Голова папы Климента

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Голова папы Климента

Сообщение Евгений Беляков » 10 янв 2013, 17:50

Помещаю свою заметку. Надеюсь на обсуждение.

«Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы…»


Указанная в заголовке этой заметки антитеза (голова-плечо) из «Слова о полку Игореве», безусловно имеет прямое отношение к дискуссии, которая состоялась в Киеве в 1147 г. после избрания Климента Смолятича епископами на пост митрополита Всея Руси. Новгородский Нифонт – один из главных оппозиционеров Клименту, был вызван в Киев и был подвергнут «домашнему аресту» в Печорском монастыре. Климент задает Нифонту странный вопрос , в сохранившихся текстах в форме, присущей Клименту – в иносказаниях и символах.
«И се вопрошал Клим нашего епископа (Нифонта) от полоцкого епископа: аже служитъ епископъ постьну службоу, кде целують: в скранью ли по обычаю? – Въ рамо, рече, человати». То есть целовать ли на постной службе в щеку (в голову)? – В плечо, отвечал Нифонт, целовать». (См. «Вопрошания» Кирика Новгородского). О какой руке и о какой голове идет речь?
В 1145 году митрополит Михаил, по национальности грек, ставленник Византии, покинул Киев, оправдывая этот шаг возникшей там смутой. Перед своим отъездом он оставил, однако, некое «рукописание», согласно которому без митрополита "не достоить" вести богослужение в кафедральном киевском Софийском соборе. Он отправился в Константинополь, где и остался, отказавшись возвращаться на Русь. Уже в Константинополе, митрополит "услыша наипаче многи волны и которы в Киеве и во всей Русской земле и того ради не приложи возвратитися на свой стол". В то время действительно произошли крупные события. Умер великий князь Всеволод Ольгович. Это сын знаменитого Олега Святославича, названного в «Слове о полку Игореве» «Гориславичем», деда главного героя «Слова о полку Игореве» Игоря Святославича (Святослав Ольгович – брат Всеволода Ольговича). Другой герой «Слова о полку Игореве» - великий князь киевский Святослав – это сын Всеволода.
Когда Всеволод умирал, он заставил всех князей целовать крест своему брату Игорю Ольговичу. После же смерти Всеволода произошла смута, в результате которой власть захватил Изяслав Мстиславич из другой ветви княжеского рода – мономашич. Игорь Ольгович был упрятан в монастырь, затем убит разъяренной толпой.
Киев остался без богослужения в Софийском соборе, главном на Руси, и это, конечно же, никак не могло устроить Изяслава Мстиславича. С другой стороны в самом Константинополе после добровольного ухода с патриаршества Михаила II Куркуаса и низложения Косьмы II Аттика (26 февраля 1147 года) патриарший престол пустовал до декабря 1147 года. Возникла подходящая ситуация для избрания своего, русского патриарха.
И «…поставе Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба, бе бо черноризец схимник и бысть книжник и философ, так, якоже в Руской земли не бяшет». (Ипатьевская летопись за 1147 год).
В начале лета 1147 года Климент Смолятич, вызванный Изяславом, срочно переезжает в Киев. Открывается церковный собор. Мнения разделились. Епископы Мануил, еп. Смоленский — грек, Косма, еп. Полоцкий — вероятно грек и Нифонт Новгородский — киевлянин, но долго живший на греческом Востоке, высказались против возможности избрания митрополита собором епископов. "Не есть того в законе, яко ставити епископом митрополита без патриарха, но ставить патриарх митрополита". "А не поклониве ти ся, ни служиве с тобою, зане не взял еси благословения у Святое Софьи (константинопольский патриарший Софийский собор), ни от патриарха. Аще ли ся исправиши, благословишися от патриарха, и тогда ти ся поклониве; ве взяла от Михаила от митрополита рукописание, яко не достоить нам без митрополита в Святеи Софьи (киевской) служити". Иерархи отказывались признавать такое поставление и даже совершать службу вместе с новоизбранным митрополитом.
Все же большинство епископов выступило за избрание Климента Смолятича. Решающий аргумент высказал епископ черниговский Онуфрий. "Аз сведе, — сказал он, — достоить ны поставити, а глава у нас есть святаго Климента, якоже ставять греци рукою святаго Ивана ". То есть он предложил вместо использования десницы Иоанна Крестителя в обряде поставления митрополита использовать другую, высокочтимую реликвию – голову святого папы Римского Климента, замученного много времени тому назад в Крыму. Видимо, сыграло роль и то, что нового «самостийного» кандидата в митрополиты также именовали Климентом.
Митрополит Климент был вторым (после Иллариона) митрополитом, поставленным не из Византии. В этом некоторые епископы видели сепаратизм и нарушение традиций. И не даром: едва приняв сей пост, Климент решился, следуя завету митрополита Иллариона, осуществить своего рода «религиозную революцию», включить в православную традицию предания славян, ранее считавшиеся языческими.
