Тропа Трояна

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 22 янв 2014, 10:13

Арсен писал(а):... до того надо многое прочесть.

Сам сейчас активно поднимаю всю литературу по составлению канонов. Ведь известных гимнографов на Руси XI-XII вв - 1, 2 и ... обчёлся - это Иларион (Никон) и Кирилл Туровский. Автор СПИ пишет, совершенно очевидно, о первом под псевдонимом Боян ( День памяти болгарского князя-мученика Бояна отмечается в один день с Преподобным Иларионом - 28 МАРТА по старому стилю/10 апреля по новому стилю).

Значит Автор СПИ знал, что в канонах Илариона из краестрочий тропарей = "слав сего времени" можно было "свить" акростих.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 22 янв 2014, 10:36

Говорилось также, что "оба полы" предлог, а никак не существительное.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 22 янв 2014, 10:52

А что меняет? Свивал славы сего времени как? или где? Обаполы - по краям. Или свивал обе стороны слав сего времени.

    "И ставше [где?] обаполы пути, Титу посрѣдѣ едущу..". Флав. Полон. Иерус., 443 (XVI в. ~ нач. XII в.).
    ----
    "И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста [где? или как?] обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (ПВЛ 1097) - цит. СССПИ "Полъ"
Посмотрите, кстати, Срезневского примеры на "полъ" - "оба полы" по обеим сторонам. Там примеров существительных масса.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 22 янв 2014, 21:09

Да не славы сего времени свивал по краям, а свивал славы по обе стороны сего времени. Боян мог увить славой любой исторический момент - иными словами говоря.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 22 янв 2014, 21:46

corvin писал(а):... свивал славы по обе стороны сего времени. Боян мог увить славой любой исторический момент - иными словами говоря.

Как Вы это представляете? Ну слава прошлого с одной стороны понятно, а что за "слава" с другой, неизвестной стороны?

К тому же Вы игнорируете вариант существительного, а он ЕСТЬ см. примеры Срезневского на "полъ"- оба полы - с обеих сторон, по обе стороны:

    Оба полы лица челюсти есте две връхнеа и дольнеа...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 22 янв 2014, 22:37

Я понимаю значение слова "слава" здесь как - "название русской хвалебной, величальной песни, провозглашающей похвалу кому-нибудь". Соответственно прославлять какое-нибудь событие в цикле таких песен - свивать славы вокруг него.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 22 янв 2014, 22:59

Такая песнь, называлась КАНОН, состоял он из 9 песен, каждая из которых начиналась ИРМОСОМ (славы ветхозаветного события), далее шли тропари (прославляющих ТЕКУЩЕЕ событие, праздник в честь которого воспевали канон). Песнотворцы свивали краестрочия тропарей, чтобы получить акростих. Для этого держали в мыслях "древо" канона. Созерцание мысленного также называли стремлением "к горнему". Исполняли богослужебные каноны на специальном 10-ти струнном инструменте "гуслях-псалтырь", при этом выбирали одну из тональностей осмогласия (дохристианский лад, называемый τρόπος = образец).

Это последовательное объяснения каждого термина, применяемого к Бояну. Теперь попрошу с Вашей стороны объяснить каждый термин, имея ввиду что у "славы сего времени" нет никакой "будущей" половины!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 23 янв 2014, 03:58

