corvin писал(а):Вопрос был - мог ли Автор в 1350 году сымитировать язык 1200 года. Ответ - да мог, читая старые тексты и вслушиваясь в архаичную речь, которая тогда еще звучала.
Как видите, работу любого автора можно определить по его "почерку". Как от автора поэмы "Двенадцать" тщетно ждать "Евгения Онегина" так от Низами тщетно ждать произведения похожего на "Слово" лишь потому, что Низами был поэт.
Укажу ещё на одно хрупкое место версии XIV века:
В СПИ Автор пользуется разными эпитетами для характеристики востока и запада, язычников и христиан, оружия и способа его ковки.
В частности, у половцев: "сабли половецкие", а у русичей копья и мечи
харалужные.
Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми...
Не ваю ли храбрая дружина рыкаютъ акы тури, ранены саблями калеными...
----
Яръ туре Всеволодѣ! Стоиши на борони, прыщеши на вои стрѣлами, гремлеши о шеломы мечи харалужными...
Съ зараніа до вечера, съ вечера до свѣта летятъ стрѣлы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя...
Бяшеть притрепеталъ своими сильными плъкы и харалужными мечи; наступи на землю Половецкую...
Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи...
Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла...
То что ХАРАЛУГ относится к способу ковки следует из строки:
Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.
Само слово точно воспроизводит древненемецкое
car(a)l-ung/ing «Каролинги» «мечи и копья из стали
франков (haralug)» (С-С СПИ:"Харалугъ")
Европейский способ ковки мечей вытекает и из строки:
Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи [петли для крепления оружия к руке] подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи [те же] мечи харалужныи.
Scaevola писал(а):Каролингский способ ковки мечей (продолжающий римскую традицию) известен сравнительно хорошо. Он состоит в том (если совсем кратко), что к широкой срединной полосе, вязкой и довольно мягкой, приваривают по краям узкие твёрдые полоски, из которых формируются лезвия и острие. Центральная полоса всегда, а крайние полоски довольно часто, изготовлялись способом, который мы сейчас называем дамасским - пластины мягкой и твёрдой стали (вместо мягкой стали в то время часто брали простое железо) сваривались между собой кузнечной сваркой, складывались или скручивались (а часто и то, и другое одновременно), снова проковывались, и так неоднократно до получения своеобразного стального композита. Таким образом центральная полоса меча приобретала достаточную вязкость и упругость, что не ломаться и не гнуться при ударах, и нести на себе твёрдые и острые лезвия. После шлифовки и протравки в слабокислых растворах на таком клинке проявлялся характерный узор из тёмных и светлых линий, что являлось одним из признаков качества меча.
Так вот к XIV веку каролингский (харалужный) способ ковки себя изживает и уступает месту дамасскому булату. Поэтому у автора Задонщины (XIV в.) нет уже "харалужных" мечей, а есть мечи булатные.
гремѣли князи руские мечьми булатными о шеломы хиновские (Задон. Унд.)
см.
Антейн А.К. Дамасская сталь в странах бассейна Балтийского моря, Рига, 1973