Теперь мы видим, какая голова имеется в виду в выражении «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы…»: голова папы Климента, замученного в Крыму на римских каменоломнях. Папа Климент, ученик и последователь св. Петра – один из самых почитаемых святых как западной, так и восточной церквей. Часть мощей Климента был принесена в Рим Часть его нетленных мощей, а именно – ГОЛОВУ, князь Владимир Святой после своего крещения перенес в Киев, в Десятинную церковь, где она пребывает и по сей день. Именно этой головой поставили епископы в 1147 году Климента Смолятича митрополитом.
Вот почему, по Нифонту, не признавшему митрополита Климента, не в голову, а в плечо теперь целовать. Нет духовного главы на Руси. Хотя это и абсурдно: в плечо (рамо) никто и никогда не целовал… Но в тот час Климент победил.
Около семи лет занимал Климент кафедру митрополита. В 1154 году киевский князь Изяслав, покровитель Климента, умирает, и Смолятич вынужден покинуть кафедру.
Стоит сказать несколько слов об Изяславе. Он начал свою карьеру в Полоцке, куда его поставил отец его, Мстислав. Изяслав был достаточно умен, чтобы не вмешиваться в полоцкие дела и все управление в княжестве в отсутствие князей-мужчин перешло к женщинам, среди которых верховодила Евфросиния, позже объявленная святой. Этот период истории Полоцкого княжества историки даже называют «полоцким матриархатом». Есть все основания считать, мне кажется, что именно в Полоцке зарождается тот новый «свет», который приводит к взлету русской средневековой культуры, той самой, что породила великие творения архитектуры, в т.ч. Покрова на Нерли, литературы («Слово о полку Игореве»), и которая была «срезана» монгольским завоеванием. Уже в Полоцке Изяслав мог познакомиться с девочкой-княжной, Марией Васильковной, отличавшейся как красотой, так и литературным даром.
Изяслав сменил Всеволода на киевском престоле, и, хотя Изяслав был ярким представителем дома Мономаха, ольгович Святослав Всеволодич остался в Киеве вместе со своей женой, Марией Васильковной, и пользовался расположением великого князя. Здесь же великая княгиня могла подружиться и с Климентом Смолятичем.
Дела Изяслава шли очень удачно. М.Присёлков, крупный историк русского средневековья, считает его смерть в 1154 г. большой утратой для Киевщины. «Переживи Изялав Юрия и Вячеслава, - пишет Присёлков, - он стал бы господином положения на Руси». Как знать, может быть Изяславу удалось бы осуществить мечту автора «Слова о полку Игореве» и объединить Русь, и тогда вся история пошла бы по другому руслу?
Но этого не случилось.
В апреле 1156 года в Киев из Царяграда приехал новый митрополит - Константин.
«…Митрополит Констянтин приде из Царягорода, и прия и князь Дюрги (Юрий) с честью, и Полоцкий епископ, и Мануил Смоленский епископ, иже бегал перед Климом, и тако испровергши Климову службу и ставления, и створиши божественную службу». (Ипатьевская летопись,1156), откуда видно, что реформы Смолятича касались и порядка богослужения.
Климент Смолятич был проклят и, по утверждению некоторых исследователей, был отлучен от церкви! Если так, это уникальное явление. Во всяком случае, от церкви посмертно (!) был отлучен его шеф, князь Изяслав Мстиславич. Но, очевидно, как в таких случаях бывает, в Киеве и в других городах оставалась «партия» сторонников Смолятича. После смерти Юрия Долгорукого Киев достался князю Мстиславу Изяславичу и Ростиславу Мстиславичу, брату Изяслава. И Мстиславом была совершена попытка вновь поставить Климента.
Однако - не удалось. Ростислав не хотел ставить Климента, т.к. тот не был утвержден Царьградом, а Мстислав не хотел ставить Константина, т.к. тот проклял его отца. И в силу соглашения между князьями, как Климент, так и Константин были устранены от киевской митрополии и сюда приехал из Константинополя третий кандидат Феодор. Скоро Феодор, впрочем, умер, но из Константинополя явился неожиданно новый митрополит Иоанн.
Вот как это описывает Ипатьевская летопись (1164):
«Приде митрополит Иван в Русь, и не хоте его Ростислав приятии, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к цареви, хотя справити Клима в митрополью, и возвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевым послом. И присла царь дары многи Ростиславу, оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: «Молвить ти царь: аще приеши с любовью благословение от Святыя Софии…»
Далее в летописи пропуск. Согласно последующему, Ростислав попросту поддался на подкуп и согласился с поставлением митрополитом Ивана. Далее в летописях о Клименте Смолятиче мы ничего не услышим.
Отметим здесь словосочетание «оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная». Ибо то же самое мы находим в «Слове о полку Игореве»: «Помчаша красные девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы и драгия оксамиты». Случайность ли?
А.Макаревич обратил мое внимание на отрывки из «Слова Даниила Заточника» с той же метафорой. «А иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..». И еще. "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть.."
Возникает ощущение переклички между летописью, «Словом Даниила» и «Словом о полку». И это уже трудно объяснить «влиянием» одного автора на другого…
Итак, все это время в Киеве происходила перманентная борьба за Климента, а значит – за независимость от Византии и религиозную реформу, которая сделала бы русское православие ближе к народным обычаям, традиционно считающимися языческими. (Мировоззрение Клиента Смолятича и особенности его неудавшейся реформы выходят за рамки нашего исследования).
