Куръ или кvръ Тмутороканя?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение radivilow » 23 окт 2013, 21:13

«А самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева…» -так в тексте несколько раз повторяется, что из Киева ночью Всеслав совершал свои набеги. Вся беда в том, что у исследователей после понятия «ночь» ассоциативно (по умолчанию) в голове стоит понятие «утро», вот и взялись утренние куры\петухи. Если Всеслав сидел в Тмуторокане, «Дорыскаше до куръ Тмуророканя». (он рыскал в поисках вотчевицы [«…одевицю себе любу…»]= ≈ «*отче бытие»искал(реконструировано мной, потому как чук. «оче вак»[чук. «оче»-начальник, «вак» -быть, находиться, сидеть.]Вот и допрыгал до звания «куръ Тмутороканя». Автору, наверно, видней, что он так его назвал. В ряду всех «куръ», предложенных исследователями это, на мой взгляд, самая рабочая версия и уважаемый Лемурий прав со своим несклоняемым упрямством, только мне не совсем понятно – куръ Тмутороканя - Всеслав, а никто этому не рад, что-ли?
Уважаемый, Арсен, в компаративистике самое важное- это поставить рядом правильно сравниваемую пару слов, следующее, третье, образует уже другую пару. Значения предлагаемых для сравнения сем не должны выходить за рамки безусловного опорного признака. Т.е. – значение должно быть одно и то же (тождество=то же действо), даже если значения немного расширяются или сужаются. Мой сравнительный столбец показывает развитие семы от простого к сложному(что и Вы просите). Слова «ковыль» и «ковать» - нельзя сравнивать и ставить рядом по причине разности значений, на первый взгляд.
Рус. «КОВЫль» - травянистое растение с пушистыми белыми метёлками.ср.→
Укр. -«ХВИЛi» - волны. «Горами хвилi пiдийма…» -песня.
Чук. --«*ВУӅВЫ НИӅЮк»-раскачиваться из стороны в сторону.(из 1+1сложение
Рус.-«КОВЫЛЯть» -раскачиваться из стороны в сторону.(КОВЫЛЬ=трава раскачивается)
Однако, если мы будем плясать от прасемы-то поймём – происхождение может иметь родственные корни (хоть сравнивать, повторюсь, их; «ковать» и «ковыль»[похожее на «коваль»-кузнец] врядли целесообразно.
Чук.-- «КЭВЭ КЭЙ»-холмик, бугорок, шерохоховатость, неровность.(≈волна)
Рус.«заКАВЫ КА» -КАВЫчка.-препона↑ср.
Чук. –-«КААӆгын»- торос, неровность. шероховатость.(≈рус. «КОВЫльный»-волнующаяся степь)
Чук. ---«КААтвые»-состроганый, сровненный.(КОВАль КУЁт равняет металл.)
чук. ---«КАВЭты» - делать удобным, удобно.
Рус. ---«КОВАТЬ» - делать удобной метал.заготовку.
Слово «ков бой» не берём во внимание, оно несравниваемо.
Уважаемый, Лемурий, Вы писали, что Всеслав в «Слове» - это образ антихриста, зачем же Вы отказываете ему в таком тяжком грехе, каким является жестокое обращение с животными, в частности с коньми, что для народа того времени было сущим злодейством. Не знаю, Ваша ли это версия – «клюки» =священники, однако, учитывая, что в тексте другие священники, кроме Бояна, не упомянуты, притянуть их, когда Всеславу не до святых отцов вовсе, трудно. «Не верю!» (знаете)
Это слово в СПИ встречается дважды. 1раз:- «Князю Игорю не быть КЛИКну!» от чук. «КЫӅЕК» - погоня.(родств. рус «К*ЛИК»-крик-им погоняют.)
,др.рус. «КЛИКнуша»-погнать полки (полки погнали врагов КЛИКнуша на них)
Франц. «GALLE» - покрик кавалериста.
Чук.-----«ҚУӅИ ҚУӅ» - ГОЛОс.
Чук.-----«ҚУӅИк» -голос (рус. КЛИК≈КЛИЧ).
А второй раз здесь. Всеслав, когда выпал жребий (такой счастливый) и он КЛИКОм (ГАЛЯКами – АЛЯ! АЛЯ! Подпарил(пiдпари усё) ≈наКОНие (конницу[экипаж?] скоча к граду Кыеву. (куда тут в торопях священников вставить?)ему скорее ударить посохом во власть.
СПИ – «оКОНи» -?
Чук. -«гаКАНЬЁ» -то на чём едут-упряжка, КОНЬ, экипаж.
Чук.----«КЫНОт» - верх, макушка (франц. «КАНОтье» -шляпа≈КОННИца.)
Рус. --- -«КНЕС» -КНЯзёк-верх (КНЯЗЬ≈КОННИк, КОННЫй на КОНУ сидит)
Где-то я слышал: - настоящий учёный не должен быть слишком религиозен, иначе он будет как агент влияния. Сочувствую.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение radivilow » 23 окт 2013, 21:55

