corvin писал(а):Что значит свивать славы (или строки?) по краям сего времени?
Свивают не строки "слав" (икосов или тропарей), а именно их обаполы [=краестрочия]:
Акростих
Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...
----------
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
corvin писал(а):Вполне возможно, Иларион и Кирилл писали богослужебные гимны, скача по древу и свивая краестрочия икосов. Но "живая струны" Бояна "рокотаху" славу князьям. Князьям, понимаете? И если Боян это кто-то из архиереев, то ему дается соответствующая оценка.
Ну так Иларион (Никон) помимо гимнографа был ещё и
летописцем и вставкам том же Редеди и др. тмутороканским легендам мы обязаны именно ему:
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.
§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304
corvin писал(а):По моей версии Автор утверждает, что Боян берет в качестве образца античную поэзию. Отсюда троянов - поэтический вариант слов троянский, тройский, дева-лебедь, жребий о девице милой, опершись о кони - используя (троянского) коня.
Говоря о греческом заимствовании Вы правы особенно в отношении "тропов Трояних", заимствованных из языческих гимнов греков, прославлявших на эти лады (гласы) Апполона, Зевса, Венеру и др. языческих богов своего пантеона. См.
Тропа Трояна.
При этом Автор СПИ не "издевается" над Бояном, а считает его своим предшественником (учителем), а себя его "внуком" (последователем). Осмогласие на дохристианские тропы (гласы, напевы, лады) ввёл в обращение сподвижник Илариона (Никона) Феодосий Печерский. Автор СПИ очевидно был знаком с работами Климента Александрийского критикующего использование языческих ладов, вот и пишет, что Боян поднимался мысленно к "горнему", аккомпанируя на 10 струнных гуслях-псалтырь, используя "трОпу Трояня" - один из ладов осмогласия.