Куръ или кvръ Тмутороканя?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 09 ноя 2013, 17:35

Есть еще неясные моменты и один из них-Трояновы валы. Может в том месте и была развилка?

"Троян Зимний- 18 февраля.
Троян зимний — важная дата для древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.
Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала».
К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе — точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей."(http://macosh.at.ua/blog/magicheskie_dn ... 2-02-02-15 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 09 ноя 2013, 18:00

Арсений писал(а):Есть еще неясные моменты и один из них-Трояновы валы. Может в том месте и была развилка....

Еще Змиевы валы именовали Трояновыми, а самые древние валы скифского времени находятся близ Переяславля на месте Трахтемирова городища, близ Заруба, откуда вышел Климент Смолятич. См. здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Валерий Колесников » 10 ноя 2013, 19:39

Лемурий писал(а):Еще Змиевы валы именовали Трояновыми, а самые древние валы скифского времени находятся близ Переяславля на месте Трахтемирова городища, близ Заруба, откуда вышел Климент Смолятич. См. здесь.


«Древние валы скифского времени» - какая емкая фраза, и вроде не к чему придраться, ведь сам Климент Смолятич оттуда вышел. А вот находятся же некоторые исследователи щелкоперы дотошные, которые местожительство скифов на Украине ставят под сомнение. И приводят при этом аргументированные доводы. Кому интересно может ознакомиться. См. эл. журнал «Артефакт»http://artifact.org.ru/proverka-na-mestnosti/d-r-kolya-bess-arabskiy-istoriya-s-geografiey-ili-gde-nahodilas-skifiya-gerodota.html
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 11 ноя 2013, 15:37

Валерий Колесников писал(а):«Древние валы скифского времени» - какая емкая фраза... См. эл. журнал «Артефакт»http://artifact.org.ru/proverka-na-mestnosti/d-r-kolya-bess-arabskiy-istoriya-s-geografiey-ili-gde-nahodilas-skifiya-gerodota.html

Там выше ссылка на подробное сообщение указана. Вы бы лучше не эл. журналами увлекались, а научные исследования читали.

Изображение

Михаил Петрович Кучера "Змиевы валы Среднего Поднепровья", Киев, Наукова думка, 1987

Изображение
1- Змиев вал; 2-следы вала; 3 - примерное направление вала; 4- городища раннежелезного века в линии Змиевых валов

Изображение
План Змиевых валов Среднего Поднепровья по данным исследований 1974 - 1985 гг // Кучера М.П. ЗМИЕВЫ ВАЛЫ Среднего Поднепровья, Киев, 1987, с.16-17

Обращаю внимание, что несмотря на желание некоторых исследователей отнести среднеднепровские Змиевы валы к римскому времени (н-р: Фундуклей И.И. Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии, Киев, 1848, с. 30), а некоторых и вовсе искать в строительстве валов древний "русский след" (н-р: Киянин Д. Вывод о том, что в древней Руси поросско-украинские и дунайские трояновы валы построены не римским, а русским Трояном, Киев, 1845), Змиевы валы были построены в основном во времена Владимира Святого - Ярослава Мудрого.

В основном, но... не все. На карте (см. выше) под №4 указаны валы скифских времен.

Вопрос о происхождении и характере отдельных валов получил некоторое уточнение в послевоенный период. Проведенное Б.А. Рыбаковым в 1947 г. обследование Большого Переяславского вала и сообщение местных жителей о находке вблизи него наконечников раннежелезного века позволили ему предположительно датировать вал скифским временем [Рибаков Б.О. Розкопки в Переяславi - Хмельницькому в 1945 р.// АП- 1949, т.1 - с. 22]. Отметим, что такое мнение не было преждевременным. Переяславские валы, образующие в плане полукруг, являются остатками большого городища скифского времени, что было установлено Б.А. Шрамко, который, обследовав на всем протяжении Переяславские валы, отнес их к городищу раннежелезного века [Шрамко Б.А. Отчет о раскопках и разведках скифо-славянской археологической экспедиции Харьковского ГУ... - Харьков, 1966 - НА ИА АН УССР, ф. 1966/66].
Аналогичный подковообразный вал в уроч. Круглик на р. Вита у с. Ходосовка, обозначенный на всех схемах Змиевых валов, специалисты-скифологи также считают городищем. К этому же типу памятников относится большое городище, расположенное напротив Переяславских валов у с. Трахтемиров на правом берегу Днепра, которое на плане А.С. Бугая, вслед за В.В. Антоновичем, обозначено как Змиев вал. Принадлежность Трахтемировского вала к городищу скифского времени доказана раскопками [Ковпаненко Г.Т. Раскопки Трахтемировского городища // АИУ в 1967 г. - 1968, вып.2]...
----------------
Кучера М.П. ЗМИЕВЫ ВАЛЫ Среднего Поднепровья, Киев, 1987, с.11
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Валерий Колесников » 11 ноя 2013, 21:43

Лемурий писал(а): Вы бы лучше не эл. журналами увлекались, а научные исследования читали.

