Автор "Слова о полку..." - кто он?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Евгений Беляков » 21 сен 2006, 01:03

http://www.feodor.biz

Пока у нас тут небольшой перерывчик, предлагаю читателям (если они есть) "побродить" по виртуальной выставке замечательного художника, сейчас наиболее крупного из иллюстраторов "Слова о полку", как я думаю - Леонида Александровича Феодора.
Боже мой! Как же это красиво!
ИМХО Третьяковка слезки льет...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Новый » 21 сен 2006, 06:38

Евгений Беляков
Уважаемый Евгений, прежде чем начать разговор о Трояне, хочу указать источник, который мне лично в свое время очень много дал, поскольку в нем дается, пусть в сжатом виде, весь спектр точек зрения, в том числе и малоизвестные гипотезы:
Л.В. Соколова, "Троян в "Слове о полку Игореве" (обзор существующих точек зрения).
ТОДРЛ,том 44. Изд-во "Наука", Ленинградское отделение. Ленинград, 1990, стр. 325 - 362. На интернете эта работа, кажется, еще не выложена.
Возьмем, во-первых, выражение "Пети было песнь Игореви, того внуку...". "Внуком" (чадом) можно было быть, по терминологии поэмы, либо как "покровительствуемый" (так я понимаю выражение о "Дажбожьем внуке" и все аналогичное), либо как "потомок" (фактический или символический, т.е. "преемник"). Две оси координат: религиозная и преемственно-временная. Я здесь выношу за скобки вопрос о том, кто такие Дажбог, Хорс, Стрибог и Велес: у меня своя сложившаяся точка зрения на это, а у вас, видимо, тоже сложившаяся и совершенно иная, и, если мы решимся об этом дискутировать, такая дискуссия потребует отдельной темы... Но "внуком" Трояна, если Троян - это Гомер, Игорь мог бы именоваться только в качестве поэта. Опять-таки, оставим пока вопрос о том, он ли автор "Слова": ДАЖЕ ЕСЛИ и да, то КАК ГЕРОЙ ПОЭМЫ он - воин и князь, и именно этим должна обуславливаться любая преемственность. Поэтому Гомер и кажется мне здесь намного менее органичной фигурой, чем, скажем, римский император.
Теперь рассмотрим весь предшествующий отрывок: "О, Бояне (в Вашем прочтении - Трояне), соловию стараго времени! Абы ты сия полкы ущекотал... рища в тропу Трояню...". Тут ведь - если не Боян а Троян, - получится тавтология: в свою собственную тропу. Конечно, можно было бы предположить некую игру слов: допустим, тропа - не Троянова, а Троянская, т.е. метафорически путь битв, самой броской репрезентацией коего можно считать троянскую эпопею. Но мне это кажется отчасти притянутым, и впечатление тавтологии даже и тогда должно было бы возникнуть у большинства слушателей и читателей. Sasha ведь правильно пишет, что поэма, наверное, адресовалась немалому числу людей, среди которых не все могли быть утонченно образованными (даже на средневековую мерку) и понимать с ходу любые иносказания. Кстати, ведь в "Слове" очень многое пояснений: автор хочет, чтобы его поняли, поэтому сам расшифровывает метафору "соколы-лебеди" или, например, вслед за "полци Олговы" уточняет "Олега Святославлича"; и много таких случаев.
Далее, "на седьмом веце Трояни...". "Седьмой" - это, конечно, не только числительное; это слово могло пониматься и как "завершающий", "конечный". Но такая трактовка очень подходит именно если считать Трояна Траяном (императором): ведь от Траяна до Всеслава - действительно тысяча лет, и тогда "век" (не "столетие", а просто временной отрезок) этого полоцкого князя - завершающий отрезок тысячелетия, прошедшего от Траянова похода на Дунай. Укладывается в версию о Траяне-императоре, кстати и то, что Дунай в поэме - сверхсимволичен, он является неким истоком...
Правда, "деву", вступившую на "землю Трояню", я считаю действительно Еленой, принесшей раздор. Это и в качестве символа очень органично, и игра слов хорошая. Инра слов, поскольку я не исключаю, что автор, кем бы он ни был, считал само имя "Траян" (у него "Троян") происходящим от древней Трои, особенно если знал, что римляне производили себя от троянцев. В тенета народной этимологии попадались и очень умные люди, тем более что в данном случае она логична по-своему.
Что касается выражения "вечи Трояни", то читать "сечи" вместо "вечи" предлагал еще Карамзин, но под словом "сечи" он имел в виду "обживание на новом месте", что-то вроде строительства-основания города (ср. "запорожская Сечь"). Это я прочел у Соколовой (стр. 357, примечание 123). Я не согласен, правда, ни с этой трактовкой, ни с версией (которую отстаивает Соколова) о том, что надо читать "трояны" и что имеются в виду Кий, Щек и Хорив; но это тоже разговор отдельный. А насчет слова "сечи" - уверены ли Вы, что в те времена оно могло означать "битвы"? Я спрашиваю не риторически, а по настоящему, поскольку действительно не знаю. Трехчлен же "вечи (допустим) Трояни... лета Ярославля... полци Олговы" может иметь органичный смысл только если предполагать в Трояне лицо из той же категории, что и два последующих - т.е. некоего ПРАВИТЕЛЯ. Если его эпоха - это как бы "золотой век" (скажем, начало интенсивных контактов между славянами и Римом, какой-то неизвестный нам качественный сдвиг в их жизни)... А при чем тут был бы Гомер?
Наконец, "Боян и... условно напишу "Ходына"... песнотворцы, и т.д.". Именуемые здесь лица слишком привязываются по смыслу к эпохе Олега Святославича, чтобы предполагать в первом из них древнего аэда.
Вот те основные пункты, по которым я с Вами в вопросе о Трояне расхожусь. Продолжение следует - и на эту тему, и на другие
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 21 сен 2006, 07:19

Спешу снять вопрос о том, использовалось ли тогда слово "сеча" в значении "битва". Конечно, использовалось, если еще в повествовании о походе Святослава на Дунай есть выражение "и бысть СЕЧА велика". Запамятовал, каюсь... Но это не основное в моей аргументации, и про "вечи Трояни" я все-таки думаю то же самое, что и раньше.
Кстати добавлю еще один момент, который забыл упомянуть в большом посте. Если в отрывке о Всеславе надо читать "Троян" и подразумевать "Гомер", то как же мог бы этот последний пропеть Всеславу припевку? Слишком метафорично, особенно, опять же, для многих слушателей-читателей той эпохи, из которых далеко не все были образованны.
N.B. Спасибо за Вашу ссылку на Леонида Феодора. Красиво и впечатляюще - независимо от степени согласия с философской основой изображаемого.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Евгений Беляков » 21 сен 2006, 10:06

Уважаемый Новый!

