Термин "ктитор" и "Земля Боянова"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Термин "ктитор" и "Земля Боянова"

Сообщение Лемурий » 21 фев 2014, 11:59

К открытию этой темы меня побудила ссылка в работе Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, СПб, 1913 на издание:

Изображение

Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842-1204), Казань, 1894 г. ( в эл. виде есть на http://www.knigafund.ru ) - далее (Соколов 1894: № стр.)

Прочитав которое, лишний раз убедился в правильности тождества митрополита Илариона с пресвитером Киево-Печерского монастыря Никоном Великим.

Для того, чтобы в этом убедиться, надо поднять историю Киево-Печерского монастыря (КПМ) на предмет установления кому принадлежали права собственника на землю, т.е. кто был "ктитором" земли КПМ.

Ктитор - по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι — приобретаю) — создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями... ( ЭСБЕ )


    "... если кто желал построить монастырь, должен был
    во-первых испросить на это согласие епископа, в области которого возникало новое учреждение. Епископ же, водрузив крест на месте основания монастыря и совершив подобающую молитву, тем самым давал разрешение на постройку.
    Во-вторых, ктитор должен был дать полное материальное обеспечение новоучреждаемой обители, т.е. все потребное для богослужения и содержание монахам, достаточное по меньшей мере для троих..." (Соколов 1894:351)
    ----
    К правам ктитора принадлежали:
    1) право на упоминание его имени в ектеньях и постоянное памятование в общине;
    ---
    6) право принятия новых членов в монастырь...;
    7) постройка новых монастырских зданий для проживания поступающих в монастырь...;
    8.) право после предварительного испытания избирать игумена, если найдется достойный кандидат, - устранять его если в последствии он не оказался таковым, и даже удалять его, если он не был прежде членом его; таким же правом ктитор владел и по отношению к монастырским клирикам..."
    (Соколов 1894:358-359)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Антоний - ктитор КПМ

Сообщение Лемурий » 21 фев 2014, 13:27

Из вышеперечисленных положений явствует, что первым ктитором Киево-Печерского монастыря был Антоний.

    "Боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое и церковь ту сущую Святыхъ апостолъ и попы многы набдящю, и в них же бѣ прозвутерь, именемь Ларионъ, мужь благъ, и книженъ и постникъ, и хожаше с Берестового на Дьнѣпръ, на холмъ, кде нынѣ ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бѣ бо лѣсъ ту великъ. Иськопа ту печеръку малу, 2-саженю, и приходя с Берестового, отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ. Посем же возложи Богъ князю въ сердце, и постави его митрополитомъ святѣй Софьи, а си печерка тако ста. И не по мнозѣхъ днѣхъ бѣ нѣкий человѣкъ, именемь мирьскимь ...[ по контексту должно быть мирское болгарское (!) имя ]... от града Любча; и вьзложи сему Богъ в сердце вь страну ити. Онъ же устремися вь Святую Гору ити. И видѣ манастыря сущая ту, и вьзлюби чернѣцьскый образъ, и приде вь единъ манастырь от сущихъ ту манастыревъ, и моли игумена того, дабы на нь възложилъ образъ мнишьскый. И онъ же, послушавъ его, постриже его и нарче имя ему Аньтоний, и наказавъ его и научивъ его чернѣцкому образу, и рече ему: «Да иди опять вь Русь, и буди благословение от Святыя Горы, и мнози от тебе чернорисци будуть». И благослови его, отпусти, рекъ ему: «Иди сь миромъ». Антоний же приде Кыеву и мышляше, кдѣ жити; и походи по манастыремь и не возлюби, Богу не хотящу. И поча ходити по дебремь и по горамъ, ища, кде бы ему Богъ показалъ. И приде на холмъ, идеже бѣ Ларионъ печеру ископалъ, и вьзлюби мьстьце се и вселися во нь, и нача молитися Богу со слезами, глаголя: «Господи! Утверди мя в мѣстьцѣ семь, и да будеть на мѣстьци семь благословение Святые Горы и моего игумена, иже мя постриглъ»... и нача приимати и постригати я, и собрашася братья к нему яко числомъ 12, иськопаша печеру велику, и церковь, и кѣлья, яже суть и до сего дни в печерѣ подъ ветхымъ манастыремь.

