Страница 2 из 3

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 10:31
Лемурий
Евгений Беляков писал(а):У этого интересного файла закончился срок хранения.

Через пару дней активирую, файлы на домашнем компьютере, а сам на Хинской земле. В "Эпистолярном наследии..." посмотрите в разделе "Послание Климента Смолятича", в статье лишь пара новых фрагментов.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 05 май 2013, 17:40
Лемурий

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 10 май 2013, 14:23
Konrad
В чем разница?
Разница огромна. Греческое язычество было уже почти совсем мертво или переродилось, славянское было живо.
Греческие поэтические фигуры употребляли еще ранние христиане, упирая в спорах, что они не отрекаются от греко-римской мудрости и приписывая Платону зависимость идей от Моисея. Византийцы и их выучни уже не осознавали стоящих за этими фигурами мифологических образов.
Славянские боги всё еще были объектом поклонения, преследуемым и ненавистным (смотрим у Аничкова и Гальковского даты поучений).

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 10 май 2013, 17:38
Лемурий
Совсем еще недавно стороники Автора "язычника" утверждали, что не может христанин называть языческих богов - как видите МОЖЕТ, причем даже не из паствы, а сам МИТРОПОЛИТ.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 10 май 2013, 23:27
Konrad
Так, между прочим. Пока что автор-"язычник" - версия основная. Христианин - боковая гипотеза.

Чьих именно Богов? Греческих забытых может. Славянских ему зась! Нельзя. Не может. Актуальные они.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 11 май 2013, 08:39
Лемурий
У сожалению, это лишь пережитки атеистической эпохи.
Этак и Автора цитат из церковной литературы, написанных в повествовательной форме, в скоморохи записали и до сих пор эта "версия" держится на авторитете сказавшего.

Что касается именований, то смотрите контекст. По СПИ Ярославна взывает к природным силам, поелику Бог отвернулся от её мужа ГРЕШНИКА. Ни одна из стихий именами языческих богов НЕ названа.
Другое дело, когда речь касается дохристианского периода: князи - Дажьбожьи внуки, Боян - Велесов внук, использующий в песнотворении Трояновы тропы.
Здесь налицо ПЕРЕОСМЫСЛЕВАНИЕ роли языческого периода, представление его в виде неизбежной вехи на пути к Благодати христианства. Собственно, именно это и писали митрополиты из русичей Иларион (Боян) и Климент Смолятич:

    Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры...( ПКС ).