Обратимся еще раз к «Слову о полку Игореве», откуда взята цитата в заглавии данной статьи, чтобы просмотреть ее контекст.
«Рек Боян и ходы на Святославля пестьтворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти голове кроме плечу, зло ти телу кроме головы», Русской земле без Игоря!»
Этот текст относится к числу наиболее загадочных во всем «Слове о полку». В нем видят так называемую «сфрагиду», поэтическую печать автора и указание на него (см. работы А.Чернова). Если учесть, что несохранившийся текст «Слова о полку» не имел разделов между словами и то, что мы видим в приведенном тексте есть всего лишь современная реконструкция его текста, то получается загадка со многими неизвестными.
Ясно лишь одно: речь идет о цитате из произведения Бояна. Но что это за произведение?
Нечто подобное мы встречаем в уже упомянутом произведении «Слово Даниила Заточника». Традиционно это произведение считается более поздним, нежели «Слово о полку», но это не доказано на 100%. Вглядимся же внимательнее в этот текст.
«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя».
Во-первых, мы видим, что тут присутствуют такие же имена «Святослав» и «Олег» как и в «Слове о полку». Так что если считать синтагму «песнетворца старого времени Ярославля Ольгова» поздней вставкой, перенесенной с маргиналий на полях древней рукописи (полустертые слова «о походахъ» переписчик прочел как имя «Ходына», откуда появилось двойственное число), то искаженный текст «Слова о полку» можно восстановить так: РЕК БОЯН О ПОХОДАХ СВЯТОСЛАВЛЯ ОЛЬГОВА: ХОТЬ И ТЯЖКО ТИ ГОЛОВЕ, КРОМЕ ПЛЕЧА, ЗЛО И ТЕЛУ КРОМЕ ГОЛОВЫ. То есть это вовсе никакая не «сфрагида», и об авторе тут нисколько не говорится.
И к великому удивлению, во-вторых, далее в том же тексте "Слова Даниила Заточника" мы видим и Дивия (Дива «Слова о полку»), и погибший полк (Игорев?), и самого Бояна («буян» во фразе «Дивиа за буяном кони паствити», которую обычно преводят так: «Не диво ли за бурьяном коней пасти», в некоторых списках «Слова Даниила» пишется как «боян»). Это место напоминает своего рода зерно, генотип, из которого выросло «Слово о полку».
Фраза «Дивиа за буяном кони паствити» в контексте «Слова Даниила» абсолютно логична и стилистически естественна, и потому может считаться исходной. Можно предположить, что автор «Слова о полку», кто бы он ни был, создал фантастических «героев» своего повествования, таких как «Див» и «Боян», исходя из этой фразы. Но фантастический Боян, как это ни странно, цитируется в «Слове о полку», и это – цитаты из «Слова Даниила»!
И таких цитат с указанием на автора как минимум три. Вот еще две:
1.«Слово о полку».
Тому вещей Боянъ и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божиа не минути!»
«Слово Даниила».
«Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути».
2.«Слово о полку».
«Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы»
«Слово Даниила»
"Мыслию бы парил, как орел в воздухе".
Кроме того, имеется множество параллелей, некоторые из которых я также приведу.
1. «Гориславль» присутствует и тут, и там.2. «Зегзица» и тут, и там. 3."Паволока, расшитая разноцветными шелками" (СДЗ)... - "и злато и паволокы и драгие оксамиты" (СПИ). 4. "Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете" (СДЗ) - "лучше потяту быть, чем полонену". 5. "Не море топит корабли, но ветры" (СДЗ) - "О ветре-ветрило! Чему, господине, насильно веяши!...Мало ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли на синем море!" (СПИ). 6. «А кречету, егда пута разрешатся, тогда он напущается на стада лебединые и побивает утята, летая по тихим заводям» (СДЗ), «Тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедеи». 7. «Ни моря уполовником вылияти» (СДЗ), «Ты бо можеши Волгу веслы раскропить, а Дон шеломы выльяти».
И это далеко не все. См., например, Иссерлин, «Моление Даниила Заточника» и «Слово о полку Игореве» (Логико-семантические параллели)».
«Слово Даниила», очевидно, было настоящим богатым источником многообразных метафор «Слова о полку». Притом автор «Слова Даниила» (Даниил) становится в «Слове о полку» прототипом Бояна, точнее сказать, просто называется Бояном.
Вновь прочитаем текст Даниила=Бояна из "Слова Даниила Заточника".
«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: «Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти? Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки».
Откроем «Повесть временных лет» и убедимся, что Святослав в этом случае говорил нечто иное.
«В год 6479 (971). ...И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их – сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: „Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: „Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали».
От головы Святослава, ставшей чашей у печенежского вождя, ведет свое начало фраза Даниила=Бояна. Не ссылалася Святослав на Бога, да и не мог ссылаться, ибо не был христианином, не признавал единого Бога. Могли ли читатели и слушатели Даниила этого не знать или не заметить? Очень вряд ли. Тем менее и сам Даниил мог «не заметить» подобной ошибки. Перед нами пример ложной цитаты. И это было сделано совсем не просто так, а с какой-то важной целью. С какой?