    Совокуплени же братьи, рече имъ Антоний: «Се Богъ васъ съвокупи, братье, от благословения есте Святыя Горы, иже постриже мене игуменъ Святыя Горы, а я васъ постригалъ; да буди на васъ благословение первое от Бога, а второе от Святыя Горы». И се рекъ имъ <...>: «Живете о собѣ, поставлю вы игумена, и самъ хощю вь ину гору сѣсти одинъ, якоже и преже бяхъ обыклъ, уединився». И постави имъ игумена именемь Варламъ...

    И приде игуменъ и братья ко Аньтонию и рекоша ему: «Отче! Умножилося братьи, а не можем ся въмѣстити в печерѣ. Да бы Богъ повелѣлъ и твоя молитва, да быхомъ поставилѣ церквицю малу внѣ печеры». И повелѣ имъ Аньтоний. Они же поклонишася ему и поставиша церьквицю малу надъ печерою во имя святыя Богородица Успение. И нача Богъ умножати черноризѣць молитвами святыя Богородица, и свѣтъ створиша братья съ игуменомъ поставити манастырь."
    ( ПВЛ 1051)

Итак, Антоний пришел с Афона и не мог найти монастыря, для жизни по строгому Уставу, избрал пещерку Илариона.
Во-первых, для открытия монастыря Антонию понадобилось бы "испросить на это согласие епископа, в области которого возникало новое учреждение" (Соколов 1894:351);
Во-вторых, именно в привилегии ктитора входят "право принятия новых членов в монастырь" (см.право №6) и "постройка новых монастырских зданий для проживания поступающих в монастырь" (см. право № 7) (Соколов 1894:358);
В-третьих, право "избирать игумена" (см. право №8) (Соколов 1894:359)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Термин "ктитор" и "Земля Боянова"

Сообщение Лемурий » 21 фев 2014, 14:36

В монастыре должен быть пресвитер, который постригает новообращенных и совершает священнодействия:

Пресвитер есть совершитель, потому что он совершает священнодействия: причащение, крещение и молитвословия, хотя и не имеет дара сообщать благодать священства и не может поставить другого священника. ( Дионисий Ареопагит )


    "Тъгда же бо слышавъ о блаженѣмь Антонии, живущиимь въ пещерѣ, и окрилатѣвъ же умъмь устрьмися къ пещерѣ. И пришьдъ къ преподобьнуму Антонию, его же видѣвъ и, падъ, поклонися ему съ сльзами, моляся ему, да бы у него былъ... Феодосий же, пакы падъ, поклонися ему. Таче благослови и́ старьць и повелѣ великому Никону острѣщи и, прозвутеру тому сущю и чьрноризьцю искусьну, иже и поимъ блаженаго Феодосиа и по обычаю святыихъ отьць остригы и облече и въ мьнишьскую одежю..." ( ЖФП )

Надо отметить, что ВСЕ приходящие в КПМ принимали схиму (Присёлков 2003:100), как необходимое условие для вступления, при этом нарекались новым именем:

    "Тогда повелѣ преподобный Антоние великому Никону, да пострижеть его и облечеть въ мнишескую одежю. Он же, по обычаю, молитвовавь, и остриже его, и въ мнишескыя ризы облече его, Варлаам имя тому нарекь.

    Тогда же приде каженикъ нѣкто от княжа дому, иже бѣ любим князем и предръжа у него вся, и моляшеся старцю Антонию, и той хотя быти чръноризець. Его же поучивъ старець еже о спасении души, и предасть его Никону, да того острыжеть. Он же и того остригь, облече его въ мнишескую одеждю и Ефрѣм имя тому нарекъ..."

