Куръ или кvръ Тмутороканя?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 09 фев 2015, 13:46

Арсений, Вы за себя пишите к светской ли или церковной власти больше кvръ относится. Скажу токмо, что это византийский сановник без уточнения клирик он или мирянин.
Алексей Комнин не клирик, а "куръ"; "братанъ царевъ" Андроник не клирик, а "кюръ".

Последним русским князем Тмуторокани и в тоже сремя архонтом (можно сказать и "куръ") Матархи был Олег Гориславич. По времени жизни князей их сношения возможны.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 09 фев 2015, 14:26

Эти "вежливые" обращения присутствуют в церковных текстах с Нового Завета. Применяли их и впоследствии , в основном, в церковных текстах (я писал об этом). Было и должностное лицо, но непродолжительный период, согласно сообщению о Херсоне.

"(100) Дж. Рендел Гаррис (J. Rendel Harris, Exp. VI, iii (1901), pp. 194-203) предположил, что слово Kvria /Kuria/ надо понимать как личное и нежное обращение (наподобие "моя дорогая леди"). Таким образом это мнение поддерживает индивидуальный адресат Послания. Однако эти данные подверглись критике со стороны Файндлея (G. G. Findlay, op. cit., pp. 24 ff.) и Брука (A. E. Brooke, op. cit., pp. Ixxx-lxxxi). В. М. Рамсей (W. M. Ramsay, Exp. VI, iii (1901), pp. 354-356) указывал, что слова Kurios /Kyrios/ и Kvria /Kuria/ были бесцветными и неличными понятиями." ( http://soteria.ru/s1160/23/ )

"Из другого текста ясно, что обращение "киръ" в 17 веке применялось для священников Востока.(http://books.google.ru/books?id=PxbUAAA ... CDYQ6AEwBg ) Патриарх Московский поименован как "господин"." (viewtopic.php?f=65&t=19956&start=120 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 09 фев 2015, 16:37

Арсений писал(а):"Из другого текста ясно, что обращение "киръ" в 17 веке применялось для священников Востока.(http://books.google.ru/books?id=PxbUAAA ... CDYQ6AEwBg ) Патриарх Московский поименован как "господин"." (viewtopic.php?f=65&t=19956&start=120 )

Справка: СПИ было написано не позднее августа 1187 года. При чём тут 17 век, а уж тем паче священники Востока?

Я же Вам показывал отрывок из Срезневского в то время этот титул относился и к русским князьям, когда нужно было подчеркнуть связь с Византией.

К тому же не понятно при чём тут мой же пост вначале темы, где ссылаюсь на М.А.Салмину:

Изображение
Салмина М. А. Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 229
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 09 фев 2015, 22:33

Я про М.А.Салмину упоминал один раз и уже давно. В моем сообщении стремился подчеркнуть, что именование "куръ" с его ранними разновидностями Kvria /Kuria имело распространение преимущественно среди священнослужителей от 5 века до 17-19 веков и относилось более к зависимым от Византии иерархам. Единичное применение его к русским князьям имело под собой то же основание в виде зависимости от Византии. Еще более ограниченное применение было к управителям Херсона и с учетом греческого произносилось "кир". Писал я также ранее про римские курии, имеющие тот же греческий (или, вернее, малоазийский, персидский ) источник.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 14 июл 2016, 20:50

Византия нуждалась в воинах. Если раньше в Европе византийцы проводили мобилизацию силой, то постепенно они стали вербовать наемников из дальних мест на основе договоров. Датчане, например, обращались к императору "с использованием слова Kύριος [кюриос]".

«Политические отношения между Данией (откуда приходили наемники) и Византией стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Эта проблематика разработана в научной литературе лишь фрагментарно.
Мы привели в диссертации небольшой фрагмент из генуэзской посреднической грамоты 1170 г., где использован речевой оборот с использованием слова Kύριος [кюриос]. Это позволило придти к выводу о том, что употребление слова Kύριος по отношению к любому византийскому императору исходит из речевых оборотов, применявшихся в хрисовулах. С такого рода документами имели дело скандинавы, в частности датчане, и довольно часто, иначе бы оно не вошло бы в речевой обиход.» (http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Nikolaeva.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Mitus » 31 июл 2016, 12:52

