Трактат о СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Mitus » 20 июн 2017, 22:19

PoslannikM писал(а):а про слово "исход" можете посмотреть сами, заглянув в словарь Владимира Даля. т.2
- а что у Даля есть однофамилец со словарём по др-рус. языку? Я посоветую Вам всегда к И. И. Срезневскому обращаться :oops:
PoslannikM писал(а):"Рекъ Боянъ исход инъ Святъславля
- а как Вы эти слова переводите? И почему всего одну букву "с" в текст добавили? Добавляйте больше чего уж там. Каждая новая буква создаёт сотню новых прочтений.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2662
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Трактат о СПИ

Сообщение PoslannikM » 21 июн 2017, 14:48

Mitus писал(а):
PoslannikM писал(а):а про слово "исход" можете посмотреть сами, заглянув в словарь Владимира Даля. т.2
- а что у Даля есть однофамилец со словарём по др-рус. языку? Я посоветую Вам всегда к И. И. Срезневскому обращаться :oops:
PoslannikM писал(а):"Рекъ Боянъ исход инъ Святъславля
- а как Вы эти слова переводите? И почему всего одну букву "с" в текст добавили? Добавляйте больше чего уж там. Каждая новая буква создаёт сотню новых прочтений.


Mitus. Всё, казалось бы, верно. Однако, вся соль вовсе не в подгонке и не в сотне-другой скоропалительных дебильных ПРОЧТЕНИЙ СПИ, а в поисках самого главного - кропотливого поиска автора (авторов)и их основной ЗАДУМКИ и СМЫСЛА "Слова...".
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Mitus » 22 июн 2017, 21:46

PoslannikM писал(а):Однако, вся соль вовсе не в подгонке и не в сотне-другой скоропалительных дебильных ПРОЧТЕНИЙ СПИ
- ну да, я Вам об этом уже ВЫШЕ написал
Mitus писал(а):И почему всего одну букву "с" в текст добавили? Добавляйте больше чего уж там. Каждая новая буква создаёт сотню новых прочтений.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2662
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 27 июн 2017, 11:06

Еще не прочитал 5 последних страниц, к чему приступаю, но уже хочется поместить новые мысли.
Идея в том, что в первых строчках "Слова о полку" идет спор не автора с Бояном, а выбор автора между Гомером (Трояном) и Бояном.
Выбирается Боян.

6. Боян и Троян
Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе,
начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій
о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй пѣсни
по былинамь сего времени,
а не по замышленію Бояню!

О Бояне, соловію стараго времени!
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ,
скача, славію, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!
Пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче:
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

Начало СПИ, - что малоизвестно, - это парафразис предисловия Константина Манассии к рассказу о Троянской войне:
«Аз восхотев брань съписати, яко же писавшими прежде пишет ся о неи, и хотя глаголати не яко же Омир съписует, прощениа прося от благоразумных. Омир бо сладкым языком и доброумным различными шаровы премудрости украшает словеса, инуду же много обращает и прелагает».
Только здесь вместо Бояна - Омир, т.е. Гомер. Это не случайно.
В «Слове» действующими лицами оказываются Боян, Троян и… Зоян! Не много ли? А что, если эта «троица» — одно лицо? И действительно… Еще академик Н.С.Тихонравов предлагал Трояна «Слова» считать Трояном, поскольку «лигатура “ТР” в западнорусской графике писалась как буквы “Б” и “З”. Отсюда “Зоянь” в Екатерининской копии» (А.Югов, 1970, стр. 217). А если наоборот? Если Троян — это на самом деле никакой не Боян, а Троян? Не прочитал ли переписчик буквы «Тр» (их лигатуру, соединение) как «Б» и в другом месте — как «З»? Если это так, то никакого Бояна не было и нет. И весь образ великого древнерусского певца развеивается, как дым?! Это же страшно. Понятно, почему Н.С.Тихонравов предпочел прочитать Бояна как Трояна, а не наоборот.

