Тропа Трояна

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 26 янв 2014, 10:06

corvin писал(а):Определитесь, не в примерах, а в СПИ обаполы это предлог или существительное.

Если Вы про "полъ", то существительное, естественно, со значением "сторона, край", "оба полъ" с обоих сторон, краёв:
см Срезневского:
"полъ"- сторона, "оба полъ" с обоих сторон, по обе стороны.

Т.е. Иларион реально пел князьям славу, аккомпанируя себе на гуслях?

Не мешайте 2 понятия. Иларион был и гимнограф и летописец, причем не затерянный во мраке Истории с неизвестными русской литературе 12 века "одами", а самый настоящий, реальный персонаж, свивающий обаполы тропарей "древа" канона, при оформлении богослужебных гимнов. В его знаменитом "Слово о Законе и Благодати" Слава князю Владимиру и его семье, в т.ч. хоти кагана Ярослава - Ингигерд (Ирине) переплетена с Молитвой Богу, так что это произведение вполне можно исполнять на 10-струнных гуслях-псалтырь, мысленно возносясь к "горнему". Ведь СЗБ произносилось в первый день Пасхи, следующий за праздником Благовещания [26 марта 1049 г. - Розов], так что тропарей с прославлением текущих событий было предостаточно.

Если Автор характеризует Бояна как певца од в нашем современном понимании, то отсутствие примеров од этой характеристики не отменяет. Реально ли существовала эпическая литература древней Руси или это только литературная фантазия Автора обсуждается историками. Для нашей темы это вопрос не существенный.
Вообще дошедшая до нас древнерусская литература это мизер. По поводу того, какой она была можно строить только предположения. Куда, например, подевалась русская литература ВКЛ за 300 лет (13-15 века).

В данном случае Ваша версия как идея Шлимана о Трое, никто не верил, а он нашел. Ищите, а пока разговор об "одах" 12-15 века беспочвенный....
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 29 янв 2014, 18:37

Я, в отличие от Corvin, не придаю большого значения деталям типа: предлог или существительное?
corvin писал(а):Четвертый раз говорю: обаполы - предлог, краестрочия - существительное. Синонимами они быть не могут.

Ясно, что "обаполы" - это не синоним слова "краестрочия", кто спорит? Но вопрос стоит так: "обаполы - это краестрочия?" Аналогично можно поставить вопрос: "Внутри - это дома?" Ответ положительный: если человек внутри своего дома, то он находится у себя дома.
Вопрос, на мой взгляд, ставится проще, он - всего лишь из трёх букв: "Где?" Насколько я понял, Лемурий отвечает чётко: по краям внутри объекта.
Лемурий писал(а):В Вашем случае, если бы Автор хотел употребить значнние "вокруг"(т.е. вне) так бы и написал "около-околъ" (см.Срезн.) Он же написал, что свиваются "славы" по краям "объекта".

Лемурий писал(а):Обаполы сего времени - бессмыслица. Половины сего времени - время прошлое и будущее. У будущего не может быть славы по причине неизвестности. Поэтому обаполы относятся к строке славы (её краестрочия). Вот если бы свивание краестрочий тропарей (=слав сего времени) было бы абсурдом, то эту версию можно было бы отбросить, однако каждый термин о песнотворце Бояна говорит о работе гимнографа. Это ФАКТ.


А значит, ни вне где-то рядом, ни вокруг искать места, где Боян вил славы, нечего. Но если внутри по краям - то что же это ещё может быть, если не краестрочия? Логично, других вариантов не вижу.
Но дело в том, что слово "обаполы" и его вариант "обапол" - это дошедшие до нашего времени слова. А потому неужели нельзя подобрать достаточное количество примеров, чтобы доказать, что именно внутри и именно по краям?
Ну вот страница Словаря-справочника СПИ. Уверен, что здесь для краткости приведены лишь некоторые примеры, но если хорошо поискать - то можно найти гораздо больше. Но как-то плохо приведённая на этой странице информация обосновывает точку зрения, что внутри по краям, как единственно возможную. Особенно забавным мне показался пример с рекой:
1180: Ярослав же, Игорь не смѣяста дати полку и Давыдови, безъ Святослава ино идоша во твердая мѣсЬ и стояша межи собою недѣлю обаполъ Дрьюти. Ипат. лет., 620—621 (XV в.).

Итак, два войска стоят обапол реки. Оба - по колено в воде у самых берегов реки Дрюти. Но целую неделю не смеют выбраться изнутри реки на сухие берега, потому что боятся, что гипотеза учёных далёкого будущего, 21 века, не найдёт подтверждения в этом примере.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 29 янв 2014, 21:31

Самый хороший, Арсен, пример из СССПИ с доской:

    "И снемше доску с печи, и възложиша на перси его (Василька). И сѣдоста обаполы Сновидъ Изечевичь и Дмитръ, и не можаста удержати..." (ПВЛ 1097) - цит. СССПИ "Полъ"
Подставьте вместо "доски" строку "Славы" и наглядно будет видно где искать обаполы слав сего времени.

