи бахвалявшиеся «лучше быть посеченным, чем полонённым» ЖИВЫ, а дружина боровшаяся за христиан с погаными полками ... где?
Небось, тоже переводите: «особенно жива»?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2017, 19:40

Mitus писал(а):А Вы как переводите?

Некий же, что предисловие говорит, и окончание речи не может произнести.
Здесь же специально для во всём сомневающихся пример антонима: Предисловие (начало) - Аминь (конец).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 ноя 2017, 20:02

Лемурий писал(а):Здесь же специально для во всём сомневающихся пример антонима: Предисловие (начало) - Аминь (конец).
- но и Вы заметьте, что слово начало не прописано, а каждый понимает, что предсловие - это вступление, а не начало изложения о жизнях святых. Также и Аминъ говорится в конце, но это слово не конец обозначает а является концовкой в том смысле что всё выше сказанное есть истина.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2017, 20:14

Согласиться с Вами Срезневский не велит:

Изображение

Предсловие (=предисловие) - начало текста, не обязательно про жизнь святых, а «Аминь» окончание изложения.

Срезн.
Изображение

Он же, кстати, указывает и на якобы «ошибочное» употребление разделительного союза «а» и предлагает заменить его соединительным, чтобы и дружине «слава» досталось, однако, дружине - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Mitus » 26 ноя 2017, 22:38

Лемурий писал(а):Согласиться с Вами Срезневский не велит:
- и в то же время пишите
Лемурий писал(а):Он же, кстати, указывает и на якобы «ошибочное» употребление разделительного союза «а» и предлагает заменить его соединительным
- то бишь Срезневский за меня.........
Лемурий писал(а):Предсловие (=предисловие) - начало текста, не обязательно про жизнь святых,
- а никто и не пишет что обязательно. Просто в том примере речь шла о жизни святых отцов и суть в том что предисловие жизнь святых отцов ещё не затрагивает = не является прямым началом рассказа о жизни святых отцов из той цитаты. А предисловия к Евангелиям из цитат Срезневского являются ли частью Евангелий? А Вы Евангелия читали? ......... И хотя это всё без разницы но не я а Вы строите нелепую параллель что раз предисловие - якобы начало, то Аминъ - это конец. Аминъ произносится в конце, но обозначает не конец а истинность сказанного.......
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение краевед » 27 ноя 2017, 00:26

Да, воистину, дружине конец!
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение corvin » 27 ноя 2017, 00:55

Лемурию

Вы предлагаете вычислить, что Автор был христианином. Не о том речь насколько верны эти расчеты, а о том что другие авторы прямо дают понять, что они христианине. Но не автор СПИ почему-то.

Согласно средневековым традициям эпитеты-прозвища были постоянными.
Русскиу князья это соколы. Вот примеры СПИ:
Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей ...
Не буря соколов занесла через поля широкие ...
О, далеко залетел сокол, избивая птиц, — к морю. А Игорева храброго полка не воскресить!
И сказали бояре князю: «Уже, князь, горе разум нам застилает. Вот ведь слетели два сокола с отцовского золотого престола добыть города Тмутаракани, либо испить шеломом Дону.
Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколенка красной девицей.

Половцы - галки, вороны:
... стаи галок несутся к Дону великому
... ни тебе, черный ворон, поганый половчанин!

Не понятно почему в один случай должен выпасть из этого ряда.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - кто он?

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2017, 08:08

corvin писал(а):Вы предлагаете вычислить, что Автор был христианином. Не о том речь насколько верны эти расчеты, а о том что другие авторы прямо дают понять, что они христианине. Но не автор СПИ почему-то.

Да потому, что:
1. Игоря похоть лёгкой наживы обуяла, пренебрегает он Божьим знамением и ведёт войска тьмой покрытые. И Стрибожьи внуки им дуют, и лиловые молнии Перуна в небе блестят, и Див кличет. А всё почему? Отступил Игорь от Бога, о чём сам кается в своей покаянной речи.
После покаяния кто Игорю путь указывает? Господь.
Куда идёт он в конце СПИ? К свету, к Церкви Мстиславичей.
Таким образом Автор делит СПИ на отступничество и возвращение к Благодати христианства.

2. Второе упоминание языческих богов связано с периодом язычества Руси. Автор выводит седьмое тысячелетие (на седьмом веце) не от Адама, а от некоего Трояна (=отца трёх сыновей), для Руси очевидно что предка народа, жившего на этой земле - первоскифа Таргитая. Трахтемировсий монастырь Климента Смолятича стоял на огромном скифском капище Трахтемировом городище, посвящённом культу Таргитая и его трёх сыновей. Этим «революционным» исчислением от русского первопредка, а не от Адама, Автор подчёркивает особый путь Руси. Продолжает идею Илариона Киевского, у которого язычники принявшие Благодать христианства выбрали более правильный путь, чем иудеи, принявшие Завет (Авраам), Закон (Моисей), а когда пришёл Иисус отказались от его учения, оставшись в Законе.

3. Третья группа языческих упоминаний связана с Бояном, который и «Велесов внуче» (Иларион в СЗБ подписывается «пастух»), и в творчестве употребляет «Троянову трОпу» (дохристианские лады) - песнотворцы (=гимнографы) периода до Студийского Устава неизбежно пользовались элементами «языческой песенности», чем и вызвали иронию более поздних гимнографов.

corvin писал(а):Согласно средневековым традициям эпитеты-прозвища были постоянными.
Русскиу князья это соколы. Вот примеры СПИ:
Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей ...
Не буря соколов занесла через поля широкие ...
О, далеко залетел сокол, избивая птиц, — к морю. А Игорева храброго полка не воскресить!
И сказали бояре князю: «Уже, князь, горе разум нам застилает. Вот ведь слетели два сокола с отцовского золотого престола добыть города Тмутаракани, либо испить шеломом Дону.
Если сокол к гнезду летит, то опутаем мы соколенка красной девицей.

Половцы - галки, вороны:
... стаи галок несутся к Дону великому
... ни тебе, черный ворон, поганый половчанин!

Не понятно почему в один случай должен выпасть из этого ряда.

Правильно, поэтому Боян так и начинает о КОМ? О полке Игоревом: НЕ соколы летят, а стадо галок бежит на уедие, показывая с первых же строк негативное отношение к этому нечестному походу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 64