Куръ или кvръ Тмутороканя?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 17 окт 2013, 06:57

radivilow писал(а): забегая наперёд, скажу, что в чук.яз. даже семы или буквенного каркаса похожего на предложенное «КОВЁР» нет.
Не понимаю. Ведь именно чукотское "коврак" было, возможно, преобразовано в русское "ковёр". Ну а "круг" - он имеет лишь общие буквы "к" и "р" со словами "коврак" и "ковёр". В то же время, у слов "коврак" и "ковёр" общие - "ков...р". У родственных слов "ковёр" и "коврак" просто как бы разные окончания, как у "огонёк" и "огонь", "фонарик" и "фонарь".
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 17 окт 2013, 09:19

Арсен писал(а): в Тмуторокань - это коротко и понятно, слов мало, а в Константинополь - это надо долго объяснять

Если бы был предлог "в", то с этим "пространственным пределом" никто бы не спорил. В тексте же до куръ или до кvръ Тмутороканя. В первом случае речь о времени, но как покажу ниже, с перестановкой слов, во втором случае до правителя Тмуторокани, коим был кvръ Олексий. А уж где он в это время был в Константинополе ли или в Матархе контекст умалчивает. Сам кvръ был конечной точкой.

Арсен писал(а):если бы речь и вправду шла о Константинополе, то автор СПИ обязательно сказал бы что-то поясняющее про Константинополь в другом месте поэмы. Но этого - нет. Без смысла? Напротив, укор. Автор СПИ нам наглядно показал, что все эти рыскания в ночи в конечном счёте привели к поражению...

Как и писал выше "пространственным пределом" был сам кvръ Тмуторокани, а не его город. А где он в это время находился - неизвестно.

Арсен писал(а):И горький укор тоже ценен. Но беда в том, что этот смысл настолько глубоко запрятан, что я его НЕ ВИЖУ. Ну просто не понял, а перечитывать сто пудов высказываний на этом форуме, чтобы убедиться в истинности этого варианта, мне сложно.

Смысл в том, что именно Олег Гориславич, гореславный дед главного героя, был главным пособником того, что русский град был отвоёван у Руси.
Ольговичи ранее именовались не черниговские князья, а тмутороканские.

    "понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов." ( Татищев В.Н. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155 )
Ств две пары антитез в СПИ следует понимать так:

хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
и
два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону»

Испить шеломом Дон = выиграть;
Соответственно, "потерпеть поражение" = главу свою приложити = поискати града Тьмутороканя.

Если разбить топоним на два отдельных слова, то в алогичной антитезе всё встанет на свои места:

Два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьму тороканя (= несуществующего города подобные поговорки поискать ветра в поле, иголку в стоге сена и т. д.), а любо испити шеломомь Дону».

Арсен писал(а): Что "доспеть до куръ" и "дорыскать до куръ" имеют разные смысловые нагрузки - это ясно... А сможете ли Вы, опровергая эту грамматическую конструкцию, найти противоположные примеры, когда (глагол) до (место)? Ну типа: "Язык до Киева доведёт"? Эта поговорка не проходит, поколику она современная, а нужны примеры из древнерусских текстов.

Легко, даже не выходя за пределы СПИ:

    скочи влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ.

    Ты лелѣялъ еси на себѣ Святославли носады до плъку Кобякова

    Игорь мыслію поля мѣритъ отъ великаго Дону до малаго Донца

    Дѣвици поютъ на Дунаи — вьются голоси чрезъ море до Кіева
    .
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 17 окт 2013, 09:29

Арсений писал(а):Скорее всего "до жилья Тьмуторокани", так как согласно Фасмеру укр. ку́рíнь это "изба". "укр. ку́рíнь "изба", откуда польск. kureń "землянка, лачуга" (http://www.slovopedia.com/22/202/1636182.html )