И еще вопрос: кто же ссылался на Бога в аналогичных обстоятельствах? На это легко ответить: летописный Игорь Святославич!
«Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».
Итак, вместо того, чтобы цитировать Святослава, Даниил=Боян цитирует Игоря Святославича. Или это потом летописец, знакомый со «Словом Даниила», вкладывает в уста Игоря эту фразу. Читатель может сказать: «Все это просто СОВПАДЕНИЕ». Опровергнуть это просто. Откроем текст «Слова о полку» на тех же строках. Читаем.
«Хощу ГЛАВУ свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».
Речь снова идет о голове, а не о Боге, как в летописном рассказе. «Слово о полку» начинается темой «головы» и кончается ею же. С головой сравнивается Игорь, а тело – русская земля. «Говорил Боян о походах Святославля … Ольгова, коганя: «Хоть и тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу, кроме головы», русской земли без Игоря».
«Слово Даниила» содержит ложную цитату (по отношению к летописи): вкладывает в уста Святослава то, что говорил Игорь Святославич. В свою очередь «Слово о полку» как бы «вынимает» из уст Игоря то, что он сказал в летописи и вкладывает ему в уста речь Святослава! Круг замыкается. Автор «Слова о полку» СИГНАЛИЗИРУЕТ: мое произведение корреспондирует с «Словом Даниила» посредством летописного рассказа. Тот, кто умеет видеть, да видит! Современный автору «Слова о полку» Игорь и древний Святослав удивительным, невероятным, волшебным способом обменялись словами, речами.
Все эти СИГНАЛЫ можно истолковать, мне кажется, только одним способом. В 1185 году на Руси подспудно зрел тайный религиозный и политический «заговор». В те времена не было ни интернета, ни телевидения, ни радио, ни газет. Почта не работала. Посылать письма было опасно. Таким образом, оставалась лишь возможность послать тайное послание, пользуясь тонкими намеками, что предполагало большой ум и в корреспонденте. Такой способ можно сопоставить с современным шифрованием без ключа в информатике: вся информация, казалось бы, на виду, но понять ее не может никто, кроме корреспондента.
Летописи переписывались и передавались от одних монастырей к другим, и их могли прочитать в разных княжествах. Можно даже представить, что летописи в какой-то мере заменяли газеты: в них можно было прочитать и последние новости. «Повесть временных лет» так и вообще была, очевидно, известна большинству образованных людей того времени. «Слово о полку Игореве» также попало, наверно, ко всем князьям, упомянутым в нем.
Надо предположить, что к моменту написания «Слова о полку» уже были написаны и летописный рассказ о походе Игоря Святославича (в Ипатьевской летописи), и «Слово Даниила». Оба текста были перед Автором в процессе написания «Слова о полку». Ему было не трудно увидеть намек автора «Слова Даниила» (а они, конечно, знали, кто это написал) на произошедшее с Климентом Смолятичем в 1164 году (подкуп Ростислава «оксамитами, паволоками и узорочьями») . И понимали, что это намек адересован всем сторонникам «заговора»: «Мы существуем!»
Зная, что текст «Слова о полку» попадет в руки Даниила=Бояна, Автор "Слова о полку" вкладывает в него «скрытое послание», означающее примерно следующее: «Мы поддерживаем заговор». Для Даниила=Бояна, который, возможно, возглавлял «заговор», было чрезвычайно важно знать о поддержке его планов в Киеве, в центре Руси, где писалось "Слово о полку". Чтобы Даниил=Боян прочел послание, Автор "Слова о полку" поместил его в наиболее сигнификативное, наиболее значимое именно для него место: а именно – туда, где говорится о ПЛЕЧАХ и ГОЛОВЕ. А это приоткрывает завесу над характером «тайного общества» и «заговора».
Скорее всего, то была попытка вновь поставить на митрополичью кафедру либо Климента Смолятича, либо – если его уже не было в живых – какого-то его последователя. И – продолжить реформы, которые привели бы к автокефалии русской церкви, духовному освобождению Руси от Византийского «православного ига» и, вероятно, к объединению Руси в единую «империю».
Я назову имена, которые считаю весьма вероятными. Автором "Слова о полку" я считаю, вслед за Г.Сумаруковым Марию Васильковну, великую княгиню, жену Святослава Киевского. "Слово Даниила Заточника" написано, вероятно, самим Климентом Смолятичем, а тайный адресат "Слова о полку", - какой-то его последователь, играющий важную роль в заговоре после смерти Климента. Вполне возможно - сам Игорь Святославич или живущий у него Владимир Галицкий...
Но, конечно, это всего лишь предположения.
И, вероятно, тот «шифр», который нам удалось разглядеть (не скажу даже разгадать!) был отнюдь не единственным. Только, к сожалению, перед современным исследователем не так много материала для поиска, многие книги того времени, очевидно, до нас так и не дошли.
Могут сказать: ну, это конспирология.
Однако… Однако ведь заговоры в истории существовали! И я не вижу другой возможности объяснить все те необычные факты, которые я выше привел. Похоже, что ее и нет.