Прочитал некоторые научные статьи. Для себя сделал вывод. Сплошной туман. Особенно в вопросе датировки. Трояновы валы в Молдавии по мнению археологов вообще невозможно датировать. А Змиевые валы на Украине не имеют никакого отношения к Трояновым валам в Румынии. Они разные по времени и по своему назначению. И к теме «Слово о полку Игореве» близко не относятся не те не другие. В какую тему их ставить? В тропу Траян что ли. Или для общего развития обсуждаем этот вопрос.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение radivilow » 12 ноя 2013, 13:25

Хорс горел ярким пламенем!
Во первых строках письма, огромное спасибо Валерию Колесникову за выкладки по Полоцку, спасибо, так же Лемурию, за то что ткнул носом в окончание, правильно - «въ Полотскѣ»,но, если бы «в Полоцк» -то ожидалось бы «въ ПолотскЪ», тут я проскочил в горячке – каюсь…(но смысл остаётся)
Спасибо, так же Арсену за наводку:≈ «…звон, звон… должен быть тот же звон…». И ещё раз Валерию Колесникову, за конкретное указание на выявленное противоречие: - «хръ сови».
У нас же как? За одно только упоминание – «Великий», сразу ХРЯСЬ навколяшки - О!!! это же ХОРС! Таков гипноз исследователей. Автор же, он и своих –то князей величанием не больно жалует. Вон, в начальной славословице, только Игоря как надо повеличал, ольговичей Романа, Олега по отчеству. Святъславъ велики Кыевскии. Большинство же князей именованы коротко, по деловому, а басурмене – только пара по имени, а остальные так себе – птицы. Автор, наверняка, знал имена предводителей сорок, лебедей, лисиц и волков, и пардусов, но , видимо, много чести поминать их. (не поминайте имени богов их…) Поэтому «Великий Хорс» и вызывал недоумение: - Чтой – то звон???Кого тут величают?
Я бы, конечно, воздержался от «волкодлаков – оборотней», как допущения. Всеслав, в первую очередь, сравнивается с волком (метафора) из –за ненасытной резни. Язвено у него было на голове наложено ( от др. рус. «ЯТИ»+ чук «ВАНЫ»-место.)для ограничения кровоснабжения язвы. На самом деле, повязка кожаная на голове(≈шахидами≈) делается для ограничения мозгового кровообращения и достижения определённой упёртости из-за отмирания большей части нейронов головного мозга. Вот почему волхвы сказали матери,≈ что беспощаден в бою( «людемъ судяше») будет. Жизненный путь Всеслава волчий: -«…изъ Кыева дорискаше до (сел там) куръ(ом) Тмутороканя, великому хръсови путь прерыскаше (проложил)
Др.рус. «ХРЪСОВИ» - надо читать КРОШЕВУ (в Киеве, на Немизе, в Полоцке) –Абрис:-поКРОШИли в мелкий CRASH людей, поКРУШИли дома, сравняли с землёй.
Др.рус. «ХРАПки»-пск. ЧЕРЕПки=, осколки, щепки. (≈ХРЯСЬки≈ХРУПки)
Рус. -----«КРУПА»-мелко КРУШЕное зерно.
Рус. ----«ХРЯСЬ», «ХРЯСкать» - бить, КРУШИть [сравниваемое ХОРС\ХРЪС]
Рус.----«ХРУСт»- звук КРУШения≈КРОШЕва.
«…тому (великому КРУШЕву\КРОШЕву) въ Полотскѣ позвониша (поминальную) заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а онъ въ Кыевѣ звонъ слыша.»- (тот же звон разрушения, когда Всеслав утёк, бросил отних = вотчевицу и отРЯДИЛ этот город на разорение, как и Полоцк) «В градѣ Тьмутороканѣ тои же звон…а сынъ Всеволожь(почему?)Владимиръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ.» (он что? Чернигов разорил?).
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 12 ноя 2013, 22:34

Если обратиться к легендам, то можно выйти на следующее повествование...Ходынами, вероятно, были скоморохи-жрецы Трояна.