Лемурий, вопрос об "обаполы" мне тоже непонятен, объясните и мне. Что такое "обаполы"? Это как бы "граница"? Тогда более-менее понятно, раз граница, то иными словами - края, краестрочия. А может быть, не граница вовсе, а "вокруг"? Но ни в коем случае не "ближняя заграница" и не "с обеих сторон". "Ближняя заграница" тут не может быть, потому что она - время, примыкающее к рассматриваемому, то есть не в границах этого времени, а с той и другой стороны. "С обеих сторон", "по обе стороны" - тоже не проходит, потому что время - не плоский вытянутый объект типа дороги, да и древо - тоже. Как Вы справедливо заметили, представить себе то, что написано, трудно:"свивал славы по обе стороны сего времени. Боян мог увить славой любой исторический момент - иными словами говоря", при всём уважении к corvin вынужден заметить: он здесь случайно допустил нелогичность. Ведь говорится не о конкретном моменте в прошлом, по обе стороны которого - славное время (но опять же - не слава, а время), под "сим временем", на мой взгляд (возможно, я ошибаюсь), понимается отрезок времени, ограниченный с двух сторон, к которому относятся славы Бояна (по-видимому, он не прославлял ни охоту на мамонтов, ни события нашего компьютерного времени, ограничения по времени должно быть).
Поскольку СПИ написано "тёмным" стилем, то в нём вполне допускаются слова и словосочетания "с двойным дном", "с тройным дном", то есть такие словосочетания, которые можно понять по-разному. Например, слово "древо". Что это такое в контексте зачина СПИ? Мировое древо? Мысленное древо? Древо, на которое наматывался пергамент? Наверно, и то, и другое, и третье, в зависимости от того, под каким углом зрения мы смотрим на картину, которая нарисована не на плоскости вовсе, а является стереоизображением с меняющейся картинкой в зависимости от угла зрения. Разумеется, и то, что связано с этим древом, тогда тоже должно меняться: например, орёл вдруг превращается в ум Бояна. Ну а славы - что это такое? Тоже ведь однозначно не скажешь. Под одним углом зрения - это хвалы, которые свивались Бояном вокруг сего времени. Под другим углом зрения - это пергамент, который наматывался на древо.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 23 янв 2014, 06:32

Арсен, откройте Срезневского на слове "полъ" и смотрите примеры на "оба полы". Значение образовалось от слияния слов "обе+половины". Если посмотрите примеры, то увидите, что употребляется и в значениях по краях, с обеих сторон, по обе стороны и т.д. В песне слава - это строка (стофа). То что находится у строки обаполы называется краестрочие. Из краестрочий тропарей - слав текущего события - гимнографы свивали акростих, это техническое оформление "древа" канона. Для этого гимнограф мысленно скпчет по "древу" своей песни, соединяя обаполы "полей" тропарей снизу вверх - от 9-й до первой песни.

Мысленное созерцание, стремление к "горнему" объясняется и самим исполнением канона на 10-ти струнных гуслях-псалтырь:

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Сперва должно исповедаться Господу в гуслех, то есть телесные действия производить стройно. Поскольку мы грешили телом, когда представили уды наши рабы греху в беззаконие (ср.: Рим. 6, 19), то и исповедуемся телом, употребив то же орудие к истреблению греха. Ты злословил? Благословляй. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь. Ты убил? Претерпи мученичество или, что равносильно мученичеству, при исповедании изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу во псалтири десятоструннем. Сперва должно исправить действия телесные, чтобы совершались согласно со словом Божиим, а потом уже восходить к созерцанию мысленного.

Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве.
---------
Святитель Василий Великий Беседы на псалмы . Беседа на псалом тридцать второй.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 23 янв 2014, 11:37

Термины:
Оба полы = вокруг, как сейчас бы перевели. Но в старину эти предлоги различали, потому что в вокруг относится к двумерным объектам ("лес вокруг озера"). Время же одномерно и поэтому применено "оба полы". Древние были точнее и сказали бы наверно "лес оба пол дороги". Сейчас допустимо "вокруг дороги был лес".
Слава = хвалебная песнь посвященная кому-то.

Боян смог бы сочинить цикл песен-слав основанный на событиях вокруг похода Игоря. Славы эти переплетаются потому, что имеют общих персонажей и общие эпизоды. С иронией Автор намекает, что Боян свил бы славы как птица гнездо. Ранее Боян назван соловьем.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 23 янв 2014, 12:01

Лемурию
Ну пусть слава = строка, и пусть оба полы = по краям. Так Вы же совершенно произвольно превращаете "по краям строки" в "края строки". Т.е. из где в что.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 23 янв 2014, 15:12

corvin писал(а):Оба полы = вокруг, как сейчас бы перевели.