Евгений Беляков, 10-12.1.2013, Крым.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 16 май 2013, 20:39, всего редактировалось 10 раз(а).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 10 янв 2013, 19:01

Во-первых, Евгений, позвольте поблагодарить за столь расширенный и интересный пост;

Во-вторых, вот подходящая иллюстрация:

Изображение
Радзивилловская летопись. М.429, л.177: Выбор головы, которой будут ставить митрополита из русинов.
"В лѣто 6655. Изяславъ постави митрополита Клима русина особе со 6-ю еп(и)скопъ июл(я) 27 на с(вя)т(а)го Пантелѣимона..." (Радз. 1147)


В-третьих, несколько замечаний:

1. Полемика Климента с Нифонтом была когда тот был ещё в Новгороде, отсюда и дерзкий тон ответов.

2. Климент спрашивал о службе в пост, т.е. когда не дозволено не токмо есть мясо, но и прикасаться к нему.
Сам вопрос иронический, сравнимый с иронией в СПИ и СДЗ. И скранья (щека) и по обычаю (в губы) прикасание к "мясу". Сам ответ Климента не интересовал. Он просто хотел поставить Нифонта в неловкое положение, но тому, как видим, "палец в рот не клади" - ответил дерзко и остроумно - в рамо (плечо). Посему эти остроумные вопросы-ответы и пользовались популярностью среди клириков.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение Евгений Беляков » 10 янв 2013, 19:24

Спасибо!!!
Прекрасная иллюстрация).
Ценные замечания (исправлю).
Конечно, разыскать и прочитать произведения, приписываемые Клименту Смолятичу, попытаться восстановить его ИДЕИ - важнейшая задача, вне зависимости от наших разногласий по авторству СПИ - здесь мы могли бы объединить усилия. Ведь это колоссально интересно!!!))) Кроме того, это в любом случае проливает свет на смысл СПИ, а, например,для меня - это почти религия))).
Разницу наших подходов можно сформулировать так: вы считаете автором СПИ Смолятича, я - "КРУГ СМОЛЯТИЧА", или "ШКОЛУ СМОЛЯТИЧА", но ученица этой школы, с моей т.з. превзошла учителя.
Радует знаете что? "Круг" "подозреваемых" с каждым годом сужается.
Владимир Святославич или Болеслава Святославна, Мария Васильковна, сам Святослав (впрочем маловероятный), даже Смолятич - это ЛЮДИ ОДНОГО КРУГА, просто реальный выбор теперь еще сложнее, т.к. ТРУДНЕЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (многие аргументы действуют для всех или во всяком случае - не для одного лица).
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 10 янв 2013, 19:39, всего редактировалось 1 раз.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 10 янв 2013, 19:39

3. Климент НЕ БЫЛ отлучен от церкви в 1156 году, иначе через 8 лет его кандидатуру Ростислав бы не выдвигал в митрополиты. Константин клял (подверг анафеме) Изяслава и низверг Климову службу (отменил все его постановления и назначения духовных лиц).
Кафедру он в 1154 г не бросал, просто предпочел уйти вместе с сыновьями Изяслава во Владимир-Волынский, а не оставаться в Киеве, захваченным войсками Юрия Долгорукого.

    "...Почему не замещалась кафедра Владимира [Волынского], отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент..." (М.Д. Присёлков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, Спб (1913) 2003, с.214)
При Мстиславичах Клим оставался "духовным отцом" и "думцем", под мудрыми советами которого Мстислав Изяславич и "высок стола" добился и "серебряные струи" Переяславля в 1170 г. расчистил (Залозный и Солонный пути).

