Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение radivilow » 07 окт 2013, 18:48

Рекъ Боянъ или «рекъ Бояньи» гуды(ХОТЫ)
У Игоря своя поХОЧЕя была «испить шеломом Дону Великаго». У Бояна – свои ХОДЫ (ХОЧИ)[Арагонская ХОТА](каталонск. «JOTA» [ЖОТА]→
рус.--- «НЫТО»
Чук. «паГЧЕ ҢЫгыргын»-интерес, любопытсво.(рус.≈*поХОЧЕнье)
Чук. «ПАГЧЕҢЭты» -интересно, любопытно (рус.≈поХОЧЕяти)
Чук «---ГЫТО» - соЖАЛЕть.(рус «НЫТО» -НОЙ, чук. «НЪОК»-НУЖДА»
чук.---- «ГЫТО\ГЫЛЁ – тоска, ЖЕЛАние (черед.пара=)[рус. «ХОЧУ=ЖЕЛАю=]
Поскольку Боянъ был религиозным деятелем, то в основе его молитв были НУДЫ(ГУДЫ=ХОТЫ)и НОИ [в СПИ «НАДУ НОЕ] т.е.(НЫТ НОЕ, НУД НОЕ, НОТ НОЕ просительное наголосие, поскольку у Бога (GOT) потому и ГОТ, что постоянно клянчит, то скотину, то добра, да всего.(КАТОлик= чук. «ГЫТОльын» -соЖАЛЕ ю щий)
Уважаемый, konrad, как бы Вы хорошо и полно не раскрывали «ХОДЫна» и это интересно и занимательно, однако, кого мы можем представить себе с «Рёкъ Боянъ и…». Вот у нас есть патриарх Кирилл и если он речёт, то через «и» кто? Да никто. (Лемурию в тему) Патриарх сам себе на уме и никто ему не указ, и даже Путин не посмеет сказать: -«Я говорил и патриарх???» А в областях свои иерархи –картина та же… старость, мудрость надо уважать. Это традиция.
Так что плакал Ваш безродный Ходына в другом месте. К тому же, вместо славословицы Ольговичам, получается сущая суесловица из непонятных имён и времён.
Если «Рёкъ Боянъ…» - то далее по тексту уважение к нему, как иерарху старому проявить и закончить фразу достойно, а не абракадаброй. Потом перейти к Ольговичам вообще, как к достойным государственным деятелям, а уж потом и Игоря яро славля пети.(на достойном фоне).Непонимание этой житейской простоты водит Ваш ум по занимательным дорожкам. Всё это тоже дорого и не уважать нельзя Ваши порывы.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Konrad » 08 окт 2013, 15:55

Где-то (в разделе Аскольда и Дира в летописях?) видал я единственное число глагола с двумя подлежащими заместо двойственного... а певцов и двое могло быть, и есть традиция такого певчества.

Но вот скахите, как человек бывалый, каким Вам автор представляется?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Лемурий » 09 окт 2013, 15:10

Konrad писал(а):Где-то (в разделе Аскольда и Дира в летописях?) видал я единственное число глагола с двумя подлежащими заместо двойственного...

Знамо дело, "бяху бо человѣци тогда невегласи, погани, и дьяволъ радовашеся сему", откуда же им знать как правильно двойственное число образовывать. То ли дело XI-XII вв...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Лемурий » 09 окт 2013, 15:12

Ба-а-а! ЙОКУР удалил всё, что публиковал на первой странице, но как говорил один нетленный персонаж: "Рукописи не горят!"(с)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение radivilow » 11 окт 2013, 20:10

Два подлежащих, возможно, где-то и есть, но Боянъ ведь вещий, сказано, и в тексте на него ссылки регулярные как на мудреца. И обычай соблюдён – старых поминать и уважать. А по тексту рядом с ним никого. Многие имена, приведённые в тексте узнаваемые исследователями, потому как величаются, а где не величаются – то часто это не имена:≈ «…разшибе славу-яро-славу…»- яро прославился, заставил о себе говорить.
Может быть, всётаки, я непонятно выражаюсь – «Арагонская ХОТА», наверное, трудно сравнить с «Боянъи ХОДЫ». Тогда сравним с рус. «караГОДЫ». Я ХОТЕл сказать этим, что у всякого народа свои святцы (по календарю). Весной – веснянки, зимой КОЛЯДки.(КУЛИЧки≈поКЛИЧки) А к старым богам славянским по календарю и пели. Я не зря отметил «ХОДЫ» (Ярославна «КЫЧЕт»≈ «ГУДИт» свою «ХОТУ») и «КОЛЯДки», потому что в исторической перспективе, - это генетически одно и то же слово.
Чук. «ҚУӅИ ҚУӅ» -ГОЛОс=КЛИЧ.
Чук. «ҚУЧИ ҚУЧ»- то же (недистинкт. Черед. Пара-тождество (то же действо)
Отсюда следующая недистинкт. Пара:
Чук. «ГЫӅЁ»- ЖЕЛАние, тоска (ср. «корова ГУЛЯет» т. Е . в оХОТУ пришла)
Чук. «ГЫТО»-соЖАЛЕние.=
Чук. «ГЫТЪЭ» - с ГОЛОДу (завоешь КОЛЯДУ)
Когда не понимаешь обряда – то и полезет второе подлежащее в голову.