Пока ищу показательный акростих канона Кирилла и Мефодия, на который указывал еще А.В.Горский ("Москвитянин" 1843, ч.3 N6) посмотрите как строятся каноны на примерах Миней. Обратите внимание на "Славы" - строфы, прославляющие текущее событие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 30 янв 2014, 08:47

Но задачка посложнее, и потому просто одного примера - мало. Нужно не просто показать, что такое значение слова "обаполы" возможно, одно из значений, но и, основываясь на множестве примеров, доказать, что конкурирующие варианты невозможны. Конкурирующие варианты основаны на предположении, что словосочетание "обаполы сего времени" всё же не лишено смысла. Но "обаполы сего времени" - это, согласно гипотезе, либо "вокруг сего времени", либо "по обе половины сего времени", разные два варианта. Под "сим временем" следует понимать промежуток времени, соответствующий рамкам повествования, а не середину между прошлым и будущим. Автор, мастерски владеющий "тёмным стилем" написания литературных произведений, мог даже иметь в виду оба варианта одновременно, используя многозначность термина "обаполы". Можно выделить те варианты, которые точно невозможны. Первый - это как с рекой, два берега. Он невозможен, поскольку автор не заглядывает в будущее и не выходит за рамки повествования в отдалённое прошлое. Второй - это когда по краям времени. Такого тоже не может быть, поскольку всё промежуточное время тогда оказывается бесславным. Остальные варианты ещё предстоит опровергнуть.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 30 янв 2014, 09:22

Всё очень просто:

ГИМНОГРАФИЯ [греч. ὑμνοϒραφία - песнотворчество, от ὕμνος - гимн, песнь и ϒράφω - писать], а Боян был песнотворец.

10-струнные гусли-псалтырь - исполнение богослужебных гимнов;

Возноситься мыслью под облака - стремиться мысленно к "горнему";

Использовать "трОпу Трояна" - пользоваться одним из дохристианских гласов осмогласия;

Скакать мыслью по "древу" - работать с "древом" канона;

Свивать славы обаполы - составлять акростих из краестрочий слав;

Использовать "славы сего времени" - использовать не ирмосы, а тропари текущего праздника со словами маркерами: "Слава"; "И ныне".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 30 янв 2014, 10:33

Если всё очень просто, а я не понял - значит, я тупой :( . Но мне всё же кажется, что Вы продолжаете рассматривать одну гипотезу, а я хотел бы посмотреть, как выглядят все возможные гипотезы, не отдавая пока предпочтения ни одной, а уж потом доказать, что Ваша гипотеза - только и заслуживает рассмотрения, остальные - нелепы или невозможны. Вспомнились слова академика Зализняка о том, что он не отдаёт предпочтения ни версии подлинности СПИ, ни версии поддельности, начиная изложение, предоставляет обеим равные права и шансы. Так и надо. А уж потом выясняется, какая версия есть ИСТИНА.
Но если мы все версии рассматриваем как равноправные, то и примеры употребления слова "обаполы" в подтверждение разных версий нужно искать с равным усердием, а не акцентировать внимание лишь на тех, которые подтверждают изначально выбранную версию - это про пример с доской, два здоровых мужика уселись на края которой.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 30 янв 2014, 11:25

Хорошо, давайте "от очевидного".
Вопрос поэту: какие жанры поэтических произведений 12 века Вам известны?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 30 янв 2014, 12:09

Тропарь, эпопея, былина, колядка.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 30 янв 2014, 12:18

Арсен писал(а):Тропарь, эпопея, былина.

Так понимаю, Вы хотели сказать: канон, эпическое сказание, летописное повествование.

Отлично. А теперь выберите из них произведение, у которого есть "слава" того и сего времени, обаполы которой песнотворец должен "свивать"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Арсен » 30 янв 2014, 12:38

Лемурий, Вы не выполнили мою просьбу. Я же просил: давайте подойдём ко всем возможным версиям исходя из принципа равенства, каждая версия имеет изначально равные шансы на успех. А уж потом приходим к выводу, что Ваша - единственно верная. Вы же вновь ставите вопрос исходя из своей единственно верной версии, не давая шансов альтернативным решениям.
Ну канон имеет славы, обаполы которых надо свивать. Но предварительно доказав при этом, что краестрочия можно назвать обаполами. Но исходная позиция - это когда мы ещё не знаем, что и с чем нужно свивать, ещё не знаем, то ли свивать обаполы славы, то ли свивать славы обаполы сего времени, а также не знаем, обаполы - это что такое или это где. Впрочем, наверно надо прерваться и поискать примеры со словами "обаполы" и "обапол".
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 30 янв 2014, 14:14

Арсен писал(а):Ну канон имеет славы, обаполы которых надо свивать.

Вот видите, ч.т.д. Методом исключения пришли к искомому.
Хотите, давайте рассмотрим другие версии:

В эпических сказаниях (например, о Всеславе Полоцком) нет строгой последовательности. То, что исполняется устно и передается из уст в уста, не может быть представлено в виде "обаполы слав", поколику они воспроизводились не в виде строки, а в виде слова. Исполнение эпических песен происходило под обычные 5-6 струнные гусли, а гусли Бояна особые, каждый из 10 перстов-соколов струну-лебедь достигал, т.е. игра происходила перебором, без зажима деки + количество струн должно быть от 10 и выше. Таким инструментом на Руси могли быть ТОЛЬКО гусли-псалтырь.