Есть словосочетание "доспеть до куръ", есть "куръ (кvръ) Олексии" с несклоняемым титулом. Но если Вы говорите о избах, то форма будет склоняемой: мн.ч. род. пад., чего мы не видим в тексте.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 17 окт 2013, 10:56

Лемурий писал(а):Легко, даже не выходя за пределы СПИ


Я прошу меня извинить, я неправильно сформулировал задачку, потому она оказалась столь лёгкой и ненужной. Дело в том, что в глаголе обязательно должно присутствовать "до": ДО-текать, ДО-стигать, ДО-рыскивать, ДО-водить, и тогда уже по средневековой грамматике повторное "до" не нужно (повторюсь: речь идёт о месте, а не о времени). То есть нужны примеры не с одним, а сразу с двумя "до" (кто-то должен добраться до определённого места, а не до какого-то времени). Это гораздо сложнее. Такие найти можно?
Ну а сейчас - примеры из книги В.П.Тимофеева с единственным "до" в самом глаголе.
"Дотеку владыки архиерееви и помолюся ему"
"и доидохом реки великия зело"
"хотяхуть бо бьющиеся доити реки Донца"
"он же не дошед их возвратися"
"и не могшу достигнути града"
"неврежени доидохом Переяславля"
"И егда достиже Суздаля"
Он пишет также: "Даже известная пословица в древней форме была: "Языкъ Киева доведёть".
В.П.Тимофеев отвергает также на этой основе вариант А.Вельтмана 1833 года, который мало чем отличается от того, что предложил Арсений: "Не до кур или петухов, ...но до куръ, т.е. до дворов, до жилищ".
Ну а что касается существа вопроса, а не грамматики, наверно каждый остался при своём мнении. Даже если горький укор связан не с Немигой, а с Тмутороканью, то автор СПИ сказал бы об этом в другом месте, ведь не дед же виноват в шалостях своих внуков. Ну не знаю почему, но до меня такой тонкий укор в адрес Всеслава не доходит даже после раздумий, а мы хотим, чтобы он легко воспринимался на слух. Если до меня так туго доходит по моей вине - прошу меня простить.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 17 окт 2013, 15:45

Арсен писал(а):в глаголе обязательно должно присутствовать "до": ДО-текать, ДО-стигать, ДО-рыскивать, ДО-водить, и тогда уже по средневековой грамматике повторное "до" не нужно...

Интересное замечание. Давайте поищем: Грамматический анализ КИЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ:

"дошедше Горинки..." (Ипат.1140)

"доиде Игорева броду..." (Ипат.1160)

Ан, ЕСТЬ:

    "...до Бѣла города доидеши..." (Ипат. 1150)
    ---
    "...и доидоша до Снепорода..." (Ипат. 1187)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 17 окт 2013, 21:08

Можно, наверное, еще добавить, что ку́рíнь мог быть не просто избой, а местом исполнения священных обрядов и собраний (как у римлян).

"Деятельность курии достаточно многообразна. Ее можно довольно ясно представить себе. В источниках нет недостатка в упоминаниях о куриях. Древние дают этимологию слова от сига — забота, попечение (Varro, 11, VI, 46; Non Marc., I, 57M). Павел Диакон (curia) передал нам Фестово определение курии: «Курия — это место, где вершились общественные дела. Калабрской курией называется такая, где занимаются только сакральными делами. Куриями называются также части народа, на которые его разделил Ромул, числом 30 ... так что каждый в своей курии совершал священнодействия и справлял празднества...» Дионисий (II, 7) определяет курию как греческую фратрию и лох, греческими буквами изображая ее латинское название (kouria), так же, как и Плутарх (R., XX). И он говорит о них, как о местах собраний: это были помещения или участки с очагом, вокруг которых собирались на пиршества. В собраниях участвовали главы курии, курионы, вместе со жрецами (Dionys., II, 23). Вероятно, эти угощения можно рассматривать как видоизмененные общие трапезы членов курии или часть общекуриальных трапез.
В приведенных определениях говорится о куриях как об объединении людей, а также о месте (locus, estiatorion), где они собирались. Последнее можно понять двояко — как центр деятельности каждой курии в отдельности, так и их совокупности." (http://centant.spbu.ru/sno/lib/mayak/3-1.htm )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 18 окт 2013, 06:28