"На Трояне надо остановиться особо. "Слово о полку Игореве" тридцатого года издания было в числе немногих дедовских книжек, доживших в нашей семье до моего детства. Она была передана мне по дедовскому завету вместе с его тетрадями. Не могу утверждать наверняка — из-за упоминаний Трояна и тропы Трояней в "Слове" или какая-то традиция действительно хранилась в офенской среде, но дед считал Трояна верховным богом тех людей, среди потомков которых я и вел сборы. При этом он отождествляет его со Стрибогом русских летописей и Сатурном-Кроносом античности. Стрибога он пишет как Се-три-бог. А самого Трояна называет Небесный Строй.
Скоморохи верили, что они, внуки Велесовы, то ли выходцы со Стожар, то ли через Стожары пришли на Землю. Ходоки. Они хотели вернуться Тропой Трояней на далекую нашу Прародину, на Небесную Русь, и для этого всеми доступными им способами уменьшали свои Тяги. До восемнадцатого века они предпочитали не иметь семей, не иметь дома-хозяйства и бродить артелью по всей Руси Великой. Главной своей задачей они считали сохранение для крещеного люда древних знаний о Небесной Руси." (http://zhizn-horosha.narod.ru/102.html )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 13 ноя 2013, 18:07

Арсений писал(а):Ходынами, вероятно, были скоморохи-жрецы Трояна.

Вообще-то, "ходыной" назван в СПИ лишь Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича. А вечи (=тысячелетия) Трояна ограничены летами первого христианского князя того же Ярослава. Никак "скоморох-жрец" (эко!) первого не мог оказаться песнотворцем (=гимнографом) князя из следующего временного отрезка.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение radivilow » 16 ноя 2013, 17:34

Если:-«Рекъ Боянъ и ходына…(кто таков??)», то что он рёк? Что за сумятица – Ярославля\Святъславля?, К чему это всё поминать? Теряется всякий «стимул говорящего»(автора). Автор – очень идейный (пѣс)товарищ, он очень несуетливо и выверено повествует. Рано или поздно, уважаемым исследователям придётся расстаться и с зарубежным Трояном и с его миражной теряющейся «тропой», в которую, с какого-то рожна, должен рыскать вещий самодостаточный Боянъ, рядом с которым по авторитету никто не должен стоять. Он религиозный и государственный деятель – жрец, который и князю может «дорогу перейти» и вровень с ним встать.
Полагаю – Трояна, в Вашем понимании в «Слове» нет. Обратите, пожалуйста, внимание на очень важную (эволюционно) и продуктивную прасему, породившую грандиозное семантическое древо, связанное с общей межматериковой ТРАДИцией=ТРАГЕдией –погребальной (оконч. от «деяти»)
рус. «ТРИЗНЕной» =*ТРОЯней обусловленностью поминовения павших.
Чук. «ТЭРГА ТЭР» - плач. (исТОРГАть→исТЕРИя плачеи ТЕРЗАния)
Рус.-- «ТРОЯни» валы= ТРИЗНЕны валы(холмов не хватило) отсюда обычай хоронить воинов прямо у стены плача, там, где они погибли (у заборола). Никуда не увезёшь тела павших, когда их слишком много. Сюда же приходили близкие на годовщину или установленный день (Троян зимний) [Арсену спасибо]Ранее я упоминал, как при возбуждении, стрессе у человека в голосе появляются нотные, нытные, нудные нотки. Таковыми событиями являются похороны-отпевния, поминки, а также ТОРГИ, ТОРЖИща восТОРГ,
Вечи ТОРГОванья=ТРОЯНИ, которые были свычая и обычая на Руси.
Рус.«лиТЕРА» - букву пропевали=ныли. (чук. «лии»-знаю≈лого с)
Рус. «лиТЕРА ТУРА»- (чук «ТЭРГА ТЭР»-плач)=псалмы и молитвы пели-первая Л.-религиозная.
Чук. ----«ТЭРГЫн» -плачевный, оплакиваемый (ср. ТРОЯН)
Рус. ----«ТРЕБОванье»≈ ТОРГОванье, выТОРГОвать.
Рус. -----«Т Р О н» - место у которого плачутся царю или князю = →
Рус. -----«ТАРА ТОРЯт» - стараясь нытно скорее изложить просьбу=след. →
Римск.----«преТОРИЯ» - приёмная римского наместника.
Рус. ------«ТРОНный» зал (чук «ТЭРГЫн» -плачевный)где проходили вечи (чук «гече» - сбор) = соборные ТОРГОванья=взаимные ТРЕБОванья.
Надо ещё помнить-древний сказитель -информатор, что религиозный деятель, кроме проповеди и отправления религиозных ТРЕБ, во все века(когда не было радио) был носителем (как ходячее существо) информации ≈ с Киевских гор на поля, поскольку Боянъ (непререкаемый авторитет) не мог рыскать как Всеславъ, то он зачитывал(реча=реща)(Б=Г) выТРЕБУ (а не в тропу) = решение ТРОНА=веча ТОРГОванья (ТРОЯНЯ=). У нас некому поминать заморских троянов – своим-то памятникам не дают стоять вечно - рушат. И последнее: - «Въстала(выстыла=застыла)обида въ силахъ (жилах)Даждьбожа внука, въстоу (встав) пильдѣвою(плачевою) на землю ТРОЯНЮ…» (чук «ТЭРГЫНъё»-оплакиваемоё), потому, что земля Руская под копыты костьми посеяна Руских сынов. И при чём тут заморский троян? О чём тогда вообще «Слово»-ТРИЗНА???= ТРУДНЫ повестии…
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 16 ноя 2013, 18:51

