Новая разгадка родословной Игоря.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 22 ноя 2016, 18:23

Здравствуйте , Лемурий и Mitus!
Начало песни следует искать в народном творчестве . В первобытной народной поэзии личность еще не выделилась из коллектива . И слова и музыку сочиняли всем родом и ХОРОМ пели песни , которые образуют с танцем , обрядом одно неделимое целое . В песне сложился ряд формул , схем , мотивов , символов , метафор, которые одно поколение перенимало от предыдущего . Слово ПЕСНОТВОРЕЦ входит в жизнь с развитием ИНДИВИДУАЛЬНОГО поэтического творчества . Появляется АВТОР ! Начинают различать народную и авторскую песню . « Через весь цикл эпических сказаний огузов проходит объединяющая фигура мудрого старца Коркута, вещего певца, сложившего песни об огузских богатырях…». У русских таким песнотворцем был Боян в «Слове…». Помня о главенстве закона единства противоположностей, автор Боян в своей песни соединил : индивидуальное поэтическое творчество "Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити"
и «старые словеса» древнюю хоровую народную песню .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение userdez » 24 ноя 2016, 18:03

л. 255. Притча Сифа Антиоха о зверех стефанита и ихнилата; друзии же мнешя Иоана Дамаскина, зело песнописца и каноном творца.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=765&pagefile=765-0257
Лист 255,3-4 стр.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2016, 10:25

Здравствуйте, Усердец!
С возникновением христианства песня вошла в церковное богослужение. Псалмы – гимны ЕВРЕЙСКОЙ религиозной поэзии . Каждый из псалмов содержит вначале указание на авторскую принадлежность « писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру», « сынов Кореевых» и других .С принятием на Руси христианства, НОВОЙ религии, псалмы были переведены на русский язык. По содержанию выделяются псалмы : хвалебные ,покаянные , дидактические и мессианские. В псалмах находят отражение географии Палестины и истории её народов . Псалмы в своих работах применяли Кирилл Туровской , Даниил Заточник и др . «Старые словеса»,древней РУССКОЙ песни , главенствуют в песне Бояна , они показывают греховность в поведении князей, как язычников , а « новые» , христианские мотивы, завуалированы , но присутствуют в «Слове», как поучения .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2016, 11:56

Zinchenko_tanya писал(а):... Даниил Заточник и др . «Старые словеса»,древней РУССКОЙ песни...

Читайте с первой же строки:

http://dlib.rsl.ru/viewer/01004192073#?page=249

Или здесь:

Преп. Феофанъ Начератанный [ум. ок. 850] извѣстенъ какъ знаменитый пѣснотворецъ, обогатившiй гимнографiю множествомъ каноновъ...
--
http://dlib.rsl.ru/viewer/01004193358#?page=66
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2016, 14:12

Лемурий!
Вместо устаревшего слова «песнотворец» поставьте современное, создатель песни , АВТОР!
А что он создаёт , духовную песню или светскую - это уже вопрос жанра музыки .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 25 ноя 2016, 14:46

Zinchenko_tanya писал(а): А что он создаёт , духовную песню или светскую - это уже вопрос жанра музыки .

Во-о-от! А теперь поставьте рядом метафоры, описывающие его творчество:

1. "Живые струны"
2. 10-струнные гусли-псалтырь
3. Свивание "слав" по обоим сторонам "сего времени"

и из всех вариантов останется ОДИН.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 ноя 2016, 18:51

Лемурий!

Вы забыли закон единства противоположностей.
«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». < Так и > Руской земли безъ Игоря. «
В языческой песне - образ двойного параллелизма. Картинка видимого мира .
А вот Ваша христианская трактовка, мир духовный , невидимый , но его можно домыслить .

Лемурий писал(а):А цитату извольте устами Даниила, заточенного в церковном доме на Лаче озере:

(СДЗ) Послушь, жены, слова Павла апостола, глаголюща: «Крестъ есть глава церкви, а мужь — женѣ своей»
=
(Еф. 5:23) "зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкве"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 ноя 2016, 11:48

Здравствуйте , Лемурий !
Художественное пространство представляет собой модель мира автора Бояна, которое выражено формулой народной песни « сужение пространства» . Этот приём организуют народную песню . Уже писала в теме «Разгадка Слова о полку … « , напомню .
Под сужение пространства следует понимать нисходящие друг за другом образы в порядке от наиболее широкого объёма к более узкому . В «Слове…» автор сначала показывает панораму всего обитаемого пространства:
« Солнце светится на небеси ( мир небесный), Игорь князь въ русской земли (мир земной), девицы поют на Дунаи,- вьются голоси чрезъ море… (мир подземный в трехслойной Вселенной)» , затем отмечена середина пространства , его центр
«до Киева» и сужение
« по Боричеву» подъём от пристани к центру Киева.
И последний самый маленький образ иконы «… святой богородицы Пирогощей…». На ней и фиксируется главное внимание».
Так в Тропаре « Взыскание погибших», глас 7, говорится « Радуйся благодатная Богородице дево, во объятиях Своих Превечнаго Младенца носившая. Проси его дати миру умирение и душам нашим спасение. Сын бо Тебе, Богомати, вещает, яко вся прошения твоя во благое исполнится. Сего ради и мы, припадающее, молимся и , надеющиеся на Тя, да не погибнем, имя твоё именуем : ты бо еси Владычице, Взыскание погибших».
Народная песня и тропарь в единстве противоположностей .Добавьте еще акростих , отмеченный Вами, с мольбой о спасении к Богородицы .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 26 ноя 2016, 14:41

Zinchenko_tanya писал(а):Народная песня и тропарь в единстве противоположностей .Добавьте еще акростих , отмеченный Вами, с мольбой о спасении к Богородицы .