Ну если курень не вписывается по словоформе - зачем его рассматривать? Приведите для начала отрывки из древнерусских памятников, где это слово употребляется именно как "куръ".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Валерий Колесников » 18 окт 2013, 08:46

Арсений писал(а):Можно, наверное, еще добавить, что ку́рíнь мог быть не просто избой, а местом исполнения священных обрядов и собраний (как у римлян).

Наконец то в этом разделе появился комментарий близкий к истине. :!:
Я тоже считаю, что словосочетание «курь Тмутороканя» в данном отрывке следует перевести в такое понятие, как «курия» – curia образованное от латинских слов cum – вместе и vir – мужчина. В древности это был один из видов народных советов в итальянских городах-государствах, так называемая «куриатная комиция» – собрание мужчин-воинов, состоящее из 10 родов, а 10 курий составляли трибу, здание, в котором собирался Сенат. (Именно в римской республиканской курии был зарезан Юлий Цезарь.) В средневековой Западной Европе это был совет сеньора с его вассалами. Позднее в Венеции курия трансформировалась в такой орган государственного управления, как «Совет десяти».
Понятно что курень это не изба-светёлка. И если предположить, что Тмутаракань это Венеция то «курь», она же курия будет означать предположительно «старый дворец Дожей» (т.е. первый дворец Дожей, котрый располагался на островах Риальто), в котором на тот момент жил и правил «Великий Хресови» (реальный исторический персонаж). И к которому волком порыскал Всеслав за подмогой. Потому что своих сил не хватало чтобы удержать власть в метрополии.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 18 окт 2013, 13:27

Так понимаю "стрельба из пушек по воробьям" токмо начинается. Древнерусские примеры, господа латинисты, хотя бы ОДИН пример подобной словоформы и можете далее развивать версию.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Олег Гориславич aki кvръ Тмутороканя

Сообщение Лемурий » 18 окт 2013, 14:48

Как показал выше слово куръ употреблялось в древнерусских памятниках и при написании слова кvръ = византийский сановник. Именно византийским сановником Тмутороканя ( = кvръ ) и был с 1083 по 1094 гг гореславный герой СПИ Олег Святославич.

Вспомните его печать византийского наместника на греческом языке: Κ[ύρι]ε β[οή]θ[ει] Μιχήλ άρχοντ[ι] Ματράχ[ου] Ζιχίας και πάσης [Χ]αξαρί[ας] («Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии»), а также печать его жены: Κ[ύρι]ε β[οή]θ[ει] τη ση δούλη θεοθάνου άρχοντήσ[σ]η 'Ρωσίας τη Μουζαλονήσ[σ]η («Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе»).

Изображение
Печати Феофано Музалон: 1) экз. Эрмитажа; 2) экз. Берлинского музея.

Именно эти два византийских города Матарха и Росия были упомянуты в греко-генуэзских торговых договорах 1169 и 1192 гг.

    "Да смогут генуэзские корабли спокойно торговать во всех областях нашего владычества за исключением Росии и Матархи, если только моим Величеством не будет дано на это специального разрешения"
    (Договор Мануила Камнина 1169 года, ратифицированный 1192 годом).

Более того, образы обоих этих князей вошли в былинный цикл, связанный с чудесными перемещениями:

:arrow: см. Вольга Святославич ( Волх Всеславич ) (Поход в Индийское царство).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Олег Гориславич aki кvръ Тмутороканя

Сообщение Валерий Колесников » 18 окт 2013, 15:05

Лемурий писал(а):Вспомните его печать византийского наместника на греческом языке: Κ[ύρι]ε β[οή]θ[ει] Μιχήλ άρχοντ[ι] Ματράχ[ου] Ζιχίας και πάσης [Χ]αξαρί[ας] («Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии»), а также печать его жены: Κ[ύρι]ε β[οή]θ[ει] τη ση δούλη θεοθάνου άρχοντήσ[σ]η 'Ρωσίας τη Μουζαλονήσ[σ]η («Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе»).