Связь Бояна с гимнографией подтверждает и термин "живые струны":

Изображение
Серегина Н.С. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и русская певческая гимнография XII века. М.: Памятники исторической мысли, 2011, С.210
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24145
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 02 фев 2014, 20:11

Еще не всю тему прочитал, но все-таки напишу, может, сразу Лемурий что-нибудь ответит, потому что с первой страницы просто одно недоумение: ведь для ТРОПЫ есть контекст.
"Через поля на горы".
Ведь не может ТРОПАРЬ вести через поля на горы. Это абсурдно.
Через поля на горы может вести ТОЛЬКО дорога, ТРОПА в современном понимании.
Если есть вполне ясное толкование фразы, то зачем изыскивать массу новых смыслов? Есть же понятие "бритвы Оккама"!

На горы - это не "горЕ". Это горы. Потому что есть ПОЛЯ (понятие парное к ГОРАМ).
Через поле на горы идет странник. ПО ТРОПЕ.
Нужно ли тут что-то придумывать? В чем состоит проблема? В чем исходный пункт?
Рыбаков нашел трОпу Трояна - памятник (он не сохранился) и возопил: вот! нашел тропУ Трояна! Но трОпой Трояна НЕВОЗМОЖНО ИДТИ))). ТрОпа и тропА - это разные вещи. На трОпу можно вскарабкаться, если милиции не боишься, но идти ею нельзя.
Идти можно исключительно дорогой, дорожкой, тропинкой.
Точно также нельзя никак "идти в греческий лад (распев)" тем более "через поля".
Это как в стихотворении одного юноши: "Среди полей лежал хорей". :lol:

Я также повторю свою точку зрения.
По-моему, "тропа Трояна" - это ПУТЬ В ЛАБИРИНТЕ, который назывался "Троян". Эта игра была широко распространена в те времена и ранее в античности. Судя по изображениям, это был огромный лабиринт, куда заезжали всадники, которые должны были пройти по его дорожкам (тропам) по всему полю. В центре лабиринта была наложница, которая была призом победителю. В дальнейшем (в Византии) эта игра в лабиринт превратилась в БУКВЕННУЮ (ВИРТУАЛЬНУЮ) ИГРУ, которую тоже могли называть "Троян". А лабиринт превратился в "поэтические лабиринты" (это бытующий термин до сих пор) или мезостихи.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 02 фев 2014, 20:28

И еще хотел сказать о "мысленном древе".
Как-то не верится, что речь идет о воображаемом древе, да и не к месту тут никакое ВООБРАЖАЕМОЕ древо.
Говорится о струнах, о соловье, который летает по древу...
ДРЕВОМ, например, могли называть сам ИНСТРУМЕНТ (например, псалтирь или лиру или гусли).
Нижние тона рычат как волк, верхние - напоминают пение птиц. Треугольник инструмента напоминает дерево.
Инструмент МЫСЕННЫЙ, не потому что виртуальный, а потому что для певца - это проМЫСЕЛ.
(Однокоренное слово: промышленность).
Разумеется это на уровне гипотезы.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 02 фев 2014, 21:22

А вот - одна народная песня, в которой ГУСЛИ и ДЕРЕВО ассоциируются друг с другом.

За горами, за долами,
За горами, за долами
Там за кременскими, там за кременскими

Там стояло в поле древо,
Там стояло в поле древо,
Тонко, высокое, тонко, высокое.

Тонко, тонко, высокое,
Тонко, тонко, высокое,
Листом широкое, листом широкое.

Листом, листом широкое,
Листом, листом широкое,
Корнем глубокое, корнем глубокое.

Подъезжали к этой древе,
Подъезжали к этой древе,
Князья да бояре, князья да бояре.

Они думали-гадали,
Они думали-гадали,
Как с древой быти, как с древой быти.

Как с этою древой быти,
Как с этою древой быти,
Как её рубити, как её рубити.

Подрубили эту древу,
Подрубили эту древу.
Под самый под корень, под самый под корень.

Разрубили эту древу,
Разрубили эту древу,
На четыре части, на четыре части.

Да сделали с этой древы,
Да сделали с этой древы
Гусли звончатые, гусли звончатые.

Заиграйте, мои гусли,
Заиграйте, мои гусли,
Гусли звончатые, гусли звончатые.

Призабавьте маво гостя,
Призабавьте маво гостя,
Гостя дарагова, гостя дарагова.

Гостёчика дарагова,
Гостёчика дарагова,
Батюшку раднова, батюшку раднова.

Песня записана в станице Берёзовской Волгоградской области. Г.Н.Базлов, "Русские гусли: история и мифология".
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 02 фев 2014, 21:33

А вот это - современные гусли. Они разрисованы, разумеется, не так, но ДЕРЕВЬЯ там есть).

Изображение
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 113