Даждь-бог

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Даждь-бог

Сообщение Евгений Беляков » 25 апр 2013, 04:30

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ 1114 г.
В год 6622 (1114). Скончался Святослав, сын Владимиров, марта 16 и погребен был в Переяславле в церкви святого Михаила; там ведь отец ему дал стол, выведя его из Смоленска. В тот же год Мстислав заложил (город) в Новгороде больше прежнего. В тот же год заложена была Ладога из камня на насыпи Павлом посадником, при князе Мстиславе. Когда я пришел в Ладогу, поведали мне ладожане, что "здесь, когда бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие и крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые выплескивает вода". Этих я взял более ста, все различные. Когда я дивился этому, они сказали мне: "Это неудивительно; живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле". Этому у меня есть свидетель посадник Павел ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не поверит, пусть почитает Хронограф. "В царствование Прова, во время дождя из тучи великой пшеница, с водою многою смешанная, попадала, которую, собрав, засыпали в закрома большие. Так же при Аврелии серебряные крупинки упали (на землю), а в Африке три камня упали громадных". И после потопа и после разделения языков "начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста", которого и Сварогом называли египтяне. "В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог". "Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог, был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о некоем человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал ее, желая захватить ее (на месте преступления) и не желая отца своего закон нарушить, Сварога. Взяв с собою мужей нескольких своих, зная час, в который она прелюбодействует, ночью в отсутствие мужа застиг ее лежащею с другим мужчиною, которого сама облюбовала. Он схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его". Но мы не будем продолжать рассказ, но скажем вместе с Давыдом: "Все, что пожелал, сотворил Господь на небе и на земле, в море, во всех безднах, подымая облака от краев земли". Это и была последняя земля, о которой мы сказали вначале.


Рассказ, конечно, прелестный.
Тут фигурирует Даждь-бог, как и в "Слове о полку Игореве". Мы, не понимая, что Даждь-бог воспринимался в те времена вовсе не как какой-то бог, а как ПРЕДОК, думаем, что "Слово по полку Игореве" содержит веру в языческих богов. Да ничего подобного!
(Кто мог бы прокомментировать последнее предложение?)
Сварог - первый кузнец, присутствует также в рассказе Геродота о скифах... Наверно, летописцу был известен труд Геродота, и он пытался привести его в согласие с точкой зрения, согласно которой прежние боги легенд - это наши предки. Еще более смелая гипотеза состоит в том, что этот отрывок был вставлен в летопись митрополитом Климентом, который собирался включить в христианскую (православную) традицию славянские и даже скифские легенды (точнее: очень возможно, что собирался).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Даждь-бог

Сообщение Лемурий » 25 апр 2013, 06:45

Отрывок, Евгений, взят из Хроники Иоанна Малалы. Изначально там не было никаких "предков", а были лишь греческие языческие боги: Гефест - бог-кузнец и Гелиос - Солнце. При переводе славянский переводчик внес глоссы: что мол Гефест -это тоже самое , что Сварог. Гелиос -Даждьбог. Так что НЕ было "предков" с такими именами.

Что касается происхождения князей от Солнца, то в СПИ именно князей с ним и сравнивает Автор. У того же Климента в ПКС Иисус Христос - Солнце наше праведное. Это последствие верований о княжеской власти, которая дана им Богом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19458
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даждь-бог

Сообщение Konrad » 25 апр 2013, 23:46

Евгений, уважаемый, боги суть предки людей и других существ во всех политеистических мифологиях мира. Даже некоторые христианские ереси этого не избежали. А Дажбожьи внуки-князья соответствуют солнечным династиям скифов, саков, раджпутов и гиндукушцев
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даждь-бог

Сообщение Евгений Беляков » 26 апр 2013, 16:15

Имеется в виду, что Даж-бог - это не бог, а древний царь.
Этот текст из летописи просто четко показывает, что это не языческий бог, не нечто "сверхчеловеческое", а просто царь, наш предок. Конечно, это был новый христианский взгляд. Попытка включить старых богов не в пантеон богов, а в родословие предков-людей.
Такого ода истолкование называется ЭВГЕМЕРИЗМ.
Советую прочесть "Боги в "Слове о полку Игореве" и новый взгляд древних книжников на язычество" Е.В.Аничкова, если эта работа прошла мимо вашего внимания. Аничков тоже ссылается на летопись, тоже на 1114 г. Нового в том, что я сказал - только предположение, что этот кусок вставлен, возможно, либо Климентом, либо людьми из его круга, возможно, и Автором СПИ (как я считаю, Марией Васильковной). Вообще-то в летописях такие идеи высказываются редко. Если найдете еще - приведите, плизз. Аничков ссылается также на русскую вставку в "Хождение Богородицы по мукам". Там описаны мучения в аду тех, кто назвал богами людей: Трояна, Хорса, Велеса, Перуна... То есть, иными словами, в СПИ пробивается та же ЭВГЕМЕРИЧЕСКАЯ (еще раз это важное слово) идеология, что и в летописи за 1114 г.
Отсюда следует, что (раз уж составитель летописи, явно под эгидой церкви об этом пишет) Автор СПИ ВОВСЕ НЕ БЫЛ язычником. Как некоторые считают. Но - как я думаю - можно было бы связать само явление эвгемеризма в киевско-русском православии именно со СПИ, с Климентом Смолятичем и его кругом (в который входила и Автор СПИ).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Даждь-бог

Сообщение Лемурий » 26 апр 2013, 16:27

Евгений Беляков писал(а):Имеется в виду, что Даж-бог - это не бог, а древний царь...