«…тому в Полоцк!!!»- Валерий Колесников, Вы подаёте надежды, браво!
«Гзакъ бежитъ серым волком,(впереди) Кончакъ ему следъ, - правитъ к Дону Великому.»-похожее место.≈Овлур трусит Игорю стюдёну росу.
«…великому Хрсови путь (надо читать)ПРИрыскаше(проложил скача волком вПЕРЕди=ПРЕ[ди]) тому в Полоцк, ѣ (тогда ещё) позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ (раскатал губы уже и) въ Кыеве звон слышал.(мнил себя снова на правлении в Кыеве).
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 23 окт 2013, 22:29

Валерий Колесников писал(а): У этого события есть исторические свидетельства.

Вот это самое главное. Остальное - на мой взгляд, какой-то непонятный домысел, кроме двух копеек - есть исторические свидетельства, что двухкопеечные монеты действительно в своё время использовались для передачи важных сообщений по телефонам-автоматам.
Ну так дайте пожалуйста нам авторитетные источники, в которых содержатся исторические свидетельства, а потом уже без особых усилий можно будет поправить перевод СПИ с учётом этой важной полезной информации.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 23 окт 2013, 23:35

radivilow писал(а):«…тому в Полоцк!!!»- Валерий Колесников, Вы подаёте надежды, браво!

Да как бы есть отличие древнерусских окончаний от итальянских, а тем паче чукотских: буковка "Ъ" после согласных в конце слова -Полотьскъ.

radivilow писал(а):... позвониша заутренюю рано у святыя Софеи въ колоколы, а онъ (раскатал губы уже и) въ Кыеве звон слышал.(мнил себя снова на правлении в Кыеве).

Как не странно, но по синтаксическому разбору такой вариант приемлем. т.е. звон колоколов Софии Полоцкой, он всю оставшуюся жизнь воспринимал как звон Софии Киевский и снова на киевском княжении себя мнил.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Konrad » 24 окт 2013, 00:02

Уважаемый Лемурий, я повторно и настоятельно прошу в разговоре со мной обходиться без данной замусоленной цитаты, без разницы, аутентична она или является анекдотом в пушкинском понимании сего слова. Надеюсь, что просьба моя будет услышана.

В первоисточниках нет ни портов, ни городов - а есть области в греческом и латинском вариантах. Очень жаль, что Вы не отличаете первоисточник от трактовки. Смотрите тексты договоров. Если Вы заметили, я процитировал их оригиналы, а не "переводы".

Увы, в Тмуторокани - петухи...

Смотрите по слову архонт у Бибикова греческие надписи на печатях архонтов Андрея-Всеволода Ярославича, Владимира Всеволодовича Мономаха, Давыда Игоревича, Ростислава Владимировича (или Мстислава Изяславича) и Мстислава-Андрея Всеволодовича (или Мстислава Изяславича, или Мстислава Святополчича). Которые никак не наместники. И Святослава Хороброго - самого блистательного князя Руси, об отрубленной и осверненной кочевниками голове которого грустят Боян и Ходына, - архонтом именовали. И отца его Игоря: «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Читайте Бибикова, читайте. Ведущий академический византолог Российской Федерации, единственный специалист по ономастике, терминологии и т.д. У него, кстати, хорошо видно, где еще так писалось слово Русь, как на печати Феофано. И что означало.

А вот мать Святослава, Ольга:

Девятого сентября, в четвертый день [недели],состоялся прием ... по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом.

Выйдя снова через Анадендрарий и Триклин кандидатов, а также триклин, в котором стоит камелавкий и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую Руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом.

В Триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирнымидинисийскими тканями, а на нем — большой трон василевса Феофила, сбоку же — золотое царское кресло. За ним же, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий,ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах. Деспина между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка — на кресло. И [тогда] вступил весь кувуклий и были введены препозитом и остиарием вилы: вила первая — зосты, вила вторая — магистратиссы: вила третья — патрикииссы,вила четвертая — протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая — прочие протоспафариссы, вила шестая — спафарокандитатиссы,вила седьмая — спафариссы, страториссы и кандидатиссы.

