Страница 3 из 3

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 19 май 2016, 12:59
PoslannikM
Konrad писал(а):Так, между прочим. Пока что автор-"язычник" - версия основная. Христианин - боковая гипотеза.
Чьих именно Богов? Греческих забытых может. Славянских ему зась! Нельзя. Не может. Актуальные они.


Уж не знаю, язычник автор СПИ или же христианин, но надо заметить, что через всё "Слово..." красной нитью проходит, можно сказать, главная тема произведения. Это - тема НЕУСТАННОЙ БОРЬБЫ СВЕТА И ТЬМЫ.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 04 окт 2016, 21:56
Mitus
PoslannikM писал(а):Это - тема НЕУСТАННОЙ БОРЬБЫ СВЕТА И ТЬМЫ.
- солнце светится на небесе Игорь князь в русской земли ... стало быть свет победил в итоге?
PoslannikM писал(а):Уж не знаю, язычник автор СПИ или же христианин,
здрави князи и дружина побарая за ХРИСТЬЯНЫ

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 27 сен 2021, 13:01
Lukman
У каких восточнославянских племён был культ Дажбога?
У северян наверняка.
Может этот культ имеет иранские корни?
Например он ещё у антов возник.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 27 сен 2021, 18:35
Лемурий
Lukman писал(а):У каких восточнославянских племён был культ Дажбога? У северян наверняка. Может этот культ имеет иранские корни?

Ни те и ни другие. Из глоссы славянского переводчика "Хроники Иоанна Малалы" возник как аналог греческим богам:

Из Хроники же Малалы эта глосса напрямую попала в ПВЛ.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 27 сен 2021, 18:52
Lukman
Лемурий писал(а):Ни те и ни другие. Из глоссы славянского переводчика "Хроники Иоанна Малалы" возник как аналог греческим богам:

Из Хроники же Малалы эта глосса напрямую попала в ПВЛ.

Так тогда получится, что пантеон Владимира - это выдумка летописца ПВЛ. А это ведь не так. Во всяком случае Перун и Велес уж точно известны как божества Руси.
Скорее летописец ПВЛ уже не знал ничего из "биографий" языческих восточнославянских божеств, ведь прошло уже больше ста лет, поэтому он и позаимствовал мифологические сюжеты у византийцев, перенеся их на славянских богов.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 27 сен 2021, 22:19
Лемурий
Lukman писал(а):Так тогда получится, что пантеон Владимира - это выдумка летописца ПВЛ. А это ведь не так. Во всяком случае Перун и Велес уж точно известны как божества Руси.
Скорее летописец ПВЛ уже не знал ничего из "биографий" языческих восточнославянских божеств, ведь прошло уже больше ста лет, поэтому он и позаимствовал мифологические сюжеты у византийцев, перенеся их на славянских богов.

Почему не было? Написано же - греческих богов заменил подходящими славянскими, ни скандинавскими, ни иранскими, а, именно, славянскими.

    "Пятибожие киевского княжеского пантеона помнилось долго: в «По­вести временных лет» под 1071 г. (условно) приведен рассказ о каком-то языческом пророке, явившемся в Киеве, очевидно, в связи с тяжелыми неурожайными годами (в конце 1060-х годов), когда наблюдался от­ ход русских людей от новой христианской веры, вызвавший такое гневное поучение, как «Слово о казнях божиих».

    «В си же времена приде вълхв, прельщен бесчъмь. Пришьд бо Кыеву, глаголаше: «Явила ми ся пять бог, глаголюще сице: поведай людьм, яко на пятое лето Дънепру потеши въспять, а землям преступати па ина места ..."

    В общей форме, когда бичуются пережитки язычества у современников авторов поучений, то перечисляются божества как входящие в пан­теон Владимира, так и не включенные в него.

    «Слово об идолах»: Перун, Хорс, Макошь и вилы (начало XII в.) В ином месте: Перун, Хоре, Макошь, Переплут. Род и рожаницы.
    «Слово Христолюбца»: Перун, Хорс, Макошь и вилы, Симаргл, Род и рожаницы (в одном варианте—Волос).
    «Слово Иоанна Златоуста»: Перун, Хорс, Макошь. В ином месте: Стрибог, Дажьбог, Переплут.

    Три божества из пяти, входивших в пантеон Владимира, повторяются во всех поучениях; это — Перун, Хорс-солнце, и Макошь — «мать уро­жая» (часто в сопровождении вил-русалок). Упоминается под двумя своими именами и дополнительный, шестой, персонаж пантеона—пес Симаргл — Переплут. Стрибог и Дажьбог, необходимые для комплекта 980 г., упомянуты только в наиболее позднем «Слове Иоанна Златоуста» и, возможно, являются результатом знакомства с летописным текстом....»

    —-
    Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987, С.416-418
Так и в СПИ солярный бог то Дажьбог, то Хорс.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 27 сен 2021, 23:23
Lukman
Лемурий писал(а):Почему не было? Написано же - греческих богов заменил подходящими славянскими, ни скандинавскими, ни иранскими, а, именно, славянскими.

Так если они реальные были славянские божества, а не выдуманные летописцем, значит божествам с конкретным наименованием поклонялись конкретные племена в конкретной местности.
Они же не были для всех восточных славян общими. Хотя бы потому, что восточные славяне состояли из различных этнических групп, т.е. по-простому - одни происходили из антов, другие из склавинов.
Ну и Перуну например однозначно поклонялись не все славянские племена.
Велес возможно действительно общий бог. Но по остальным тут однозначно вопрос.

Re: Даждь-бог

СообщениеДобавлено: 28 сен 2021, 00:07
Лемурий
Lukman писал(а):Так если они реальные были славянские божества, а не выдуманные летописцем, значит божествам с конкретным наименованием поклонялись конкретные племена в конкретной местности... Велес возможно действительно общий бог. Но по остальным тут однозначно вопрос.

См. выше выписку специалиста по язычеству Руси. Пишет Б. А. Рыбаков, что изначально были Перун, Хорс, Макошь, которых потом заменили Стрибог, Дажьбог, Переплут, значит так оно и есть. Причём в летописи Стрибог и Дажьбог появились после выписки из "Хроники Малалы", а до них были Перун и Хорс.

В СПИ Перуна нет, но есть вѣтри - Стрибожи внуци, солярные Хорс и Дажьбог оба, пёс-птица Семаргл-Переплут представлен Дивом, который на древо взгромождается и кричит по-звериному.