Ходына и есть Боян. Иларион/Никон напомню ходил от Киева до Тмуторокани, оттуда до Киева и Новгорода, обратно в Тмуторокань и обратно в Киев.

    Рекъ Боянъ и ходына [сущ. от гл. ходити] святъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова: «Коганя хоти, тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение radivilow » 20 ноя 2013, 16:16

Яро славный Олегъ.
Любому системному аналитику должно быть очевидно:
1. Имя собственное вторично по отношению к значению.
2. Значение обязательно должно быть доблестным.
3. Нельзя не заметить, что «слава-яро-слава» употребляется в разных сочетаниях, наряду с именем собственным, в исходном первоначальном значении.
4. Нельзя замолчать того, что «яро слава» чаще других соседствует с именем деда Игоря –Олега (дедняя слава).
5. Необходимо отделить (мух от котлет) и определить – где имя Ярослав обосновано, как во вступительной славословице, в обращении к галицкому, весьма мыслящему Ярославу, а где просто нужно прочитать по архетипу.
В тексте «Слова» очень часто встречаются такие громоздкие (дуальные) обороты, когда (всегда) отдельная словоформа работает вперёд- назад = вашим-нашим. По типу:- «Казнить нельзя помиловать».Например: - «СОЛНЦЕ ему тьмою путь заступаше НОЧЬ»←→ «НОЧЬ стону(станет) щи(ещё) ему грозою…».
После призыва ко всем русским князьям имярек (после небольшой перебивки) автор обращается ко всем вкупе: -
«…ЯРО СЛАВЕИ вси внуце ВСЕ СЛАВЛИ!»- это обращение к современникам, всем без исключения. Иначе, совершенно бессмысленно призывать отдельных князей сложить оружие.
ВСЕХ СЛАВ- это всех конфессий, ведь, как утверждают участники форума, да и так понятно, что кто-то придерживался иудаизма, кто христианства и крамола была ещё от разного толка(католического уклона≈), мусульманского.
Предлагаю, не обсуждать «…минула лѣта Ярославля…», «…стараго времени Ярославля…»,(ну было и было) поскольку эти сентенции не имеют императива. Тем более, если обратить внимание на окончания – не «лѣта Ярослава». В противовес «…яро славля Ольгова коганя хоти»,(коханья\чаянья отьи) «…яро славля были плъци Олговы, Ольга Святьславличя…». Заметьте, - величание по полной исключает уничижительное отношение, как к Игорю, так и к его деду. Чего не скажешь про «Ярослава»???(какого?), за исключением галицкого, уважительно проименованного. Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод:- Заключительная славословица – это СПИСОК прославляемых (квинтэссенция «Слова») и в нём нет места посторонним мухам.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 27 ноя 2013, 20:56

Возможно, все-таки удастся расшифровать слово "Куръ" не разрушая имеющееся смысловое значение-"предводитель". В Курганской области есть с. Мехонское в Шатровском районе. Прежнее его название Мехонина Курья. Ранее я встречал, что курья это излучина реки, но это оказалось не совсем точно. Верное значение подсказал курганский краевед Владимир Плющев: курья это старица. Следовательно, Куръ это, возможно, старейшина (а не просто старец), выбранный от населения (как Гостомысл в Новгороде). И это, наверное, так, если вспомнить, что и у византийцев архонтами назывались выборные от населения люди. У римлян, скорее всего, курия тоже изначально была собранием старейшин. То есть обращение "Куръ" равнозначно обращению "старейшина" (на севере в Новгороде обращение "Куръ" не применялось).