Итак, лишь после этого вошла архонтисса, введенная препозитом и двумя остиариями. Она шла впереди, а родственные ей архонтиссы и наиболее видные из ее прислужниц следовали за ней, как и прежде было упомянуто. Препозит задал ей вопрос как бы от лица августы, и, выйдя, она [снова] присела в Скилах.

Деспина же, встав с трона, прошла через Левсиак и Трипетон и вошла в Кенургий, а через него — в свой собственный китон. Затем тем же самым путем архонтисса вместе с ее родственницами и прислужницами вступила через [Триклин] Юстиниана, Лавсиак и Трипетон в Кенургий и [здесь] отдохнула.

Далее, когда василевс с августой и его багрянородными детьми уселись, из Триклина Кенургия была позвана архонтисса. Сев по повелению василевса, она беседовала с ним, сколько пожелала.

В тот же самый день состоялся клиторий в том же Триклине Юстиниана. На упомянутый выше трон воссели деспина и невестка.Архонтисса же стояла сбоку. Когда трапезит по обычному чину ввел архонтисс и они совершили проскинесис, архонтисса, немного наклонив голову, села к апокопту на том же месте, где стояла, вместе с зостами, по уставу.Знай, что певчие — апостолиты и агиософиты, присутствовали на этом клитории, распевая василикии.Разыгрывались также и всякие театральные игрища.

В Хрисотриклине [в то же время] происходил другой клиторий, где пировали все послы архонтов Росии, люди и родичи архонтиссы и купцы. [После обеда] получили: ее анепсий — 30 милиарисиев,8 ее людей — по 20 милиарисиев, 20 послов — по 12 милиарисиев, 43 купца — по 12 милиарисиев, священник Григорий — 8 милиарисиев, 2 переводчика — по 12 милиарисиев, люди Святослава — по 5 милиарисиев, 6 людей послов — по 3, переводчик архонтиссы — 15 милиарисиев.

После того как василевс встал от обеда, состоялся десерт в Аристирии, где стоял малый золотой стол, установленный в Пентапиргии.

На этом столе и был сервирован десерт в украшенных жемчугом и драгоценными камнями чашах.

Сидели [здесь] василевс, Роман — багрянородный василевс, багрянородные их дети, невестка и архонтисса. Было вручено: архонтиссе в золотой, украшенной драгоценными камнями чаше 500 милиарисиев, 6 ее женщинам — по 20 милиарисиев и 18 ее прислужницам — по 8 милиарисиев.

Восемнадцатого октября, в воскресенье, состоялся клиторий в Хрисотриклине. Василеве сидел [здесь] с росами. И другой клиторий происходил в Пентакувуклии св. Павла, где сидела деспина с ее багрянородными детьми, с невесткой и с архонтиссой. И было выдано: архонтиссе 200 милиарисиев, ее анепсию — 20 милиарисиев, священнику Григорию 8 милиарисиев, 16 ее женщинам — по 12 милиарисиев, 18 ее рабыням — по 6 милиарисиев, 22 послам — по 12 милиарисиев, 44 купцам — по 6 милиарисиев, 2 переводчикам — по 12 милиарисиев.


И она не жена "наместника". Упс.

А вывод прост. И беспощаден. Роль Олега как наместника, его зависимость от Византии, город Росия - историографические миражи. Они додуманы, а не содержатся в источниках.

Предлог в каких списках сей фразы есть? Он же явно лишний по смыслу.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 24 окт 2013, 06:51

Konrad писал(а):Если Вы заметили, я процитировал их оригиналы, а не "переводы".

Извините, Konrad, но не заметил в Ваших постах по этой теме ни одного слова на греческом или латыни. Ссылку с цитатой этого места из обоих вариантов договоров уже давал. Покажите пожалуйста почему у всех переводчиков города, а у Вас страны.

Konrad писал(а):Увы, в Тмуторокани - петухи...

Чем тмутороканские петухи лучше петухов полоцких. Волкодлаки курами как лисы не питаются. Дорыскать ДО куръ Тмутороканя -это о цели путешествия, а не о времени: "доспеть до куръ".

На остальные пункты отвечу позже... нужно материалы по этой теме поднять.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 24 окт 2013, 10:02

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Если Вы заметили, я процитировал их оригиналы, а не "переводы".

Извините, Konrad, но не заметил в Ваших постах по этой теме ни одного слова на греческом или латыни. Ссылку с цитатой этого места из обоих вариантов договоров уже давал. Покажите пожалуйста почему у всех переводчиков города, а у Вас страны.

