Лучше вместо анекдотической похабщинки посмотрите, пожалуйста, печати архонтов Андрея-Всеволода Ярославича, Владимира Всеволодовича Мономаха, Давыда Игоревича, Ростислава Владимировича (или Мстислава Изяславича) и Мстислава-Андрея Всеволодовича (или Мстислава Изяславича, или Мстислава Святополчича). И архонтами зовутся князья во всех византийских источниках.
Договора как раз я к вниманию принимаю, поелику они на моей стороне.
В них речь идет об областях (χώρα, regio), с которыми византийцы запрещают торговать генуэзцам. Не о портах.
При этом Русь называется тем же словом, что и во всех прочих византийских источниках, начиная с первого упоминания этой страны.
Страница 156. "Byzantinorossica" Бибикова:
Значительную информацию содержат императорские грамоты. Так, в международном договоре с Генуей византийских императоров Мануила I Комнина от 1169 г. и в подтверждении условий этого договора Алексеем III от 1192 г. упоминается «Росия» (Act. Dip. III. 35. 26—34). Пункты обоих соглашений предусматривают ограничение распространения византийской опеки на земли Руси и Северного Причерноморья (Тмутаракани) в (торговых?) операциях генуэзцев. Другое толкование данного пункта соглашений допускает его понимание как запрета торговать на указанной территории.
Вы, если хотите убедить кого-то, лучше оригиналы запрячьте и не показывайте.
А вот что он - ах, какая зловредная книга - сообщает о печатях:
Корпус печатей древнерусских князей, церковных иерархов содержит группу памятников, имеющих греческие легенды и в большинстве своем изготовленных по византийским нормам. Прежде всего это относится к церковным печатям, так как подавляющее число высших клириков на Руси вплоть до XIV в. были греками (из 24 митрополитов домонгольской Руси только двое были не греки). Как правило, аверс печатей содержит обращение к святому, чье имя совпадало с крестильным (христианским!) именем князя. Свод русских печатей помещает около 40 подобных памятников, принадлежавших причем, как князьям (например, Всеволод Ярославич, в Киеве с 1078 по 1093 г., Владимир Мономах, Олег Святославич Тмутараканский и др.), так и княгиням: сохранились печати Марии, жены Всеволода Ярославича (ок. 1054—1067 г.), Феофано Музалониссы, жены Олега Святославича (кон. ΧΙ—нач. ΧΙΙ вв.), Христины, жены Мстислава Владимировича (рубеж ΧΙ/ΧΙΙ вв.).
И все легенды приводит...
У них у всех были печати византийского образца на греческом языке.
Давид Игоревич, князь Волынский, в 1112 году тоже был агентом византийского империализма?
Ко всему еще Бибиков очень сдержанно относится к версии о занятии Тмуторокани Византией, отмечая её только со слов историков-комментаторов, но сам к ней не присоединяется. Конечно, можно его записать в сатанисты, русофобы, большевики или агенты госдепа, но от этого мнение ведущего российского византолога-источниковеда не изменится.
Идриси знает "город Хазария", "город Алания" и даже "город Кумания". Читайте его внимательно. Что же Вы не задаете вопросы, где этот город Кумания и почему он там?
Не существует доказательств принадлежности Тмуторокани к Византии, например, хозяйственных документов, списков экзархов, их печатей. Нет данных о вассалитете.
Юлиан, Рубрук и Бэкон, упоминая о Матрахе, ни разу не оговорились, что она принадлежит или принадлежала византийцам.
Тмуторокань как область воспринималась как нечто отдельное, поскольку существовала как регион задолго до Руси, еще при хазарах. Она не входила в понятие собственно Руси, как не входили туда многие другие подконтрольные русским князьям и даже заселенные уже славянами земли. Внеположная она. И многочисленные источники Идриси вполне могли её отделять, как и сейчас отделяют в разговорах территории, административно принадлежащие уже другому государству, но исторически кого-то другого.
У Идриси речь идет о формальном расстоянии между землями собственно Руси и принадлежащего Тмуторокани Подонья по торговому пути. Игорь то у нас собирается выпить воды из Дона (действие правителя у иранцев, кстати) и поискати града Тмутороканя (тмутороканского), то есть там кого-то посадить на трон ("поискати" в том же значении в галицком граффити о Владимире Ярославиче). Степное Задонье - это формально уже Тмуторокань начинается...
Это византийские источники о Тамани как Синдике (Синд - Индия). И армянские, например, Мовсес Каганкатваци, у которого так перечисляются земли: "...Армения Великая и Малая, Каппадокия, Галатия, Колхида, Индия, Боспория..." И определитесь с былинами - либо ищите там корельские стрелки, из села Кореличи которые, либо это сказки безбожных фольклористов.
Это для Вас он титул, а для русинов - своеобразная часть имени, которая без имени быть не могла. Поэтому куръ летописей и грамот к петухам Тумуторокани не имеют отношения.