Изображение

Так выглядела лигатура Тр в древнерусском полууставе (по В.Н.Щепкину, «Русская палеография»).
Итак, предположим, что имя Бояна изначально было Троян (автор повествования о Троянской войне, Гомер). Как же быть, однако, с тем, что Троян (или Боян), как мы выяснили, никакой не Гомер, а Даниил из «Слова Даниила заточника», Климент Смолятич, человек вполне определенный, живший в XII веке на Руси?
Объяснить это можно только одним: в этом тексте речь идет не о Смолятиче, который действительно Боян, а о Гомере=Трояне, авторе поэм о Троянской войне.
Не случайно, гекзаметр слышится в следующих строчках, в сослагательном наклонении приписываемым Трояну (=Гомеру):
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

«Гнев, о, богиня, воспой Ахилеса, Пелеева сына» – вспомнили? Это поразительно, как искусно восоздает авор «Слова о полку» ритм великой «Илиады»!
В самых первых строках «Слова о полку», таким образом, речь идет не о споре автора с Бояном, как принято считать, а о выборе автором стиля и типа поэмы между сказачно-метафорическим стилем Гомера и поэтически- точным стилем Бояна. Первые издатели в 1800 году в некоторых случаях прочли лигатуру Тр как Б, а в других Б как Тр. Так родился Боян, Троян и даже Зоян (когда лигатура прочиталась как З. Попробуем теперь правильно расставить буквы.

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе,
начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій
о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй пѣсни
по былинамь сего времени,
а не по замышленію Трояню!


О Трояне, соловію стараго времени!
Абы ты сіа плъкы ущекоталъ,
скача, славію, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу, Трояню, чресъ поля на горы!
Пѣти было пѣсь Игореви, того (Олга) внуку:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Чи ли въспѣти было, вѣщей Трояне, Велесовь внуче:
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

Нелепо было бы, братья, как раньше,
Начинать старым стилем поэм Гомера
Пеcнь о полку Игореве, Игоре Святославича.
Начатся же этой песне
Как были о нашем времени,
А не как измышления Гомеровы…



О, Гомер, соловей старого времени,
Если бы ты о наших сражениях щелкал,
Скача, соловей, по гусельному древу,
А лирой-птицей летая под облаками,
Свивая славы вкруг нашего времени,
Пел бы так песнь Игорю, Игоря внуку:
«Не буря сокоов занесла через поля широкие,
Стада галок летят к Дону великому».
Что ж не спеть тебе так, внук Велеса?
«Кони ржут за Сулою, в колокол «Слава» бьют в Киеве,
Трубы трубят в Новгороде, но стоят стяги в Путивле»?

Игорь ждет ответа от брата своего, Всеволода…
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Mitus » 27 июн 2017, 12:26

Евгений Беляков писал(а):Не случайно, гекзаметр слышится в следующих строчках, в сослагательном наклонении приписываемым Трояну (=Гомеру):
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая –
галици стады бѣжать къ Дону Великому».
«Комони ржуть за Сулою - звенить слава въ Кыевѣ!
Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

«Гнев, о, богиня, воспой Ахилеса, Пелеева сына» – вспомнили? Это поразительно, как искусно восоздает авор «Слова о полку» ритм великой «Илиады»!
- а что по этому поводу А. Ю. Чернов думает? По мне так Илиада не такая и знаете почему? Этот перевод который Вы цитируете написан в 19-м веке :oops: этот же Автор и Слово о полку мог бы так переводить если бы оно не по-русски было написано.
Последний раз редактировалось Mitus 27 июн 2017, 22:40, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2662
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 27 июн 2017, 13:47

Евгений Беляков писал(а):Итак, предположим, что имя Бояна изначально было Троян (автор повествования о Троянской войне, Гомер).

Тогда на седьмом веце Трояна = на седьмом тысячелетии Гомера, что невозможно, следовательно изначальное предположение неверно ч.т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19955
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 27 июн 2017, 16:15

В подлиннике:

Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая.