Так же и «КОГАНЯ» следует, в первую очередь учитывая обряд, сравнить с
Укр.------ «КАГАНЭць»- светильник, лампадка.
Потому, что в древности огонь (всегда священный)требовал особого отношения (укр. КОХАНЬНЯ)-КАГАНЭЦЬ и служил для сохранения огня на каждый день. Человек, который обязан был хранить огонь и не доглядел, мог поплатиться головой. Чукчи, как и русские, обязательно к каждому празднику зажигали новый (трением) огонь и разносили по ярангам≈ (горенкам) затем уж постоянно поддерживали очаг=(чук «очык» -под началом.) [отчий очаг -тавтологично]
Отсюда «КАГАНЬ» и «КАГАНАт»(усл. «попечители») страны, государства. Если сказано: - «..Олговы КОГАНЯ» по приращению земель (значит - отьи = государственные ЧАЯНЬЯ его) Ведь Тмутаракань для ольговичей была отья.
Уважаемый, konrad, судя по всему, автор по человечески любил и уважал Игоря, судя уже по заглавию и вступительной славословице, когда он добавил после заглавия повторное величание: - «…старым и славы си(и)- трагедны повѣстии о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича.» Не дежурно сказано. Автор переживал очень за потери оружия и войска и всеми силами старался реабилитировать Игоря в глазах людей. Это говорит о том, что он был близким (родственником) княжеской семье. Согласитесь, любой сосед по княжеству, вряд ли будет так живо сопереживать. Иначе мы бы не читали «Слово»,оно написанное на высоком нервном накале. Здесь потрачено много душевной энергии. Когда мы прочитаем текст до конца без предвзятостей, многое откроется.
Последний раз редактировалось radivilow 15 окт 2013, 21:18, всего редактировалось 1 раз.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение radivilow » 14 окт 2013, 20:07

Двойственный упадеж – штука сложная, не проще ли предположить, исходя из частых перепуток в тексте СПИ между «Ь» и «Ъ», ошибочное «Ъ» в «…рекъ БоянЪи ходы, …», а в следующей сентенции совершенно без купюр заподозрить (чтобы снять противоречие и не подозревать автора в стилистической ошибке) так вот, заподозрить разноматричное сложение: - «яро славля Ольгова КОГАНЕ-ХОТИ» (наподобие «хотенья-чаяния» или «желанья-хотенья») В любом случае речь идёт о дедней славе Игоря. (Тут на форуме была перепалка, что, якобы, КАГАНОв всего два и было, а Ольговичи не были ими...В том то и дело. "КОГАНе-ХОТИ" можно понять заменив "КОГАНЕ" на "князя" или "царя" ср. "княжеи ХОТИ"= "цареви ХОТИ" т.е. стремление ольговичей (не только Олега) стать на вершине власти, КАГАНОМ всея Руси, например.(царственные устремления)
И как тут не усмотреть пиарход: -
1е. Похвалим вещего Бояна, горазда гудца в Кыеве.
2е. Похвалим знаменитого деда Олега в его устремлениях.
3е. А вот он и Игорь в родной земле.
Эти позиции неоднократно подкреплены в тексте, лишнего ничего не надо приплетать и говорить много не надо.
Уважаемый, ЙОКУР, ещё раз хотел бы отметить Вашу правильную позицию в том, что надо в первую очередь разобраться с текстом, который должен поддаваться простой жизненной арифметике. Из вашего ряда слов, которые могут трактоваться по – иному, могу поддержать лишь одно про реку Сулу, которое может происходить от рус. «сулить» -обещать. В тексте дважды встречается некоректная коньектура. Тем более, когда перед предполагаемым гидронимом нет определения:-«река Сула».
«Комони ржуть!!!- (Здесь постфактум выражена досада)
Засулою звенить слава въ Кыевѣ…(заманчива прошлогодняя слава Святослава)Меня, как потомственного крестьянина настораживает – чего они (кони)там ржут, а здесь нет? Такого не может быть. Должен быть стимул говорящего об этом. Стимул здесь «…слава в Кыевѣ», о ней всем известно.
А кони ржут от всеобщего возбуждения перед походом(здесь осуждение излишней горячности)
Второе употребление: - «По РОсии посули (по посулу) гради подѣлиша, а Игорева храбраго плъку не крѣсити». Когда брат на брата, когда собиралась пособь – то земли заранее делили по посулу(обещанию)[здесь укоризна.]
Но в целом, уважаемый ЙОКУР,( я сегодня готовил обед -люблю это дело) и, пришла одна запоздалая мысль: - вот я готовлю мясо на косточке, или стэйк, или шейку-то всегда можно определить, из какого места отрезано, когда же у нас фарш мясной – можно приготовить неплохое блюдо; котлетки, колбаски-шпикачки, тефтельки и т.д., но бьюсь об заклад, -это уже расплывчато будет. Так и Вы, слишком мелко шинкуете на фарш исходный текст. Давайте брать кусочки покрупнее и соображать – из какого они места главной или побочной партии.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Konrad » 22 окт 2013, 09:41