Konrad писал(а):Увы, в Тмуторокани - петухи...

Чем тмутороканские петухи лучше петухов полоцких. Волкодлаки курами как лисы не питаются. Дорыскать ДО куръ Тмутороканя -это о цели путешествия, а не о времени: "доспеть до куръ".

На остальные пункты отвечу позже... нужно материалы по этой теме поднять.

У Конрада слово "переводы" взято в кавычки. Следует различать действительно добросовестные переводы и "переводы", в которых "переводчики" допускают разные вольности. Следует говорить не о греческом, а о среднегреческом языке, он отличается от греческого, среднегреческий текст труден для чтения даже для человека, хорошо владеющего греческим. Но если тексты будут приводиться на форуме на среднегреческом и латинском языках, то большинство участников форума их просто не будут читать.
О том, чем питаются волки и лисы, читайте в ответах мэйл-ру. Что курица - это любимое лакомство лисицы, которая готова полезть за ней в курятник - это скорее из сказок, на самом же деле лиса скорее в деревне съест крысу. В действительности курятина - это мясо, а потому курицу съедят и волк, и лиса. Правда, волки охотятся стаями, и потому их объекты чаще крупнее, но волкодлак - это не стая волков, потому он не побрезгует курицей.
Непонятно, почему в Вашем тексте "ДО" написано большими буквами. Это что, выделение слова, подчёркивание? Но ведь если речь о ЦЕЛИ, а не о ВРЕМЕНИ, то "ДО" вообще не обязательно, в тот период лишь происходил процесс перехода от беспредложной к предложной форме, и часто "ДО" пока ещё не писалось, как и в пословице "Языкъ Киева доведёть". И непонятно, почему "дорыскать до куръ" - это о цели, а "доспеть до куръ" - о времени. Но самое непонятное - как это Всеслав мог дорыскать до должностного лица кура Тмутороканского? Может быть, в волчьей шкуре ворвался в его жилище в час ночной, разбудил, и жутко его тем самым напугал? Не похоже. Или прибежал к нему днём? Но он этого сделать не мог, поколику колдовские чары днём уже не действуют.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 24 окт 2013, 16:28

Арсен писал(а):...волкодлак - это не стая волков, потому он не побрезгует курицей.

А что тмутороканские куры вкуснее полоцких? Или куры токмо в Тамани водились?

Арсен писал(а):если речь о ЦЕЛИ, а не о ВРЕМЕНИ, то "ДО" вообще не обязательно, в тот период лишь происходил процесс перехода от беспредложной к предложной форме, и часто "ДО" пока ещё не писалось, как и в пословице "Языкъ Киева доведёть".

Потому и большими, чтобы к этому вопросу не возвращаться:

    "...до Бѣла города доидеши..." (Ипат. 1150)
    ---
    "...и доидоша до Снепорода..." (Ипат. 1187)

Арсен писал(а): И непонятно, почему "дорыскать до куръ" - это о цели, а "доспеть до куръ" - о времени.

Из русского языка. Поспеть до ... - о времени. А дорыскать до ... - о цели.

Арсен писал(а):Но самое непонятное - как это Всеслав мог дорыскать до должностного лица кура Тмутороканского?

Первое сообщение этой темы. Читайте как писали кvръ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 24 окт 2013, 16:35

Konrad писал(а):Смотрите по слову архонт у Бибикова греческие надписи на печатях архонтов Андрея-Всеволода Ярославича, Владимира Всеволодовича Мономаха, Давыда Игоревича, Ростислава Владимировича (или Мстислава Изяславича) и Мстислава-Андрея Всеволодовича (или Мстислава Изяславича, или Мстислава Святополчича).

Мы этот вопрос уже разбирали здесь. Вы так и не ответили.

Konrad писал(а):город Росия - историографические миражи. Они додуманы, а не содержатся в источниках.

    "..в 8-й секции VI климата, рассказывая о "Зловонной земле", ал-Идриси говорит:
    "Один ее рукав (кисм) течет до города Матраха и впадает в море между ним и городом Русийа. Что касается второго рукава, то он спускается от земли булгар и течет на юго-восток до земли хазар и впадает за Исилем в море ал-Хазар...

    ...от Трапезунда вдоль восточного побережья моря до города Русийа, лежавшего на берегу Керченского пролива (в 6-й секции VI климата)"

    -------
    Коновалова И.Г. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА в сочинении ал-Идриси
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 24 окт 2013, 17:51

Лемурий писал(а):
Арсен писал(а):.А что тмутороканские куры вкуснее полоцких? Или куры токмо в Тамани водились?