Но "внуком" Трояна, если Троян - это Гомер, Игорь мог бы именоваться только в качестве поэта. Опять-таки, оставим пока вопрос о том, он ли автор "Слова": ДАЖЕ ЕСЛИ и да, то КАК ГЕРОЙ ПОЭМЫ он - воин и князь, и именно этим должна обуславливаться любая преемственность.


А разве где-то говорттся, что Игорь - внук Трояна? Не Трояна - Даж-бога, то есть, как я понимаю, Полуденного Солнца (м.б. Аполлон?).


Теперь рассмотрим весь предшествующий отрывок: "О, Бояне (в Вашем прочтении - Трояне), соловию стараго времени! Абы ты сия полкы ущекотал... рища в тропу Трояню...". Тут ведь - если не Боян а Троян, - получится тавтология: в свою собственную тропу.


Согласен, тавтология есть. К тому же - тропа Трояна, как пишет Рыбаков - это м.б. колонна (он даже рисунок-реконструкцию приводит). Очко в Вашу пользу, уважаемый Новый.

Далее, "на седьмом веце Трояни...". "Седьмой" - это, конечно, не только числительное; это слово могло пониматься и как "завершающий", "конечный". Но такая трактовка очень подходит именно если считать Трояна Траяном (императором): ведь от Траяна до Всеслава - действительно тысяча лет, и тогда "век" (не "столетие", а просто временной отрезок) этого полоцкого князя - завершающий отрезок тысячелетия, прошедшего от Траянова похода на Дунай. Укладывается в версию о Траяне-императоре, кстати и то, что Дунай в поэме - сверхсимволичен, он является неким истоком...


Да, об этом тоже пишет Рыбаков. И это тоже работает против моей версии.

Правда, "деву", вступившую на "землю Трояню", я считаю действительно Еленой, принесшей раздор. Это и в качестве символа очень органично, и игра слов хорошая. Инра слов, поскольку я не исключаю, что автор, кем бы он ни был, считал само имя "Траян" (у него "Троян") происходящим от древней Трои, особенно если знал, что римляне производили себя от троянцев. В тенета народной этимологии попадались и очень умные люди, тем более что в данном случае она логична по-своему.


Ну а это уже - очки в мою пользу! (Видно без очков :P ).

Наконец, "Боян и... условно напишу "Ходына"... песнотворцы, и т.д.". Именуемые здесь лица слишком привязываются по смыслу к эпохе Олега Святославича, чтобы предполагать в первом из них древнего аэда.


Я полагал воспринимать "песньтворицА", т.е. речь идет о Марии Васильковне, которая писала поэмы о прошлом. И эти поэмы до нас не дошли (да Вы же сами писали, по-моему, об уничтоженной светской литературе), но даже в "Слово" вставлены куски из этих поэм (во всяком случае 2 больших отрывка: об Олеге Гориславиче и о Всеславе, прадеде Марии). Так что "Слово", к тому же еще и АНТОЛОГИЯ древнерусской поэзии.
А вот могла ли Мария назвать себя не "неснетворицей" (такого слова не знаю, и было ли), но "песнетворцем" в мужском роде за неимением эквивалента в женском - ответить на этот вопрос не могу, т.к. моих познаний в древнерусском языке для этого уже мало.

И - на последнее послание ответ. Гомер не поет припевку именно Всеславу, он просто говорит нечто в "Илиаде", что стало, вероятно, крылатой фразой. Текст такой: "Тому вещий Тр(б)оянъ и пръвое..." сказал вещую припевку... Мне кажется слово "тому" надо понимать не как "ЕМУ", а как "К тому". То есть к этому случаю Гомер уже давно (слово "пръвое" Творогов переводят как "давно!") сказал и далее по тексту.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Юлли » 21 сен 2006, 11:36

... заботясь о других, не столь сведущих в произведении и той эпохе, посетителях "Нового Геродота", предлагаю их вниманию трех помощников... 8)

... возможно, словари пригодятся также и Евгению, Саше и Новому...

Энциклопедия "Слова о полку Игореве"

уникальная 5-томная «Энциклопедия "Слова о полку Игореве"», изданная в 1995 г. под эгидой Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома). В этой энциклопедии содержатся статьи об исторических персонажах, упомянутых в «Слове о полку Игореве»; об истории открытия, публикации и изучения памятника; об исследователях, переводчиках, иллюстраторах «Слова».



Краткий энциклопедический словарь по "Слову о полку Игореве"

Краткий энциклопедический словарь по "Слову о полку Игореве", составленный М. Г. Булаховым, представляет собой справочник, посвященный важнейшим достижениям в исследовании и творческом освоении этого произведения с 1790-х годов до нашего времени. В словаре содержатся статьи о персонажах "Слова"; о филологах, историках, палеографах, текстологах, занимавшихся публикацией и изучением памятника; о переводчиках и иллюстраторах "Слова"; о композиторах, которые создавали свои произведения по его мотивам; об исполнителях главных ролей в опере А. П. Бородина "Князь Игорь". Отдельные статьи посвящены художественным и языковым особенностям памятника.



Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"

Лингвистический словарь-справочник по «Слову о полку Игореве» - уникальное издание, аккумулирующее научные данные о словарном составе памятника. Дополнительные сведения о языковых особенностях этого произведения можно найти в «Энциклопедии "Слова о полку Игореве"» и Кратком энциклопедическом словаре по «Слову о полку Игореве», составленном М. Г. Булаховым.



... ну и все о "Слове..."...


Первое издание "Слова о полку Игореве" 1800 г. (факсимиле)

Академическое издание "Слова о полку Игореве" (серия "Литературные памятники")

"Слово о полку Игореве" ("Библиотека поэта")

Монографии:

В. П. Адрианова-Перетц. "Слово..." и памятники русской литературы XI-XIII веков

Д. С. Лихачев. "Слово о полку Игореве" и культура его времени

Сборник "Слово о полку Игореве - памятник XII века"

Сборник 'Исследования "Слова о полку Игореве"'

Энциклопедия "Слова о полку Игореве" в 5 томах

"Слово о полку Игореве" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"

Сборник 'Труды Отдела древнерусской литературы', т. XIV

Энциклопедические сведения о "Слове..."
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Евгений Беляков » 21 сен 2006, 13:02

Спасибо.
Теперь, похоже во всеоружии... хм... можно двигаться "в ту степь" дальше.
Я полагаю, с Сумаруковским творением все уже познакомились.
Один из главных аргументов Г.В. - АКРОСТИХИ.
Мне пришло в голову, еще когда я читал "Затаенное имя" в первый раз, сделать компьютерную программку для вычисления всех таких акростихов. Я тряхнул стариной (раньше-то я занимался программированием и учился)... составил несложную программку и...
Принтер просто затрещал.
Тем, кто прочитал книжку Сумарукова будет, наверно, весьма интересно увидеть то, что у меня получилось! Привожу только начало (всего - больше сотни!):

