Nikola писал(а):Тут был задан вопрос, как умирающая лебедь может петь...
Происходит этот вопрос от фальсификации. Обыкновенный софизм лежит в основе... или сознательное введение в заблуждение, или власть стреотипа.
Второе значение для слова ПЕСНЬ у Срезневского - ЗВУК.
Короткий затухающий крик умирающей птицы можно сравнить со звоном потревоженной струны? Или нет? Первая из затронутых струн звенит для старого Ярослава... А последовательное звучание МНОГИХ СТРУН - рокот, слава.
Ну а в этом посте, в отличие от предыдущего, уже конкретно. Невозможно понять, что значит: "Происходит этот вопрос от фальсификации". Неужто и впрямь кто-то здесь занялся фальсификацией? В действительности фраза является пустословием, не стоит и переспрашивать её автора, где он углядел фальсификаторов. Если Никола внимательно читал мои посты, то заметил, что я вовсе не отрицаю, что умирающие лебеди поют. Вопросы в другом: КАК поют? И почему сравнение с голосами умирающих лебедей? На первый вопрос, сознаюсь честно, у меня ответа нет. Нет его и у Николы. Пост был бы очень даже содержательным, если бы Никола помог выяснить это. Но, увы, в Интернете трудно найти запись голосов умирающих лебедей в то время, когда их настигают соколы. За отсутствием этих звукозаписей, а также людей, которые лично слышали эти голоса во время соколиных охот, выскажу предположение: если лебедь - птица не-певчая, то даже перед смертью звуки не могут даже отдалённо напоминать трели соловья. Правда, один человек, который хоть что-то похожее слышал, у нас есть: это Автор СПИ. В другом месте он сравнивает пение распуганных потревоженных лебедей со скрипом телег. Похож скрип телег на трели соловья? ...Или талант прорезался от сильной боли? Сомневаюсь. Это как плохой учитель музыки, который больно бьёт своего ученика-пианиста по пальцам в надежде на то, что после этого ученик заиграет гораздо лучше.
И главное, я очень сомневаюсь, что Автор СПИ, отнюдь не бездарный, мог применить такую метафору - восхвалять достойных князей, являющихся символами соответственно мудрости, мужества, красоты, криками умирающих лебедей. Конечно, строгих доказательств нет, есть бесконечно малая вероятность того, что я слишком хорошо об Авторе СПИ думаю, что он допустил такую оплошность. Но всё же звуки, издаваемые умирающими лебедями - это метафора, отражающая боль человеческой души: сердце разрывается, когда видишь все эти не прекращающиеся межкняжеские усобицы и знаешь, что за ними может последовать погибель земли Русской (татаро-монгольское нашествие или ещё что-нибудь, автор этого не знал, но чувствовал, что не к добру это).
И ещё замечание. Автор СПИ вряд ли мог славить князя одной-единственной струной, должна звучать музыка, а она слагается из звуков многих струн, причём не однократных. К тому же, нет уверенности, что восславлены ровно десять князей (по числу струн).