Софоний Рязанец или кто там наклепал Сказание о разорении Рязани Батыем лепит нелепицу на нелепице и пишет, что рязанский князь Ингварь Ингваревичь посадил в Пронске Кир Михайла Всеволодовича. Такой персонаж среди рянанских князей есть и в Лаврентьевской в событиях 1217 года на Исадах - некто Кюр Михаил. А в Ипатьевской в 1237 году уже его сын Кюр Михайлович бившийся у Коломны и "оутече со своими людьми до Соуждаля". Короче киры и кюры для нашего языка кроме как в отношении цесаря, где рассматравается просто как титул, это темень и нелепица и писари не знают что с этим делать.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 21 дек 2016, 22:32

Объяснить несложно, наверно, так как князя смоленского Ростислава в крещении нарекли Михаилом, и в текстах он Куръ Михаил. Кир Михаил князь попроще и изначального его имени не знаем. Надо бы поискать сколько было всего князей Михаилов.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 21 дек 2016, 23:00

Арсений писал(а):Объяснить несложно, наверно, так как князя смоленского Ростислава в крещении нарекли Михаилом, и в текстах он Куръ Михаил.

Это в каких таких текстах, Арсений?

Изображение
Уставная грамота князя Ростислава Мстиславича. Подтвердительная грамота епископа Мануила 1150г.//
//Смоленские грамоты XIII - XIV веков (под ред. чл.-корр. АН СССР Р. И. Аванесова), М. 1963, С.78


МИТРОПОЛИТОМ моим (епископа Мануила ств поставлен 26 декабря 1137 г) кvръ Михаиломъ (= митрополит Руси Михаил II 1130-1145).

Кvръ - титул византийского сановника высокого ранга.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 22 дек 2016, 11:48

Лемурий писал(а):Отменное замечание насчёт киръ Михаила князя. Не заметил. Действительно интересно.
Кстати, наименованием Ростислава титулом византийского сановника "кир", Мануил хотел подчеркнуть, что тот был крещен при византийском митрополите.


То было в Смоленской грамоте (мое сообщение). Там есть и митрополит Куръ Михаил, и князь Куръ Михаил (родное имя Ростислав). Кир Михаил нехарактерно для рюриковичей, так как порядок присвоения имени там был жестко обусловлен и , скорее всего, на Кир Михаиле был нарушен (для придания "солидности" периферийному князю).

"[1136]. [Смаленск]. Смаленскі епіскап Мануіл пацвярджае грамату смаленскага князя Міхаіла (Расціслава) аб зацвярджэнні епархіі ў Смаленску.

Се яз, худыи и грѣшныи и недестоиныи [sic] еп(и)ск(о)пъ Маноил съ бл(а)городным и хри|столюбивым кнѧзем моим Михаиломъ, утвѣржаевѣ, еж написана, утве|ржена и сотворена ѡ бл(а)г(о)д(а)ти и бл(аго)с(ло)в(е)нием С(вя)того Д(у)ха поставленникѡм моим | митрополитѡм русским кvръ Михаилом при бл(а)говѣрнем и хр(и)столю|бивем кн(ѧ)зи моем и кvръ Михаилѡм и утвердил устав ц(е)рк(о)вныи именѣм | Ростислав, по ѡтца своег с(вя)тог м(о)л(и)твы и по повелѣнию ег уставил есть | еп(и)ск(о)пью Смоленскую. " (http://starbel.narod.ru/sm.htm )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 22 дек 2016, 19:11

Арсений писал(а):То было в Смоленской грамоте (мое сообщение). Там есть и митрополит Куръ Михаил, и князь Куръ Михаил (родное имя Ростислав). Кир Михаил нехарактерно для рюриковичей, так как порядок присвоения имени там был жестко обусловлен и , скорее всего, на Кир Михаиле был нарушен (для придания "солидности" периферийному князю).]