1.
мъжебратiеповhстьсiюотъст
араговладимерадонынhшнягоиго
ряижеистягнуумъкрhпостiюсвоеюипоостр
исердцасвоегомужествомънаплънивс
яратнагодуханаведесвояхрабрыя
2.
мъжебратiеповhстьсiюотъстар
аговладимерадонынhшнягоиго
ряижеистягнуумъкрhпостiюсвоеюипоостр
исердцасвоегомужествомънаплънивс
яратнагодуханаведесвояхрабрыя
3.
мысленудревулетаяумомъподъобл
акысвиваяславыобаполысеговремени
рищавътропутроянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяга
4.
мысленудревулетаяумомъподъоблакысвив
аяславыобаполысеговремени
рищавътропутроянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяга
5.
мысленудревулетаяумомъподъоблакысвив
аяславыобаполысеговременирищавът
ропутроянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяга
6.
момъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавът
ропутроянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяга
7.
момъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавътропут
роянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяг
8.
момъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавътропут
роянючресъполянагорыпhтибылопhсь
игоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширо
9.
момъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавътропутроянюч
ресъполянагорыпhтибылопhсь
игоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширо
10.
мъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавът
ропутроянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяга
11.
мъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавътропут
роянючресъполянагорыпhт
ибылопhсьигоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширокаяг
12.
мъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавътропут
роянючресъполянагорыпhтибылопhсь
игоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяширо
13.
мъподъоблакысвиваяславыоб
аполысеговременирищавътропутроянюч
ресъполянагорыпhтибылопhсь
игоревитогоолгавнукунебур
ясоколызанесечрезъполяшир
14.
милуциунихънапряженитулиотворенис
аблиизъостренисамискачютьакысh
рыивлъцывъполhищучисебечт
иакнязюславhтогдавъступиигорькн
язьвъзлатъстременьипоhхапочист
15.
мянемъесидлъгоночьмркнетъз
арясвhтъзапаламъглаполяпок
рылащекотъславiйуспеговоръгал
ичьубудирусичивеликаяпол
ячръленымищитыпрегороди
16.
мъглаполяпокрылащекотъсл
авiйуспеговоръгаличьубуди
русичивеликаяполячръленым
ищитыпрегородишаищучисебhчтиакн
язюславысъзаранiявъпяткъпотоп
17.
мъглаполяпокрылащекотъсл
авiйуспеговоръгаличьубуди
русичивеликаяполячръленымищ
итыпрегородишаищучисебhчтиакн
язюславысъзаранiявъпяткъпото
18.
мувеликомуиттидождюстрhл
амисъдонувеликаготусякопiемъп
риламатитусясаблямъпотручят
иошеломыполовецкыянарhцhнака
ялhудонувеликагоорускаяземлhу
19.
мъпотручятиошеломыполовецкыян
арhцhнакаялhудонувеликагоо
рускаяземлhуженешеломянемъес
исевhтристрибоживнуцивhютъсъмор
ястрhламинахрабрыяплъкыигоревы
20.
мъпотручятиошеломыполовецкыян
арhцhнакаялhудонувеликагоо
рускаяземлhуженешеломянемъесисевhтр
истрибоживнуцивhютъсъмор
ястрhламинахрабрыяплъкыигор
21.
мыоварьскыяотътебеярътуревсеволодек
аяраныдорогабратiезабывъчтииживотаиг
радачръниговаотнязлатастола
исвоямилыяхотикрасныяглhбовнысвыча
яиобычаябыливhчитрояниминулалhтаярос
22.
мыоварьскыяотътебеярътуревсеволодек
аяраныдорогабратiезабывъчтииживотаиг
радачръниговаотнязлатастолаисвоям
илыяхотикрасныяглhбовнысвыча
яиобычаябыливhчитрояниминулалhта
23.
мыоварьскыяотътебеярътуревсеволодек
аяраныдорогабратiезабывъчтииживотаиг
радачръниговаотнязлатастолаисвоям
илыяхотикрасныяглhбовнысвычаяиобыча
ябыливhчитрояниминулалhтаярославлябы
24.
мипогибашетьжизньдаждьбожавнук
авъкняжихъкрамолахъвhцичеловhкомьск
ратишасьтогдапорускойземл
ирhткоратаевhкикахутьнъчастовранигра
яхутьтрупiясебhделячеагалицисвоюрhчь
25.
мьскратишасьтогдапорускойземлирhткор
атаевhкикахутьнъчастовраниг
раяхутьтрупiясебhделячеагал
ицисвоюрhчьговоряхутьхот
ятьполетhтинауедiетобыловтерат
26.
мытрещатъкопiахаралужныявъполhнезн
аемhсредиземлиполовецкыич
ръназемляподъкопытыкостьм
ибылапосhянаакровiюполь
янатугоювзыдошапорускойземлич
27.
мhсредиземлиполовецкыичрън
аземляподъкопытыкостьмибылапосhянаак
ровiюпольянатугоювзыдошапорускойземл
ичтомишумитьчтомизвенитьдавеч
яранопредъзорямиигорьплъкызавороча
28.
мляподъкопытыкостьмибылапосhян
аакровiюпольянатугоювзыдошапо
рускойземличтомишумитьчтом
извенитьдавечяранопредъзор
ямиигорьплъкызаворочаетъжальб
29.
мляподъкопытыкостьмибылапосhяна
акровiюпольянатугоювзыдошапо
рускойземличтомишумитьчтом
извенитьдавечяранопредъзор
ямиигорьплъкызаворочаетъжальб
30.
мличтомишумитьчтомизвенитьд
авечяранопредъзорямииго
рьплъкызаворочаетъжальбоемум
илабратавсеволодабишасяденьбишас
ядругыйтретьягодникъполуднiюпад
31.
мличтомишумитьчтомизвенитьд
авечяранопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязии
32.
мличтомишумитьчтомизвенитьдавечяр
анопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязииго
33.
мишумитьчтомизвенитьдавечяр
анопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязииго
34.
митьчтомизвенитьдавечяр
анопредъзорямиигорьплъкызаво
рочаетъжальбоемумилабратавсеволодаб
ишасяденьбишасядругыйтреть
ягодникъполуднiюпадошастязииго
35.
мыслiюсмыслитинидумоюсдуматиниочим
асъглядатиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлi
ясяпорускойземлипечальжирна
36.
мыслiюсмыслитинидумоюсдуматиниочим
асъглядатиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлiяс
япорускойземлипечальжирнатечес
37.
мыслитинидумоюсдуматиниочим
асъглядатиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлi
ясяпорускойземлипечальжирнате
38.
мыслитинидумоюсдуматиниочим
асъглядатиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлiяс
япорускойземлипечальжирнатече
39.
мыслитинидумоюсдуматиниочимасъгляд
атиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлi
ясяпорускойземлипечальжирнат
40.
мыслитинидумоюсдуматиниочимасъгляд
атиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлiяс
япорускойземлипечальжирнатечес
41.
моюсдуматиниочимасъгляд
атиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлi
ясяпорускойземлипечальжирна
42.
моюсдуматиниочимасъгляд
атиазлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлiяс
япорускойземлипечальжирнатеч
43.
моюсдуматиниочимасъглядати
азлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлi
ясяпорускойземлипечальжирнат
44.
моюсдуматиниочимасъглядати
азлатаисребранималотогпот
репатиавъстонабобратiекiевтугоюачерн
иговънапастьмитоскаразлiяс
япорускойземлипечальжирнатече
45.
минарищущенарускуюземлюсмляхуд
аньпобhлhотъдворатiибодвах
рабраясвятъславличаигорь
ивсеволодъужелжуубудикоторуютоб
яшеуспилъотецъихъсвятославьгро
46.
мисильнымиплъкыихаралужнымимечин
аступиназемлюполовецкуюп
ритоптахлъмиияругывзмутирhкииозеры
иссушипотокииболотаапоганагокоб
якаизълукуморяотъотъжелhзных
47.
миплъкыихаралужнымимечин
аступиназемлюполовецкуюп
ритоптахлъмиияругывзмутирhкииозеры
иссушипотокииболотаапоганагокоб
якаизълукуморяотъотъжелhзных
48.
миплъкыихаралужнымимечинаступин
аземлюполовецкуюпритоптахлъмиия
ругывзмутирhкииозерыиссуш
ипотокииболотаапоганагокоб
якаизълукуморяотъотъжелhзны
49.
миплъкыихаралужнымимечинаступин
аземлюполовецкуюпритоптахлъмиия
ругывзмутирhкииозерыиссушипоток
ииболотаапоганагокобякаизълукумор
яотъотъжелhзныхъвеликихъплъков