Тогда остаётся выяснить где же находилась Хазария и Захия и Матрахи?
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Олег Гориславич aki кvръ Тмутороканя

Сообщение Лемурий » 18 окт 2013, 15:43

Валерий Колесников писал(а):Тогда остаётся выяснить где же находилась Хазария и Захия и Матрахи?

Там же где и раньше.

:arrow: см. Константин Багрянородный. Об управлении империей
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение radivilow » 18 окт 2013, 16:50

КУРИЯ – казачий КРУГ≈.
Уважаемый, Арсен, сравинивать слова: -рус.«ковёр»(даже «коврик») и след. рус. «круг»\\чук. «коврак»\ «каврак»-круг,объезжать(рус. «крюк») – нельзя. По той простой причине, что между «ковёр» и «круг» нет семантического моста, у этих понятий разная «техническая задача». Если Вы будете следить за логической инверсией – то сможете понять, как зародилось это понятие: -
рус. ------«КОВЁР»- покрывало, постель, подстилка (как культовый предмет).
1.Еврейск«KETHER»-корона, недостижимая чистота(1я сфира в дер.Сиферот)
Еврейск. -«КОШЕРная» - чистая (пища).(от предыдущего «огненной короны»
Рус.--------«КОСТЁР» - всеочищающий огонь (в виде короны)[след.ср. с 1м]
Рус. -------«КОЖУРА»-снимая её мы делаем пищу чистой (≈КОШЕРной)
Англ. ------«COVER»- покышка, КОЖУРА.
Рус. --------«КОВЁР» - покрышка, символ чистоты в жилище (его постоянно чистят. А земля (чук «черы чер»-земля, грязь, глина) и в дереве Сиферот – низшая сфира (нечистая, особенно ниже). Её по обычаю следовало застилать.
В СПИ это «папо лома» -подстилка (молитвенный коврик?), потому что в чук.яз. «папъё» -что л. Подтолкнутое, подстеленное (брезент напр.) +чук. «лым( лым») - запасное что-то.
Теперь перейдём на «КРУГ» к нашим «КУРИЯм». Версия ув. Арсена о происхождении слова «КУРИЯ» более подходящая чем версия ув. Валерия Колесникова. Нельзя возводить это слово к лат. «cum»- вместе.+ лат. «vir» - мужчина. (куда дели вибрант в центре?,а в ауслауте его нет, тем более и куда делся губно-губной «m»?). Предложенную версию можно сравнить со след.
Рус. «три УМ ВИРАт»- сборище (на троих?){с «КУРИЯ» не сравнимо}