Есть "обаполы" (наречие), а есть "оба полы" (числительное + существительное) и как "вокруг" переводиться никак не может.

    "Оба полы лица челюсти есте двѣ връхнѣа и дольнѣа." (Io. екз. Шест. 1263) - по Срезн.
Как Вы себе представляете челюсти "вокруг" лица? В данном случае с двух сторон, на двух половинах. Всегда надо смотреть контекст.

corvin писал(а):Древние были точнее и сказали бы наверно "лес оба пол дороги". Сейчас допустимо "вокруг дороги был лес".

Недопустимо. По обе стороны дороги - лес. Примеры см. у Срезневского на "полъ"- берег, сторона

corvin писал(а):Слава = хвалебная песнь посвященная кому-то.

Чему-то тоже "слава". Прославлять можно не токмо "героев", но и события. Тропари прославляют текущий церковный праздник. Они отличаются от икосов, посвященных ветхозаветным событиям, и служащим образцами для первых.

corvin писал(а):Боян смог бы сочинить цикл песен-слав основанный на событиях вокруг похода Игоря. Славы эти переплетаются потому, что имеют общих персонажей и общие эпизоды. С иронией Автор намекает, что Боян свил бы славы как птица гнездо. Ранее Боян назван соловьем.

Про "гнездо" в отношении Бояна Автор не пишет не слова. Да и могли песнотворец СТАРОГО времени Ярослава (Мудрого) - Олега (Гориславича) петь об Игоре, живущим через век от песнотворца? Первые две припевки Бояна - ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ:

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ...
    ---
    Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 23 янв 2014, 15:20

corvin писал(а):Ну пусть слава = строка, и пусть оба полы = по краям. Так Вы же совершенно произвольно превращаете "по краям строки" в "края строки". Т.е. из где в что.

    Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы...
Свивая (Что?) славы
Славы (Какие?) сего времени
Свивая (Как? Где?) по краям (строк "Слав")

В данном случае акцент на свивание именно "слав", а не краестрочий. Тогда бы было: "свивая обаполы слав сего времени"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 23 янв 2014, 18:43

Я всё равно не понимаю обоих исследователей.
Corvin привёл в качестве примеров три объекта, и все они - разных типов:
Озеро
Время
Дорога
Но читаю его пояснения - и создаётся впечатление, как будто речь лишь о двух типах объектов: объекты двумерные (озеро) и одномерные (время, дорога).
Но дорогу и время нельзя относить к одному типу. И главное даже не в том, что дорога имеет ширину и площадь, потому имеет и края, обочины. Условно будем считать её линией, не имеющей площади. Но дорога на плоскости, а время - нет. И потому легко понять, что такое "справа от дороги", "слева", "обаполы", а сказать:"Справа от времени" - уже не получится. Поэтому словосочетание "обаполы сего времени" предполагает иное смысловое значение термина "обаполы", отличное от того, в котором оно употребляется в словосочетании "лес обаполы дороги". Какое конкретно - надо разбираться.
Но вот, казалось бы, всё должно встать на свои места после грамматического разбора:
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы сего времени обаполы, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы...
Свивая (Что?) славы
Славы (Какие?) сего времени
Свивая (Как? Где?) по краям (строк "Слав")

Заметили подмену? Я переставил местами "сего времени" и "обаполы", для того чтобы процитированный разбор не вызывал возражений. Ну а если не менять местами, то есть оставить как было?
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы...

Тогда разбор получается немножко другой:
Свивая (Что?) славы
Свивая (Где?) обаполы сего времени
Славы (какие?) - это надо читать в других местах Зачина: за мудрость, отвагу, красоту.
Свивая (как?) - скача по мыслену древу, летая умом под облакы. Короче, как - это надо описать творческий процесс славословия.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 23 янв 2014, 21:44

Я считаю аналогом "вокруг" для одномерных объектов "по обе стороны" - это и есть "оба полы". Момент времени (сие время) это одномерный объект.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 89