Евгений Беляков » 21 июн 2016, 13:20
О Днепре я уже писал. И о Дунае. Днепр в былинах называли Дунаем. См. былину о богатыре Дунае. Дунай - название архетипичной РЕКИ. Я это объясняю себе так. Предки славян-арийцев жили по среднему течению Днепра. Со временем к ним пришли венеды с Дуная, и они принесли название своей реки. Так Днепр и Дунай стали обозначать одну и ту же реку. То есть, когда Мария Васильковна говорит "Дунай", то она имеет в виду Днепр, а Днепр-словутич, наверно, его душа что ли? Природа для Ярославны вся живая.
В плаче Ярославны речь идет не о походе князя Игоря. Речь идет о походе Владимира Глебовича, мужа второй Ярославны, дочки Ярослава Черниговского. Вообще-то это Переяславльский князь, и было бы естественней, если бы Ярославна ждала его в Переяславле. Но в реальности она могла ради безопасности быть отослана мужем к своим родственникам в Путивль. Или - второй вариант - был еще какой-то городок с тем же названием в Переяславльском княжестве.
То, что Каялы, скорее всего, было две вообще не связано с этими допущениями. Просто Каяла, упоминаемая в летописи ранее, была притоком Днепра, а "Каяла, ека половецкая" (потребовалось даже упомянуть, что речь идет не о русской, а о половецкой Каяле) - приток Дона (или Донца, в другой версии). Кстати, про эту вторую версию, где Рыбаков и уважаемый Лемурий утверждают, что Донец в древности назывался Доном. Эта версия ничут не более вероятна, чем гипотеза, что под Дунаем Ярославна имеет в виду Днепр.
Это объясняет все "ляпы" Ярославны, но из этого следует, что плач Ярославны должен быть перемещен на место после возвращения Игоря на Русь. Потому что, скорее всего, Игорь вернулся летом-осенью 1185 года, а поход, из которого НЕ ВЕРНУЛСЯ ЖИВЫМ (вернулся, лелеемый на насадах по Днепру) Владимир - в 1187 г. СПИ, таким образом заканчивается не радостно, а на трагической ноте. Плач Ярославны - не молитва, а плач по погибшему мужу, русскому герою. (Потому-то и состоял он из одних лишь укоров, а просьба к Днепру была лишь, чтобы гроб мужа был доставлен, прилелеян, на насадах благополучно).
Владимир Глебович, мне думается, единственный из князей, упомянутых в СПИ, которые вызывают у автора неподдельную любовь. В действительности именно этот князь-воин был для Марии и Святослава символом храброй защиты и воинского величия тогдашней Руси. А не неудачник Игорь.
Я мыслю, я практически не существую...