Страница 23 из 24

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 13 май 2016, 14:48
Mitus
PoslannikM писал(а):Не понимаю, как можно даже сравнивать СПИ и более позднюю "Задонщину",
- а это Вы к чему написали? Типа кто-то тут про Задонщину писал? или она у нас в памятниках 14-го века прописалась?

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 01 авг 2017, 19:24
PoslannikM
Сергей Шавырин писал(а):И встала обида в силах Дажьбожиих внуков,
Девой ступя на Троянову землю,
Встрепенула крыльями лебедиными,
На синем море у Дону плескаяся.
Прошли времена благоденствия,
Миновалися брани князей на неверных.
Брат сказал брату: то мое, а это мое же!

Сильная, смелая... как лебедь белая я становлюсь на крыло....


Лично я перевожу чуть по другому. Не теряя смысла текста. Вот мой параллельный (синхронный) перевод этого места из СПИ.

"Поднялась волна раздоров
в недрах смуты окаянной,
обошла Девятым валом
все наследные пределы...". и т.д.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 01 авг 2017, 20:04
Лемурий
PoslannikM писал(а):Лично я перевожу чуть по другому. Не теряя смысла текста. Вот мой параллельный (синхронный) перевод этого места из СПИ.

"Поднялась волна раздоров
в недрах смуты окаянной,
обошла Девятым валом
все наследные пределы...". и т.д.

    "... и накрыла медным тазом
    предыдущие труды!

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 01:36
corvin
Я утверждаю, что СПИ содержит ряд тем совершенно не интересных в конце 12-го века, но сделавшихся интересными к середине века 13-го. Например тема язычества. А также тема русичей - русских как нации.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 09:11
Mitus
corvin писал(а):но сделавшихся интересными к середине века 13-го. Например тема язычества.
- в ПВЛ Нестор об этом в самом начале 11-го века немааало пишет.
corvin писал(а): А также тема русичей - русских как нации.
- вопрос этот крепко встал после смерти в 1132 году Мстислава Владимировича Великого. Он-то прямо называл Новгород-на-Волхове Русской землёй. См. грамоту Мстислава: Я Мстислав держащий Русскую землю и т.п. - а речь именно о Новгороде. ..... Если же Вы конкретно о слове "русици" в СПИ, то правило "гы - кы - хы" не позволило Автору СПИ прописать здесь слово мн. ч. рускии, а слово "рускыи" это как известно ед. число. Соответственно, вступает в силу др-рус. чередование для им. падежа и мн. ч. в таких случаях: друг - друзи; рускыи - русици или рустии. :D

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 13:19
corvin
В начале 11-го века тема язычества была актуальна, в конце 12-го уже нет. К концу 12-го века процесс образования русской нации из восточных славянских племен шел вполне успешно и не требовал особого осмысления.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 14:17
Лемурий
corvin писал(а):В начале 11-го века тема язычества была актуальна, в конце 12-го уже нет. К концу 12-го века процесс образования русской нации из восточных славянских племен шел вполне успешно и не требовал особого осмысления.

Боян - внук языческого периода, его дед жил в язычестве. По Уставу Великой Константинопольской Церкви Псалтырь надо было пропевать в сопровождении специальных 10-струнных гуслей-псалтырь, каноны необходимо было оформлять акростихом, свивая обаполы (= краестрочия) «слав сего времени» (=тропарей), пользоваться ладами языческого времени, которые именовали тропами. Если Автор жил во времена Студийского Устава (после 1060-х), то эти «заигрывания» с языческим периодом должны вызывать у него иронию.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 14:47
corvin
10-струнные гусли использовались для увеселения - есть пример на рисунке.
Обаполы - это предлог. Его нельзя свивать.
С иронией Автор называет "суда божьего не минует" первой припевкой.
"Не буря занесла соколов" никак не похоже на псалмы.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 15:10
Лемурий
Для увеселения использовались 6-им струнные гусли, деку которых надо было прижимать одной рукой, чтобы одновременно всеми 10-ю пестами струе достигать гусли должны быть особые.