По поводу "не заметил" была ирония, перечитайте отрывок внимательно, там при моем князе И кvръ Михаиле (=митр. Михаиле II).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Арсений » 22 дек 2016, 22:02

А я всерьез взялся отвечать на вопрос (Это в каких таких текстах, Арсений? ).
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Куръ Тмутороканя = архонт и дука Таматархи

Сообщение Лемурий » 21 июл 2021, 16:25

    "Как известно, в 1079 г. некие «козаре» выдали Олега Византии. Два года князь провел в ссылке на Родосе, после чего был возвращен в Тмутаракань. Во время его отсутствия здесь правил наместник киевского князя Всеволода Ратибор, в 1081 г. изгнанный очередными беглецами с Руси князьями Давидом Игоревичем и Володарем Ростиславичем. Их то и пленил возвратившийся из Византии Олег, перебив и «козар». Князь сидел в Тмутаракани до 1094 г., когда в союзе с половцами вернулся на Русь и водворился в Чернигов. Учитывая, что князь был сослан на Родос, и вернулся в Тмутаракань через Константинополь, то и данный моливдовул может быть датирован 1083–1094 гг., после возвращения князя из
    византийской ссылки.
    Мы полагаем, что печать отражает византийское видение статуса Олега как архонта, в данном случае территорий, им контролируемых. Обычно смущает включение в титулатуру князя термина «всей Хазарии», но создается впечатление, что в данном случае речь идет лишь о северо-восточном Крыме с Керчью, а не о всем Крыме и уж тем более не о давно исчезнувшем хазарском каганате. Но в этом случае Олег действительно был вассалом Византии, так как она передала ему как вассалу и европейский берег Боспора Киммерийского, принадлежавший империи. До этого Олег правил Тмутараканью чуть более года и вряд ли успел бы формализовать свой статус. «Козаре» Повести Временных лет явно обретались во владениях князя, хотя были ли они этническими хазарами или жителями «Хазарии» как административного образования («вся Хазария») сказать трудно.

    Но недавно А. Алферов издал новый моливдовул Олега Михаила, матрицы которого, судя по качеству, явно были сделаны в Константинополе. Надпись печати гласит: «Господи, помоги своему рабу Михаилу, архонту и дуке Таматрахи и всей Хазарии» 27. Из географической номенклатуры выпала Зихия. Вышла ли она из под контроля архонта или здесь образовалась отдельная византийская фема, существовавшая недолго, то нам неведомо. Печать датируется широко 1083–1094 гг. ближе ко второй дате. Судя по всему, за прошедшие десять лет произошли определенные изменения как в подконтрольных архонту территориях. Отпала Зихия, так и в статусе самого архонта, утратившего часть своей автономии. Ныне он архонт и дука. Возникает вопрос о том что из его владений осталось архонтатом и что стало дукатом, Судя по последующим событиям, Олег остался архонтом Таматархи, но утратил статус архонта «всей Хазарии», что свидетельствует о понижении его статуса и превращение в византийского стратига по крайней мере в пределах «всей Хазарии» между 1083–1094 гг..."

    ----
    Литература:
    27 Алфьоров О. Печатка Мiхаила, архонта i дуки Матрахи и всiei Хазарii з коллекцii O. Шереметьева // Сфрагистический меридиан: Киiв-Корсунь-Константинополь. Международный коллоквиум по русско-византийской сфрагистике. Киев.13–16 сентября 2013 г. Материалы. Севастополь, 2013. С. 28–29.
    ---
    Степаненко В.П. Тмутаракань и Византия в конце XI в. // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и Раннего Нового времени. –. Вып. 12, С.54-55

Изображение

https://www.academia.edu/8662215 С.29-31

    "... в 1083 г. из Византии возвращается Олег Святославич, который, схватив двоих князей, отпускает их на Русь, избивает «козар» и садится в Тмутаракани. В науке прочно утвердилось мнение, что во время пребывания Олега в Византии (сначала в Константинополе, затем на о. Родос) между ним и императором Алексеем I Комниным (1081–1118 гг.) была заключена договоренность, согласно которой после смерти Олега Тмутаракань возвращалась под византийский протекторат [52: p. 226–227]. Существующие источники не позволяют однозначно подтвердить или опровергнуть эту версию, однако ряд косвенных данных свидетельствуют в ее пользу.

    Подчеркнем, что вернувшийся из Византии Олег не мог утвердиться в Тмутаракани без помощи извне, а помочь ему могли только ромеи [17: с. 39–40]. При этом, прочно утвердившееся в историографии мнение о том, что Олег, находясь в греческом плену, женился на знатной гречанке Феофано Музалон, по нашему мнению, не соответствует действительности [42: с. 155–170].