"В 1660 году в среднем течении реки Исети, выше Мехонской курьи (старицы), был построен Мехонский острог, который положил основание нынешнему селу Мехонскому в Шатровском районе. В остроге имелась церковь «Во имя рождества Христова».По сведениям, добытым немецким ученым Г.Ф. Миллером, в 1662 году вокруг Мехонского острога возникла слобода. (В. Ш и ш к о. Пермская летопись, 3-й период. Пермь, 1884, стр. 782).
В сентябре 1665 года он доносил тобольскому воеводе о том, что Мехонина курья и Мехонский острог подверглись нападению кочевников: «напуск чинили и за острогом два двора крестьянские сожгли и двух крестьянинов да двух крестьянских детей на пашне поймали и скот весь прибили и коней отогнали». (Там же). Ночью кочевники сожгли курью и предприняли штурм острога, но взять его не смогли. Против пушек и ружей они были бессильны." (http://pav.wmsite.ru/ftpgetfile.php?id=35 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2013, 07:53

Арсений писал(а):То есть обращение "Куръ" равнозначно обращению "старейшина" (на севере в Новгороде обращение "Куръ" не применялось).

То что в куриях работают "куры" - это лишь Ваше, Арсений, логическое предположение. А летописное подтверждение лишь "Куръ Олексии".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 28 ноя 2013, 22:12

Немного не так: выборные от курий у римлян назывались курионами (позже назначали чиновников-нотаров). Сами же граждане назывались квиритами. Есть много версий этимологии последнего слова. Я склоняюсь к варианту "уважаемые люди" (что почти равноценно варианту "старейшина"). То есть в раннее время Рима они были законодателями и исполнителями своих законов-решений. Это и от легенды, и от реальности.

"Каждое племя (триба) разделялось на 10 общин – курий под руководством курионов; в свою очередь каждая курия – на 10 родов (gentes) под руководством декурионов." (http://www.be5.biz/pravo/i014/122.htm )

"Учреждение нотаров и их коллегии создавалось, очевидно, по образцу Римского государства. Нотары – это старейшие чиновники папской канцелярии. Их часто применяли также для иных задач, в качестве посланников к римским императорам, визитаторов и чиновников следствия в гражданских и уголовных судебных процессах." (http://krotov.info/library/12_l/ay/st_3.htm )

"Как передают, веры этому рассказу прибавила находчивость одного человека, а именно: когда город был обуреваем тоской по царю и ненавистью к отцам, явил­ся на сходку Прокул Юлий и заговорил с важностью, хоть и о стран­ных вещах. "Квириты, — сказал он, — Ромул, отец нашего города, внезапно сошедший с неба, встретился мне нынешним утром. В бла­гоговейном ужасе стоял я с ним рядом и молился, чтобы не зачлось мне во грех, что смотрю на него, а он промолвил: "Отправляйся и возвести римлянам: угодно богам, чтобы мой Рим стал главой всего мира. А посему пусть будут усердны к военному делу, пусть ведают сами и потомству передают, что нет человеческих сил, способных противиться римскому оружию". И с этими словами удалился на небо". Удивительно, с каким доверием выслушали вестника, пришед­шего с подобным рассказом, и как просто тоска народа и войска по Ромулу была утолена верой в его бессмертие» (пер. В. М. Смирина)." (http://www.xliby.ru/istorija/istorija_rima/p9.php )

"Квириты – римские граждане, относящиеся к собственно гражданскому населению. Мы, правда, не знаем, обозначало ли это слово тех граждан, которые никогда не служили в армии; особые пометки Цезаря Диктатора могут навести на такую мысль, поскольку он называет своих мятежных солдат квиритами, и те чувствуют такой стыд от его слов, что немедленно идут каяться. Однако, между эпохой Гая Мария и эпохой Цезаря прошло много времени. Автор полагает, что во времена Гая Мария слово «квирит» относилось к заслуживающему уважения человеку." (http://book-online.com.ua/read.php?book=5296&page=139 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 29 ноя 2013, 18:54

Арсений писал(а):У римлян, скорее всего, курия тоже изначально была собранием старейшин. То есть обращение "Куръ" равнозначно обращению "старейшина"...

Арсений писал(а):выборные от курий у римлян назывались курионами (позже назначали чиновников-нотаров). Сами же граждане назывались квиритами.

Тем БОЛЕЕ, при чём тут "курия", если в ней был "курион", а не "куръ"?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 41