Трактат о СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 28 авг 2014, 19:32

Благодарю тех, кто принимал участие в обсуждениях, за графический материал, которым я частично воспользовался (княжеские знаки и тамги).
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 28 авг 2014, 21:58

Евгений Беляков писал(а):Сказать: "Соловей старого времени" в данном контексте могло метафорически означать: "Поэт, как соловей воспевающий князей старого времени"...

А как же "повести" = ПВЛ (см п.1) и написаны они старыми словесами по "замышлению Бояна". Создавались-то они в XI, а не в XII веке.
Ещё раз повторяю никогда не игнорируйте синтаксический разбор.
Как бы Вы не переводили первую часть "Рекъ Боянъ...", вторую часть НЕ изменить:

    ...пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 29 авг 2014, 00:24

Правда сего времени и правда Повести временных лет ("трудных повестей") противопоставляется волшебным сказкам Бояна.
Не понимаю проблемы?
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 07:16

Проблема в том, что Вы сами себе противоречите: согласно Вашему же п.1 "трудные повести", написанные старыми словесами - это ПВЛ. А во второй строке они названы "замышлением Бояна". Теперь Вы пишите что Боян писал сказки. Этак всё древнерусское летописание к анекдотам свести можно.
Но даже если это пропустить, в каком веке появилась ПВЛ? Кто их родоначальник? Кто писал о Редеди и Мстиславе?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 07:26

6.
У древнерусских князей-рюриковичей трезубец означал стремительно падающего вниз сокола...

Ничего подобного. Рюрик - варяг. А у варягов боевой стяг - это ворон. Здесь подробно.
И опять-таки не может быть "седьмого тысячелетия трезубца".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 29 авг 2014, 07:29

Лемурий писал(а):Как бы Вы не переводили первую часть "Рекъ Боянъ...", вторую часть НЕ изменить:

    ...пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова...


Эта вставка могла быть написана на полях очередным переписчиком, который неверно истолковал текст. И следующим переписчиком вписана в сам текст.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 07:32

Евгений Беляков писал(а):Эта вставка могла быть написана на полях очередным переписчиком, который неверно истолковал текст. И следующим переписчиком вписана в сам текст.

Не надо из песни слова выкидывать. В начале СПИ Боян также назван соловьём старого времени.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 29 авг 2014, 09:08

Лемурий писал(а):6.
У древнерусских князей-рюриковичей трезубец означал стремительно падающего вниз сокола...

Ничего подобного. Рюрик - варяг. А у варягов боевой стяг - это ворон. Здесь подробно.
И опять-таки не может быть "седьмого тысячелетия трезубца".


Уже исправил: написал в скобках "и двузубцем"). Двузубец тоже на сокола похож. Кроме того, археологи - люди с фантазией, и нынешняя "расшифровка", где Святославу приписывают двузубец, может не долго продержаться. Еще чего-нибудь найдут и т.д.)). В принципе это даже не так уж важно. Символ Рюрика вообще не найден, кстати, как я понял. Седьмое колено не трезубца а рода Ингвара-Рюрика. Даже если трезубец появляется только у Владимира, то, я надеюсь, Вы не хотите сказать, что интеллектуальная элита XII века занималась археологией и в раскопках в Новгороде обнаружила тамгу Святослава в виде двузубца. :D
Лемурий, предлагаю мыслить логично).
Речь идет о тех смыслах, которые вкладывали в символ трезубца Мария Васильковна, Святослав Всеволодич, Клим Смолятич и т.д., а не археологические тусовки начала XXI века.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 09:13

7.
Дракон=Троян!

Продолженная мысль Роберта Манна, который писал об Илье-пророке с клюкой в образе Всеслава Полоцкого, что со Змием-Драконом в образе Траяна борется.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 09:20

Вы не хотите сказать, что интеллектуальная элита XII века занималась археологией и в раскопках в Новгороде обнаружила тамгу Святослава в виде двузубца.

По ссылке "Литейная форма из Ладоги" так и не прошлись. Нашли лишь нижнюю часть символа и сразу решили, что это "сокол", причем со ссылкой на скандинавскую нумизматику, где изображен ВОРОН - боевое знамя викингов, спутник Одина.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 09:23

Лемурий, предлагаю мыслить логично).
Речь идет о тех смыслах, которые вкладывали в символ трезубца Мария Васильковна, Святослав Всеволодич, Клим Смолятич и т.д., а не археологические тусовки начала XXI века.

Математики именно логикой и выделяются. Первый раз слышу о символе трезубца представленных вышеназванными лицами. В каких трудах и что конкретно они об этом символе писали?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 29 авг 2014, 16:01

Евгений Беляков писал(а):Следующее равенство Даниил=Климент митрополит я ставлю под сомнение. но утверждаю, что это есть "один круг"...

Самое интересное на "десерт".

Никак не может быть "один круг", а не сам бывший митрополит, если

1. В ПДЗ: «LXXIV. Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение …ангелскии имея на себе образъ, а бляднои нрав; святителскии имея на себе санъ, а обычаемъ похабен…» - так Псевдо-Даниил пишет якобы от имени Даниила, что тот, имея «ангельский образ» (т.е. будучи схимником), обладает распутным нравом, а имея «святительский сан» (т.е. сан священника), не соответствует ему своим образом жизни. И далее:
«LXXV… а иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..»