4. "Умер" Климент точно также как и его предшественник Иларион (неизвестно где и когда), только после этой "смерти" (точнее после принятия ими схимы и смены имени) появлялись как из небытия не менее значимые фигуры.
Так после "смерти" Илариона появился пресвитер Никон Великий.
А после "смерти" Климента - "поп Мстислава Изяславича" Данила, которому тот доверял самое сокровенное - похороны брата.
Обратите также внимание на круг общения "попа Данилы": князь Ростислав Смоленский и тот единственный, кто мог постричь Клима - игумен Киево-Печерского монастыря Поликарп.
...только Поликарп мог с такой подробностью рассказать о своих беседах с князем Ростиславом, какая читается под 6676 годом, или передавать наставления Мстислава Изяславича себе и "попу Данилѣ" о погребении, в случае смерти, брата Мстислава Ярополка под 6678 годом ..."
-----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.199
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение Евгений Беляков » 10 янв 2013, 19:54

Через какое-то время я напишу "продолжение" в тему о реконструкции жизни Климента Смолятича.
Вы, Алексей, стали крупным специалистом по биографии Смолятича. Но мы попадаем в сферу, где фактов все-таки не хватает, чтобы выбрать что-то одно. Так, например, христианское имя Владимира Галицкого могло ТОЖЕ быть Даниил. Можно также представить, что он обязательно посетил бы опального "попа Данилу" в его обиталище на Лаче озере. Поэтому нельзя сделать вывод, что МДЗ написал "поп Данила". Данила - имя, не слишком редкое! А авторство Владимира мне чувствуется более органичным. Именно Владимир мог быть настоящим Бояном, вдохновенным, летающим орлом под облаками. Презирающим женщин и т.п. Просто интуитивно это мне кажется более вероятным. Думаю, Саша А. ко мне присоединится))
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 10 янв 2013, 20:27

5. Не было, Евгений, к 1187 (году написания СПИ) никакого "круга Климова".
Он и пишет: "Друзи же мои и ближнии мои и тии отвръгошася мене..."(СДЗ)

Вся его антивизантийская коалиция закончила свое существования после скоропостижной смерти Изяслава Мстиславича, необдуманно женившегося на "дочери царя из Обезов", двор которых находился под византийским влиянием, и менее чем через полгода внезапно разболевшегося.

Остается присоединиться к той оценке этой смерти [Изяслава II Мстиславича], которую дает профессор М. Грушевский, считавший ее великой утратой для Киевщины, а тем более тяжелою, что дела международных отношений стали складываться черезвычайно благоприятно для Изяслава. Умер Владимирко Галицкий, Святослав Ольгович уже смотрел в сторону от Юрия, половцы - устрашены походом Мстислава Изяславича. Переживи Изяслав Юрия и Вячеслава, он стал бы господином положения на Руси. Прибавим к этому, если позволительны такие предположения, что и церковный вопрос мог принять иное течение, и не за горами было бы признание Империей русской митрополии для Киева. Смерть Изяслава в этом последнем смысле сняла, как известно, навсегда для Киева вопрос о русском митрополите...
-------
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913), Спб, 2003, с. 211-212

6. Ваши сравнительные находки в СДЗ и СПИ не новы. Вы совершенно правильно видите в СПИ и СДЗ руку ОДНОГО Автора. Прочитайте вот эту статью.

:arrow: Е. М. Иссерлин «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантич. параллели) //Филол. науки, 1973, № 4, с. 95—103;
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 10 янв 2013, 21:45

Евгений Беляков писал(а):христианское имя Владимира Галицкого могло ТОЖЕ быть Даниил. Можно также представить, что он обязательно посетил бы опального "попа Данилу" в его обиталище на Лаче озере. Поэтому нельзя сделать вывод, что МДЗ написал "поп Данила". Данила - имя, не слишком редкое! А авторство Владимира мне чувствуется более органичным. Именно Владимир мог быть настоящим Бояном, вдохновенным, летающим орлом под облаками. Презирающим женщин и т.п.

Обиталище на Лаче озере - это безусловно церковный дом, при котором содержали осужденных по церковному суду, как например, "поп из орды" 14 в, которого сослали в ТО ЖЕ место, что и Даниила Заточника, а попа ОДНОЗНАЧНО судил церковный суд. Так что Владимир Галицкий мог попасть в то же место токмо если бы расстригся.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение sasha a » 10 янв 2013, 21:58

Лемурий, объясните, пжлста, что Вы понимаете под выражением "церковный дом"?
К тому же Вы не ответили на мой вопрос, каким образом князь мог советовать, даже гипотетически, схимнику (автору СДЗ, как Вы полагаете), жениться?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 10 янв 2013, 22:50

sasha a писал(а):Лемурий, объясните, пжлста, что Вы понимаете под выражением "церковный дом"?

