Многие все таки считают (например, В. В. Мавродин ), что "до кур" означает не "до петухов", а "до поселений, до жилья" Тьмуторокани. Причем вариант "до господ" не противоречит варианту "до поселений", так как ближе по смыслу не "господин", а "опекающий, заботящийся" (прямо таки "кореш"), а курия (и курень) это собрание родственных людей. Куренное деление присутствует и у запорожцев (38-40 куреней, что несколько больше, чем у римлян, но сравнимо).
"Некоторые суждения ученых этого направления нашли отражение в работах сов. исследователей. Так, в понимании Н. Я. Марра словосочетание «до куръ» означало «до селений или град Тмутаракани» (Абхазоведение... С. 126). Точка зрения Марра была поддержана В. В. Мавродиным. Д. Д. Мальсагов, связывая К. с «кур» в вайнах. яз. в значении «квартал, населенный представителями одного рода — родовой поселок», предложил «до куръ Тмутороканя» читать: «до родовых поселений Тмутараканя, не самого города, может быть, а области Тмутараканя», а переводить: Всеслав «...из Киева дорыскивал до поселков Тмутараканя...» (О некоторых непонятных местах... С. 150—152). «До Тмутараканских курганов» — так перевел выражение «...до куръ Тмутороканя» П. Ткаченко («До кур Тмутороканя...» С. 126).
Иную точку зрения обосновывают А. Л. Никитин и Г. Ю. Филипповский, считая «Кура» «мифическим существом, входящим в систему представлений „ночь — солнце — подземный мир“». Но «первоначальный (мифологический) смысл указания „до куръ“ мог исчезнуть
с остатками язычества, а само выражение стало восприниматься как указание на время суток («до рассвета») или как вошедший в русский язык тюркизм («до стен», «до города»)» (Хтонические мотивы... С. 143, 147).
Наконец, существует еще одна точка зрения на словосочетание «до куръ». В 1846 Н. Головин писал, что слово «куръ» — «греческое, означающее Государь, Царь, Господин, Владыка. Поэт наш, говоря о Тмутаракани, стольном граде Олега Святославича, называет его, подобно Царьграду, Господином градом, — Господином Тмутараканью. В старину называли Новгород: Господин Великий Новгород...» (Примечания. С. 87, примеч. 210). Того же мнения придерживался А. И. Полканов: Всеслав «дорыскал» «до стола окраинного князя («Кур») Тьмутороканского» (К вопросу... С. 48). Такая же точка зрения была высказана М. А. Салминой, посчитавшей, что «до куръ» должно переводиться «до владыки, господина, до господ»: «По-видимому „у“ в слове „куръ“ — это переданная через ижицу греческая „ипсилон“ из слова κύριος (владыка, господин). Κύριος, титул особ при Византийском императорском доме, стал употребляться и в Древней Руси — „кир“ и соответствовал „господину“». Ипат. лет. дает этому примеры: «Курь Василий» (под 1200), «...умре кур Олексии» (под 1117), «...иде Леонь царевич... на кур от Олексия ц(а)ря» (под 1116). В «Лексиконе словенороськом Памви Беринди» (Київ, 1961. С. 216) слово К. имеет толкование «пан» (Из комментария... С. 229)." (
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-1181.htm )
"Надо отметить, что Всеслав действительно колесил по всей Руси, с боем отстаивая свои права, отбиваясь от нападавших, стремясь захватить города и волости, отбить свою «отчину». Бегство, «порубы», кратковременный успех в Киеве, когда восстание выносит его на гребень волны, снова бегство, неудачи и т. п. — вот жизненный путь Всеслава, которого автор «Слова о полку Игореве» сравнивает с ненаходящим себе места и покоя рыскающим волком. За образным выражением, мифической оболочкой скрывается реальное, конкретное содержание, подлинная жизнь Всеслава. Объяснение выражения «до Кур» понятием «до зари», навеянное первой частью фразы — мифом о волке-оборотне Всеславе, не выдерживает критики, и научное обоснование и объяснение термина «кур» в значении «город», «селение» применительно к Тмутаракани дает только Н. Я. Марр, хотя ощупью приходили к сходным выводам и другие историки и лингвисты.
Всеслав, таким образом, из Киева добирается до города Тмутаракани. В «Слове», правда, нет упоминания о новгородском его походе, что вполне понятно, так как историей деятельности Всеслава оно не занимается, и автора его интересуют только наиболее красочные места биографии Всеслава, наиболее резкие противопоставления, взлеты и паденья, специфические черты Всеслава, сделавшие, судя по «Слову», из него выдающуюся личность, награжденную сверхестественными способностями. Княжение Всеслава в Тмутаракани, таким образом, можно считать установленным. В 1071 г. Всеслав возвращается из Тмутаракани и стремится вернуть себе отобранное у него Полоцкое княжество. Столкновение со Святополком кончается победой Всеслава: «В се же лето выгна Всеслав Святополка из Полотьска».[715]" (
http://lib.rus.ec/b/451405/read )