Не бУря соклЫ занЕсе (цезура) чрЕзъ полЯ ширОкая

И т.д.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 27 июн 2017, 16:22

Евгений Беляков писал(а):В подлиннике:

Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая.

Не бУря соклЫ занЕсе (цезура) чрЕзъ полЯ ширОкая

И т.д.


Про века Трояна - дальше будет.
Я думаю, под словом "Троян" автор понимает:
1) Гомера,
2) отца трех детей (слово сохранилось до наших дней в украинском языке), причем конкретного: Ингвара, отца Рюрика,
3) лабиринт,
4) поэтический лабиринт (мезостих, рисунок буквами поэтич. текста),
5) возможно: некий артефакт.

Такое явление называется омонимия. Например, слово "ключ" понимается как источник воды и как ключ к замку.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 28 июн 2017, 06:38

Отец Рюрика семь тысячелетий назад не жил. Век как 100 лет появилось только во времена Пётра I. А в XII веке оно означало тысячелетие.
1. Троян (= отец трёх сыновей) жил так давно, что его происхождение близко к рождению Адама ( на седьмом тысячелетии от сотворения мира, на седьмом тысячелетии от Адама).
2. Троян напрямую связан с язычеством, его веци (= тысячелетия) - заметьте слово во мн.ч. - ограничены летами первого христианского князя.

Из вышеперечисленного останавливаюсь на отце трёх сыновей, первоскифе Таргитае. Напомню, что Трахтемировский монастырь Климента Смолятича стоял на месте скифского городища, посвящённому Таргитаю.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19955
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Евгений Беляков » 30 июн 2017, 11:55

7. Троян как лабиринт

В древности по берегам Средиземноморья была широко распространена игра в Трою. Безусловно, этот квест имел прототипом Троянскую войну, возможно, Гомера с его "Илиадой" В Греции и у этрусков "Троя" была игрой-ритуалом, включающем некоторые элементы мифов о Трое (выбор Париса и т.п.) и мифа о Тесее и Минотавре, который, возможно, представлялся в виде трехглавого дракона (Труйя?), игрой с элементами эротики. Играющие, судя по рисункам, въезжали в лабиринт на конях, претерпевали разнообразные приключения, преодолевали препятствия, сражаясь с врагами, и те, кто первым приходил в центр лабиринта получали в награду девушек.

На этом рисунке на этрусской вазе изображены все элементы этой «ролевой игры»: скачки, лабиринт, сексуальные забавы победителей, даже судья или зрители с какими-то мешками, вероятно с призами. На лабиринте справа налево написано слово «Труиа» (Троя).

Интересен избраженный здесь лабиринт. В самом центре его – некое подобие креста-трезубца. Лабиринты такого типа широко распространены в Средние Века, но что самое удивительное: в одном из вариантов маршрута войска князя Игоря Святославича на том самом месте, куда ехали воины Игоря, где произошло первое сражение войска Игоря с половцами, находится так называемый Мостищенский лабиринт. Вполне возможно, что это совсем не случайно! Не является ли Троянская игра – свадебным обрядом, игрищами на свадьбе Кончаковны Свободы и молодого князя Владимира Игоревича? А Мостище, это название не от тех «мостов» ли, которые мостили половецие девы из половецких узорочей?

План Мостищенского лабиринта.

Лабиринт- Троян – это имитация царства мертвых, Аида. В русских сказках герой (Иван Царевич) попадает в царство мертвых, перепрыгнув на раздувшейся жабе или на коне огненную реку. Или через эту реку строится мост. Огромный мост – это мостище. Не потому ли место это и называется до сих пор Мостище? А места там - действительно топкие, особенно весной...