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Где-то (в разделе Аскольда и Дира в летописях?) видал я единственное число глагола с двумя подлежащими заместо двойственного...

Знамо дело, "бяху бо человѣци тогда невегласи, погани, и дьяволъ радовашеся сему", откуда же им знать как правильно двойственное число образовывать. То ли дело XI-XII вв...


Это есть такое явление именно тех веков, на нем еще строили догадки, что Дир приписан к Аскольду (кстати, наглядный принцип того, как современные представления о единственном царе-батюшке - генсеке - президенте пытаются перетащить на прошлое, не принимая возможности дуумвирата - сейчас-то такого нет!)
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Станислав Войтенко » 09 дек 2013, 14:49

К Радивилову - 15 окт.2013 - 04-07
- Сула= от сулить, обещать. Но есть и ещё :

С юга пыталась осваивать земли наших предков Римская империя. И они приняли римское-латинское определение повадок восточных славян.
Следы освоения северного Причерноморья греками остались на картах с тех времен: реки : Сула, Псёл, Истр (Дунай), Тирас(Днестр),
Гипанис(и Южный Буг, и Кубань), Борисфен(Днепр)-северная пена- на порогах; по-русски это слово звучит : борись с пеной, Танаис(Дон), Ра(Итиль, Волга),
горы Рифеи –Урал, Таврия (Крым, в Малой Азии – на юге Турции - горы Тавр), Северская земля. И ещё много чего.
В «Слове о полку Игореве» упоминается Троянева земля. Траян имел виды на северное Причерноморье = землю русов = скифов, сарматов; а последние кочевники - половцы.
И даже народы северяне, невры. Нервы лечит невролог.
Византийские, и Римские, императоры и полководцы-
Тулий, Сулла, Пселл, Невр, Север.
Север – это пока не сторона света, се(это)верное направление на Полярную звезду. Север,Севир – строгий,серьёзный (лат.)- определение вполне подходит к восточным славянам, хотя они и бесшабашные.

Нелепо звучит фраза из «Задонщины»: Поедем, брат, из залесья-Москвы в Киев и позрим на северные земли. Но : Северные земли – не арктические, а земли по имени Византийского императора - северские, как Донец – Северский


Радивилов: Давайте брать кусочки покрупнее и соображать, из какого они места главной или побочной партии.
Опять интуиция... Лемурий этого не любит. Будто у него самого её нет. Ведь как-то выбирает источники цитат.
Выдёргивает из текста одно-два слова, а цитат - на полстраницы.
Кстати, где он выискал, что поход Игоря - бандитская выходка. Два или три раза как бы невзначай обронял...
Станислав Войтенко
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 18 ноя 2013, 05:21

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Станислав Войтенко » 09 дек 2013, 15:25

К Радивилову. 12 окт 2013 - 04-10
---Он был близким (родственником) княжеской семьи.
- Замечены :
- Святослав Всеволодович - от В.Медведева,
- Владимир, его сын - А.Чернов,
- Жена Святослава - Е.Беляков,
- Святослав Олегович, племяник Игоря - Т.Б.Оленева,
--- Сам Игорь - В.Чивилихин,
- Всеволод, брат Игоря - А.С.Кравченко
- Кончаковна, невестка Игоря - Г.М.Кислов и примкнувший к нему С.Сахаров.

Каганов на Руси было два. Владимир, Ярослав. А Олег куда делся? Да и другие, которые влияли на Хазарский Каганат?
Станислав Войтенко
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 18 ноя 2013, 05:21

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Станислав Войтенко » 09 дек 2013, 16:54

К Конраду. Стр.3 07окт.2013. 22-39.
Искомые познания можно было заиметь ТОКМО с детства, когда восПИТАТЕЛЬ ... научит тебя...
Токмо, елико, окстись...
Конрад, опускаясь в прошлое, не отрывается от настоящего. А Лемурий - только в прошлом.

Воспитатель - "наука юношей питает". Ходына - вроде бы ходит. Ходит ногами. Туда - сюда.
А ещё ходит за кем-то = пестует, пасёт, воспитывет. Ходына - по построению слова - как детина.
Ходына, почти равный Бояну, появился стараниями И.Забелина, но только через 67 лет после этого Ходына вошёл в употребление некоторыми исследователями. Но окончательно не прижилось это.
Рекбояниходынасвятославля. А что рек Боян? (Это Ян Вышатич - песнотворец старого времени Ярослава и Олега. Он прожил 90 лет, застал обоих). Рек Боян на ходы (походы) Святослава : "Тяжко голове без плеч, беда и телу без головы!"
Сказал Боян - крепко звучит утверждением. Как и в начале. Там он влиял на поведение князей. Но по Сети ходят упорные слухи, что "Слово" есть сатира или с элементами сатиры. Поэтому Автор Бояна перехваливал. А тут в конце в переводе можно указать,
что "сказал бы" Боян. Или приниженный не смелый Боян : "молвил бы".
Станислав Войтенко
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 18 ноя 2013, 05:21

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Арсен » 09 дек 2013, 19:57

Никто не поможет мне найти текст и автора стихотворения, которое я читал примерно тридцать лет назад? Запомнилось токмо: "Ну а тот, что рубит, рубит, не рубанок, почему бы это?...Может, слесарь дядя Ваня перепутал их названья?"
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Лемурий » 09 дек 2013, 23:37

Арсен писал(а):Запомнилось токмо: "Ну а тот, что рубит, рубит, не рубанок, почему бы это?...Может, слесарь дядя Ваня перепутал их названья?"

Станислав Войтенко писал(а):При чтении вслух текста, который сплошной сторокой без разрыва между словами, интонация сама сделает эти разрывы.Какое ещё научное знание нужно для этого? В некоторых местах чтение спотыкается об что-то непонятное.

    Дядя Ваня робко прячет
    "Перевод" свой меж тисками,
    Видно сделан недобротно,
    Раз на слух и в шумном цехе...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Арсен » 10 дек 2013, 08:16

Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Арсен » 10 дек 2013, 12:53

radivilow писал(а):Второе употребление: - «По РОсии посули (по посулу) гради подѣлиша, а Игорева храбраго плъку не крѣсити». Когда брат на брата, когда собиралась пособь – то земли заранее делили по посулу(обещанию)[здесь укоризна.]

Очень интересная точка зрения! Значит, поделили города по посулу. Посул - это выкуп. Значит, то ли половцы выкупали древнерусские города у русских князей, то ли князья друг у друга. Но есть и другая версия. Посул - это взятка. То есть русские князья позволяли за взятки совершать половцам набеги на русские города, или за взятки раздавали их князьям (возможны варианты). И тогда СПИ - это самый древний из посвящённых борьбе с коррупцией памятник. Если посульник - это взяточник, то посулие - что это, угадайте с трёх раз?
Это я пошутил. А если серьёзно, Сула - река, а сула с маленькой буквы - что-то вроде "речи", потому что "дати сулу" - выслушать. Трудно догадаться, откуда такое название. Возможно, журчание реки кому-то показалось похожим на человечью "сулу" - речь. Но это неважно, термин географический и потому в переводе не нуждается.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Беседа о СПИ лингвистов РАН с поэтом

Сообщение Станислав Войтенко » 10 дек 2013, 15:13

Лемурий писал(а):
Арсен писал(а):Запомнилось токмо: "Ну а тот, что рубит, рубит, не рубанок, почему бы это?...Может, слесарь дядя Ваня перепутал их названья?"

Когда коту делать нечего, он что делает?

    Дядя Ваня робко прячет Модератор Ваня Лемурий робко прячет свой перевод за замком.
    "Перевод" свой меж тисками,
    Видно сделан недобротно, Видно запятая сделан он прескверно. Самокритично, Но зачем так убивать себя?
    Раз на слух и в шумном цехе...
Непруха, нескладуха. Поцелуй-ка, Вы, кирпич!
***
Арсен писал(а):Слесарю-толмачу

Наконец-то Арсен признал свою писанину слабой потугой прославиться. Тоже мне - красавЕц!

Лемур-ий показывает себя на фотке , что может действовать из-под тишка. Прямо в глаза не смотрит...
Лемурий и примкнувший к нему Арсен показывают как надо вести творческий диспут. И "это есть ваш творческий, ваш прогрессивный метод".
Лавры Ильфа и Петрова не дают им покоя. Но здесь не сатирическая страница газеты "Гудок".

Странная манера самобичевания. И никто не пожалеет. Куда все подевались?..
Да, такие люди в стране российской есть...
Станислав Войтенко
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 18 ноя 2013, 05:21

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54