    ----
    Житие Феодосия Печерского

"Они же ту абие начаша въспросы творити: «Что прииде, брате, припадаа къ святому жертовнику сему и ко святѣй дружине сѣй? Желаеши ли сподобитися мнишескому великому аггельскому образу?» И прочаа вся по ряду сътвориша, якоже есть писано, таже и в великий образъ постригоша его, и облъкше его в мантию и в куколь, и все, еже трѣбѣ, пѣвше, великаго аггельскаго образа управивше и устроивше, и целовавше его, Пимина же того нарекше..."
---
Киево-Печерский патерик


    "Яко се бысть другый черноризець, именемь Исакий, яко еще сущю в мирьскомъ житьи и богату сущю ему, бѣ бо купець, родомъ торопчанинъ, и помысли быти мнихомъ, и раздая имѣние свое трѣбующимъ и по манастыремь, иде кь великому Антонию в пещеру, моляшеся ему, дабы створилъ черьноризьцемь. И приятъ и Антоний, и возложи на нь порты чернѣцькиѣ и нарече имя ему Исакий, бѣ бо имя ему мирьское Чернь..."
    ---
    Повесть временных лет. В лето 6582(1074)

Иными словами, ВСЕ кто в КПМ был пострижен под схимническим именем, до этого имели совсем другое (!) монашеское имя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Термин "ктитор" и "Земля Боянова"

Сообщение Лемурий » 17 мар 2014, 14:14

После присоединения колыбелей христианства Руси (Корсунь и Сурож), упомянутых в СПИ, можно продолжить с умиротворенным сердцем. "Еще возвратимся на предняя словеса..." (с)

Итак, ктитор - это лицо, распоряжающееся землей и имуществом монастыря. Иными словами, у монастырских земель были свои владельцы завещающие, переуступающие и т.д. права на собственность этой землей.

Как мы выяснили ранее, первым ктитором КПМ был Антоний, уходя в Чернигов он передает ведение дел Феодосию:

    "В то же время приключися Изяславу прити из Ляховъ, и нача гнѣватися Изяславъ на Антония изо Всеслава. И приславъ Святьславъ нощью, поя Антония к Чернигову. Антоний же, пришедъ кь Чернигову, и вьзлюби Болъдину гору, и ископавъ пещеру, и ту вселися. И есть манастырь святоі Богородицѣ на Болдинахъ горахъ и до сихъ дний..."(ПВЛ 1074 о событии 1069 года)

    Тъгда же братия ту сущая въ пещерѣ събравъшеся, изволениемь всѣхъ, възвѣстивъше преподобьноуму Антонию, блаженааго отьца нашего Феодосия игумьнъмь себе нарекоша, яко и чьрньчьскую жизнь управивъша и Божия извѣсто заповѣди излиха вѣдуща. (ЖФП)

Даже несмотря на то, что в 1061 году игуменом был Варлаам, поставленный Антонием и в 1062 году ставший игуменом Дмитриевского монастыря, несмотря на земельные пожертвования князя Изяслава

    "При игумене Варлааме произошло примирение монастыря с князем Изяславом, который подарил землю для монастырского строительства, был возведен деревянный Успенский собор, построены хозяйственные службы и монастырская «ограда»..." (прим. к КПП)
всё равно ктитором оставался Антоний, раз с ним братия обязана была согласовывать имя игумена ( 8-е право ктитора см. выше).

Антоний умирает в 1073 году, а в 1069-м, напомню, уходит в "манастырь святоі Богородицѣ на Болдинахъ горахъ" близ Чернигова. Кто за это время оставался ктитором КПП?

Всё указывает, что Феодосий.

    "Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь. И Божиею благодатию въздрасте мѣсто то, и цьркъвь святыя Богородица възгради на немь, и бысть манастырь славьнъ, иже и донынѣ есть, прикладъ имый въ сий Печерьский манастырь...

    Никонъ же възворотися въспять. Таче пришедъ въ манастырь великааго отьца нашего Феодосия, и вься своя благая предавъ блаженууму, самъ же бѣ съ всякою радостию покаряяся ему, зѣло же любляшет и́, и богодъхновеный Феодосий, яко отьца его себе имѣяшеть..." (ЖФП)

Первый раз "ходына" Никон вернулся из Тмуторокани в 1067 году, когда "умоленъ бысть отъ людей техъ" просить князя Святослава на княжение в Тмуторокань его сына Глеба ( как нельзя актуальный на сегодня Тмутороканский Камень 1068 года Глеба Святославича ).
Второй раз Никон возвращается видимо после 1069 года раз имущество от "приклада Печерского монастыря" передает не Антонию, а Феодосию. Это же указывает на то, что ктитором КПМ к этому времени был уже Феодосий.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24065
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26