corvin писал(а):В своем сне Святослав конечно не мёртв. Его готовят к свадьбе. Не понятно только в качестве жениха, или невесты. Свадебный обряд тогда имел черты похоронного, по крайней мере, для невесты. Но у Святослава во сне эти черты проступают особенно сильно, т.с. выше нормы. Со свадьбой естественно связывают надежды на лучшую жизнь. В этом смысле непонятно на что надеется Святослав, в отличие от Мала...
Мал во сне видит свою смерть, а Святослав - проводы из княжеского терема. Безусловно, в роли невесты, поскольку отчий дом покидала именно она, а не жених, отсюда её причитания "на угоре" (на горе), прощание с отчим домом, её душа покидала отчий дом, хотя сама она оставалась живой:
-
Уже доски без крепежа в моем тереме:
"
Мне не много ночесь спалося,
Мне во снях грозно казалося:
Будто ночесь во темной ноченьке,
Что у вас, мои родители,
Что у вас, мои сердечные,
Все тыночки раскатилися,
Все столбы да пошатилися,
С теремов верхи повынесло... (Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: в 3 т. М., 1909-1910 т.3, с.97 // Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 18 )
-
сию ночь с вечера одевают меня на кровати ... и нежут меня :
"Уж вы милые подружечки,
Порядовные соседушки,
Уж вы что да наделали:
Мои волосы да растрепали,
Мою русу косу расплетали.
А куда вы меня снаряжаете,
Куда вы меня сподобляете? (Обрядовая поэзия Понежья под.ред. Н.И. Савушкиной №50, с.48 //Роберт Манн. "Песнь о полку Игореве. Новые открытия" М., 2009, с. 24)
Верхи с теремов снимали также
при кончине грешного человека:
"Поверья о том, что для облегчения кончины человека, нужно приподнять матицу или конек, были неоднократно записаны в различных местностях; любопытно, что эти "суеверия" чаще всего относились к людям, считающимся колдунами, знахарями, вещунами...
В сохранившейся в архиве Всесоюзного Географического общества рукописи В. Яшерова "Этнографические сведения о селе Гаврилове (Лукояновского у. Нижегородск. губ.)" 1850 г. засвидетельствовано: "Когда, перед смертью колдуна никто не соглашается принять от него колдовство, то он сильно тоскует, велит поднять на избе жолоб" *1): под "жолобом" избы, как мы видели, подразумевается именно "князек", "конек", "охлупень", "шолом". Еще более ясно изложено то же суеверие в рукописи В.С. Виноградова "Селение Никольское, Енотаевского у." (Астраханской губ.) 1848 г. (в том же архиве); рассказывая об одной старухе, которую считали колдуньей, автор записывает: "умирая, она сильно мучилась, все что-то хотела передать невесткам и умерла, только когда подняли конец крыши у избы" 2)..."
-----
1) Д.К. Зеленин. Описание рукописей архива и. Русского Географического общества, вып.2, Пгр., 1915, стр.780;
2) Д.К. Зеленин, там же вып. 1, Пгр., 1914, стр.65;
------
Алексеев М. П. К "Сну Святослава" в "Слове о полку Игореве"// "Слово о полку Игореве", сб. статей под. ред. В. П. Андриановой-Перетц, М.-Л., 1950, с.242
Отсюда и схожесть образов "невесты" и "покойника" - покидание ДУШИ родного терема. Если Святославу Автор присваивает обряд невесты в расставании с отчим домом, то он гонит его душу ВОН из княжеского терема,
с киевских гор, где стоят ныне стяги Рюрика и Давыда.