    Вплоть до 1094 г., когда после смерти Всеволода Ярославича, Олег с половцами выступает из Тмутаракани на Чернигов, летопись не сообщает ничего о деятельности этого князя в Тмутаракани. Однако известно, что в 80-е гг. здесь начинается чеканка серебряных монет с изображением на аверсе небесного покровителя Олега — архангела Михаила и надписью на реверсе: «Господи, помоги. Михаил» (христианское имя Олега). Прототипом этого чекана были монеты ⅔ милиарисия Михаила VII Дуки (1071–1078 гг.), а также печати Романа Святославича. По весовым нормам монеты тяготеют к византийскому типу чеканки [26: с. 80–86; 23: с. 253–254; 2: с. 26–29].

    Олегу принадлежат 9 известных в настоящее время печатей, на аверсе которых присутствует изображение архангела Михаила в полный рост, на реверсе — греческая шестистрочная надпись «Господи, помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии» [48: с. 26–29]. По мнению Г.Г. Литаврина, печать Олега-Михаила принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийского императора, что может свидетельствовать о договорных отношениях Олега и Алексеея I Комнина, подразумевавших под собой признание хотя бы формального суверенитета империи над Тмутараканью [17: с. 40–41].

    Сказанное выше позволяет утверждать, что монеты и печати князя-архонта соответствуют имперским стандартам и это указывает на то, что в правление Олега Тмутаракань находилась в вассальном подчинении Византии..
    ."
    ----
    Литература:
    17. Литаврин Г. Г. Русь и Византия в XII веке / Г.Г. Литаврин // Вопросы истории. – 1972. – № 7. – C. 36–52.
    26. Орешников А. В. Денежные знаки Домонгольской Руси / А.В. Орешников. – М., 1936. – 96 с
    42. Чхаидзе В. Н. Феофано Музалон архонтисса Росии. К вопросу об идентификации / В.Н. Чхаидзе // Византийский временник. – Т. 66 (91). – М.: Наука, 2007. – С. 155–170
    48. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. / В.Л. Янин. – Т. I: Печати Х – начала XIII в. – М.: Наука, 1970. – 328 с
    52. Litavrin G. G. A propos de Tmutorokan / G.G. Litavrin. // Byzantion. – T. XXXV. – Fasc. 1. – Bruxelles, 1965. – P. 221–234.
    ----
    Чхаидзе В. Н. Тмутаракань — владение Древнерусского государства в 80-е гг. Х — 90-е гг. ХІ веков // «Вестник Московского городского педагогического университета». — М., 2010. — № 1 (5), С.30
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Олег Гориславич - архонт и дука Матархи

Сообщение Лемурий » 22 июл 2021, 13:17

Самое время определить полномочия архонта и дуки Таматархи.

Фема – военно-административный округ (провинция) в Византии VIII–XII вв. Правителем фемы являлся стратиг, совмещавший военные и гражданские функции.

Дукат (катепанат) – крупный военно-административный округ в Византийской империи второй половины X – XI в., который включал в себя территории нескольких фем.
Правители этих округов, дуки или катепаны, являлись высшими должностными лицами в системе провинциального управления Византии, и подчинялись только императору.

    "От периода 1083–1094 гг. до нас и дошли печати Михаила, традиционно отождествляемого с Олегом-Михаилом Святославичем, как архонта Матрахи, Зихии и всей Хазарии, архонта и дуки Тмутаракани и всей Хазарии и приписываемые ему монетные выпуски. Мы полагаем, что печати первого типа отражают византийское видение статуса Олега как архонта, в данном случае, территорий, им контролируемых. Обычно смущает включение в титулатуру князя термина «всей Хазарии», но создается впечатление, что, в данном случае, речь идет о северо-восточном Крыме с Керчью, а не о давно исчезнувшем хазарским каганате [Степаненко 2011: 153–160]. Но, в этом случае, Олег действительно был вассалом Византии, так как она признала за ним и европейский берег Боспора Киммерийского, принадлежавший империи (Хазария). Дата печати традиционна – между 1083 и 1094 гг., после возвращения князя из византийской ссылки [см.библиографию: Степаненко 1993: 256].

