Евгений Беляков писал(а):3.«Хоть и тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы…»
Фраза, непосредственно следующая за «сфрагидой» дает возможность ответить на этот вопрос [кем был Даниил=Боян].
Давайте, Евгений, вернёмся к контексту СПИ. КОМУ говорит песнотворец старого времени Боян про "голову" и "плечи"? Жене кагана Ярослава, очевидно, ибо жен Владимира он, лично поучающий Всеслава Полоцкого (ум.1101) в живых уже не застал бы. А такая была только ОДНА - Ингигерда (Ирина), которая присутствовала при произнесении Иларионом "Слова о Законе и Благодати": " "
Къ сему же виждь благовѣрную сноху твою Ерину.." (СЗБ)
О чём говорил Ингигерде Иларион? Зло жить вдали от мужа (Ингигерда жила в Старой Ладоге).
«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы» = (СДЗ)Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а
мужь — женѣ своей» = (Еф. 5:23) "зане
муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве..."
А если учёте
МЕСТО произнесения СПИ и
ДАТУ произнесения СПИ, то поймёте почему у Автора метафоры о женихе и невесте.
Евгений Беляков писал(а):Отметим здесь словосочетание «оксамиты и паволокы и вся узорочья разноличная». Ибо то же самое мы находим в «Слове о полку Игореве»: «Помчаша красные девкы половецкыя, а с ними злато и паволокы и драгия оксамиты». Случайность ли?
А.Макаревич обратил мое внимание на отрывки из «Слова Даниила Заточника» с той же метафорой. «А иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..». Имено так «летел с церкви» русский митрополит. И еще. "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть». То есть неспроста была эта паволока: за ней стояло лицо Византийского патриарха.
Конечно, НЕспроста - см. сообщение выше. "Красное лицо" явил
Автору СДЗ ни византийский патриарх, а Ростислав Мстиславич, решивший просить в Царьграде за Климента Смолятича, но купившийся на "
оксамоты и паволокы и вся узорочь разноличная".
Евгений Беляков писал(а):Итак, все это время в Киеве происходила перманентная борьба за Климента, а значит - за независимость от Византии и религиозную реформу, которая сделала бы русское православие ближе к народным обычаям, традиционно считающимися языческими. Собственно, то же самое мы отмечаем в «Слове о полку Игореве» - множество языческих персонажей и метафор. На этом основании я и присоединяюсь к гипотезе А.Макаревича, что Даниил Заточник – это и есть Климент Смолятич.
Спасибо, Евгений, за поддержку версии, тем более она обросла за эти 8 последних лет доказательствами и надо садиться и писать книгу. Вы сейчас меня в этом убедили.
А на автокефалию Русской Церкви, как ей не сопротивляется corvin, есть косвенное указание в самом СПИ:
Причины воззвания (духовные)Евгений Беляков писал(а): В эпоху написания «Слова о полку» (вероятно, около 1187 г.) Климент был опальным, свергнутым, проклятым и изгнанным. Упоминать его имя открытым текстом было невозможно.
В 1164 году он ушёл от Ростислава и скорее всего принял схиму, а следовательно сменил монашеское имя на схимническое. Стать "заточником" он как клирик мог только при
"церковном доме" (см. Церковный Устав), что лишний раз указывает на Даниила Заточника, ибо по церковному суду, каким только и могли ссудить клириков, возможны были только 3 наказания:
см.
Ключевский В.О. "Церковные уставы христианских князей Руси" // Полный курс лекций . Лекция 15.:
- епитимия "
т. е. либо временное лишение некоторых церковных благ, либо известные нравственно-покаянные упражнения";
-
арест при церковном доме;
-
телесное наказание.
"...егда бысть побоище на Воже с Бегичемъ, изнимаша на той войне некоего Попа, отъ Орды пришедша и обретоша у него злыхъ зелiй лютыхъ мешекъ, и много истязаша, послаша его на заточенiе на Лаче озеро, идеже бе Данило Заточеникъ..." (Троицк. 1378)
Евгений Беляков писал(а):Она могла сделать это из глубочайшего уважения к Учителю. Но есть и другое объяснение: «Слово о полку» Мария использовала как послание изгнанному Клименту с известием, что его последователи в Киеве все же еще пока тайно существуют. Использование книги в качестве шифрованной почты в XII веке было в высшей степени целесообразным, так как в то время не было не только емейла, но и тривиальной почты. И великая княгиня могла быть уверена, что прочесть тайнопись смогут только люди «кружка» Климента, а они все были, очевидно, ей известны.
Прах Климента от таких слов переворачивается. Напомню, что Климент был духовным отцом
Мстиславичей, поэтому и обращается в СПИ к князьям Мстилавова племени и их союзникам глаголами повелительной формы, несмотря, что некоторых из них называет "господине", а Мария Васильковна - жена Святослава. ОНА, Святослав и Кочкарь -
главные зачинщики усобицы 1180 года, к которой
ни раз обращается в СПИ Автор.