И вот, получив такой результат, я на время перестал удивляться: ну почему бы, подумал я, такому и не быть? Быквы "м", "а", "р", "и" и "я" встречаются довольно часто. Условия (размеры страницы, длина строчки) - также не слишком жесткие: например, я допускал, что длина строчки изменяется на 7 знаков (что вы и видите на вышеприведенной распечатке).
Таким образом первое впечателение состояло в том, что это просто красивое ОПРОВЕРЖЕНИЕ Сумаруковской теории. Но я еще зачем-то красным карандашем отчертил те места, где в тексте "Слова" эти так называемые "акростихи" встречаются. Мне хотелось окончательно порушить теорию Сумарукова: мне хотелось показать, что расположение так называемых "акростихов" совершенно ХАОТИЧНО.
И в этот момент у меня, знаете ли, карандаш сломался... ДЕЛО В ТОМ, ЧТО РАСПОЛОЖЕНИЕ "АКРОСТИХОВ" БЫЛО АБСОЛЮТНО ПРАВИЛЬНЫМ! Приблизительно через 600 знаков! А 600=30х20, 30 знаков в строке и 20 строк на странице!!!!!!!
Проделайте это САМИ - и вы во всем убедитесь!!!!!!!
(Только учитите: некоторые "акростихи" "слипаются" вместе и их нужно рассматривать как группу, или как ОДИН акростих - это естественно: например, если есть буква "м", то легко могут найтись две подходящие буквы "а" и т.д.)
Продолжение следует.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 21 сен 2006, 15:56

Раз уж заговорили о Трояне...
А что мешает предположить, что Игорь - это Одиссей?

Евгений, Вы меня сразили акростихом наповал!
Верю закономерностям.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Новый » 22 сен 2006, 09:02

Евгений Беляков
Уважаемый Евгений, я пока не стану высказываться насчет акростихов. Впечатление сильное, но не знаю, как будет это выглядеть при статистической обработке (допустимость случайного сочетания, что ли... я в статистике совершенно не разбираюсь). Мне, кстати, хотелось бы, чтобы Вы в этом вопросе оказались правы: очень красивая версия.
Теперь о Трояне. Я писал, что Игорь - "внук" этого последнего, поскольку в тексте сразу после "рища в тропу Трояню..." идет "Пети было песнь Игореви, ТОГО внуку...". Поэтому местоимение "того" я естественно относил к Трояну. В Вашей распечатке, правда, между "того" и "внуку" вставлено "Олга", и я не понимаю, почему. Объясните, пожалуйста: может быть, я просто не знаю каких-то материалов, дающих основание делать эту вставку. Надо сказать. что и Соколова, обзор которой я упомянул в предыдущем посте, считает, что "Олга", но, цитируя отрывок, ставит это имя в скобки, как "допущение" (на последней странице работы, если будете ее читать). В общем, жду Ваших пояснений. Правда, это не самый принципиальный мой аргумент на тему о том, кто такой Троян.
"Елена" же не противоречит не только Вашей версии, но и моей тоже, ибо я не отрицаю, что античные ассоциации у Автора были, не считая его, правда, приверженцем язычества. Добавлю к этому. что Елена, вступив на троянскую землю, "девой", конечно же, не была, но в поэме слово "дева" является, по-видимому, полусинонимом "молодой и прекрасной женщины".
Далее, все-таки опять на тему о половецких девушках, которую мы не завершили. Я не менее подчеркнуть, чем Вы, НЕ ВЕРЮ, что дружинники Игоря их "насиловали". Такого не будет делать ни один нормальный человек - ни цивилизованный, ни даже варвар (хотя отморозки везде и всегда бывали). Но факт, что женщин, а также детей и вообще "мирное население" в те времена брали при удачном походе в плен и многих продавали в рабство ("чага по ногате, а кощей по резане"). Это средневековье, и русские вели себя тогда не лучше и не хуже других народов - и европейских, и азиатских. "Взяли в плен" вовсе не означает "изнасиловали", так же, как, допустим, "убили" не означает "съели". Я думаю, что красные девки половецкие, которых "помчали", упомянуты просто в качестве самого броского образа "живой добычи" (за которую можно было получить деньги, продав ее или дождавшись выкупа), "узорочье" же и все прочее, чем "мостили" свой путь, - метафора множества захваченных драгоценностей, которыми, если выразиться более современно, "пруд прудили".
Далее, "полагаться на судьбу" в вопросе брака? Понимаете, я думаю, что любой из этих людей хотел, чтобы потом, когда он на следующую войну уйдет, дома у него осталась женщина, для коей он будет "милым ладом", а не та, которая - по-русски, по-готски или по-половецки, - будет произносить мысленный монолог:"А чтоб тебя, распостылого... и тому подобное". Так что брак не по любви или хотя бы влечению - дело скользкое. Включая династические: я, думая о них, вспоминаю "Луи Второго" из общеизвестной песни, и жаль, знаете ли, бедолагу.
Если успею, добавлю еще сегодня свои соображения насчет Тмутаракани. Потом несколько дней, возможно, не появлюсь.
N.B. Уважаемая, Юлли, спасибо за материалы.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Евгений Беляков » 22 сен 2006, 12:08

Итак, я вернусь к рассказу о так называемых "акростихах".
У меня получилось:
на первой странице 571 знак,
на второй 603,
на третьей - 584,
на четвертой - 579,
на пятой - немного больше 775.
Дальше - немного хуже, но страницы по 600 знаков есть и дальше. Чуть ниже я приведу результаты "контрольного эксперимента" (первого, прикидочного).
Итак, пять страниц, четко отмеченных, скорее всего, именем автора на каждой! А говорят, рукописи горят...
Теперь я взял текст летописи того же времени и прокрутил на своей программе.
Результаты:
Один вариант "акростиха" "Мария" приходится в "Слове" в среднем на 124 знака, в контрольном тексте - на 240 знаков, то есть почти в два раза чаще! Я оценивал также сигму (вреднеквадратичное отклонение) - тоже получается большое различие (цифры разброса я поищу, куда-то делись). Я уже писал о "слипании" вариантов в группы. При этом на одну группу в "Слове" приходится 4,8 варианта, а в контрольном тексте - всего 2, 72 варианта в среднем, и, на мой взгляд, это свидетельствует о намеренной работе с текстом).
Как оценить эти цифры (которые я просил бы проверить), я не знаю. То есть я не понимаю, в каком виде нужно это представить, чтобы было ясно и четко и доказательно, что Автор провел огромную работу над текстом.
Ну, например, если, преодолев громадные математические трудности, удастся, например, показать, что такое возможно с вероятностью 10 в минус 10 степени, то это кого-то убедит?!
Я в свое время работал с доказательствами существования телепатии, и я помню, что очень маленькие вероятности все же ничего не доказывают...
Ну вот я и решил тогда сделать самодельную КНИЖКУ с древнерусским текстом "Слова" и "МАРИЕЙ" в виде акростиха или мезостиха на КАЖДОЙ странице. Но кому бы я ее не показывал, даже известным палеографам, все только удивлялись, качали головой, улыбались и НИЧЕГО НЕ МОГЛИ ОБЪЯСНИТЬ...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 22 сен 2006, 12:43

Мне еще сейчас пришло в голову, что наверно, надо бы выложить все остальные варианты "акростихов", т.к., возможно, найдется тот, кто захочет что-то сделать с этим материалом, а программы писать не умеет.
Итак, будьте терпеливы и прокрутите этот пост, не читая...

50.
миплъкыихаралужнымимечинаступин
аземлюполовецкуюпритоптахлъмиия
ругывзмутирhкииозерыиссушипотоки
иболотаапоганагокобякаизълукумор
яотъотъжелhзныхъвеликихъплъко
51.
морhпогрузистаивеликоебуйствопод
астьхиновиужеснесесяхуланахвалуужет
реснунужданаволюужевръжесад
ивъназемлюсебоготскiякрасны
ядhвывъспhшанабрезhсинемумо
52.
мъхаралузhскованаавъбуестез
акаленаселиствористемоейс
ребренейсhдинhауженевиждувластис
ильнагоибогатогоимноговоибратамоего
ярославасъчерниговскимибылямис
53.
мъхаралузhскованаавъбуестез
акаленаселиствористемоейсреб
ренейсhдинhауженевиждувластис
ильнагоибогатогоимноговоибратамоего
ярославасъчерниговскимибылямисъ
54.
мъхаралузhскованаавъбуестез
акаленаселиствористемоейсреб
ренейсhдинhауженевиждувластисильнаго
ибогатогоимноговоибратамоего
ярославасъчерниговскимибылямисъ
55.
мъхаралузhскованаавъбуестезак
аленаселиствористемоейс
ребренейсhдинhауженевиждувластис
ильнагоибогатогоимноговоибратамоего
ярославасъчерниговскимибылямисъ
56.
мъхаралузhскованаавъбуестезак
аленаселиствористемоейсреб
ренейсhдинhауженевиждувластис
ильнагоибогатогоимноговоибратамоего
ярославасъчерниговскимибылямисъ
57.
мъхаралузhскованаавъбуестезак
аленаселиствористемоейсреб
ренейсhдинhауженевиждувластисильнаго
ибогатогоимноговоибратамоего
ярославасъчерниговскимибылямисъ
58.
мисыныглhбовытыбуйрюричеид
авыденеваюлизлоченымишеломыпок
ровиплавашаневаюлихрабраядруж
инарыкаютъакытурираненысабл
ямикаленыминаполhнезнаемhвсту
59.
млямистрhляйгосподинеконч
акапоганогокощеязаземлю
рускуюзараныигоревыбуегосвятславл
ичаатыбуйроманеимстиславехрабра
ямысльноситъвасъумънадhловысок
60.
млямистрhляйгосподинеконч
акапоганогокощеязаземлюрускуюза
раныигоревыбуегосвятславл
ичаатыбуйроманеимстиславехрабра
ямысльноситъвасъумънадhловысо
61.
млямистрhляйгосподинекончак
апоганогокощеязаземлюрускуюза
раныигоревыбуегосвятславл
ичаатыбуйроманеимстиславехрабра
ямысльноситъвасъумънадhловысо
62.
млямистрhляйгосподинекончакапог
аногокощеязаземлюрускуюза
раныигоревыбуегосвятславл
ичаатыбуйроманеимстиславехрабра
ямысльноситъвасъумънадhловыс
63.
мистрhляйгосподинекончак
апоганогокощеязаземлюрускуюза
раныигоревыбуегосвятславл
ичаатыбуйроманеимстиславехрабра
ямысльноситъвасъумънадhловыс
64.
мистрhляйгосподинекончакапог
аногокощеязаземлюрускуюза
раныигоревыбуегосвятславл
ичаатыбуйроманеимстиславехрабра
ямысльноситъвасъумънадhловыс
65.
мълиствiесронипорсiипосулигр
адиподhлишааигоревапълкунек
рhситидонътикняжекличетъизоветькняз
инапобhдуолговичихрабрыикн
язидоспhлинабраньинъгварьивсев
66.
мчюжнудушуизъхрабратhлачресъзл
атоожерелiеунылыголосипоничевеселiет
рубытрубятъгороденьскiиярославе
ивсивнуцевсеславлиужепонизитьст
язисвоивонзитьсвоимечиврежениуже
67.
мчюжнудушуизъхрабратhлачресъзл
атоожерелiеунылыголосипоничевеселiет
рубытрубятъгороденьскiиярославеивс
ивнуцевсеславлиужепонизитьст
язисвоивонзитьсвоимечиврежени
68.
микрамоламиначястенаводитипоганыян
аземлюрускуюнажизньвсеславлюкото
роебобhшенасилiеотъземл
иполовецкыинаседьмомъвhцhтро
яневръжевсеславъжребiйодhвицюсе
69.
моламиначястенаводитипоганыян
аземлюрускуюнажизньвсеславлюкото
роебобhшенасилiеотъземл
иполовецкыинаседьмомъвhцhтро
яневръжевсеславъжребiйодhвицюсе
70.
миначястенаводитипоганыян
аземлюрускуюнажизньвсеславлюкото
роебобhшенасилiеотъземл
иполовецкыинаседьмомъвhцhтро
яневръжевсеславъжребiйодhвицю
71.
мъзвhремъвъплъночиизъбел
аградаобhсисясинhмьглhут
ръжевознистрикусыоттвор
ивратановуградурашибеславу
ярославускочивлъкомъдонемиг
72.
мiранhльзhбепригвоздитикъгор
амъкiевскимъсегобонынhсташастязи
рюриковыадрузiидавидовынъроз
иносяимъхоботыпашутъкопi
япоютънадунаиярославнынъгл
73.
мiранhльзhбепригвоздитикъгор
амъкiевскимъсегобонынhсташастязи
рюриковыадрузiидавидовынърозинося
имъхоботыпашутъкопiяпоютънадунаи
ярославнынъгласъслышитъзегзицею
74.
мiранhльзhбепригвоздитикъгор
амъкiевскимъсегобонынhсташастязирю
риковыадрузiидавидовынъроз
иносяимъхоботыпашутъкопi
япоютънадунаиярославнынъг
75.
мiранhльзhбепригвоздитикъгор
амъкiевскимъсегобонынhсташастязирю
риковыадрузiидавидовынърозинося
имъхоботыпашутъкопiяпоютънадунаи
ярославнынъгласъслышитъзегзицеюн
76.
мъхоботыпашутъкопiяпоютънадунаияросл
авнынъгласъслышитъзегзицеюнезнаемъ
ранокычетьполечуречезегз
ицеюподунаевиомочюбебрянърукавъвъка
ялhрhцhутрукнязюкровавыяегоранынажес
77.
мъхоботыпашутъкопiяпоютънадунаияросл
авнынъгласъслышитъзегзицеюнезнаемъ
ранокычетьполечуречезегзицеюподунаев
иомочюбебрянърукавъвъкаялhрhцhутрукн
язюкровавыяегоранынажестоцhмъготhлhя
78.
мъготhлhярославнаранопл
ачетъвъпутивлhназабралhа
ркучиовhтрhвhтрилочемугоспод
иненасильновhешичемумычашихиновъскы
ястрhлкынасвоеюнетрудноюкрилцунамо
79.
мъготhлhярославнаранопл
ачетъвъпутивлhназабралhа
ркучиовhтрhвhтрилочемугосподиненас
ильновhешичемумычашихиновъскы
ястрhлкынасвоеюнетрудноюкрилцу
80.
мъготhлhярославнаранопл
ачетъвъпутивлhназабралhаркучиовhт
рhвhтрилочемугосподиненас
ильновhешичемумычашихиновъскы
ястрhлкынасвоеюнетрудноюкрилцун
81.
мугосподиненасильновhешичемумыч
ашихиновъскыястрhлкынасвоеюнет
рудноюкрилцунамоеяладыво
ималолитибяшетъгоръподъоблакывh
ятилелhючикораблинасинhморhчемуг
82.
мугосподиненасильновhешичемумыч
ашихиновъскыястрhлкынасвоеюнет
рудноюкрилцунамоеяладывоималол
итибяшетъгоръподъоблакывh
ятилелhючикораблинасинhморhч
83.
мыслiюполямhритъотъвеликогодон
адомалагодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
84.
мыслiюполямhритъотъвеликогодонадом
алагодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
85.
мыслiюполямhритъотъвеликогодонадомал
агодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
86.
мhритъотъвеликогодонадом
алагодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
87.
мhритъотъвеликогодонадомал
агодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
88.
мhритъотъвеликогодонадомалагодонц
акомоньвъполуночиовлуръсвиснуза
рекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
89.
мhритъотъвеликогодонадомалагодонц
акомоньвъполуночиовлуръсвиснуза
рекоювелитькнязюразуметикнязю
игорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiипод
90.
мhритъотъвеликогодонадом
алагодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiипод
91.
мhритъотъвеликогодонадомал
агодонцакомоньвъполуночиовлу
ръсвиснузарекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiиподви
92.
мhритъотъвеликогодонадомалагодонц
акомоньвъполуночиовлуръсвиснуза
рекоювелитькнязюразумет
икнязюигорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiипод
93.
мhритъотъвеликогодонадомалагодонц
акомоньвъполуночиовлуръсвиснуза
рекоювелитькнязюразуметикнязю
игорюнебытькликнустукнуземл
явъшуметрававежисяполовецкiип
94.
мимъгламиподъсhнiюзеленудревустреж
ашеегоголемънаводhчайаминаст
руяхъчрьнедьминаветрехънетакол
иречерhкастугнахудуструюиме
япожръшичужиручьиистругырострен
95.
мимъгламиподъсhнiюзеленудревустреж
ашеегоголемънаводhчайаминаструяхъч
рьнедьминаветрехънетакол
иречерhкастугнахудуструюиме
япожръшичужиручьиистругыростре
96.
мъгламиподъсhнiюзеленудревустреж
ашеегоголемънаводhчайаминаст
руяхъчрьнедьминаветрехънетакол
иречерhкастугнахудуструюиме
япожръшичужиручьиистругыростр
97.
мъгламиподъсhнiюзеленудревустреж
ашеегоголемънаводhчайаминаструяхъч
рьнедьминаветрехънетакол
иречерhкастугнахудуструюиме
япожръшичужиручьиистругыростр
98.
миподъсhнiюзеленудревустреж
ашеегоголемънаводhчайаминаст
руяхъчрьнедьминаветрехънетакол
иречерhкастугнахудуструюиме
япожръшичужиручьиистругырост
99.
миподъсhнiюзеленудревустреж
ашеегоголемънаводhчайаминаструяхъч
рьнедьминаветрехънетакол
иречерhкастугнахудуструюиме
япожръшичужиручьиистругыростре
100.
мънаводhчайаминаструяхъчрьнедьмин
аветрехънетаколиречерhкастугнахудуст
руюимеяпожръшичужиручьи
истругыростренакустууношукн
язюростиславузатвориднепрьтемнh
101.
минаструяхъчрьнедьминаветрехънет
аколиречерhкастугнахудуст
руюимеяпожръшичужиручьи
истругыростренакустууношукн
язюростиславузатвориднепрьтемн
102.
минаветрехънетаколиречерhкастугн
ахудуструюимеяпожръшичужиручьиист
ругыростренакустууношукнязюрост
иславузатвориднепрьтемнhберезhплачетс
яматиростиславяпоуношикнязиростислав
103.
мъкняземъапотомъмолодымъпетисл
аваигорюсвятославличабуйту
рувсеволодhвладимируигорев
ичуздравикнязиидружинапобора
язахристьянынапоганыяплъкикняз
104.
мъкняземъапотомъмолодымъпетисл
аваигорюсвятославличабуйту
рувсеволодhвладимируигоревичуздрав
икнязиидружинапобораязахристь
янынапоганыяплъкикняземъславаадр
105.
мъкняземъапотомъмолодымъпетислав
аигорюсвятославличабуйту
рувсеволодhвладимируигорев
ичуздравикнязиидружинапобора
язахристьянынапоганыяплъкикнязем
106.
мъкняземъапотомъмолодымъпетислав
аигорюсвятославличабуйту
рувсеволодhвладимируигоревичуздрав
икнязиидружинапобораязахристь
янынапоганыяплъкикняземъславаад
107.
мъапотомъмолодымъпетислав
аигорюсвятославличабуйту
рувсеволодhвладимируигорев
ичуздравикнязиидружинапобора
язахристьянынапоганыяплъкик
108.
мъапотомъмолодымъпетислав
аигорюсвятославличабуйту
рувсеволодhвладимируигоревичуздрав
икнязиидружинапобораязахристь
янынапоганыяплъкикняземъславаа
109.
мъмолодымъпетиславаигорюсвятосл
авличабуйтурувсеволодhвладими
руигоревичуздравикнязиидруж
инапобораязахристьянынапоганы
яплъкикняземъславаадружинеаминь
110.
мъмолодымъпетиславаигорюсвятославлич
абуйтурувсеволодhвладими
руигоревичуздравикнязиидруж
инапобораязахристьянынапоганы
яплъкикняземъславаадружинеаминь
111.
молодымъпетиславаигорюсвятосл
авличабуйтурувсеволодhвладими
руигоревичуздравикнязиидруж
инапобораязахристьянынапоганы
яплъкикняземъславаадружинеаминь
112.
молодымъпетиславаигорюсвятославлич
абуйтурувсеволодhвладими
руигоревичуздравикнязиидруж
инапобораязахристьянынапоганы
яплъкикняземъславаадружинеаминь
113.
мъпетиславаигорюсвятосл
авличабуйтурувсеволодhвладими
руигоревичуздравикнязиидруж
инапобораязахристьянынапоганы
яплъкикняземъславаадружинеаминь
114.
мъпетиславаигорюсвятославлич
абуйтурувсеволодhвладими
руигоревичуздравикнязиидруж
инапобораязахристьянынапоганы
яплъкикняземъславаадружинеаминь

Вот и все. Заранее предупреждаю: конечно, я мог что-то и пропустить. В процессе работы текст "Слова" пришлось разделить на 4, по-моему, части и "на стыках", как всегда, могли потеряться какие-то варианты (1-2 не больше).
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 22 сен 2006, 19:03

А меня удивляет, почему Игорь шел через Дон? Если он вез золото, то быстрее и надежнее - через Днепр до Черного моря, а дальше - к Тмутаракани (так ходил преп. Никон).

Существовал другой путь: "по притоку днепровскому Самаре и впадающей в нее Волчьей воде, вершины которой через небольшой волок сближаются с вершинами Кринки, притока р. Миуса, в свою очередь впадающей в Азовское море. Еще в 16 и 18 вв такие реки, как Самара, Волчья, Кринка и Миус были судоходны и использовались Запорожцами, когда Днепровский лиман был занят турецкими судами". (Брун Ф.К. "Среды древнего речного пути из Днепра на Азовское море"//Записки Одесского общества истории и древностей" 1874. т.5 стр. 155).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 22 сен 2006, 19:27

Sasha! "До Днепра"! Ведь это значит - идти через Киев! Потом, возможно, игорь шел на Тору, в ставку Кончака. Поскольку священника пригласил Кончак для бракосочетания, то значит его в войске не было, то есть меньшая часть дружины вместе с Владимиром должна была вернуться в Путивль (город, где княжил Владимир, и где его ждала Ярославна, чтобы играть свадьбу), а большая часть дружины с золотом и с половецким подкреплением должна была продолжить путь до Путивля, захватить его и ждать молодую чету. Много "путешествий", сложная реконструкция, но я не понимаю, как иначе соединить все "детали"...
Если бы Игорь пошел сначала в Киев, то Святослав его оттуда просто не выпустил бы...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 23 сен 2006, 19:11

Так как, мне думается, "вещественные доказательства" убедительнее любых статистик, то я все же решил привести картинку расположения "групп акростихов" по тексту. Я привожуц первые 5 страниц. Дальше закономерность хоть и сохраняется, но встречаются отклонения (например, могли быть рисунки, неполные заполнения страниц, путаница с перепиской или что-то другое: соответственно - альтернативная версия в том, что первые пять страниц - это просто совпадение). Итак, судите сами:

нелhполиныбяшетъбратiеначятистарымисловесытрудныхъповестiйопълку
игоревhигорясвятъславичаначатижесятъйпhснипобылинамьсеговремениа
непозамышленiюбоянюбоянъбовhщiйащекомухотящепhсньтворититораст
hкашетсямыслiюподревусhрымъвълкомъпоземлишизымъорломъподъоблак
ыпомняшетьборечьпървыхъвременъусобiцhтогдапущашетьiсоколовьнаст
адолебедhйкоторыйдотечашетапредипhсьпояшестаромуярословухрабро
мумстиславуижезарhзаредедюпредъпълкыкасожьскымикрасномуроманов
исвятъславличюбоянъжебратiенеiсоколовьнастадолебедhйпущашенъсвоя
вещiапрhстынаживаяструнывъскладашеонижесамикняземъславурокотаху
почнемъжебратiеповhстьсiюотъстарговладимерадонынhшнягоигоряиже
истягнуумъкрhпостiюсвоеюипоострисердцасвоегомужествомънаплънився
ратнагодуханаведесвояхрабрыя
плъкиназемлюполовhцькуюзаземлю
руськуютогдаигорьвъзрhнасвhтлоесолнцеивидhотънеготьмоювсясвоявоя
прикрытыиречеигорькъдружинhсвоейбратiеидружинолуцежъбыпотятубы
тинежеполоненубытиавсядемъбратiенасвоибръзыякомонидапозримъсин
егодонуспалакнязюумъпохотиижалостьемузнаменiезаступиискуситидону
великагохощуборечекопiеприломитиконецьполяполовецкагосъвамируси
цихощуглавусвоюприложитиалюбоиспитишеломомдонуобоянесоловiю
стараговремениабытысiаплъкыущекоталъскачаславiюпомысленудре
вулетаяумомъподъоблакысвиваяславыобаполысеговременирищавътро
путроянючресъполянагорыпhтибылопhсьигоревитогоолгавнукунебурясо
колызанесечрезъполяширокая
галицистадыбhжатъкъдонувеликомучи
ливъспетибыловhщейбояневелсовьвнучекомониржутьзасулоюзвенитъ
слававъкыевhтрубытрубятьвъновhградhстоятьстязивъпутивлhигорьждетъ
милабратавсеволодаиречеемубуйтуръвсеволодъодинъбратъодинъсветъс
ветлыйтыигорюобаесвhсвятъславличясhдлайбратесвоибръзыекомониа
моитиготовиосhдланиукурьсканапередиамоитикурянесвhдомикъметипо
дътрубамиповитиподъшеломывъзлелhяныконецькопiявъскръмленипутии
мвhдомияругыимъзнаемилуциунихънапряженитулиотворенисаблии
зъостренисамискачютьакысhрыивлъцывъполhищучисебечтиакнязюславh
тогдавъступиигорькня
зьвъзлатъстременьипоhхапочистомуполюсолнце
емутъмоюпутьзаступашенощьстонущиемугрозоюптичьубудисвистъзвh
ринъвъстазбидивъкличетъврhхудревавелитъпослушатиземлинезнаемh
влъзhипоморiюипосулiюисурожуикорсунюитебhтьмутораканьскыйблъва
нъаполовцинеготовамидорогамипобhгошакъдонувеликомукрычатътhле
гиполунощырцилебедироспущениигорькъдонувоиведетъужебобhдыегоп
асетъптицъподобiювлъцигрозувъсрожатъпояругамъорликлекотомънако
стизвhризовутълисицибрешутъначръленыящитыорускаяземлеужез
ашеломянемъесидлъгоночьмркнетъзарясвhтъзапаламъглаполяпокрылаще
котъславiйуспеговоръгаличьубудирусичивеликая
полячръленымищиты
прегородишаищучисебhчтиакнязюславысъзаранiявъпяткъпотопташа
поганыяплъкыполовецкыяирассушясьстрhламипополюпомчашакрасны
ядhвкыполовецкыяасънимизлатоипаволокыидрагыяоксамитыорьтъмами
ияпончицамиикожухыначашямостымоститипоболотомъигрязивымъмhсто
мъивсякимиузорочьиполовhцкымичрьленъстягъбhлахорюговьчрьлен
ачолкасребряностружiехрабромусвятьславличюдремлетъвъполhольговохо
роброегнhздодалечезалетhлонебылонъобидhпорожденонисоколуникрече
акъемуслhдъправитькъдонувеликомудругагоднивелмиранокровавыязорис
ветъповhдаютъчръныятучясъморяидутъхотятъприкрытидсолнцаавънихътр
епещутьсинiимълнiибытигромувеликомуидтидождюстрhламисъдо
нувеликаготусякопiемъприламатитусясаблямъпотручятиошеломы
половецкыянарhцhнакаялhудонувеликагоорускаяземлhуженешеломя
немъесисевhтристрибоживнуцивhютъсъморястрhламинахрабрыяплъкыиго
ревыземлятутнетърhкымутнотекутьпоросиполяприкрываютъстязиглаголют
ъполовциидутъотъдонаиотъморяиотвсhхъстранърускыяплъкыотступишаде
тибhсовикликомъполяпрегородиша
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 24 сен 2006, 20:37, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 23 сен 2006, 19:20

Ох, извините, что строчки получились неровные: вручную форматировать было очень неудобно! Но главное, по-моему, видно. Места расположения "акростизов" (будем пока говорить так) расположились весьма ЗАКОНОМЕРНО: через РАВНЫЕ промежутки, составляюшие примерно 600 знаков.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 26 сен 2006, 23:46

Евгений, обратите внимание, что датировка на Тмутараканском камне также дана под 1068 год:
"В лето 6576 индикта 6 князь Глеб мерил море по леду от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сяжен".
Имею смелость предположить, что надпись на камне сделана рукой преп. Никона (характерная структура фразы и использование индикта в датировке)

Как подметил А.А. Шахматов, первая точная хронологическая дата, внесенная рукой Никона в Повесть Временных Лет, содержится под 6569 (1061) год: 2 февраля половцы нанесли поражение князю Всеволоду. Далее идут колебания в датировке: от точной даты, то неопределенного «в си же времена». Как предположил Шахматов, точные даты были внесены самим Никоном, который был их очевидцем. На основании этого утверждения, ученый предложил следующий ход событий.
Никон ушел в Тмутаракань в первых числах февраля 1061 г., после получения сведений о несчастном сражении князя Всеволода с половцами. С февраля 1061 по февраль 1067 года преподобный находился в Тмутаракани, при нем умер от яда Ростислав, что случилось 3 февраля 1067 г.
Никон, по просьбе жителей княжества, отправился в Чернигов за Глебом и прибыл туда в марте 1067 г. Князь Святослав, отец Глеба, в это время был с братьями в Полоцкой области, воюя со Всеславом. Никон дожидался возвращения Святослава в Киево-Печерском монастыре, о чем упоминается в Житии преп. Феодосия. Затем он ушел с Глебом в Тмутаракань. Феодосий просил Никона остаться, тот обещал вернуться, как только разрешит дела с устройством тмутараканского монастыря Святой Богородицы. Скорее всего, он вернулся в июле/августе 1068 г., но не позднее 15 сентября 1068 г., то есть он находился в Киеве зимой сентябрьского 6576 года.
Последнее хождение Никона в Тмутаракань состоялось в 1073 г. Надпись на камне сделана, скорее всего, в этот год.


В 1068 году произошло еще два важных события:
1) Преп. Никон основал в Тмутаракани монастырь "по подобию ПЕчерского", то есть пещерный.
2) состоялась битва на реке Альте. Русичи были разгромлены. Один из наемников - варяг Шимон Африканыч был ранен и спасен. Ему явилось видение храма Успения Богородицы с точными измерениями сторон и высоты. Шимон пожертвовал золотой венец и золотой пояс Киево-Печерскому монастырю. Этот пояс впоследствии стал мерилом для храма Успения Богородицы в КПЛ. Ученые даже вычислили его длину.

В 1091 г. состоялось обретение мощей преп. ФЕодосия, которое состоялось ночью, в тайне от братии. Однако при этом присутствовал прибывший из Тмутаракани игумен м-ря Николай.
После этого Киево-Печерский монастырь разбогател, да так, что по масшатбу строительных работ перебил все ктиторские монастыри Киева.

Загадка состоит в том, что размеры храма Успения Богородицы, которые явились Шимону, составляют пропорцию 20х30Х30х50.

на Тмутараканском камне знаком "тьмы" (три косых черты и один кружок, заключающий в себя букву-число) выделены следующие цифры:
6х6х10х4.
Видите в пропорциях что-нибудь общее?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 40

cron