sasha a писал(а):Лемурий, переписки, конечно, не было, но личный разговор - был. На это указывают слова: "Ведал я, господине, твою благосклонность". То есть автор знал князя лично, имел возможность говорить с ним, причем был обласкан, пожалован какими-то знаками внимания со стороны князя...
Мне, например, в Акад. списке такое место известно: "Но боюся, господине, похулениа твоего на мя...", т.е. Даниил не знает как отреагирует на его обращение князь, лишь после этого идет:
"Но видих, господине, твое добросердие к собѣ и притекох къ обычней твоей любви...", что указывает на то, что князь Ярослав был на стороне Даниила, заступался (скорее всего) за него. Ни о каком личном общении речи НЕТ.
sasha a писал(а):Это не "переход", это один из способов ускользнуть из нищеты, который князь гипотетически мог предложить автору, если не хотел взять его к себе в советники. Причем, предвосхищая этот совет, автор СДЗ дает на него ответ. Его аргументация не соответствует менталитету схимника.
Монах отверг бы это предложение потому, что ему сан не позволяет жить мирской жизнью, в плотском грехе. Наш герой объясняет мотивы своего отказа тем, что нет подходящей кандидатуры - у богатого тестя дочь "злая". То есть для него это было бы выполнимое условие, если бы он нашел в богатом доме "добрую жену". Так не может отвечать человек духовного звания. Это - нонсенс.
Интересно, конечно, Вы контекст повернули. Даниил просится в "думцы" НЕ для личной выгоды, а для того, чтобы князь мог использовать его книжность, мудрость, опытность в политической борьбе. Совершенно очевидно, что Даниил уже был "думцем" при князе и его князь добился "высок стола", как, например, Мстислав Изяславич при "думце" Клименте Смолятиче.
Если он просится в "думцы" - он уже нарушает обет уединения и аскетического образа жизни, стремясь "возвратиться на мирское житие". Ведь как об Авторе СДЗ позже в 13 в. Псевдо-Даниил напишет:
В ПДЗ: «LXXIV. Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение …ангелскии имея на себе образъ, а бляднои нрав; святителскии имея на себе санъ, а обычаемъ похабен…» - так Псевдо-Даниил пишет якобы от имени Даниила, что тот, имея «ангельский образ» (т.е. будучи схимником), обладает распутным нравом, а имея «святительский сан» (т.е. сан священника), не соответствует ему своим образом жизни.