Новая разгадка родословной Игоря.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 мар 2016, 11:44

Здравствуйте , Лемурий !
Почему у автора Всеслав днем человек , а ночью превращается в оборотня?
«Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше…»
Потому что , человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. Человек в зверином облике волка - хищник, насильник . Волк - это олицетворение, свирепости, силы, кровожадности, выражающий жестокость , безжалостность и беспощадность . У волка есть и умение бесшумно подобраться к жертве. Хищник ( насильник) и жертва – это люди из одной модели взаимоотношений. В тексте автор исследует цикл где насильник становится жертвой и наоборот , жертва насилия - это потенциальный насильник .
Сначала Всеслав нападает на Новгород, как волк, под покровом тумана незаметно подходит к городу « обесися сине мьгле; утръже вазни, с три кусы отвори врата Новуграду. Его жертвы горожане.
Трое Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого «Ярославе вси» Святослав , Изяслав и Всеволод пошли на Всеслава. Теперь насильниками стали «братья же взяли Минск и перебили всех мужей , а жен и детей захватили в плен.»
« Токъ на Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.
Всеслав в данный момент человек - жертва . Он побеждён и бежал . Но обманом , а ложь - мать насилия, Всеслава схватили братья и посадили в темницу .
« на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи»
Но на кулак всегда находится еще больший КУЛАК. Пришли половцы на русскую землю и победили на Альте Святослава, Изяслава и Всеволода . Половцы насильники , сыны Ярослава –жертвы . В Киеве горожане насильственно свергают власть Изяслава и прославляют среди двора Всеволода , освобожденного из темница. Роль насильников переходит к горожанам , а роль жертвы достаётся сыновьям Ярослава Мудрого . Они бегут из Киева , а Всеславу в сентябре выпадает жребий быть князем в Киеве и в придачу достаётся жена Изяслава :
«На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.»
Т.е. Всеслав совершает сексуальное насилие «о девицю себе любу». Изнасилование жены Изяслава используется как символ покорения и унижения противника . Изяслав собирает войско и прогоняет Всеслава с киевского престола :
«и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,»
В истории Игорева рода равно как в истории человечества есть циклы «насилие – жертва» и наоборот , которым очень подходит образ оборотня человека - волка . Прервать данный цикл, по – мнению автора Бояна, может только ситуация при которой прекратятся войны между внуками «старого Владимира»( ум 1015г)
«Ярославе вси внуце и Всеслав!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.»
Только при таких условиях возможно мирное сосуществование.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 24 мар 2016, 13:22

Есть такая книга:

Миллер Всеволод Федорович "О лютом звере народных песен", М., 1877

Но в РГБ она только в Химках. Если найдете в сети - вопрос закроете.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24125
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 24 мар 2016, 13:33

Zinchenko_tanya писал(а):Т.е. Всеслав совершает сексуальное насилие «о девицю себе любу». Изнасилование жены Изяслава используется как символ покорения и унижения противника . Изяслав собирает войско и прогоняет Всеслава с киевского престола ...

Поймал жену Изяслава и давай на ней жениться! ;)

Фантазиеф у людей, фантазиеф...

В СПИ написано только про то, что Всеслав бросил жребий на последнем апокалиптическом веке(=тысячелетии) о городе ему любом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24125
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 мар 2016, 13:58

Забрать жену , богатство и власть это было правилом в то далёкое время . «И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и ЖЕНУ его, и детей его, и дань возложил на касогов»,«братья же взяли Минск и перебили всех мужей , а жен и детей захватили в плен.»
Последний раз редактировалось Zinchenko_tanya 24 мар 2016, 14:19, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 мар 2016, 14:11

Женщины всегда , в то далёкое время, были частью военной добычи :
« помчаша красныя девкы половецкыя,
а съ ними злато,
и паволокы,
и драгыя оксамиты.
Орьтъмами,
и япончицами,
и кожухы»
и коль уже Всеславу принадлежал Киев , значит и всё что в нем было тоже его .
« На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 31 мар 2016, 08:57