...Потому и большими, чтобы к этому вопросу не возвращаться:

...Из русского языка. Поспеть до ... - о времени. А дорыскать до ... - о цели.

Первое сообщение этой темы. Читайте как писали кvръ.

О вкусе кур я вопрос не ставил. Я только хотел, чтобы Вы не спешили с утверждениями типа: "Волкодлаки курами как лисы не питаются." Хотя, с другой стороны, я понимаю, что эта фраза не несёт большой смысловой нагрузки, и потому её можно было бы не критиковать, ограничившись замечанием, что речь идёт о времени, а не о том, чем накормить волкодлака.
Наличие "ДО" - это аргумент в пользу "о времени", поскольку если речь о цели - то возможно как "дорыскать" (без до), так и "дорыскать до". Но это, конечно, не главный критерий, поскольку "дорыскать до ...(цели)" - возможное словосочетание. Ну не будем к этому возвращаться, уже говорили.
Насчёт "из русского языка" - неточный ответ, поскольку речь о древнерусском языке. Вы здесь пользуетесь редкостью обоих слов - "дорыскать" и "до петухов". Из-за редкости этих слов гугли и яндекс не дадут нам множества ответов, да и те, которые есть - в основном пережёвывание спорной фразы из СПИ. Следовательно, утверждение является непроверяемым. Но можно редкие слова заменить частыми. Например, "дойти до утра" - это уже чаще. Яндекс нашёл 83 точных ответа. Следуя Вашей логике, словосочетание "дойти до утра" - это о ЦЕЛИ, а не о ВРЕМЕНИ. Возможно даже предположить, что "утр" - это какой-то современный сановник.
А в первом сообщении этой темы нет ответа на поставленный мной вопрос: испугал ли Всеслав куръ Тмутороканя, разбудив его ночью и представ перед ним в волчьем обличии.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Валерий Колесников » 24 окт 2013, 20:46

Арсен писал(а):
Валерий Колесников писал(а): У этого события есть исторические свидетельства.

Вот это самое главное. Остальное - на мой взгляд, какой-то непонятный домысел, кроме двух копеек - есть исторические свидетельства, что двухкопеечные монеты действительно в своё время использовались для передачи важных сообщений по телефонам-автоматам.
Ну так дайте пожалуйста нам авторитетные источники, в которых содержатся исторические свидетельства, а потом уже без особых усилий можно будет поправить перевод СПИ с учётом этой важной полезной информации.

