Тропа Трояна

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 05 фев 2014, 09:06

Евгений Беляков писал(а):Понятно. Пример краестрочия, идущего вверх, есть. Но все же это совсем НЕ ПОХОЖЕ на истолкование фразы "через поля на горы".
Что значит: "Идти через поля рукописи"?

Не рукописи, а песни - гимнографического канона, строфы (=поля) которого гимнограф в мыслях держит, свивая обаполы (=краестрочия) тропарей в акростих для технического оформления "Древа" канона.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 05 фев 2014, 11:32

Свивая что? – славы.
Свивая где? – обаполы сего времени.
Обаполы относятся к сему времени, но никак не к славам.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 05 фев 2014, 13:45

Да.
Свивая славы обаполы сего времени.
Если бы обаполы относилось к славе (то есть с разбиением и заменой а на е: обЕ полы), было бы СЕМУ времени.
Было бы так: "Свивая славы обЕ полы сеМУ времени".
Не много ли "ошибок переписчика"? :D
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 05 фев 2014, 14:10

Обращаю внимание на фрагмент: «Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити …»
В нем КОМУ ясно указывает, что Боян хочет петь кому-то СЛАВУ. Славу кому? Князьям: "... своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху ". Т.е. СЛАВА это жанр. Согласен с этим и Д.С.Лихачев: "В свое время я уже не раз писал о том, что в «Слове» соединены два фольклорных жанра: «слава» и «плач» — прославление князей с оплакиванием печальных событий".
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 05 фев 2014, 17:08

corvin писал(а):Свивая что? – славы.
Свивая где? – обаполы сего времени.

Это вариант "предлога", но есть и вариант существительного:

Свивая что? – славы.
Свивая (славы) что? оба полы (=обе стороны, оба края, краестрочия).
Славы какие? или чего? - сего времени.

corvin писал(а):Обаполы относятся к сему времени, но никак не к славам.

У сего времени НЕ может быть половины "славы" в будущем, токмо в прошлом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 05 фев 2014, 17:12

Евгений Беляков писал(а):Если бы обаполы относилось к славе (то есть с разбиением и заменой а на е: обЕ полы), было бы СЕМУ времени.

Самое лучшее в подобном отрицании - ПРИМЕР. Вот Вам в подмогу Срезневский - найдите!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 05 фев 2014, 17:24

corvin писал(а):Обращаю внимание на фрагмент: «Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити …»
В нем КОМУ ясно указывает, что Боян хочет петь кому-то СЛАВУ. Славу кому? Князьям: "... своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху ". Т.е. СЛАВА это жанр. Согласен с этим и Д.С.Лихачев: "В свое время я уже не раз писал о том, что в «Слове» соединены два фольклорных жанра: «слава» и «плач» — прославление князей с оплакиванием печальных событий".

Это говорит лишь о работе летописца, а уж ТЕМ БОЛЕЕ когда Автор СПИ недвусмысленно намекает авторство Бояна в вставках в ДКС тмутороканских легенд и отрывка о Редеди (см. Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях, 1908, §231-232 - М., 2001, С.304 ).

А также говорит о том, что Иларион (Никон) как гимнограф мог сложить песнь кому угодно, хоть Богу, хоть каганам Владимиру и Ярославу, что наглядно продемонстрировано в "Слове о Законе и Благодати".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 05 фев 2014, 17:29

Лемурию
Есть глагол «свивая» и он должен быть направлен на какое-то существительное, которое свивается. Какое это существительное – славы или обе стороны?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 05 фев 2014, 17:33

corvin писал(а):Есть глагол «свивая» и он должен быть направлен на какое-то существительное, которое свивается. Какое это существительное – славы или обе стороны?

Ну так он и направлен на "ПОЛЫ" . "Полъ" - сторона. "Оба полы" - обе стороны, по обе стороны, заметьте в пределах объекта, но никак не "вне объекта", как в значении "вокруг".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 05 фев 2014, 17:47

Свивая что? – славы.
Свивая (славы) что? оба полы (=обе стороны, оба края, краестрочия).
Славы какие? или чего? - сего времени.

"Свивая что? – славы" - Вы только что писали. Так славы свивая или обе стороны?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение corvin » 05 фев 2014, 18:06

А также говорит о том, что Иларион (Никон) как гимнограф мог сложить песнь кому угодно, хоть Богу, хоть каганам Владимиру и Ярославу, что наглядно продемонстрировано в "Слове о Законе и Благодати".

Для тех, которые «кому угодно» в русском языке есть соответствующее слово.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 05 фев 2014, 21:07

Хорошо, но и в примере Срезневского не совсем так: Оба полъы лица челюсти есте двѣ връхнѣа и дольнѣа.
ПолЪы.

Точного соответствия нет. "Оба" - для женского рода, да.

Но ведь, повторяю: петь славу КНЯЗЬЯМ (дательный падеж), СЕМУ ВРЕМНИ (дательный падеж), а не СЕГО ВРЕМЕНИ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Тропа Трояна

Сообщение Евгений Беляков » 05 фев 2014, 21:34

Или это определение? Слава сего времени? И свиваются "оба ее полы", обе ее половины? Свивая обе половины славы сего времени.
В любом случае: У СЛАВЫ СЕГО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДВЕ ПОЛОВИНЫ.
Вам не кажется,Лемурий, что это странно?
Какие именно две половины есть у славы конца 12 века?

Предположим, "Слава сего времени" - это некий текст (а не реальная слава разных подвигов). Он делится на две половины. Как их СВИВАТЬ?

Я подчеркиваю, что такое истолкование - ЧРЕЗВЫЧАЙНО сложное и НЕ ПОНЯТНОЕ, тогда как понимание текста, где "обаполы" = "вокруг" дает вполне связный и простой текст. Свивая славы ОКОЛО (ВОКРУГ) сего времени. И все. Есть бритва Оккама.
Для меня бесспорен окончательный перевод, что-то вроде НАВИВАЯ СЛАВУ НА ВРЕМЯ НАШЕ...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 06 фев 2014, 12:46

corvin писал(а):"Свивая что? – славы" - Вы только что писали. Так славы свивая или обе стороны?

Уважаемый corvin, предположим что это место нами не расшифровано. Пусть. Обозначим его "Х". Тогда 10-струнные гусли-псалтырь, "живые струны" на которые возлагают вещие (очитыя) персты, дохристианские (=Трояновы) трОпы, "мысленное древо", в котором есть "славы" того и сего времени ("И ныне" "Славы" текущего праздника), мысленное стремление к "горнему" - ЛЮБОЙ из этих терминов Вас выводит к работе ГИМНОГРАФА.

    скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени
"Мысленное древо" - структура песни Бояна (канона), которую надо держать в мыслях и скакать (а не летать как соловей) от тропаря одной песни к тропарю другой. Скакать КАК? свивая славы сего времени оба полы - составляя акростих из краестрочий тропарей.

Свивая (Что?) ◊ Славы - вин. пад. мн. ч. (у слав ЧТО?) ◊ Оба полы — вин. пад. двойст. ч. (славы КАКИЕ?) сего времени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тропа Трояна

Сообщение Лемурий » 06 фев 2014, 13:17

Евгений Беляков писал(а):Точного соответствия нет. "Оба" - для женского рода, да.

Для двойственного числа, Евгений, для двойственного:

◊ Оба полы — вин. пад. двойст. ч.

Евгений Беляков писал(а):петь славу КНЯЗЬЯМ (дательный падеж), СЕМУ ВРЕМНИ (дательный падеж), а не СЕГО ВРЕМЕНИ.

Знамо дело дат. пад.: Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 99