Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 06 июн 2017, 11:16

Боян разве на "охоту" идёт? НЕТ. Автор употребляет метафоры: ни струны, а лебеди, ни персты, а соколы. Это называется "толкование" и означалось в текстах "Т" в круге:

Изображение
Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892, прим. с.94

А про "речь" см. у Срезн.: беседа, разговор, свидетельские показания и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19939
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 25 июн 2017, 10:49

Здравствуйте ,Лемурий!
«Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню»
Начать – Начало -Первый момент или первые моменты какого-н. действия, явления.
«начяти старыми словесы».
Слово « старый» означает предшествующий по времени «Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети», « отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Мы бы никогда не узнали с какого момента начинаются «старые словеса», если бы автор сам не проиллюстрировал свой тезис :
« Помняшеть бо речь,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей». .
Старит информацию не само время, а появление новой информации. Прошлые события в основном передавались устно, на основе речи , и хранились в памяти человека « Помняшеть бо речь».
« Тотемические образы гуся, лебедя, селезня (утки), пожалуй, наиболее архаичные в древнем мировоззрении, они связаны с мифами о первородном яйце и птице, творящей мир.»
"Тотемистический мотив содержит песня, рассказывающая о рождении Марка Кралевича и его брата Андрияша от белой вилы, пойманной кралем Вукашином у студеного озера («Краль Вукашин хвата вилу и жени се ньоме» — Богишич, № 85, XVIII век). Многие южнославянские песни рассказывают о женитьбе того или иного известного юнака на виле или самовиле: лесная вила (нагор-киньа) или водяная вила (бродарица) во всех этих песнях являются в образе девы-птицы (лебединой девы) — образ, хорошо известный как южнославянскому, так и русскому сказочному фольклору. На вилах женятся Новак Дебелич (Богишнч, № 39), Лютица Богдан (Петранович, I, № 30), Петр Латинянин (гам же, III, № 58), Илья Котарлич (Николич, № 33) И др.; в болгарских песнях — Йован Попов (Миладиновы, I, I 2; в хорватской песне и в македонской сказке этот сюжет прикрепился к Марко. Можно думать, что женитьба на виле, как и происхождение от змея, сделалось с течением времени популярным эпическим шаблоном, обязательным для биографии каждого юнака. Тема эта известна (с другим сюжетным развитием) и русским былинам (Михайло Потык И Мария или Настасья Лебедь белая). В южнославянских песнях богатырь, увидев вилу, купающуюся в лесу со своими подругами, похищает ее одежду («крылья и окрылие» девы-птицы) и тем принуждает ее стать его женой. Она рождает ему сыновей. На крестинах или свадьбе меньшого сына она просит вернуть ей крылья, чтобы поплясать еще раз в девичьем хороводе (коло), и, получив свою птичью одежду, улетает от мужа.
Этот сказочный сюжет известен по всей Европе и на Востоке — в Индии, в арабских сказках «Тысячи и одной ночи», в Средней Азии, в Китае (уже во II веке до н. э.). В древнегерманских эпических сказаниях, как и в южнославянских песнях, сказочный сюжет прикрепился к имени и образу эпического героя — волшебного кузнеца Веланда — и получил благодаря этому новые героические черты. Как рассказывает исландская «Эдда» (текст IX—XI веков), Веланд, вместе с двумя своими старшими братьями, подстерег у озера трех дев-воительниц, валькирий, сбросивших свои лебединые одежды; братья берут их в жены, Веланд — младшую; но на девятый год валькирии, соскучившись по бранному житью, бросают своих мужей и улетают навсегда.
Мотивом для разрыва обычно является нарушение мужем брачных запретов (табу): не рассказывать о своей красавице жене и о ее чудесном происхождении, не смотреть на нее, когда она снимает одежду, не бранить ее, не заходить в определенную комнату и т. п. (мотив Мелюзины); для фольклора балканских народов особенно типична форма без подобных запретов, отразившаяся в южнославянском эпосе: жена покидает мужа во время семейного праздника, выпросив свои крылья, чтобы плясать в хороводе. В диссертации Хельги Хольмстрем, посвяшенной мотиву «лебединой девы», зарегистрировано и классифицировано несколько сот вариантов этой сказки со всего света. К сожалению, отсутствуют варианты, бытующие у тюркских и монгольских народов, которые представляют как раз большой интерес. В них отчетливо раскрываются тотемистические основы этого фольклорного сюжета: лебединая дева выступает как праматерь рода. Так, род ногайского мурзы Едигея, всесильного временщика и правителя Золотой Орды (конец XIV — начало XV века), согласно народному сказанию, отраженному в эпосе (см. ниже, стр. 224), вел свое происхождение от почитавшегося в Казахстане мусульманского народного святого Баба-Тукласа (в прошлом, по-видимому, языческого шамана) и девы-птицы, которая становится его женой после того, как он похитил ее оперение, а затем покидает его, как обычно. Любопытно, что официальные родословные русских княжеских родов — Юсуповых и Урусовых, возводящих себя к потомкам Едигея, сохранили имя Баба-Тукласа как своего легендарного родоначальника.
Элементы этого сказания проникли и в героический эпос. Как Михайло Потык в русской былине, сын Манаса Семетей в киргизском эпосе добывает невесту — лебединую деву Ай-Чурёк, которую преследует чудесный кречет Семетея Ак-шункар. По одним сказаниям, Ай-Чурёк — дочь афганского хана, союзника Манаса, обрученная со своим женихом с колыбели. По другой версии, более архаической, эта сказочная красавица происходит из рода Кайыпа, в киргизской языческой мифологии — покровителя (хозяина) горных животных. «Ай-Чурёк» означает «красавица Чурек», слово «чурек» (по-киргизски — самка утки, чирок) употребляется в фольклоре в переносном значении как эпитет красавицы. В отличие от неверной жены Потыка в былине, Ай-Чурёк становится на всю жизнь верной спутницей молодого богатыря." (В.Жирмунский, НАРОДНЫЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС,М.-Л., 1962)
« Старые словеса», первые времена начинаются с первопредков , по мнению древних, мужчины произошли от соколов , а девушки от лебедей.(Тотемизм)
« Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей…»
Лебедь и сокол – две столь разные птицы пребывают в борьбе друг с другом. Сокол нападает, преследует, лебедь спасается, защищается.
« Сокол да Сокол Соколович,
Свет добрый родной молодец
Летал Сокол по крутым горам,
Искал Сокол лебединые стада» .
Автор, с помощью примечательного события, отмечает точку, означающую начало времени от сотворении мира . Эта мифология сохранилась с языческих времен и о ней знал автор -христианин .
Следующая точка - это время настоящее и связана она с походом Игоря на половцев .
«трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени».
Счисление настоящего времени происходит по примечательному событию .Оно уникально и индивидуализировано. Тогда временной порядок возникает сам собой, события прошлого «старые словеса» размещаются до похода Игоря, а события будущего
«а не по замышлению Бояню»
произойдут позже похода .
Понятие времени носит субъективный характер т.е. информация существует только во взаимосвязи с Бояном , передающим эту информацию о времени, и зависит от человеческого сознания «то растекашется мыслию» .
Существуют события настоящего , события прошлого уже не существуют , мы только помним о них, а события будущего еще не существуют. Будущее можно представить только при помощи воображения «замышления», таковыми были пророки , но не «вещий Боян» «а не по замышлению Бояню.» Замышлять – задумывать сделать что – либо в будущем , будущее время.
Что знает о будущем времени Боян?
« Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Древо-каждый год изменяется, прирастает и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка. След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле /переносно/ создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы.» Это растворение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Последнее свойство времени – разрушение .
Христиане концом времени считали Божий суд: « «Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".
Это событие и есть последняя точка времени в будущем .
Татьяна.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение radivilow » 25 июн 2017, 18:12

