Евгений Беляков » 14 янв 2013, 13:51
Хорошо,решил все-таки привести цитаты.
1. В УСТА СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА, СЫНА ОЛЬГИ, ДАНИИЛОМ ВКЛАДЫВАЕТСЯ РЕЧЬ ИГОРЯ ИЗ ЛЕТОПИСИ.
Текст Даниила.
«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: «Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти? Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки».
Откроем «Повесть временных лет» и убедимся, что Святослав в этом случае говорил нечто иное.
«В год 6479 (971). ...И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их – сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: „Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: „Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали».
Не ссылалася Святослав на Бога, да и не мог ссылаться, ибо не был христианином, не признавал единого Бога. Могли ли читатели и слушатели Даниила этого не знать или не заметить? Очень вряд ли. Тем менее и сам Даниил мог «не заметить» подобной ошибки. Перед нами пример ложной цитаты. И это было сделано совсем не просто так, а с какой-то важной целью. С какой?
И еще вопрос: кто же ссылался на Бога в аналогичных обстоятельствах? На это легко ответить: летописный Игорь Святославич!
«Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».
Итак, вместо того, чтобы цитировать Святослава, Даниил цитирует Игоря Святославича.
2. В УСТА ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧА АВТОРОМ СПИ ВКЛАДЫВАЕТСЯ РЕЧЬ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА.
Откроем текст «Слова о полку» на том же эпизоде. Читаем.
Князь Игорь: «Хощу ГЛАВУ свою приложити с вами, русичи, а любо испити шеломомь Дону».
Речь снова идет о голове, а не о Боге, как в летописном рассказе. И это – речь Святослава Ольговича.
3. АВТОР СПИ ЦИТИРУЕТ СДЗ С УКАЗАНИЕМ МЕСТА, ОТКУДА ВЗЯТА ЦИТАТА, НАЗЫВАЯ ДАНИИЛА БОЯНОМ
Если считать синтагму «песнетворца старого времени Ярославля Ольгова» поздней вставкой, перенесенной с маргиналий на полях древней рукописи (полустертые слова «о походахъ» переписчик прочел как имя «Ходына», откуда появилось двойственное число), то искаженный текст «Слова о полку» можно восстановить так: РЕК БОЯН О ПОХОДАХ СВЯТОСЛАВЛЯ ОЛЬГОВА, КОГАНЯ: ХОТЬ И ТЯЖКО ТИ ГОЛОВЕ, КРОМЕ ПЛЕЧА, ЗЛО ТИ И ТЕЛУ КРОМЕ ГОЛОВЫ.
(Вот,что цитируется: "«Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя».)
4-5. АВТОР СДЗ, ДАНИИЛ, СКРЫТО ЦИТИРУЕТ ИЛ, А АВТОР СПИ ПЕРЕНОСИТ ЭТО ЖЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В СПИ.
Ипатьевская летопись (1164):
«Приде митрополит Иван в Русь, и не хоте его Ростислав приятии, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к цареви, хотя справити Клима в митрополью, и возвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевым послом. И присла царь дары многи Ростиславу, оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: «Молвить ти царь: аще приеши с любовью благословение от Святыя Софии…»
Далее в летописи пропуск. Согласно последующему, Ростислав попросту поддался на подкуп и согласился с поставлением митрополитом Ивана. Далее в летописях о Клименте Смолятиче мы ничего не услышим.
Отметим здесь словосочетание «оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная». Ибо то же самое мы находим в «Слове о полку Игореве»: «Помчаша красные девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы и драгия оксамиты». Случайность ли?
А.Макаревич обратил мое внимание на отрывки из «Слова Даниила Заточника» с той же метафорой. «А иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..». И еще. "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть.."
В статье приводится ОБЪЯСНЕНИЕ всех этих "совпадений". Я считаю, СПИ написано позже СДЗ. Иначе никакого объяснения не получается). См. п. 3.!
Последний раз редактировалось
Евгений Беляков 14 янв 2013, 17:57, всего редактировалось 2 раз(а).
Я мыслю, я практически не существую...