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 11 май 2013, 13:45
Nikola
Да нет там никакого переосмысливания... до Закона евреи были ЯЗЫЧНИКИ. И все это О ЕВРЕЯХ, о избранном народе - и в СБЗ, и в ПКС. А славянские боги - не идолы даже. просто - БЕСЫ.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 11 май 2013, 14:19
Konrad
Уважаемый Лемурий, но ведь точно так же можно сказать, что новая, христианская версия - это результат современной клерикализации российского общества, смычки церкви с государством и её политизации, вмешательства церкви в личную жизнь людей, во внешнюю политику, вторжения её в образовательный процесс и науку, давления на светские и иноверческие ценности, претензий православного клира на монополизацию духовной жизни россиян и его желания пересмотреть и переписать историю так, дабы она нигде не отклонялась от церковной идеологии. Проще говоря, современные священнослужители, желающие власти над обществом, нуждаются в обосновании себя и своей организации как единственного светоча в истории России и сопредельных независимых стран, а любые упоминания об этнической вере славян в положительном контексте вносят глубокий диссонанс в их пропаганду. Отсюда жажда приписать себе всё достойное и известное.
"Атеистическая эпоха"? Так можно и о кознях Сатаны написать, дескать, по попущению Господа да за грехи приумножившиеся записана поэма в языческие теми, кому диавол помутил разум. Глубокое и плодотворное изучение язычества нигде и никогда не являлось следствием безбожия. Никакие это не пережитки. Язычником автора считали вполне верующие и воспитанные в религиозных традициях люди.
Взывание Ярославны копирует структуру и форму обращений народных заклинаний, в которых божественные стихии именовались прямо, без Имен. Перуна тоже прямо иногда называют Громом.
Иларион не являлся Бояном, это лишь Ваша гипотеза, которой Вы придерживаетесь. Никакого обоснования она не имеет. А Климент Смолятич имел в виду всего лишь иудеев - единственный народ, который его и правда беспокоил. Его стиль прямо отличен от поэмы. Ничего своего, ничего местного. Он полностью погружен в греческое и иудейское. Голубинский недаром пишет, что "новонайденное послание Климента не только не свидетельствует в пользу мнения о процветании у нас в период домонгольский настоящей образованности, а напротив свидетельствует именно против этого мнения. Теперь, надеемся, читатель понимает нас, если говорится о науке чтения, как о великой науке, и если хорошая грамотность представляется как великая ученость: то не ясно ли этим свидетельствуется об отсутствии настоящих наук и настоящей учености? А если Фома, равно как и Климент, знали по именам еллинских хитрецов Омира, Аристотеля и Платона: то уже давно известны те источники, из которых они могли почерпнуть это невеликое знание". Там же убедительно критикуется мнение Лопарева и Никольского.
И наконец, ответ на все спекуляции по поводу смоленского происхождения и "неприсного князя": "Смоленский князь Ростислав Мстиславич, родной брат Киевского великого князя Изяслава Мстиславича, по приказанию которого был поставлен Климент в митрополиты, заявил себя решительным образом против митрополита, поставленного в самой России и помимо патриарха, считая незаконным его поставление. Желая примирить с собой Ростислава и доказать ему свою законность, Климент написал ему послание".
Из биографии:
Ростислав був меншим братом князя Ізяслава Мстиславовича. Народився десь близько 1100-го року. Його зріле життя припадає на період жорстокої княжої міжусобиці за великокняжий київський стіл. У молоді й зрілі роки княжив у Смоленську і в Новгороді, був надійним союзником брата Ізяслава в його боротьбі за великокняжий стіл у Києві.
"Людина глибоко благочестива", набожна, начитана і освічена, Ростислав твердо дотримувався сталих традицій та порядку, розглядав Київ як древній традиційний політичний центр України - Русі і робився непримиримим до тих, хто ці традиції хотів змінити чи знищити. Але в боротьбі за збереження усталеної державної системи Ростислав шукав нові методи й способи і був першим, хто підтримав Ізяслава в будівництві нового, сучасного флоту.
У 1151 році Ростислав на чолі флотилії обороняв переправи під Києвом від нападу Юрія Довгорукого. Для оперативного управління лодіями в поході і в бою він ввів "прапорництво", тобто передачу команд на лодії підняттям на княжій лодії відповідного прапору-сигналу. По суті Ростислав став родоначальником вітчизняної сигнальної справи яка на флоті використовується і досі. В битві на Дніпрі Ростислав вперше виступає в історії як флотоводець.
Після смерті Ізяслава у листопаді 1154 року Ростислав Мстиславович за згоди більшості князів, разом з князем Владиславом вперше займає великокняжий стіл. Літописець стверджує, що кияни прийняли його князем пожиттєво. Перше, що зробив Ростислав, - це здивував киян своєю безкорисливістю, роздавши по смерті Владислава церквам і киянам все його майно.
Та князювання Ростислава виявилося недовгим, всього кілька днів. З Києва його витиснув Ізяслав Давидович і примусив податися до Смоленська.
Вдруге Ростислав зайняв київський великокняжий стіл на Великдень 1159 року: в Київ увійшов урочисто і, за "Київським літописом", з честю носив гідність великого київського князя.
Ставши вдруге великим князем, Ростислав "міцно" взяв владу в свої руки та почав наводити лад у руській землі. В скорому часі в річище його політики ввійшли Чернігів, Рязань, Переяслав, Новгород, Волинь і Галич, а сам Ростислав посів поважний сан "патріарха Русі". Він вимагав від князів "послушання" і, щоб вони мали його "отцемъ собъ въправду", пильно стежив за справедливістю між ними...

Так что у Климентия были и другие причины так называть брата своего патрона, кроме смолеснкого происхождения.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 11 май 2013, 14:20
Konrad
Именно, они - бесы. И предки русинов, и Боги русинов, те, кто их упоминает, - бесам кланяются.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 12 май 2013, 09:18
Лемурий
Konrad писал(а): А Климент Смолятич имел в виду всего лишь иудеев - единственный народ, который его и правда беспокоил.

Уважаемый Konrad, ну с Николой всё понятно, но как Вы-то не поняли смысла СЗБ и ПКС?