Евгений, читайте

:arrow: акад. Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", М., Л., 1938

Комментарии откуда взялись эти глоссы на С.108-109.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19458
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даждь-бог

Сообщение Лемурий » 26 апр 2013, 17:42

Евгений Беляков писал(а):как я думаю - можно было бы связать само явление эвгемеризма в киевско-русском православии именно со СПИ, с Климентом Смолятичем и его кругом (в который входила и Автор СПИ).

Климент вслед за Григорием, учеником Иоанна Богослова в его "Житие Григория Богослова", называет море Посейдоновым, а землю Деметровой. И это в ХРИСТИАНСКОЕ время.

    Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает.
    -----
    Послание Климента Смолятича
Так Великие христиане называли свои местные стихии, подчеркивая древность своей земли и древность происхождения своих предков. Автор СПИ идет по тому же пути - называет Солнце русским языческим Даждьбогом, а времена язычества - временами первоскифа Таргитая - отца трех сыновей, т.е. Трояна.

А эвгемеризм в СПИ разве что в самом Трояне как первоскифе, т.е. самом древнем обитателе земли, которую сейчас занимают русские. Поднимать вопрос о автокефалии Русской Церкви нужно было с доказательств древности своего народа. "Вновь прибывших" ждала участь вечной митрополии, зависимой от иностранного патриарха.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19458
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даждь-бог

Сообщение Евгений Беляков » 26 апр 2013, 19:17

Возможно, под Даждьбогом понимался Владимир Красно Солнышко, Владимир I.

Изображение

Он и в былинах имеет некоторую связь с Солнцем...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Даждь-бог

Сообщение Евгений Беляков » 26 апр 2013, 19:35

А также Стрибог тоже мог быть Владимиром I ("Старым", стрый, стри). Просто это может быть синоним Даждьбога.

По мнению индоевропеиста Т. В. Гамкрелидзе, этимологически имя «Стрибог» восходит к индоевропейскому слову *dievas-pater — Небо-Отец. Со временем части слова поменялись местами, а в ходе тесных контактов славян с ираноязычными племенами (скифами) часть *dievas заменилась на иранское *baga (→ праслав. *bogъ). Индоевропейское *pater перешло у славян в стрый.


Википедия, Стрибог.

К ветру он не имеет никакого отношения (это отмечает Алпатов). Соответствующее место СПИ, где он упоминается, есть ОБРАЩЕНИЕ к Стрибожьим внукам.

«Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы».

Это ветры, о Стрибожьи внуки, веют с моря на храбрые полки Игоревы.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Даждь-бог

Сообщение Лемурий » 26 апр 2013, 19:39

Евгений Беляков писал(а):Возможно, под Даждьбогом понимался Владимир Красно Солнышко, Владимир I.

А что он в Египте делал?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19458
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даждь-бог

Сообщение Евгений Беляков » 26 апр 2013, 20:51

Вот и я тоже самое думаю)))).
Но может. у них там возобладала Новая Хронология?))))
А иначе Автор СПИ утверждает, что русские князья ведут свой род из Древнего Египта!
Ну - тоже вариант...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Даждь-бог

Сообщение Konrad » 27 апр 2013, 22:14

Климент вслед за Григорием, учеником Иоанна Богослова в его "Житие Григория Богослова", называет море Посейдоновым, а землю Деметровой. И это в ХРИСТИАНСКОЕ время.


К его времени греческая этническая религия была мертва либо мутировала в культы святых Деметры (в Элевсине до середины ХХ века как минимум), Дионисия и т.д.
О славянской этнической религии этого сказать нельзя.
Все перечисленные божества все еще являлись объектами поклонения.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Даждь-бог

Сообщение Лемурий » 28 апр 2013, 07:05

А в чем разница, если один и тот же митрополит в одном тексте называет море Посейдоновым, а землю Деметровой в тексте о путешествии Григория Богослова в Афины, а в другом своем же тексте, где речь идет уже о Древней Руси: Солнце Дажьбогом, а времена язычества - Трояновыми ?

Здесь налицо переосмысление вслед за Иларионом (Бояном) роли языческого периода как необходимой вехи на пути к истинному христианству. И Иларион и Климент оправдывают этим позднее принятие христианства "новыми народами".

Прежде <дан был> закон, затем же — благодать, прежде — тень, затем же — истина. Прообраз же закона и благодати — Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде — рабыня, а потом — свободная, — да разумеет читающий!
...Закон ведь и прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря. И, отложив все ветхое, ввергнутое в ветхость злобой иудейской, все новое хранят, по пророчеству Исайи: «Ветхое миновало, и новое возвещаю вам; пойте Богу песнь новую, славьте имя его от концов земли, и выходящие в море, и плавающие по нему, и острова все»...
И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое».
-------
Слово о законе и благодати митрополита Илариона

Первому митрополиту из русичей Илариону (Бояну) вторит второй митрополит из русичей Климент Смолятич:
...у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.
...в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. Ведь и до Закона были некоторые люди, что украшались благочестием, не по Закону, а по вере живя....
-------
Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19458
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даждь-бог

Сообщение Nikola » 28 апр 2013, 14:21

Язычество - ТА САМАЯ ДИАВОЛЬСКАЯ ЛЕСТЬ, о которой пишет Смолятич.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Даждь-бог

Сообщение Лемурий » 28 апр 2013, 17:34

Разговор об отношении к языческому периоду как необходимому этапу истинного пути к Благодати христианства.

    Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры...( ПКС ).

Вообще-то, все эти образы Климент взял не из головы, а из церковной литературы, к переводу которой имел самое непосредственное отношение:

Понырко Н.В. Был ли Климент Смолятич создателем первого славянского перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова // ТОДРЛ, Т.59, С.133-143
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19458
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даждь-бог

Сообщение Евгений Беляков » 04 май 2013, 09:10

У этого интересного файла закончился срок хранения.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2