Ср. рус. «КРУГ» -(в т.ч. и казачий К.)совещания всегда в КРУГУ друзей.
Рус.-----«КРУЖЕние» -(близкое)оКРУЖЕние.(заботой и лаской)
Рус. ----«ГОРОЖА» - ГРИДНИца, ГОРОДница, ГОРОД-оГОРОД.
Римск.-«КУРИЯ» - совет.(табуистичен)[издают законы\запреты]в узком кругу.
Чук.----- «КУРГУ»-избегать чего л. опасаять заразы(≈делать КРУГ)
Рус. -----«КОРДОн» -оГОРОЖА.
Укр. -----«КУРЕНЬ» - оГОРОЖЕнная возами единица войска.
Чук. ------«КОВРАН»-небольшая крепостца.
Однако, не могу принять версию ув. Лемурия: -«куръ Тмутороканя» -правитель. Всеслав достиг КУРЪ Тьмутороканя и перебежал дорогу великому Хрсови(вот это паравитель) .Как Всеслав (и зачем) назло ему(у нас дорогу перебегают только назло) – нехорошо с морально-этических позиций,достиг этих самых КУРЪ? Я не отказываюсь от версии с «басурменским огнём», должен же быть веский аргумент у Всеслава. Но вот ещё живую и интересную версию выдвинул Валерий Колесников. Я её поддержу, ещё и потому, что она моей не мешает. Всеслав рванул так далеко, чтобы заодно с добычей горючей жидкости (которую дома можно разбавлять с доступными жирами и маслами раст.) завербовать, втихую от великого куръ ≈ Олексия, его подданных для войска. Вот почему по ночам рыскал-таился. Почему непременно дальних (половцев)? Наверное, ближние, пока он сидел в порубе, были перевербованы. А дальние были не в курсе событий (не знали его шаткого положения).
На Чукотке, первые 3 года, мне довелось работать в геологоразведке бурильщиком на колонковом бурении. Потом уже Абрамович подогнал нефтеразведочную скважину к моему охотничьему шалашу. Мы меняли выловленную рыбу, икру на продукты и тесно общались с нефтяниками.
Ребята рассказывали, что часто нельзя было затампонированную скважину оставлять без охраны. Местные прорежут дырочку, чтобы качать газовый конденсат и, поэтому они специально врезали надёжный кран и сообщали ближайшим директорам совхозов, чтобы брали самотечный газовый конденсат (он похож на бензин и тогдашняя техника – грузовики работали на нём сносно)на халяву. И, чтобы обязательно закрывали кран.
Этим я хочу сказать: -тогда, когда ещё не было скважин в Тмуторокане и с дебетом было всё нормально –то выход лёгкой фракции на поверхность(солярового масла, с грязным бензином) вполне вероятен. Перевозить это можно было в глечиках с узким горлом (типа амфор). На одну вьючную, да и в тороках, можно было грузить до 50кг. Десять лошадей -500кг, сотня – 5 тонн. Представте, сколько можно боевых шереширов снарядить. Он же, наверное, Кыев удержать хотел.
Надо учитывать, что Тмуторокань – это город кочевников. В степи леса нет и жильё – это кибитки, юрты, шатры и шалаши. Основной бич таких поселений –это скапливающийся мусор. Поднакопив его основательно, кочевники сворачивают жильё и, чтобы не убирать и не возить мусор, как это делают наши горожане, переходят на другое удобное место. Вот почему первый корень от чук. «ТЫМнэ»-блуждать. Город менял дислокацию постоянно и его «КУРЕни» могли съезжаться и разъезжаться, когда надо. А в пустыне миражи (рефракция) –обычное дело. Отгадай, тебе мерещится или нет. Был тут, а сейчас там… Так и землю стали звать – Тьмутаракань (≈блуждающие терриконы).Кстати, известный брэнд «Сады Семирамиды» может иметь приземлённый статус.
Рус. «-СЕМИРА МИДЫ» -
чук.------------- «МАГЪЁ»-кладь.(каМЕННая кладка).
Рус.-------«пираМИДЫ»-каменная кладка.
Чук. «ЧЫМГЫРГЫн» - ореол, облачный круг вокруг луны.
Чук. -«ЧЕМЫРЪОлгын» - стружка, опушка головного убора.
В смысле «город мираж».
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 18 окт 2013, 23:02

radivilow писал(а):
Однако, не могу принять версию ув. Лемурия: -«куръ Тмутороканя» -правитель. Всеслав достиг КУРЪ Тьмутороканя и перебежал дорогу великому Хрсови(вот это паравитель) .Как Всеслав (и зачем) назло ему(у нас дорогу перебегают только назло) – нехорошо с морально-этических позиций...
Основной бич таких поселений –это скапливающийся мусор. Поднакопив его основательно, кочевники сворачивают жильё и, чтобы не убирать и не возить мусор, как это делают наши горожане, переходят на другое удобное место.