По княжескому суду был возможен и поруб, и казнь, и "поле" до первой смерти.
По церковному суду возможны были токмо 3 наказания:

- епитимия "т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения";
- арест при церковном доме;
- телесное наказание.

:arrow: см. Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.

Эти меры наказания мы видим в применении к ссыльному попу (1378)

    "... и много истязаша, послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ..." (Симеон. 1378)

sasha a писал(а):К тому же Вы не ответили на мой вопрос, каким образом князь мог советовать, даже гипотетически, схимнику (автору СДЗ, как Вы полагаете), жениться?

См. контекст: жениться Даниилу также невозможно, как "черноризнику" = "черное монашество" перейти в "белое монашество", в котором, как Вы знаете, такое разрешается.

    Или ми речеши:
    «Женися у богата тьстя чти великиа ради; ту пий и яжь».
    Ту лѣпше ми волъ буръ вести в дом свой, нѣже зла жена поняти.
    (СДЗ)
К тому же уже писал Вам в параллельной теме о Данииле Заточнике:

Слова "ми" (=мне) нет в этом отрывке ни в списке Ф.А.Толстого; ни в Копенгагенской рукописи; ни списке Н.К. Никольского, исключительно в Академическом (Кирилло-Белозерском) списке.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение sasha a » 11 янв 2013, 00:14

Лемурий, Вы меня не поняли.
Я спрашивала: именно ВЫ, что понимаете под "церковным домом" на Лаче-озере?
Был ли это монастырь или скит?


Лемурий писал(а):См. контекст: жениться Даниилу также невозможно, как "черноризнику" = "черное монашество" перейти в "белое монашество", в котором, как Вы знаете, такое разрешается.


Тут Вы ошибаетесь, уважаемый Лемурий. Женитьба возможна только ДО посвящения в священнический чин. Овдовев, поп не мог жениться второй раз.
Поэтому мой вопрос остается в силе: каким образом князь мог советовать, даже гипотетически, схимнику (автору СДЗ, как Вы полагаете), жениться?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Голова папы Климента

Сообщение sasha a » 11 янв 2013, 00:51

Евгений Беляков писал(а):Через какое-то время я напишу "продолжение" в тему о реконструкции жизни Климента Смолятича.
Вы, Алексей, стали крупным специалистом по биографии Смолятича. Но мы попадаем в сферу, где фактов все-таки не хватает, чтобы выбрать что-то одно. Так, например, христианское имя Владимира Галицкого могло ТОЖЕ быть Даниил. Можно также представить, что он обязательно посетил бы опального "попа Данилу" в его обиталище на Лаче озере. Поэтому нельзя сделать вывод, что МДЗ написал "поп Данила". Данила - имя, не слишком редкое! А авторство Владимира мне чувствуется более органичным. Именно Владимир мог быть настоящим Бояном, вдохновенным, летающим орлом под облаками. Презирающим женщин и т.п. Просто интуитивно это мне кажется более вероятным. Думаю, Саша А. ко мне присоединится))


Я согласна, что имя Даниил было распространенным на Руси в 12-14 вв. И я думаю, что "поп Даниил" с Лача-озера и Автор СДЗ - это два разных лица. Приписка о "Данииле Заточнике" - на два века старше СДЗ. С какой стати летописцу через 200 лет помнить какого-то Даниила? Думаю, он имел в виду случай более близкий по времени для него.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 11 янв 2013, 06:05

sasha a писал(а):Лемурий, Вы меня не поняли.
Я спрашивала: именно ВЫ, что понимаете под "церковным домом" на Лаче-озере?
Был ли это монастырь или скит?

Все что угодно. Скорее всего церковь в поселении на Каргополье, которое так и называется до сих пор: Попово.

Изображение
P-37,38 КОТЛАС. Карта ГУГК СССР 1990 г. (фрагмент).

В 1978-1979 гг. Северная экспедиция Института археологии АН СССР, возглавляемая С.В. Ошибкиной, проводила разведки в зоне переброски стока северных рек в бассейн Волги. На Каргополье, в бассейне оз. Лача, были открыты средневековые могильники. Один из них - Попово - был исследован раскопками.
Могильник находится на правом берегу р. Кинема, впадающей в оз. Лача с востока, в 4 км. от ее устья. Он занимает участок дюнного всхомления размерами 100х30 м и высотой до 2 м, вытянутого приблизительно по направлению запад-восток. Всхолмление удалено от реки на 30 м и с трех сторон окружено заболоченной низиной. Местность эта называется Попово. Берега Кинемы болотисты и неудобны для поселения. Лишь в Попове берег высокий и сухой. Здесь сохранились культурные остатки разных эпох...
--------
Макаров Н.А. Средневековый могильник Попово на Каргополье // КСИА М. 1982. Вып. 171. С.80


Обращаю внимание и ещё на один топоним - Философская на левом берегу р.Тихманга в 5 км. от устья. Весьма "странное" название пункта для такой глухомани. Археологические раскопки могильников в Попове подтверждают наличие здесь поселения в X-XII вв.

sasha a писал(а):Тут Вы ошибаетесь, уважаемый Лемурий. Женитьба возможна только ДО посвящения в священнический чин. Овдовев, поп не мог жениться второй раз.
Поэтому мой вопрос остается в силе: каким образом князь мог советовать, даже гипотетически, схимнику (автору СДЗ, как Вы полагаете), жениться?