    "Яко образ имѣа Иаков, въ всѣх благ, якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою, тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою, ис корене исторгоша лесть, образ же сему бяше Рахиль, того ради и отча идолы окраде...."
    ------
    Или что мне, брат, до Иакова и двух жен его, Лии и Рахили, если о них просто так читать, а не доискиваться духовного смысла! Прообразует собой во всем благой Иаков, что как у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.
    -------
    Послание Климента Смолятича
Суть философского рассуждения о пути, к которому пришли к Благодати христианства новые народы. Климент, вслед за Иларином, говорит, что иудеи приняли Закон и остались в нем, а язычники Закон не приняли, но дождались истинной Благодати христианства, после чего отвергли язычество. Это совершенно ИНОЕ (уважительное) отношение к языческому периоду.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 14 май 2013, 15:01
Евгений Беляков
Эвгемеризм (хоть слово дико, но мне ласкает слух оно))) мог быть средством борьбы со славянским (и греческим) язычеством: оно не уничтожается как чуждая вера, а включается в целое, как предшественник христианства. Противопоставление иудейства и язычества (другого: греческого и славянского) очевидно в СЗБ. Тут и спора нет и не может быть. Илларион и Климент знали, куда путь держать, и не скрывали. СПИ как раз очень в рамках этого направления. Оставлять языческих богов богами было нельзя, их сделали предками: был изобретен такой замечательный выход, не даром Илларион с Климентом были умнейшими клириками тех времен).

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 16 май 2016, 22:38
Mitus
в СПИ нет и намёка на язычество, ибо прописать в сказке змея горыныча не означает летать на нём. Мировоззрение вещь такая серьёзная и совокупная.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 17 май 2016, 15:33
Лемурий
Евгений Беляков писал(а):Оставлять языческих богов богами было нельзя, их сделали предками: был изобретен такой замечательный выход, не даром Илларион с Климентом были умнейшими клириками тех времен.

Именно ТАК, Евгений, именно!

    "Аще ли же вся законнаа потязати хощем, то убо от обоюнадесяте патреарху нѣкыа осудити хощем, яко и тѣхь матери не вся законным браком съ Иаковом съмѣсишася, точию Лия и Рахаль по преданию отчю. То аще та вся потязаем и судим, то и сами прочие бози хощем быти. Аще бо «Господь оправдая, то кто осуждаа». Пакы иже по лѣтѣхь и по родѣ мнозѣ възниче Моисий, иже и боговидѣниа на Синайстѣй горѣ сподобися, емуже прѣдлагает Богъ Закон написанъ на скрижалѣх каменых, людем израилевомъ под Законом повелѣваа быти. Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами..."
    ---
    Если же мы собираемся осудить все подзаконное, тогда и некоторых из двенадцати патриархов осудить собираемся, ибо не все из их матерей сочетались с Иаковом законным браком, только Лия и Рахиль, по отеческому преданию. И если всех тех укорим и осудим, то значит, мы сами хотим быть другими богами. Ибо если «Господь оправдывает, то кто осуждает». Затем, спустя многие годы и многие поколения пришел Моисей и сподобился видеть Бога на Синайской горе, и дал ему Бог Закон, написанный на скрижалях каменных, повелевая людям израильским быть под властью Закона. С наступлением же Закона прекратилось бывшее в Завете многоженство и возвелось в закон сочетаться с одной женой. Ибо Законом был упразднен Завет, а Благодать упразднила и то, и другое, заветное и законное, когда воссияло солнце. Нужда есть всему миру пребывать под мраком, но подобает ему осветиться пресветлыми лучами...(перевод Н. В. Понырко)
    ---
    Послание Климента Смолятича

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 18 май 2016, 08:46
Mitus
Лемурий писал(а):Евгений Беляков писал(а):
Оставлять языческих богов богами было нельзя, их сделали предками: был изобретен такой замечательный выход, не даром Илларион с Климентом были умнейшими клириками тех времен.
типа царствовал Дажьбог в египте? типа мы из египта вышли? Но даже в Ипатьевской чёрным по белому прописано, что Дажьбог - это солнце. Его же наричют дажьбог. А типа что, на солнце-то и сослаться нельзя как сразу в язычники запишут.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 18 май 2016, 13:16
Лемурий
Mitus писал(а):...на солнце-то и сослаться нельзя как сразу в язычники запишут.

    "Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова»..."(ПКС)

Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог". "Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом...
---
ПВЛ (1114)

Обращаю внимание на словосочетание ТОГО РАДИ. Потому что закон такой издал, который куръ Олексий пресёк:

В 1095 году (год княжения Всеслава Полоцкого) Алексей I Комнин, известный из ПВЛ как "Куръ Олексий" (см. Ипат.1116,1117), ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям [путь Сварога/Даждьбога], запрещающим второй брак.