ОТЧЕГО БЫЛ ПОКИНУТ И ИСЧЕЗ С ЛИЦА ЗЕМЛИ ГОРОД ТМУТОРОКАНЬ?
Новая версия
Оттого, что в городе и его окрестностях за два тысячелетия его существования поднакопился мусор основательно, и жители решили свернуть жильё. В городе - самими жителями, в окрестностях города - кочевыми народами. Повлияли тут и чары морально неустойчивого Всеслава, накликавшего беду на город.


Ах вот кто всю степь нам изгадил,
За то мы зовём их "кощеи",
И бьём экологии ради
Кощеев вонючих по шеям.

Морально Всеслав неустойчив,
При свете Луны влез в дерьмо их,
Зачем-то бежал среди ночи
Сквозь степь через грязь и помои.

Правитель кур Тмуторокани
Всеславу был преданным другом,
Совет дал: "Пошёл-ка ты в баню,
Нам и без тебя очень туго!"

А позже, хоть очень нескоро,
Задушенный мусорной свалкой,
Погиб и покинут был город,
Мне города этого жалко!
Последний раз редактировалось Арсен 19 окт 2013, 08:31, всего редактировалось 1 раз.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 19 окт 2013, 07:41

Арсен писал(а):Ах вот кто всю степь нам изгадил,
За то мы зовём их "кощеи",
И бьём экологии ради
Кощеев вонючих по шеям.

Морально Всеслав неустойчив,
При свете Луны влез в дерьмо их,
Зачем-то бежал среди ночи
Сквозь степь через грязь и помои.

Правитель кур Тмуторокани
Всеславу был преданным другом,
Совет дал: "Пошёл-ка ты в баню,
Нам и без тебя очень туго!"

А позже, хоть очень нескоро,
Не выдержав мусорных свалок,
Погиб и покинут был город,
Мне города этого жалко!

Стих, однако, получился
Витиеват, но кособок.
Рифма не везде стремится
Сгладить угловатый слог.

Что касается Матархи
Ставшей свалкой кочевой,
То как мёртвому припарки,
Нету связи никакой.

Ведь нашли, когда копали,
Не куманский разный хлам
А гончарные издéлья
Византийских горожан.

Амформы большие с нефтью,
А не свалок стéпи вонь,
Чтоб всегда стоял на страже
Тайный "греческий огонь"!!!


Должно знать, что вне крепости Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть*.

Следует знать, что в Зихии, у места Паги, находящегося в районе Панагии, в котором живут зихи, имеется девять источников, дающих нефть, но масло девяти источников не одинакового цвета, одно из них красное, другое - желтое, третье - черноватое.

Да будет известно, что в Зихии, в месте под названием Папаги, близ которого находится деревня, именуемая Сапакси, что значит "пыль", есть фонтан, выбрасывающий нефть.

Должно знать, что там есть и другой фонтан, дающий нефть, в деревне по названию Хамух. Хамух же - имя основателя деревни, старика. Поэтому та деревня так и называется Хамух. Отстоят же эти места от моря на один день пути без смены коня.

Следует знать, что в феме Дерзина**, близ деревни Сапикий и Деревни по названию Епископий, имеется источник, дающий нефть.
------
Примечание:
* Актуальность и важность для Константина сведений о районах нефтедобычи объясняется тем, что нефть была составной частью "греческого огня" (см. гл. 13 и 48), применение которого не раз приносило победу имперскому флоту, в том числе во время византийского похода Игоря 941 г., незадолго до составления труда DA1. Константин указвает местами нефтедобычи Таманский полуостров и территорию Адыгеи, что подтвердают и сведения ал-Масуди (DA1. II. Р. 208), а также, вероятно, район Армении (если верно отождествление фем Дерзина и Цилиаперт

** Местность, известная также как Терцан, Дерган. Локализуется в Армении, между Келцином и феодосиуполем (Эрзерумом) (DA1. II. Р. 209).
-----
Константин Багрянородный. Об управлении империей гл. 53
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24070
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 48

cron