Добрый день, Татьяна!

Конечно, никто не говорит, что СПИ это канон с тропарями, да это и невозможно, поскольку Игорь с самого начала пренебрегает Божьим знамением и попадает в Мир языческих богов, с которым терпит поражение. Спасает же его снова Бог, указывая ему путь на Русскую землю "столбом облачным":
"К северу идут смерчи мглами. Игорю князю Бог путь показывает." = (Исх.13:21)"Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь..."

В СПИ говорится, что Боян использовал приёмы, свойственные творчеству гимнографов:

1. Живые струны
2. 10-струнные гусли-псалтырь
3. Свивание обаполы (=краестрочий) слав сего времени

Автор со второй же строки отказывается от "замышления (=замысла) Бояна" и называет своё "Слово":

1. Песней: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!
и
2. Повестью: Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 ноя 2016, 21:48

Здравствуйте , Лемурий!
Знаете чем отличается песня от повести ?
В повести сообщаются правдивые события , а в песне - « замышление « вымысел .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 27 ноя 2016, 23:11

Zinchenko_tanya писал(а):В повести сообщаются правдивые события , а в песне - « замышление « вымысел .

Т.е. "Повесть об Акире Премудром" - "правдивое" событие?
Духовные песни - это "вымысел"?

Замышление - это замысел. Н-р, "замышление Бояново" - это "старые словеса трудных повестей" временных лет, родоначальником стиля которых был редактор 1073 ДКС - Никон Великий.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 ноя 2016, 10:59

Здравствуйте , Лемурий!
<Се повести временых лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть>.
Правдивое повествование ( былина) происходит тогда , когда одна точка указывает на положение события в пространстве «откуда есть пошла Русская земля», а второй координат будет как всегда время « повести временых лет». Третья составляющая князь – личность, и его пребывание в данной точке пространства в данный момент времени «кто в Киеве нача первее княжити». Все эти составляющие и определяют ПОВЕСТЬ , правдивое изложение событий .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2016, 12:54

Добрый день, Татьяна!

Всё-таки надо открыть тему о правилах корректного перевода или что следует избегать при переводе СПИ:
1) никогда не игнорируйте падежных окончаний, если в Вашей версии от слова к слову вопрос несоответствующий падежу СПИ, то "косноязычна" версия, а не Автор совершенного произведения;
2) всегда делайте синтаксический разбор предложения, особенно "темных мест", смысл которых пока не ясен;
3) проверяйте свой перевод контекстом 2-3 строки, чтобы между отрывками не было противоречий и т.д.

Так и в Вашем случае, Вы говорите, что "повести - это правдивое изложение", во второй же строке СПИ Автор пишет, что намерен рассказать о походе Игоря по былинам сего времени, А НЕ ПО замышлению (=замыслу) Бояна, его стиле "старых словес трудных повестей", которому подражают летописцы - авторы версий (Ипат., Лавр.). Но Автор считает героический стиль таких повестей "не лепым", неприменимым к пораженческому походу и намерен начать по "былинам".

Итого:
Былины = малые эпизоды были, правдивые рассказы;
Повести = "старые словеса трудных повестей" - замысел Бояна, стиль прославления исторических персонажей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 ноя 2016, 16:03

Лемурий , я еще ничего не перевожу , я только рассказываю Вам значение одного слова «повесть» , на основе летописного текста . Вам же осталось в тексте «Слова …» ,
« повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря,
иже истягну умь крепостию своею
и поостри сердца своего мужествомъ,
наполънився ратнаго духа,
наведе своя храбрыя плъкы
на землю Половецькую
за землю Руськую.

найти те же параметры : время ( по протяженности рода), событие войну, главного героя и пространство . Что характеризует это событие правдивым .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 29 ноя 2016, 10:01

Доброе утро , Лемурий!
Сон Святослава – вымысел автора Бояна . В Я. Пропп в одной из своих книг (название забыла) сравнил со Святослава со сном невесты в свадебном обряде, который она рассказывала матери(один и тот же , разумеется) и нашёл в них много общего . Свадебные песни не связаны ни со временем , ни с местом ни с конкретным человеком, они сопровождают обрядовое действие.
Так песня в свадебном обряде:
«"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому". , сообщает о приезде сватов .
А теперь подумайте , как Боян из песни - вымысла , делает песню - правдивую «Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени» ?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1452
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 71