    Второй тип печати показывает определенное изменение статуса князя и, вероятно, является более поздним. Надпись печати гласит: «Господи, помоги своему рабу Михаилу, архонту и дуке Таматрахи и всей Хазарии». Из географической номенклатуры выпала Зихия. Вышла ли она из-под контроля архонта или здесь была создана отдельная византийская фема, существовавшая недолго, то нам неведомо. Важно другое – его титулатура. Сочетание «архонт и дука», насколько нам известно, до издания печатей Василия и Константина [Seibt 2008: 153–158; Seibt 2016: 30–32] в византийской сигиллографии не встречалось. Судя по всему, за прошедшие десять лет произошли определенные изменения как в подконтрольных архонту территориях (отпала Зихия), так и в статусе самого архонта, утратившего часть своей автономии.

    Литература об архонтах в Византии колоссальна и выводы исследователей сводятся к тому, что к XI в. данный термин чаше всего (но не всегда!) обозначал правителя, бывшего или считавшегося вассалом Византии [см. библиографию: Степанова 2011: 180–190]. Дука же в это время – стратиг «большой» фемы, обычно состоявшей из временно объединенных под его властью малых, так называемых «армянских» фем. На наш взгляд, Михаил здесь выступает в качестве архонта Тмутаракани и дуки всей Хазарии. Последнее, как кажется, свидетельствует о сохранении князем неких управленческих функций и в византийских владениях в районе Боспора-Керчи между 1083–1094 гг.(С.213)

    ... И дождавшись смерти Всеволода, а смерть киевского князя традиционно сопровождалась перемещением князей на уделах, Олег вернулся в Чернигов (1094). Повидимому, после этого Тмутаракань и стала византийской фемой или частью уже существовавших к этому времени фем (так как печати стратигов фемы пока неизвестны). Эта дата подтверждается датировкой панегирика Алексею Комнину Михаила Страворомана, в котором Боспор Киммерийский упомянут как возвращенный императором в состав Византии – до 1098 г. [Степаненко 1992: 131].

    Как следствие, использование терминов «архонт и дука» в данном конкретном случае вполне логично, демонстрируя переходный статус князя, сочетавшего власть пограничного архонта, вассала империи (Тмутаракань) и дуки, как византийского функционера в феме Хазария, переданной под его управление. В Тароне это сопровождалось появлением византийских чиновников. В Тмутаракани, судя по публикациям В.Н. Чхаидзе, было то же самое..."(С.215)

    ----
    Литература:
    СТЕПАНЕНКО В.П. К статусу Тмутаракани в 80-90 гг. XI века // МАИЭТ. – Симферополь, 1993. Вып. III: 254–262
    СТЕПАНОВА Е.В. Архонты Балкан VIII–X вв. (на примере печатей Государственного Эрмитажа) // ТГЭ. – СПб., 2011. Т. LXII. Балканский сборник: 180–190.
    SEIBT W. Vasil Gol – Basileios der Rauber – Βασίλειος σεβαστὸς καὶ δούξ // JÖB. –Wien, 2008. Bd. 58: 153–158.
    SEIBT W. The Eastern Frontier of Byzantium in the Decennia after Mantzikert – Can Seals Help Reconstruct Development? // SBS. – Berlin; Boston, 2016. Vol. 12: 25–32

    ----
    Степаненко В.П. Архонт и дука Тмутаракани в конце XI века//ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ. Vol. 2. Words of Byzantium. Simferopol, 2019, С.211-228
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Цукерман о византийских наместниках в Крыму

Сообщение Лемурий » 22 июл 2021, 16:51

    "В самом деле, по летописи Олег вернулся в город в том же качестве, в каком он был из него изгнан, а именно русского князя, да и согласно его единственной известной к тому времени греческой печати – позднейшего, как мы теперь знаем, типа – он правил в Матрахе как архонт, то есть тот же князь. Поэтому строились теории о направлении Византией наместника в Матраху после отбытия Олега ‐ Михаила в Чернигов в 1094 г. Теперь же, благодаря опубликованной А.А. Алфёровым печати, мы достоверно знаем, что Олег был возвращен из византийского изгнания в Тмутаракань в 1083 г. не только при поддержке империи (об этом догадывались и ранее), но и как имперский наместник дука. Отсюда следовало моё предложение соотнести свидетельство Мануила Страворомана о восстановлении византийской власти на Тамани с засылкой туда имперского дуки в лице князя Олега-Михаила..."(C.240-241)