Прежде чем дальше продолжать эту тему. Надо определиться с главными героями. Кто есть кто. Начнем издалека. Так как на форуме проскакивала мысль что Великий Хресови м.б. Олег Гориславличь. Нам надо определиться подходит ли эта кандидатура. В песне есть два ярко выраженных экскурса в прошлое. В первом главный герой Олег Гориславличь, во втором Всеслав Чародей и некий Великий Хресови. Значит оба экскурса разделены хронологически, те события описываемые в них происходят в разные века. И Олег Г. не мог пересекаться с В. Хресови. Может быть, для кого то это не аргумент, но мы на время пока забудем про Олега Г.
Теперь обратимся к В. Хресови. В традиционных, хрестоматийных комментариях слово «Хръсови» заменено конъектурой «Хорс». Откуда в научных изданиях взялся этот Хорс? Как правильно отметил А. Лаврухин в своей заметке «Академические «подновления» в СПИ»: «Примечательно, что текст Екатерининской рукописи «Слова» в академических изданиях советского периода дан с некоторыми «подновлениями» без указания на таковые. К примеру, в Екатерининской копии написано «хръ сови», а в издании 1960 года АН СССР (ред. Д. С. Лихачёва) «Хръсови». Эти сделанные учёными исправления сразу же порождают имя языческого бога Хорса и убирают всякие возможные мысли о параллелях отдельно написанного «хръ» с очень похожим буквенным обозначением имени Христа на православных иконах и камнях».
В моём же понимании «Великий Хресови» – это не какой-то пресловутый бог Солнца – Хорс, которому Всеслав «дорогу перебегал», как трактуется в традиционных изданиях, а весьма конкретный и знаменитый исторический персонаж. Это Великий Аттила наречённый в народе «бич Божий» или «божья кара» – именно он и есть «Хресови». В то время говорили, что он выполз на свет как, будто из преисподней «сын Дьявола, посланный в наказание за грехи». В Тмутараканьскую (Венецианскую) курию, где на тот момент правил Аттила, Всеслав-«чародей» прибыл за помощью для борьбы с христианской оппозицией, основные силы которой были на тот момент ею были собраны в Полоцке. Одно дело было захватить верховную власть в столице, но совершенно другое дело удержать эту власть в стране и сделать её легитимной. Значит, последнее предложение этого фрагмента будет выглядеть следующим образом: «великому Хръсови влъком путь прерыскаше тому в Полотск». Окончание фразы, «тому в Полотск», явно относится к великому Хръсови, которому Всеслав указывал короткую и безопасную дорогу, т. е. сопровождал его, чтобы на пути их следования не возникало каких-либо эксцессов и недоразумений с местными князьками. Затем им совместными усилиями удалось окончательно разгромить в Полоцке христианскую оппозицию, состоящую из недовольных его правлением русских князей. При этом сам город был безжалостно разрушен и опустошён, фортификационные сооружения затем были срыты. Церкви и храмы в городе были разграблены и осквернены воинами Аттилы, так что Всеслав не мог слышать никакого мелодичного колокольного звона в Киеве из Полоцкого Софийского собора, якобы зовущего его к заутренней службе, потому что, скорее всего, на тот момент там раздавался надрывный погребальный набат. Впоследствии город возродился уже на новом месте, и остатки храма, которые выдают за ту самую Полоцкую Святую Софию (в которой Всеслав якобы слышал звон) находятся в «новом» Полоцке.
Всеслав же прекрасно осознавал, что своей дружины ему явно не хватит для взятия Полоцка и расправы с непримиримой оппозицией, и знал, что не помогут ему в этом деле даже его черные колдовские чары. Вот он и обратился за помощью к своему единоверцу и верному союзнику Великому Хресови – он же Аттила. Аттила – талантливый полководец и опытный дипломат, который объединил разрозненные племена гуннов в единый кулак. Он поставил себе цель подчинить всю Западную Европу. В качестве своей столицы Аттила выбрал недавно захваченную его войсками жемчужину Средиземноморья – Венецию (Тмутаракань). Туда-то, в курию Тмутараканя (дворец Дожей), где в бывшем республиканском собрании этого города-государства и разместилась постоянная резиденция Великого Аттилы, волком и порыскал Всеслав к будущему своему господину (сюзерену), чтобы заручиться его поддержкой.
К сожалению, русские летописи ничего не сообщают нам о трагических событиях, произошедших в Полоцке в тот период. Тщательно переписанные и отредактированные в XVII и XVIII веках, такой ереси они уже не допускали. А вот в одном из самых популярных западноевропейских памятников, в германском эпосе – «Саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском» эти события косвенно нашли своё отражение. В ней есть описание того, как тот самый Тидрик подбивает Аттилу отомстить некоему Вольдемару (возможно Владимиру Святославличу) за его недавнюю победу. «Собрав 20 тысяч рыцарей, идёт Аттила на Полоцк. Осадил он город тремя отрядами. Три месяца длится осада. И предложил Тидрик: сам я останусь осаждать, а ты Аттила иди на Русь за добычей, незачем нам всем сидеть у города. Но Аттиле не захотелось одному идти воевать, и решили они, что на Русь пойдёт сам Тидрик. И приходит Тидрик под Смоленск и обложил его. Спустя шесть дней туда же приходит Вольдемар (Владимир Святославович) с войском и начинается сеча, и наносит смертельный удар Тидрик самому Вольдемару, и побежали русские. Два дня ловили и убивали их кого только могли найти. А Аттиле всего три дня спустя после ухода Тидрика удалось взять Полоцк, перебив много людей и взяв богатую добычу. После этого сравняли город с землёй».
Все эти события в какой-то мере подтверждаются археологическими изысканиями в том районе. «В 2004 году на поле, прилегающем к территории современного микрорайона Полоцка – Заполотья, – был открыт и исследован культурный слой XI–XII столетий на площади не менее 21 гектара. В результате раскопок, проведенных в течение нескольких сезонов, были обнаружены материалы, позволяющие заключить, что древний Заполоцкий посад простирался в западном направлении вдоль Двины на расстояние 1300 метров от Верхнего замка. Примерно на такое же расстояние на восток вдоль Двины простиралась граница Великого посада. На западной окраине Заполоцкого посада существовал природный холм с мощным культурным слоем (современное местное название «гора»). И хотя он был срыт под карьер в 1972 году, культурный слой сохранился в переотложенном виде и был исследован в 2004 году.
На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о существовании военного форпоста, а, возможно, и ещё одного городища на западной окраине Полоцка. В 12 веке полочане покинули западную часть Заполоцкого посада. С тех пор вплоть до наших дней она остаётся не заселённой. Второй этап существования Заполоцкого посада в новых границах датируется первой половиной века, когда был снова выкопан глубокий ров, в нём оборудован частокол и насыпан высокий вал» .
(Дук Д. Камни из саги о Тидрике Бернском: новое измерение археологии Полоцка // Родина. 2006. № 10.)
Внимательно анализируя эти обстоятельства, можно предположить, что никакого Софийского собора в Полоцке на тот период не было и в принципе не могло быть. Хотя в наше время вам там покажут макет собора и якобы чудом уцелевшую древнюю аспиду, оставшуюся от некой старинной церкви домонгольского периода, которую сейчас и выдают за остатки храма Святой Софии. Софийский собор – это, прежде всего, грандиозное, мегалитическое сооружение, и иметь подобный кафедральный собор – прерогатива крупных столичных городов, таких как Киев, Новгород, Константинополь, Среднец (средина), впервые названный Софией в 1376 году болгарским царём Иваном Шишманом (Страшимиром). А Полоцк – это всего лишь небольшой, периферийный город-крепость, грамотно выбранный в военно-географическом плане и хорошо укреплённый форпост на пути вероятного противника к древнему приморскому торжищу на Балтике. Здесь, в устье реки Вины, с давних времён проживали и вели посредническую торговлю легендарные бьярмы (финно-угорское племя). Как показал А. Л. Никитин в «Королевской саге» (http://lib.rus.ec/b/119818/read), именно туда, в Биармию, ходили викинги в свои разбойничьи походы за золотом, серебром и мехами. Периодически они разграбляли при этом священный для бьярмов янтарный храм Йомалы (Юрмала). Со временем на том торжище возник город Рига, который впоследствии захватили крестоносцы Тевтонского ордена. Полоцк защищал этот морской порт с суши, закрывая проход боевых насадов по Западной Двине, а в мирное время он выполнял функцию таможенного поста для торговых караванов (археологи обнаружили там в большом количестве торговые пломбы и вислые печати владельцев товаров). Крайне благоприятным обстоятельством для полоцкой земли была также близость верхнего Днепра (у Орши) и среднего течения Западной Двины (у Бешенковичей), что обеспечивало удобный транзит товаров, движущихся с Черного моря в Балтийское, и способствовало торговле внутри страны. Поэтому княжеская оппозиция в кульминационный для себя момент и выбрала его в качестве центра для сбора военных сил против «Всеслава-чародея».
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 25 окт 2013, 10:17

Валерий Колесников писал(а):Как показал А. Л. Никитин в «Королевской саге» (http://lib.rus.ec/b/119818/read)

Спасибо за авторитетный источник! Он для исследования СПИ воистину очень важен, поскольку вижу параллель между "Королевской сагой" и СПИ.
Между мною и берегом реки лежал песок, на котором отпечаталась неровная ниточка моих следов, тянувшаяся к примкнутой у берега лодке.
Эта ниточка следов так похожа на тропу Трояна! Тем более что и она ведёт нас через поля на горы:
Вот почему, невзирая на промозглый день, холодный ветер с моря, туман и зябкую изморось, я сейчас шел через пески и вереск все выше, к желтевшей наверху площадке, поросшей редкими сосенками и можжевельником.

Но всё же, серьёзно, где же авторитетные источники?.
Непонятно? Тогда почитайте статью "Википедия: авторитетные источники" Не хватает древних источников, кругом - сплошные современные комментарии.
Непонятно, откуда в "Хръсови" появилась буква "е" - это чья-то конъектура? И как "Хръс" (Христос) стал "сыном Дьявола", он же - Великий Аттила?
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 25 окт 2013, 13:01

Арсен писал(а):Насчёт "из русского языка" - неточный ответ, поскольку речь о древнерусском языке. Вы здесь пользуетесь редкостью обоих слов - "дорыскать" и "до петухов". Из-за редкости этих слов гугли и яндекс не дадут нам множества ответов, да и те, которые есть - в основном пережёвывание спорной фразы из СПИ. Следовательно, утверждение является непроверяемым. Но можно редкие слова заменить частыми. Например, "дойти до утра" - это уже чаще. Яндекс нашёл 83 точных ответа.

Особенно импонирует словосочетание "точных ответов". В древнерусских памятниках примеры поискать понадёжнее будет.
Наберите в Яндексе "пирамиды построили инопланетяне" и кладезь "знаний" выдаст 211 тысяч "точных ответов".
Даже если бы и было словосочетание "дойти до утра", то Вы никогда не найдете "дойти до утра Владивостока". Если мы хотим увидеть здесь идиому "доспеть до куръ", то не может быть определения принадлежности этих кур к какому-то городу. Это всё равно как сказать "он рыскал всю ночь и дорыскал до петухов Москвы".