Свивая ГДЕ? (предлог) или свивая КАК? (наречие) сути не меняет, для «свивания» брались лишь краестрочия строк, а слово «обаполы» именно это и обозначают.

Не буря соколов занесла, а стало галок бежит - ирония, причём открытая.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 17:18
corvin
На картинке из Новгородского Евангелия 1358 г. гусляр играет на 10-ти струнных гуслях, прижимая их к груди, и одновременно пританцовывает.
"... для «свивания» брались лишь краестрочия строк, а слово «обаполы» именно это и обозначают."
Откуда известно, что обаполы обозначает краестрочия?
С иронией бежит стадо галок или без на псалом это все равно не похоже.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2018, 22:53
Лемурий
После 1060-х, времён Студийского Устава, гусли-псалтири уже не употреблялись, обязательное музыкальное сопровождение было только во времена Устава ВКЦ, читайте Типикон.

    «Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...»
    ----------
    Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Если «Слава» в виде строки, где у неё краестрочие по-древнерусски?

Никто не говорит, что Никон Великий всегда гимнографией занимался, он и летописи писал, не без иронии - поединок «без оружия» Мстислава и зарезанного Редеди тому пример.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2018, 03:18
corvin
Вопрос был: могли ли использоваться 10-ти струнные гусли для увеселения. Рисунок подтверждает что могли. Причем здесь церковный устав, хоть тот, хоть этот? Они по церковному уставу пьянки устраивали что ли?
=Если «Слава» в виде строки, где у неё краестрочие по-древнерусски?=
А Вы знаете как будет краестрочие по-древнерусски? Я например не знаю.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2018, 06:10
Mitus
corvin писал(а):А Вы знаете как будет краестрочие по-древнерусски?
- а именно так и будет: Свивая славы оба полы. Обаполы Вы можете произвольно трактовать и как вокруг, но это не фактическое значение, это просто по факту так получается что когда с ОБЕИХ СТОРОН, то это вроде бы как и вокруг. Но полъ - сторона = край (доски для Василька Теребовльского), а ОБА это оба и есть = СВИВАЯ СЛАВЫ ОБА КРАЯ.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2018, 12:00
Лемурий
corvin писал(а):Вопрос был: могли ли использоваться 10-ти струнные гусли для увеселения. Рисунок подтверждает что могли. Причем здесь церковный устав, хоть тот, хоть этот? Они по церковному уставу пьянки устраивали что ли?

Да притом, что при Уставе ВКЦ «песенное последование» было необходимо, а при Студийском Уставе с 1060-х - нет, смысл обязательного музыкального сопровождения протерялся.

corvin писал(а):А Вы знаете как будет краестрочие по-древнерусски? Я например не знаю.

Так и будет «обаполы строкы».

Срезн.
Изображение

Изображение

Пример видете с солнцем? А вне круга обаполы, это не две половины, а то что по краям.

Re: Слово о полку Игореве и XIV век.

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2018, 15:51
corvin
to Mitus
Обаполы предлог (или наречие). В чем разница между обаполы и вокруг? Вокруг имеет смысл для двумерных объектов. Озеро двумерный объект на поверхности земли. Можно сказать - вокруг озера лес. Но для одномерных говорить вокруг не корректно. Не корректно говорить - вокруг дороги лес, потому что вперед и назад путь свободен, леса нет. Правильней - по обе стороны (оба полы) дороги лес. Наши предки это понимали, но язык примитивизировался и сейчас говорят вокруг. Время одномерно и про момент времени Автор пишет оба полы.
Использование оба полы в значении существительного еще нужно доказать. Во всех приведенных примерах этого нет. И для доски это не существительное. Не на края сели, а по краям.
"Но полъ - сторона = край (доски для Василька Теребовльского), а ОБА это оба и есть = СВИВАЯ СЛАВЫ ОБА КРАЯ."
Можно пытаться перевести - свивая славы по краям. Но полностью будет - свивая славы по краям сего времени, и не понятно то ли славы свиваются на краях времени, то ли время на краях славы. Плюс к тому не понятно слава в единственном или во множественном числе. Проще перевести - свивая славы вокруг сего времени. Учитывая, что "увить славой" и "прославить свое (или это) время" обычные выражения.