В чем ошибаюсь? В том, что он НЕ мог жениться? Так Вы и сами это же пишите. Схимник тем более.
К тому же нет в контексте ни одного места, указывающего на то, что между князем и схимником была переписка.
Это место перехода от одной части к следующей, где заведомо невыполнимое условие:
"Или скажешь женись...", "или скажешь стань мирянином...", "или скажешь займись татбой..." и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение Лемурий » 11 янв 2013, 06:24

sasha a писал(а):Приписка о "Данииле Заточнике" - на два века старше СДЗ. С какой стати летописцу через 200 лет помнить какого-то Даниила? Думаю, он имел в виду случай более близкий по времени для него.

Хоть на 4. Попа могли сослать ТОЛЬКО в церковный дом, а то, что там среди таких же ссыльных клириков был Данило Заточник говорит о том, что лицо было исторически значимое.

Это примерно как тюрьма на острове Святой Маргариты близ Канн, где содержался "человек в железной маске", сколько было там узников, а помнят ее по самому значимому.

P.S. В теме "Исторические загадки..." нужна Ваша "женская логика". Америки последний вопрос тоже касается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Голова папы Климента

Сообщение sasha a » 11 янв 2013, 07:22

Лемурий писал(а):Все что угодно. Скорее всего церковь в поселении на Каргополье, которое так и называется до сих пор: Попово.
Обращаю внимание и ещё на один топоним - Философская на левом берегу р.Тихманга в 5 км. от устья. Весьма "странное" название пункта для такой глухомани. Археологические раскопки могильников в Попове подтверждают наличие здесь поселения в X-XII вв.


С топонимами вопрос очень и очень спорный. Попово - чрезвычайно распространенное название для населенных пунктов. Принять это за доказательство существования в тех местах "церковного дома" никак не возможно.
Философская - согласна, редкое. Но есть ли какие-нибудь подтверждения того, что это название населенного пункта существовало в 12-13-14 вв.?????

Далее. Я думаю, что термин "арест при церковном доме" подразумевает пребывание преступника в заключении под присмотром неких церковных приставов. Ключевской приводит пример, за какие грехи сажали под арест: "За детоубийство, за битьё родителей детьми устав предписывает виноватую или виноватого пояти в дом церковный". Что совершенно не согласуется с тем, какое преступление признаетза собой автор СДЗ: смелый литературный труд... Нестыковочка получается. Увы-увы...
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Голова папы Климента

Сообщение sasha a » 11 янв 2013, 07:39

Лемурий писал(а):В чем ошибаюсь? В том, что он НЕ мог жениться? Так Вы и сами это же пишите. Схимник тем более.
К тому же нет в контексте ни одного места, указывающего на то, что между князем и схимником была переписка.
Это место перехода от одной части к следующей, где заведомо невыполнимое условие:
"Или скажешь женись...", "или скажешь стань мирянином...", "или скажешь займись татбой..." и т.д.


Лемурий, переписки, конечно, не было, но личный разговор - был. На это указывают слова: "Ведал я, господине, твою благосклонность". То есть автор знал князя лично, имел возможность говорить с ним, причем был обласкан, пожалован какими-то знаками внимания со стороны князя.

Лемурий писал(а):В чем ошибаюсь? В том, что он НЕ мог жениться? Так Вы и сами это же пишите. Схимник тем более.
К тому же нет в контексте ни одного места, указывающего на то, что между князем и схимником была переписка.
Это место перехода от одной части к следующей, где заведомо невыполнимое условие:
"Или скажешь женись...", "или скажешь стань мирянином...", "или скажешь займись татбой..." и т.д.


Это не "переход", это один из способов ускользнуть из нищеты, который князь гипотетически мог предложить автору, если не хотел взять его к себе в советники. Причем, предвосхищая этот совет, автор СДЗ дает на него ответ. Его аргументация не соответствует менталитету схимника.
Монах отверг бы это предложение потому, что ему сан не позволяет жить мирской жизнью, в плотском грехе. Наш герой объясняет мотивы своего отказа тем, что нет подходящей кандидатуры - у богатого тестя дочь "злая". То есть для него это было бы выполнимое условие, если бы он нашел в богатом доме "добрую жену". Так не может отвечать человек духовного звания. Это - нонсенс.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron