Об ироническом в "Ироической песне"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Лемурий » 30 янв 2017, 21:38

Mitus писал(а):Если он видел змей, то он не видел сани и наоборот.

В точку.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Лемурий » 11 мар 2017, 21:53

Сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю – славѣ

Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю – славы.
Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.


Может кто-то и думает, что Автор похвалил кметей Игоря, но клирики точно знают, что именно поиск чести и славы относится к грехам, также как сластолюбие и сребролюбие.

:arrow: Славы, яже от Единаго Бога, не ищете... (Ин.5:44)

    Горе тебе, душа, что любишь славу человеческую, и почести, и нарядные одежды, и приобретение вещественного; посему в день Суда будешь мерзка перед Богом, и отринута от лица Его... (прп. Ефрем Сирин, 31, 598).
    ---
    Искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждение от богочестия... (свт. Василий Великий, 9, 196).
    ---
    Удаляйся желания власти, чести, славы и похвалы, как язвы, смерти и погибели душевной, и как вечной муки... (прп. авва Исаия, 59, 184).
    ---
    Христианин не должен быть пристрастен к славе человеческой и привязан к чести, превышающей меру, но обязан исправлять тех, которые оказывают ему такую честь или думают о нем более надлежащего... (свт. Василий Великий, 7, 367).
    ---
    Цитаты из творений Святых Отцов. Славолюбие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Mitus » 17 мар 2017, 23:18

Лемурий писал(а):Может кто-то и думает, что Автор похвалил кметей Игоря, но клирики точно знают, что именно поиск чести и славы относится к грехам
- вот то-то и оно, что раз уж Автор СПИ восхищается тут курскими кметями, то он уж точно не ломающий лбом пол клирик. - под трубами повиты! под шлемаками воспитаны! с конца копья вскормлены! - это не восхищение конечно, а типа порицание - осуждение - ну ну :lol: ...........
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Лемурий » 18 мар 2017, 16:51

У кого нет чувства иронии - никогда не поймёт, но кмети:

- коим яруги знаемы;
- коим славолюбие не чуждо;
- коим сребролюбие паче ласк жён любо;
- коим сластолюбие превыше интересов Руси, отчего и перегорождают червлеными щитами поля не защиты ради, а девок половецких погнать

это воины из другого политического лагеря, нежели Автор СПИ и оный над ними иронизирует.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение краевед » 19 мар 2017, 23:25

Лемурий писал(а):У кого нет чувства иронии - никогда не поймёт, но кмети:

- коим яруги знаемы;
- коим славолюбие не чуждо;
- коим сребролюбие паче ласк жён любо;
- коим сластолюбие превыше интересов Руси, отчего и перегорождают червлеными щитами поля не защиты ради, а девок половецких погнать

это воины из другого политического лагеря, нежели Автор СПИ и оный над ними иронизирует.


Уважаемый Лемурий, то, что "Слово" иронично и в общем итоге направлено на посмеяние князей однозначно. Автор заувалированно намекает, как мне представляется строит предложение как бы с двумя смыслами. С одной стороны восхваляя курян, но с другой представляет их как Вы справедливо заметили и славолюбцами и среболюбцами, которые знают яруги ближайшие к русским землям, по которым можно незаметно пробраться к ближайшим половецким вежам, чтобы их ограбить. и теми же яругами вернуться в Русь.
А ведь и слово кмети может иметь двойной смысл - с одной стороны это указание на самых лучших, удалых воинов, а с другой кметь намекает на слово кметливый, догадливый.
Эта двойственность "Слова" у меня вызывает ассоциацию с "двуликим Янусом", древнеримским богом времени, молодое лицо которого было направлено в будущее, а старое в прошлое. Двуликий Янус был богом входа и выхода, богом начала и конца. Со временем двуликим Янусом стали называть нечто двузначное, символизирующее собой двусмысленное, двойственное. Вполне возможно, автора "Слова" могли звать Яном, который мог намекать нам не только о двойном смысле высказанных фраз в своем произведении, но намекать на свое имя.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение краевед » 19 мар 2017, 23:30

Mitus писал(а):
Лемурий писал(а):Может кто-то и думает, что Автор похвалил кметей Игоря, но клирики точно знают, что именно поиск чести и славы относится к грехам
- вот то-то и оно, что раз уж Автор СПИ восхищается тут курскими кметями, то он уж точно не ломающий лбом пол клирик. - под трубами повиты! под шлемаками воспитаны! с конца копья вскормлены! - это не восхищение конечно, а типа порицание - осуждение - ну ну :lol: ...........


Уважаемый Mitus, это говорит только о том, что с раннего детства их учили боевым исскуствам, направленным на защиту русской земли, а они обернули свои навыки на обычный грабеж в погоне за девками половецкими.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение краевед » 19 мар 2017, 23:54

Лемурий писал(а):
Mitus писал(а):Если он видел змей, то он не видел сани и наоборот.

В точку.


Думаю, что речь здесь может идти о змеях, и только о змеях, причем не реальных, точнее во сне Святослава они были змеями, а наяву, как истолковали сон бояре - это половцы - шаруканиды, у которых в тотеме была змея или дракон. Видимо, абсолютно правы те историки, которые связывают происхождение половцев - шаруканидов с племенем кай, что в переводе означает "змея" выходцами из западного Алтая. Видимо, все же прав был Г.Ф.Карпунин, находку которого фактически возвел в роль доказанного факта на страницах ЭСПИ в статье "Анаграммы в "Слове" профессор В.В.Колесов:
беША дебРЬ КисАНЮ
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Лемурий » 20 мар 2017, 07:22

краевед писал(а):А ведь и слово кмети может иметь двойной смысл - с одной стороны это указание на самых лучших, удалых воинов, а с другой кметь намекает на слово кметливый, догадливый...

В точку, уважаемый краевед, только слово "кмети" взято из известного текста и напрямую к нему адресует:

    "В се же лѣто придоша послѣ из немець къ Святославу. Святослав же, величашеся, показа имъ богатьство свое. Они же, видивьше бесщисленое множество злата, и сребра и паволок, рѣша: «Се ни во что же есть, се бо лежить мертво. Сего суть кметье лучьше. Мужи бо доищуться и болша сего». Сице ся похвали Езекий, царь июдѣйский, к послом царя асурийска, егоже вся взята быша въ Вавилонъ. Тако и по сего смерти все имѣнье расъсыпашася раздьно..."(ПВЛ 1075)
т.е. не витязи, что во все общерусские походы "доспевают", а кмети, кои по яругам, аки тати в ночи, "множество злата, серебра и паволок" доискиваются.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Mitus » 20 мар 2017, 08:49

краевед писал(а):с раннего детства их учили боевым исскуствам, направленным на защиту русской земли, а они обернули свои навыки на обычный грабеж в погоне за девками половецкими.
- Игорь и Всеволод шли не распускаючи свои полки = курские кметы в погоне за девками не участвовали.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Mitus » 20 мар 2017, 10:10

Лемурий писал(а):т.е. не витязи, что во все общерусские походы "доспевают"
- а где в др-рус. памятниках ранее 16-го века увидели слово "витязи"?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Лемурий » 20 мар 2017, 21:11

Mitus писал(а):
Лемурий писал(а):т.е. не витязи, что во все общерусские походы "доспевают"
- а где в др-рус. памятниках ранее 16-го века увидели слово "витязи"?

Да нет, это перевод Срезневского "кметь" = "витязь". А вот, чтобы князи-уклонисты НЕ доспевали, НЕ доспевали на общерусскую брань, как Ольговичи в 1183 и 1184, а потом раз так "доспели" и всё войско погубили, а их называют:

    "Ольговичи, храбрые книязи, доспели на брань..."

вот такое случается токмо в ИРОНИЧЕСКОМ произведении.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Mitus » 20 мар 2017, 21:57

Лемурий писал(а): НЕ доспевали на общерусскую брань, как Ольговичи в 1183 и 1184
- не надо от темы уклоняться........
Лемурий писал(а):В точку, уважаемый краевед, только слово "кмети" взято из известного текста и напрямую к нему адресует:
Лемурий писал(а):т.е. не витязи, что во все общерусские походы "доспевают", а кмети, кои по яругам, аки тати в ночи,
- вот здесь Вы противопоставили кметей неким неизвестным нам витязям которые в 12-м веке так именно кметями и назывались...... Если отбросить всю непонятую мной шелуху о "доспевают - недоспевают", то прямо так и скажите, что слово кмет негативное и обозначало не тех кто в походы общерусские ходил а тех кто вежи по яругам акы тать грабил... Тогда вопрос: а как назывались позитивные вояки если слова "витязь" ещё у панов не успели перенять?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Лемурий » 21 мар 2017, 00:31

Mitus писал(а):как назывались позитивные вояки если слова "витязь" ещё у панов не успели перенять?

Так и назывались "Мстиславово племя", к которому Автор относился СОВСЕМ по-другому:

    Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло.
    Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти.
    Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи.
    --
    Не худа гнѣзда шестокрилци! Не побѣдными жребіи собѣ власти расхытисте!
    Кое ваши златыи шеломы, и сулицы ляцкіи, и щиты?
    Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!
А к Ольговичам с очевидной ИРОНИЕЙ:

Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти

Галици стады бѣжать къ Дону Великому

Комони ржуть за Сулою – стоять стязи въ Путивлѣ

Куряни свѣдоми къмети: яругы имъ знаеми

Истягну умь крѣпостію, поостри сердца мужествомъ

Ту кроваваго вина не доста

Святослав "грозный"

А древо <Ольговичей> не бологомъ листвіе срони:

Олговичи, "храбрыи" князи, доспѣли на брань!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение Mitus » 21 мар 2017, 22:19

так-то и я бы смог ....... просто хочу узнать, что по Вашему означают слова: "Подъ трубами повити" ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Об ироническом в "Ироической песне"

Сообщение краевед » 21 мар 2017, 23:02

Mitus писал(а):
краевед писал(а):с раннего детства их учили боевым исскуствам, направленным на защиту русской земли, а они обернули свои навыки на обычный грабеж в погоне за девками половецкими.
- Игорь и Всеволод шли не распускаючи свои полки = курские кметы в погоне за девками не участвовали.


Уважаемый Mitus, а где вы в "Слове" увидели слова о том, что Игорь и Всеволод шли не распускаючи полки? Помнится относительно побега Игоря из плена, когда он по тексту "Слова" по Вашему, якобы, был у моря, а по тексту Ипатьевской летописи совершил побег с реки Тор, Вы заметили, что есть две версии, одна версия "Слова", а другая версия в Ипатьевской летописи и их нельзя совмещать, а сами совмещаете половецких девок "Слова" и эпизод из рассказа Ипатьевской летописи, относительно захвата половецких веж на Сюурлие.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

cron