radivilow » 18 окт 2013, 16:50
КУРИЯ – казачий КРУГ≈.
Уважаемый, Арсен, сравинивать слова: -рус.«ковёр»(даже «коврик») и след. рус. «круг»\\чук. «коврак»\ «каврак»-круг,объезжать(рус. «крюк») – нельзя. По той простой причине, что между «ковёр» и «круг» нет семантического моста, у этих понятий разная «техническая задача». Если Вы будете следить за логической инверсией – то сможете понять, как зародилось это понятие: -
рус. ------«КОВЁР»- покрывало, постель, подстилка (как культовый предмет).
1.Еврейск«KETHER»-корона, недостижимая чистота(1я сфира в дер.Сиферот)
Еврейск. -«КОШЕРная» - чистая (пища).(от предыдущего «огненной короны»
Рус.--------«КОСТЁР» - всеочищающий огонь (в виде короны)[след.ср. с 1м]
Рус. -------«КОЖУРА»-снимая её мы делаем пищу чистой (≈КОШЕРной)
Англ. ------«COVER»- покышка, КОЖУРА.
Рус. --------«КОВЁР» - покрышка, символ чистоты в жилище (его постоянно чистят. А земля (чук «черы чер»-земля, грязь, глина) и в дереве Сиферот – низшая сфира (нечистая, особенно ниже). Её по обычаю следовало застилать.
В СПИ это «папо лома» -подстилка (молитвенный коврик?), потому что в чук.яз. «папъё» -что л. Подтолкнутое, подстеленное (брезент напр.) +чук. «лым( лым») - запасное что-то.
Теперь перейдём на «КРУГ» к нашим «КУРИЯм». Версия ув. Арсена о происхождении слова «КУРИЯ» более подходящая чем версия ув. Валерия Колесникова. Нельзя возводить это слово к лат. «cum»- вместе.+ лат. «vir» - мужчина. (куда дели вибрант в центре?,а в ауслауте его нет, тем более и куда делся губно-губной «m»?). Предложенную версию можно сравнить со след.
Рус. «три УМ ВИРАт»- сборище (на троих?){с «КУРИЯ» не сравнимо}
Ср. рус. «КРУГ» -(в т.ч. и казачий К.)совещания всегда в КРУГУ друзей.
Рус.-----«КРУЖЕние» -(близкое)оКРУЖЕние.(заботой и лаской)
Рус. ----«ГОРОЖА» - ГРИДНИца, ГОРОДница, ГОРОД-оГОРОД.
Римск.-«КУРИЯ» - совет.(табуистичен)[издают законы\запреты]в узком кругу.
Чук.----- «КУРГУ»-избегать чего л. опасаять заразы(≈делать КРУГ)
Рус. -----«КОРДОн» -оГОРОЖА.
Укр. -----«КУРЕНЬ» - оГОРОЖЕнная возами единица войска.
Чук. ------«КОВРАН»-небольшая крепостца.
Однако, не могу принять версию ув. Лемурия: -«куръ Тмутороканя» -правитель. Всеслав достиг КУРЪ Тьмутороканя и перебежал дорогу великому Хрсови(вот это паравитель) .Как Всеслав (и зачем) назло ему(у нас дорогу перебегают только назло) – нехорошо с морально-этических позиций,достиг этих самых КУРЪ? Я не отказываюсь от версии с «басурменским огнём», должен же быть веский аргумент у Всеслава. Но вот ещё живую и интересную версию выдвинул Валерий Колесников. Я её поддержу, ещё и потому, что она моей не мешает. Всеслав рванул так далеко, чтобы заодно с добычей горючей жидкости (которую дома можно разбавлять с доступными жирами и маслами раст.) завербовать, втихую от великого куръ ≈ Олексия, его подданных для войска. Вот почему по ночам рыскал-таился. Почему непременно дальних (половцев)? Наверное, ближние, пока он сидел в порубе, были перевербованы. А дальние были не в курсе событий (не знали его шаткого положения).
На Чукотке, первые 3 года, мне довелось работать в геологоразведке бурильщиком на колонковом бурении. Потом уже Абрамович подогнал нефтеразведочную скважину к моему охотничьему шалашу. Мы меняли выловленную рыбу, икру на продукты и тесно общались с нефтяниками.
Ребята рассказывали, что часто нельзя было затампонированную скважину оставлять без охраны. Местные прорежут дырочку, чтобы качать газовый конденсат и, поэтому они специально врезали надёжный кран и сообщали ближайшим директорам совхозов, чтобы брали самотечный газовый конденсат (он похож на бензин и тогдашняя техника – грузовики работали на нём сносно)на халяву. И, чтобы обязательно закрывали кран.
Этим я хочу сказать: -тогда, когда ещё не было скважин в Тмуторокане и с дебетом было всё нормально –то выход лёгкой фракции на поверхность(солярового масла, с грязным бензином) вполне вероятен. Перевозить это можно было в глечиках с узким горлом (типа амфор). На одну вьючную, да и в тороках, можно было грузить до 50кг. Десять лошадей -500кг, сотня – 5 тонн. Представте, сколько можно боевых шереширов снарядить. Он же, наверное, Кыев удержать хотел.
Надо учитывать, что Тмуторокань – это город кочевников. В степи леса нет и жильё – это кибитки, юрты, шатры и шалаши. Основной бич таких поселений –это скапливающийся мусор. Поднакопив его основательно, кочевники сворачивают жильё и, чтобы не убирать и не возить мусор, как это делают наши горожане, переходят на другое удобное место. Вот почему первый корень от чук. «ТЫМнэ»-блуждать. Город менял дислокацию постоянно и его «КУРЕни» могли съезжаться и разъезжаться, когда надо. А в пустыне миражи (рефракция) –обычное дело. Отгадай, тебе мерещится или нет. Был тут, а сейчас там… Так и землю стали звать – Тьмутаракань (≈блуждающие терриконы).Кстати, известный брэнд «Сады Семирамиды» может иметь приземлённый статус.
Рус. «-СЕМИРА МИДЫ» -
чук.------------- «МАГЪЁ»-кладь.(каМЕННая кладка).
Рус.-------«пираМИДЫ»-каменная кладка.
Чук. «ЧЫМГЫРГЫн» - ореол, облачный круг вокруг луны.
Чук. -«ЧЕМЫРЪОлгын» - стружка, опушка головного убора.
В смысле «город мираж».
Radivilow