    "Появление византийского дуки на Тамани было преходящим эпизодом, тогда как во главе имперской администрации в Крыму, как военной, так и гражданской, в течение двухсот лет стоял стратиг Херсона. Во второй трети XI в. определение должности и ранг этого офицера меняются. Сначала появляется стратиг Херсона и Сугдеи, а затем офицер более высокого ранга, катепан. О херсонском катепане мы изначально были осведомлены лишь из летописного сообщения об отравлении им тмутараканского князя Ростислава в феврале 1067 г.; чего бы ни стоили обвинения летописца, эта дата вполне достоверна. Недавно опубликованная Н.А. Алексеенко печать, в целом современная летописной статье, обнаруживает и точный титул чиновника: катепан Херсона и Хазарии. Согласно летописи, херсониты побили камнями своего катепана немного времени спустя после смерти князя Ростислава. А всего лишь лет 15 после гибели катепана, имперские власти переподчиняют часть ранее подконтрольной ему территории, а именно Хазарию (район Сугдеи), вновь назначенному дуке Матрахи (см. выше). Из этого я предложил сделать вывод, что преемник не поладившему с жителями Херсона катепану назначен не был и что империя сохранила на какое ‐ то время власть лишь в восточной части его былого домена. В 70– 80 ‐ е гг. XI в. Сугдея, где, по всей видимости, именно в это время функционировал собственный стратиг, была основным (если не единственным) опорным пунктом Византии в Крыму [Zuckerman 2017: 312 – 314, 327 – 328].."(С.241-242)

    ----
    Литература:
    ZUCKERMAN C. The End of Byzantine Rule in North-Eastern Pontus //МАИЭТ – Симферополь, 2017.Вып. XXII.С. 311 – 336

    ---
    Цукерман К. Закат византийской власти в Крыму: полемический отклик // ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: : ИМПЕРИЯ И ПОЛИС // XI Международный Византийский Семинар (Севастополь – Балаклава, 3–7 июня 2019 г.) Материалы научной конференции / отв. ред. Н.А. Алексеенко – Симферополь, 2019, С.237-244.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Куръ или кvръ Тмутороканя?

Сообщение Лемурий » 22 июл 2021, 18:30

Подведём итоги:

До 1083 года Тмуторокань принадлежала Руси и власть Византии на неё не распространялась.

    "В лѣто 6574. Ростиславу сѣдящу вь Тмуторокани и емлющи дань у касогъ и в ыных странахъ, сего же убоявъ же ся грѣци, послаша с лестью котопана. Оному же пришедшю кь Ростиславу и увѣрившюся ему, и чьтяше ̀и Ростиславъ. Единою же пьющу Ростиславу с дружиною своею, рече котопанъ: «Княже! Хощю на тя пити». Оному же рекшу: «Пий». Онъ же, испивъ половину чаши, а половину вдасть князю пити, дотиснувься палцемь в чашю, бѣ бо имѣя подъ ногътемь растворение смертьное, и дасть князю, урекъ смерть до осми дний. Оному же испившю, котопанъ же, пришедъ Кьрсуню, повѣда, яко в сий день умреть Ростиславъ, якоже и бысть. Сего же котопана побиша камениемь людье корсуньстии..."(ПВЛ 1066)

Дукат (катепанат) – крупный военно-административный округ в Византийской империи второй половины X – XI в., который включал в себя территории нескольких фем.
Правители этих округов, дуки или катепаны, являлись высшими должностными лицами в системе провинциального управления Византии, и подчинялись только императору.

Итак, власть Византии в Крыму до 1083 года, времени возвращения с Родоса Олега Гориславича, ограничивалась территорией северо-восточного Крыма с Росией (Керчью). Печати правителей в этот период: "стратиг Херсона и Сугдеи". "В 70– 80 ‐ е гг. XI в. Сугдея, где, по всей видимости, именно в это время функционировал собственный стратиг, была основным (если не единственным) опорным пунктом Византии в Крыму [Zuckerman 2017: 312 – 314, 327 – 328].