Арсен писал(а):А в первом сообщении этой темы нет ответа на поставленный мной вопрос: испугал ли Всеслав куръ Тмутороканя, разбудив его ночью и представ перед ним в волчьем обличии.

Вы спрашивали до этого про правомочность употребления слова кvръ вместо куръ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсен » 25 окт 2013, 18:41

Лемурий писал(а):Наберите в Яндексе "пирамиды построили инопланетяне" и кладезь "знаний" выдаст 211 тысяч "точных ответов".
Даже если бы и было словосочетание "дойти до утра", то Вы никогда не найдете "дойти до утра Владивостока". Если мы хотим увидеть здесь идиому "доспеть до куръ", то не может быть определения принадлежности этих кур к какому-то городу. Это всё равно как сказать "он рыскал всю ночь и дорыскал до петухов Москвы".

Арсен писал(а):А в первом сообщении этой темы нет ответа на поставленный мной вопрос: испугал ли Всеслав куръ Тмутороканя, разбудив его ночью и представ перед ним в волчьем обличии.

Вы спрашивали до этого про правомочность употребления слова кvръ вместо куръ.

Как и в случае волколаков, якобы брезгующих куриным мясом, здесь поправляю Вас не в связи со СПИ, а просто чтобы Вы были осторожнее с утверждениями: "Пирамиды построили инопланетяне" - 690 ответов, а не 211 тысяч. В чём Ваша ошибка? Забыли поставить в кавычки, и поэтому получили вместо 690 точных 211 тысяч неточных ответов. Повторяю, как и возможность поедания курятины волколаком, к СПИ это не относится.
Насчёт "дойти до утра Владивостока" - мне казалось, что уже разобрались, всё уже разжёвано-пережёвано, ан нет, всё равно непонятно. Дело в том, что 12 век - переходный от беспредложной к предложной форме, и такие слова, как "дойти", "добраться" и т.д. чаще писались без второго "до", например: "Языкъ Киева доведёть". В современном варианте: "Язык до Киева доведёт". Добавим к обеим вариантам этой фразы время ("до первых петухов"), и получим: "Языкъ до куръ Киева доведёть" и "Язык до петухов до Киева доведёт". Таким образом, в выражении "до куръ Тмутороканя" второе "до" подразумевается, но опущено, потому что всё ещё часто использовалась древнеславянская беспредложная форма. Впрочем, беспредложная форма жива и сейчас. Мы же не говорим: "Достигнуть до Владивостока", мы говорим: "Достигнуть Владивостока".
Уже забыл, где я писал про правомочность корректуры, но не в этом вопрос. Я задал его конкретно: "Испугал ли Всеслав куръ Тмутороканя (в Вашем варианте), разбудив его ночью и представ перед ним в волчьем обличии?" Повторю смысл вопроса. Вещий Всеслав мог обернуться волком лишь ночью, но с рассветом его колдовская сила пропадает, и он оборачивается вновь человеком. Но ночью люди спят. Значит, чтобы прибежать к должностному лицу в волчьем обличии, Всеслав должен был успеть до рассвета, до петухов, возвещающих рассвет. То есть чтобы волком дорыскать до господина куръ Тмутороканя, он просто вынужден был разбудить его среди ночи.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Валерий Колесников » 25 окт 2013, 21:22

Арсен писал(а):Но всё же, серьёзно, где же авторитетные источники?.

Арсен, во первых я вел разговор об исторических свидетельствах, а не об авторитетных источниках.
А. Л Никитин археолог, по специальности занимаясь историческим и географическим ориентализмом, в своей работе использовал материалы древнескандинавских саг. Анализируя их он пришел к выводу что Биармия находиться не в том месте где ее все отождествляли. Т. е. скандинавские и древнегерманские Саги это важные первоисточники которыми нельзя пренебрегать. В «Саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском» есть описание похода на Полоцк, и в «Слове» в затемненном виде описываются военные действия рядом с этим городом. Может быть в «Слове» и в Саге описываются одно и тоже событие. Надо разбираться. Почему нет?
Ссылку на Никитина я дал потому что если он прав и Биармия действительно находилась на берегу Рижского залива и уходила вглубь побережья. То она граничила с Полоцким княжеством и этот момент тоже нельзя оставлять без внимания, т.к. относится к географии «Слова».
Последний раз редактировалось Валерий Колесников 26 окт 2013, 09:15, всего редактировалось 1 раз.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 116