Здравствуйте , Лемурий!
Когда , по мнению автора «Слова…» произошло первое насилие ?
« Помняшеть бо рече,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей».
Усобицы – вражда , раздор произошли с первопредками в образе соколов и лебедей, участвовавших в создании мира и рода человеческого. Традиционно общество наших предков достаточно четко было разделено по двум линиям: мужчины женщины и старшие и младшие . Тотем определял место человека в обществе. Это был своего рода природный знак, означавший социальные отношения. Так все мужчины представлялись охотниками - соколами , а женщины добычей – лебедями . В славянских и германских сказках одинаково распространён образ Лебединых дев, что прилетают к реке или озеру, сбрасывают лебединые одеяния, превращаясь в волшебных красавиц, и купаются в прохладной воде: здесь-то и подстерегает их сокол - молодец и прячет их одеяние. Ведь кто заберёт их одеяние – под власть того они и попадают. По мифам славян, румын и бурят Девица – Лебедь, у которой добрый молодец однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов. Лебедь и сокол – две столь разные птицы пребывают в борьбе друг с другом. Сокол нападает, преследует, лебедь спасается, защищается. Но есть и такие лебединые девы ,как поляницы в русских былинах, девы воительницы валькирии и другие, которые сражаются против насилия мужчин и не согласны идти замуж против их воли . Побеждённые мужчины «лебедиными девами» теряют свой статус и подчиняется женщине , что являлось позором в патриархальном обществе . Как в случае с пленным Владимиром :
"Молвитъ Гзакъ Кончакови:
"Аже соколъ къ гнезду летитъ,
соколича ростреляеве
своими злачеными стрелами".
Рече Кончакъ ко Гзе:
"Аже соколъ къ гнезду летитъ,
а ве соколца опутаеве
красною девицею".
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 31 мар 2016, 09:43

Zinchenko_tanya писал(а):Забрать жену , богатство и власть это было правилом в то далёкое время . «И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и ЖЕНУ его, и детей его, и дань возложил на касогов»,«братья же взяли Минск и перебили всех мужей , а жен и детей захватили в плен.»

Доброе утро, Татьяна! Не всё так просто в этом Подлунном Мире...

Во-первых, ряд был «Не оружьемь ся бьевѣ, но борьбою»;

Во-вторых, за два года до этих событий умер персидский поэт Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (935-1020) автор знаменитой поэмы "Шах-Наме" (Книга Царей):

    "За кушаки засунули друг другу.
    И вдруг Рустем тряхнул Зораба
    Так сильно, что с земли
    Взорвал его на воздух; как свинец,
    Всей тяжестью Зораб на грудь отца
    Обрушился и повалил
    Его на землю под себя.
    Не зная сам, как мог он очутиться
    На нем, его к земле он придавил
    Коленом, выхватил кинжал
    И был готов пронзить им грудь
    Под ним лежавшего Рустема.

    Рустем, увидя над собою
    Железо, возопил: "Остановись,
    Что хочешь делать? Если ты
    Породой знаменит, не осрамляй
    Ни самого себя, ни предков
    Постыдным делом: меж суровых
    Родяся турков, ты не знаешь
    Обычаев Ирана - знай же,
    Что здесь никто, кому в борьбе
    Соперника удастся одолеть,
    Его не умерщвляет, но ему
    Дает с собою испытать
    В другой раз силу
    ; если ж и тогда
    Он победит, то властен он
    И умертвить врага и дать ему пощаду.
    Таков святой иранский наш обычай;
    И стыд тому, кем будет он нарушен!
    " (Кн.VIII, гл.VI-VII)
    ----
    " Они сошлись - и вмиг всему конец;
    Рустем рванул - Зораб упал к его ногам;
    Рустем давнул - и в грудь Зораба
    Глубоко врезался кинжал.
    Зораб, смертельно пораженный,
    Сказал: "О ты, неверный обольститель!
    Такая ль от тебя награда
    За то, что был ты мною пощажен?
    Ты небылицей о Рустеме,
    Ты именем Рустема жизнь мою,
    Как вор ночной, украл. Но будь
    Ты птицей в воздухе иль рыбою в воде,
    Не избежишь, хотя и в гробе
    Лежать я буду, мщенья от Рустема,
    Когда раздастся всюду слух
    (А он раздастся скоро),
    Что здесь предательски зарезан
    Тобою сын Рустема и Темины". (Кн.IX. Гл.III - IV)