С помощью Византии в 1083 году Олег Гориславич отвоёвывает Тмуторокань у Руси и садится в ней КVРЪ от др.-греч. κύριος (господин) архонтом (= князем) и дуком (= наместником).

    "С середины XI в. взоры византийских императоров все сильнее привлекает Тмуторокань. К 1059 г. Византия владела Восточным Крымом (Сугдеей) . Между населением греческих колоний в Крыму и жителями Тмуторокани установились дружественные отношения. Экономическое значение Херсона падало, и овладение богатой и удаленной от основных русских земель Тмутороканью становилось для Византии все более заманчивым делом. Однако Византия соблюдала осторожность. Случай представился лишь в царствование Алексея I. В 1079 г., еще при Вотаниате, по соглашению с византийским двором великому князю Всеволоду удалось сослать в Византию тмутороканского князя Олега. Олег и стал орудием замыслов Алексея I. Он прожил в Византии четыре года. Там он женился на знатной гречанке Феофано Музалонисе. В 1083 г. Олег вернулся и, видимо, с помощью империи снова утвердился в Тмуторокани, которой владел, может быть, до своей смерти в 1115 г. С 1094 г. упоминания о Тмуторокани исчезают из русских летописей. Разгадку этого, по всей вероятности, следует видеть в том, что, помогая Олегу вернуться, Алексей обеспечил себе верховные права на Тмуторокань. Подтверждение этому можно усмотреть в сообщении Мануила Страворомана о том, что Алексей I сделал приобретение на «Боспоре Киммерийском» , где и находилась Тмуторокань..."
    ---
    Литаврин Г.Г. Русско-Византийские отношения в XI—XII вв.//История Византии: В 3 т./М.: Наука, 1967, Т. 2. Глава 15: С. 352

С 1083 по 1094 у Олега Святославича было 4 типа печатей:
І тип. «Архонт Русі» (=Керчи)
ІІ Тип. «Архонт Матрахі, Зіхії та всієї Хазарії».
ІІІ тип. «Архонт і дука Матрахи та всієї Хазарії»
ІV тип. «Михаїл Матархський».

:arrow: см. Алфьоров О. Печатка Мiхаила, архонта i дуки Матрахи и всiei Хазарii з коллекцii O. Шереметьева // Сфрагистический меридиан: Киiв-Корсунь-Константинополь. Международный коллоквиум по русско-византийской сфрагистике. Киев.13–16 сентября 2013 г. Материалы. Севастополь, 2013. С. 29–31.

Видимо, последовательность печатей такая:
1) «Михаїл Матархський» (безземельный князь в 4-х летнем византийском плену)
2) «Архонт Росии» (= Керчи) Восточный Крым был и до 1083 византийским, тогда к этому периоду относится и печать его жены (sic!) Феофано Музалон: Κ[ύρι]ε β[οή]θ[ει] τη ση δούλη θεοθάνου άρχοντήσ[σ]η 'Ρωσίας τη Μουζαλονήσ[σ]η («Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе»)

см. Янин В. Л. Печати Феофано Музалон // Нумизматика и сфрагистика. Киев, 1965. Вып. 2. С.76-90

Изображение
Печати Феофано Музалон: 1) экз. Эрмитажа; 2) экз. Берлинского музея.

Два портовых города по обе стороны Керченского пролива - Матарха (=Тмуторокань) и Росия (=Керчь) - были упомянуты в греко-генуэзских торговых договорах 1169 и 1192 гг.


3) «Архонт і дука Матрахи та всієї Хазарії» = князь и византийский наместник Матархи и Восточного Крыма (Сугдеи)
4) «Архонт Матрахі, Зіхії та всієї Хазарії» -= это когда он начал экспансию на запад от Матархи, отвоёвывая эти земли у Руси:

    Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. То же звонъ слыша давный великый Ярославь, <а> сынъ Всеволожь Владиміръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ.
Ярослав Мудрый предвидел экспансию Византии, начиная с отвоевания у Руси Тмуторокани, а Владимир Мономах с утра засовы врат Чернигова закладывал, опасаясь нападения куръ Тмутороканя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23