При схиме происходит понижение сана. "Ангельский образ" - это образ схимника. Если после принятия схимы постриженный имеет "святительский сан", т.е. является пресвитером, то ДО принятия схимы он был как минимум епископом.

Вспомните М.Д.Присёлкова с его версией схимы митрополита Илариона:

Иларион, по нашему предположению, вновь вернулся к своим подвигам аскетизма в свою прежнюю пещерку с тою разницей против подвигов прежнего времени, что теперь он был не "попомъ", а "мнихомъ". Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству, как могло снять и имя.
---
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, Спб (1913) 2003, §61


2. Приведу целиком цитату из своей работы, что отправлял в Пушкинский Дом Л.В. Соколовой и Н.В. Понырко:

§ 6. В СДЗ: «Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лепше бы ми смерть, ниже Курское княжение»…». Может показаться, что князь Ростислав Мстиславич предлагал автору СДЗ княжество, а тот отказался и сейчас не у дел. Но «лепше смерть, ниже Курское княжение» - это парафраз на известную фразу Андрея Владимировича Доброго, изгоняемого из Переяславля в Курск киевским князем Всеволодом Ольговичем:
«леплее ми того смерть а совоею дружиною, на своеи воочине и на дедне, нежели Курьское княженье. Отець мои Курьске не седелъ, но в Переяславли…» (Лавр. 1139)

Итак, речь идет не о княжении, а о том, что нельзя довольствоваться малым. Если бывший митрополит замещает епископскую кафедру Владимира-Волынского, то это и называется «малое».
Не предлагал ли князь Ростислав кому-то из епископов место митрополита? Предлагал и именно Клименту Смолятичу:
«Приде митрополитъ Иванъ в Русь и не хоте его Ростиславъ приятии, занеже отрядилъ бяше Ростиславъ Гюряту Семковича къ церкви хотя оправити Клима въ митрополью…» (Ипат.1164)


3. Последнему эпизоду обязаны и сфрагиды Автора СДЗ и СПИ. Зачем отвергать очевидное???

    "Приде митрополит Иван в Русь и не хоте его Ростислав прияти, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к церкви, хотя оправити Клима в митрополью. И възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевом послом и присла царь дары многы Ростиславу: оксамотъı и паволокы и вся узорочь разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: "Молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святыя Софья…< запись обрывается >…" (Ипат. 1164)
    ---
    В СДЗ: «Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть…»
    ---
    В СПИ: "Съ заранія въ пяткъ потопташа поганыя плъкы половецкыя, и рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
    Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение corvin » 29 авг 2014, 23:53

"Ангельский образ" подразумевает не схиму, а полноценное монашество вообще (в смысле не послушничество). Конкретно схима это "великий ангельский образ". Сейчас принимая схиму монах отказывается от функции управления другими людьми: от игуменства, от епископства, если они у него были. Но иерейства он не лишается. Если принимает схиму иеромонах, то становится иеросхимонахом.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 30 авг 2014, 11:18

Открывайте "Хождение Богородицы по мукам", где помимо шестокрыльцев = серафимов найдете и такие строки:

И рече архистратигъ силы господня: «Поди, Пресвятая, да ти покажу, гдѣ ся мучитъ чинъ ангельски и апостольски». И увидѣ Святая, гдѣ лежаху на пламени огненемъ и ядяше ихъ червь не усыпая. И рече Святая: «Кто си суть?» И отвѣща Михаилъ: «Сии суть, иже образъ ангельски носять и апостольски, на земли величающися, патриархи и епископи, славнии имены, и словяху: благословити отцы святии, но на небеси не звашеся святии, не сотвориша бо, яко бо ангельски и апостольски образъ носиша, да того ради тако мучатся».
----
http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4930
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 30 авг 2014, 11:31

Послание (Моление) Даниила Заточника написано Псевдо-Даниилом в 13-м веке. Последний зло высмеивает Даниила - Автора "Слова Даниила Заточника" 12 века.
То что сам Даниил был схимник видно из следующего:

    В СДЗ: «Но егда веселишися многими брашны а мене помяни, сух хлебъ ядуща;
    Или пиеши сладкое питие а мене помяни, теплу воду пиюща от места незаветрена;
    Егда лежиши на мяккых постелях под собольими одеялы а мене помяни, под единым платом
    лежаща и зимою умирающа, и каплями дождевыми, аки стрелами, сердце пронизающе …».
«...рекши, преж помолися Богу и, сед, напиши свой обет смыслене, что хощеши до смерти хранити: в недели или в месяци день или два хощеши поститися от брашна или от питиа...Да аще ты створиши свое первое, а Богъ готовъ отдати свое. Аще ли хощеши взяти без расмотрениа аналаву и куколь, зря инех, ож точию величаются скимою — аще бо и тружаются въ посте и въ молитвах, но понеже не имуть тверда основание, да ни дождем, ни ветром, но своим злоумием тех падает храмина...»
-----
Прот. Горский Послание к Василию, архимандриту Печерскому XII столетия (О схиме) // Прибавления к Творениям св. Отцов, М., 1851, Ч.10, Кн.2, С.350.

Куколь – это черного цвета верхнее облачение схимника в виде остроконечного капюшона и полосами материи на спину и грудь с изображенными крестов, шестикрылых серафимов и текста трисвятого. Аналав представляет собой четвероугольный плат, носимый на груди, также с изображением крестов на черном фоне.

Но самое главное из анализа цитат СДЗ, составленных исключительно из церковной литературы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

cron