    ---
    РУСТЕМ И ЗОРАБ Персидская повесть, заимствованная из царственной книги Ирана (Шах-Наме), перевод В.А. Жуковского

Изображение
Поединок Рустама и Зораба (миниатюра 1567 года)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24125
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 апр 2016, 19:55

Здравствуйте, Лемурий!
В каждой культуре у разных народов существует две альтернативы : одна ориентирована на насилие, другая - на ненасилие . К числу прав человека в культуре Востока прежде всего относится право на жизнь . Что и отметил Фирдоуси в поэме "Шах-Наме:
«не знаешь
Обычаев Ирана - знай же,
Что здесь никто, кому в борьбе
Соперника удастся одолеть,
Его не умерщвляет, но ему
Дает с собою испытать
В другой раз силу».
Идея ненасилия проявляется и в культуре касогов «…сказал Редедя Мстиславу: « Чего ради погубим дружину ? Но сойдёмся , чтобы побороться самим … Не оружием будем биться , но борьбою .» У касогов жизнь важнейшая этическая ценность , и при борьбе князей все оставались живы .
Культура русских ориентирована на насилие, поэтому Мстислав и убивает Редедю .
Но хуже врагов, только хитрые «друзья», предатели -половцы, убившие красного Романа Святославича по сговору со Всеволодом. Это те «которые днем Роману улыбались , а ночью - нож в спину». Это тоже своеобразная культура поведения .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 02 апр 2016, 22:24

Добрый вечер, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):У касогов жизнь важнейшая этическая ценность , и при борьбе князей все оставались живы .
Культура русских ориентирована на насилие, поэтому Мстислав и убивает Редедю .

Вообще-то, в той же поэме "Шах-Наме" Рустем убивает позже своего сына Зораба с первого раза, сумев его одолеть и никакой "обычай", который он сам и придумал, ему не указ (читайте текст поэмы). Так что Мстислав действовал в духе своего времени. Это Автор СПИ иронизирует над "вещим" Никоном (Бояном), что мол тот "слышал" речи первых усобиц и про борьбу БЕЗ оружия от Редеди в том числе.

Zinchenko_tanya писал(а):Но хуже врагов, только хитрые «друзья», предатели -половцы, убившие красного Романа Святославича по сговору со Всеволодом. Это те «которые днем Роману улыбались , а ночью - нож в спину». Это тоже своеобразная культура поведения .

Вообще-то, он сам не сдержал слово перед половцами и те не получили обещанных трофеев. А по поводу "коварства" - это в Византию. Они как печенегов на Святослава Игоревича на переправе подговорили напасть так и своего катепана с отравой подослали к тмутороканскому Ростиславу Владимировичу.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24125
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 апр 2016, 13:43

Сухраб , сын Рустама, родившийся в Туране ведёт войско туранцев на Иран. Отец , не узнав сына, убивает его на поединке. Рустам остаётся защитником святой иранской страны . Абсолютным ненасилием, считали древние люди, убийство в целях защиты Родины .
Эта тема также звучит и в «Слове…»
«Стреляй, господине, Кончака,
поганого кощея,
за землю Рускую»
« Загородите полю ворота
своими острыми стрелами
за землю Рускую».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 апр 2016, 13:45