Ортмами, япончицами и кожухами стали мосты мостить по болотам и топким местам — и всяким узорочьем половецким

Интересно, что троянская игра дошла до наших дней в танце. Танец, о котором идет речь, - имеет также название журавлиный танец, улитка (у басков) и т.д. Танец этот связан с ЛАБИРИНТОМ, т.к. движения цепочек танцующих происходили по определенной древней схеме, зафиксированной в изображениях так называемых лабиринтов. Танец этот, вероятно, - древнейший из всех танцев мира...
Танец басков из балета "Пламя Парижа" гениально воспроизводит этот древний "Троян":
http://www.youtube.com/watch?v=R2vWG26mwZM
Мы видим ТРЕХ главных исполнителей и цепочки второстепенных танцоров (которые в прошлом составляли "стенки" лабиринтов и двигались по линиям лабиринта). Трое главных исполнителей - это "Троица" или Минотавр-Ариадна-Тесей. В конце мы видим даже сражение двух героев... Также этот сюжет мы видим в нашем народном танце трепак. Отмечу таже общность корня с буквами ТР.
Вероятно, троянская игра сохранилась и в названии цветка розы на украинском: троянда. Действительно: посмотрите на розу фронтально – вы увидите лабиринт.

Таким образом слова «путь Трояна» могли означать (во всяком случае – для понимающих) – путь внутри троянского лабиринта… Призывал ли автор Трояна совершить путь по реальному, например, Мостищенскому лабиринту? Скорее: речь идет о другом варианте Троянской игры, который изначально напоминал, наверно, наш современный кроссворд или игру с буквами, которые выставляются в форме лабиринта.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2928
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 01 июл 2017, 06:26

Игра, Евгений, действительно интересная, но она не могла возникнуть раньше Трои, следовательно невозможно бы было сказать на седьмом тысячелетии игры. Или игра ограниченная летами первого христианского князя Руси.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19955
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Mitus » 01 июл 2017, 08:22

Лемурий писал(а):Игра, Евгений, действительно интересная, но она не могла возникнуть раньше Трои,
- этот город вообще-то Илион назывался, то бишь Вилуса, а Троей только его развалины .... Игра в лабиринты никакого отношения к Вилусе не имеет, ибо Крито-микенская цивилизация древнее Илиона.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2662
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 01 июл 2017, 16:15

Mitus писал(а):Крито-микенская цивилизация древнее Илиона.

И что? Эта цивилизация семь тысяч лет назад существовала и ограничена была летами первого христианского князя?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19955
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Mitus » 01 июл 2017, 17:11

Лемурий писал(а):И что? Эта цивилизация семь тысяч лет назад существовала и ограничена была летами первого христианского князя?
- что что? я пока что просто указал про Ваше заявление об этой игре и Трое. Я не Евгений Беляков - эта идея не моя чтобы эту версию с пеной у рта тут защищать ... а по Вас так появившийся за 1000 (тысячу) ровно лет до Геродота Таргитай, как об этом рассказали Геродоту сами (!!!) скифы древнее крито-микенской цивилизации? ... И что? Разве века скифов "ограничены летами первого христианского князя"? А где Вы его тут увидели? "БЫЛИ ВЕЧИ ТРОЯНИ МИНУЛА ЛЕТА ЯРОСЛАВЛЯ" Не Владимира а ЯРОСЛАВОВЫ.... но если уж строго следовать логике противопоставлению мрака язычества свету христианства, то можно ещё и так повернуть: "были тысячелетия язычества - миновали века христианства" ?
Последний раз редактировалось Mitus 04 июл 2017, 12:15, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2662
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Трактат о СПИ

Сообщение Лемурий » 02 июл 2017, 07:17

Были тычечелетия Трояна (= язычества), минули годы жизни Ярослава (первого христианского князя), настали годины Олега Гориславича.

Скифы Геродоту рассказывали, а не он сам. Да и не было, подсказка, в 12 веке интернета, чтобы подсмотреть что сказал Геродот, однако, для клирика чей Трахтемировский монастырь стоял на огромном капище Таргитая, отца трёх сыновей (=Трояна) начало Руси именно с этого языческого персонажа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19955
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18