Здравствуйте , Лемурий!
В данном тексте перечислены методы ненасильственных действий : диалог – переговоры – посредничество, спаситель и активное ненасилие – защита Родины .
«О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве».
Сначала определим действующих лиц : « Игореви того внуку» и «Велесовь внуче». Они оба внуки , значит имеют одного общего деда , следовательно , данные князья двоюродные братья и внуки одного деда Олега ( Гориславича) . Под «Велесовым внуче» скрывался Святослав князь киевский , двоюродный брат Игоря.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 апр 2016, 07:46

Здравствуйте , Лемурий!
Настоящее время – время реальное, переживаемое. Данным типом обозначаются ситуации, непосредственно связанные с ситуацией речи, представляет действительность наблюдаемую, конкретную и очевидную:
«Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою
вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь
къ дружине своей:
"Братие и дружино!» ,
Прошедшее время «О Бояне, соловию стараго времени» может обозначать действие как факт прошлого . Употребление форм времени с частицами «было» - выражает действие, обычное в прошлом: «Пети было». Формы прошедшего времени можно узнать с помощью суффикса -л- « ущекоталъ».
Разновремённые события в «Слове…»даются вперемешку, повествование о походе Игоря всё время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом снова возвращается в описание похода Игоря « То было въ ты рати и въ ты плъкы,
а сицей рати не слышано».
, чтобы затем вернуться в прошлое
« Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя».
Примером нарушения хронологий или фабульной последовательности ( «трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича») является ретроспекция, когда по ходу развития сюжета автор делает отступление в прошлое, в «старое время». Для того чтобы полнее обнаружить преемственные связи эпох и поколений Игорева рода, действие периодически переносится из одного времени в другое. Вставные эпизоды
« О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве» и др.
- это относительно законченные фрагменты действия из прошлого , в которых появляются и ныне действующие персонажи или другие «минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя»,
а действие переносится в другое время и место «Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю…
О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ».
Композиционные отношения между предками Игоря и их родственниками достаточно сложные и их расстановка обусловлена стремлением автора Бояна поставить в песне сложные социальные и нравственно – философские проблемы войны и мира , насилия и любви .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 11 апр 2016, 09:40

Zinchenko_tanya писал(а):Сначала определим действующих лиц : « Игореви того внуку» и «Велесовь внуче». Они оба внуки , значит имеют одного общего деда , следовательно , данные князья двоюродные братья и внуки одного деда Олега ( Гориславича) . Под «Велесовым внуче» скрывался Святослав князь киевский , двоюродный брат Игоря.

Доброе утро, Татьяна! В первом случае у Вас не хватает запятой. Поставите после Игореви, то Боян гипотетически Игорю собирается петь, ТОГО внуку, но "того" должно заменять имя упомянутое выше.
ГДЕ тогда Ваш Олег Гориславич выше этой строки?

Если же запятая "Игореви того, внуку" то всё на своих местах: песни Игоревы (притяж. прилаг.) поёт Боян своему внуку (=последователю) Автору СПИ.

Во втором случае и вовсе оксюморон, как Святослав может быть "внуком" Велеса, если в СПИ так назван Боян, живший на стыки языческого и христианского периодов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24125
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Zinchenko_tanya » 11 апр 2016, 10:06

Лемурий , если даже поставить запятую, то Игорь как был внуком Олега (Гориславича) так и остался. Внуками становятся не по запятой , а по линии прямого родства между людьми, связанной с происхождением одного лица от другого .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Новая разгадка родословной Игоря.

Сообщение Лемурий » 11 апр 2016, 10:30

Zinchenko_tanya писал(а):даже поставить запятую, то е Игорь как был внуком Олега (Гориславича) так и остался...

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы;
    Пѣти было пѣсь Игореви того, внуку:

Какого ТОГО Игоря? А того, о котором в самом начале говорится:

    Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?

Того внуку. После слова того в Ар. и П. поставлено в скобках Олга. Это "Олга" Мусин-Пушкин вставил "для большей ясности речи" (по его собственному выражению). "Того внуку" мы понимаем как "потомку Бояна", т.е. позднейшему поэту...
---------
Орлов А.С. "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, С.94
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24125
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23