Приветствую, достопочтенный ареопаг! Лемурию - первую славу! Таня Зинченко верно подметила: -сначала старым, а потом и молодым... Мы же пишем стихи, песни, начитавшись старых шаблонов. Немыслимо было "на официальном" мероприятии (свадьба или поминки) славу петь не по канону(шаблону боянову). Бояну же и первая слава(православие) -"А НЕ"-не может быть.ср.англ. "ONE", чукотск. "ЯН" - 1,рус. "ЮН"-ЮНОсть-начало жизни.ср. чук. "ИНъЭ-утро(начало ДНЯ=). Можно сослаться на китайск. "ИНЬ ЯНЬ"-чук."ЙЫН ЙЫН"-ОГОНЬ= начало всех начал. Кстати, если кто приметил, ему же первая слава и в заключительной славице: -"...рекъ Бояньи ходы...(ОДЫ=ГУДЫ).
Не может быть "ТРУДНЫ" от слова "ТРУД"-работа. Надо ср. др.рус. "ТРОЯН зимний"- 18го февраля день поминовения павших воинов. Так же ср. чук. "ТЭРГЫН"- плачевный, сТРАДАНие. От чук. "ТЭРгаТЭР"-плач.(мн.ч."ТЭРГАТ"-плачи+ "НЫ"-суфф.прилаг.
др.рус. "рать ТРУДИла" сюда не катит,(простите за бананализм),нет императива. Речь идёт о славе, а не о труде. Поэтому, перво-наперво: - "...СТАРЫМ и СЛАВЫ сии(а именно) ТРАГЕДНЫ повестии...". Какие "старые слова"? По канону старых величают в начале ПЬЕСЫ.(ПЕСПЕТИ=БЕСЕДЫ=чук. ПЭЧВЭТГАв-задушевная, проникновенная БЕСЕДА)
"ЛЕПО ЛИНЫ"-Первоначально, это одноматричное сложение т.е. равенство типа:- "ЛЮБО-ЛЮБО"="ЛАДО-ЛАДО"-ЛЮБИмый.ср.чук. "ЫЛГУ ЛЫНъё"-ЛЮБИмый{ср.обратную разъёмную кальку: -"приЕМ ЛЕМЫй"чук."ЛЫМ ЛЫМ"-вторая жена.} (чукотское "Н" есть простое, а есть увулярное, почти "Г") чук. "ЛЫМНЭ"-ещё.Заметьте,здесь губно-губной "М" мог редуцироваться. А "М+Н=Г" даёт "Б"--чук. "ЛЫНЫк"-брать себе, присваивать.(др.рус. "ЛАДО" -ЛЮБИмый.=)
СПИ "ЛЕПО ЛИНЫ"-можно трактовать, как рус. "ЛЮБЕ ЗНЫЙ\ЛЮБ ЛЕНЫй=", потому, что в чук. "ЛЬАН\ЛЬЫН"-суфф.принадЛЕЖНости черед."ЧЬАН\ЧЬЫН"=.Стоит-ли обсуждать возможное чередование "ЛЕПО\ЛЮБО"?
Не ЛЮБО-ЛАДНО будет, братие?
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 26 июн 2017, 08:09

radivilow писал(а): Надо ср. др.рус. "ТРОЯН зимний"- 18го февраля день поминовения павших воинов. Так же ср. чук. "ТЭРГЫН"- плачевный, сТРАДАНие.
- Вы гений ... но можете ли пояснить когда этот праздник стал известен, где о нём написано в старых книгах? Знали ли об этом хотя бы в середине 18-го века и именно до появления в печати "Слова о полку" ? Другими словами, важно уточнить откуда ноги растут, из наличия хотя бы в 18-м веке этого праздника или же этот новодел придумали родноверы опираясь на свои трактовки "Слова". Ведь это же факт, что вслед за "зимним трояном" все дружно поминают и стрибожих внуков. Такая связка к сожалению указывает не на древность праздника, а на заимствование образов из Слова о полку.
Последний раз редактировалось Mitus 28 июн 2017, 17:58, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2652
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 июн 2017, 11:49

Продолжу .
Когда автор Слова …» говорит о времени, то имеет в виду развитие от творения к разрушению, от прошлого к будущему, от начала к концу . История начинается с того момента, как появляются первые люди от тотемных предков , согласно языческой религии. А заканчивается время Божьим судом , в христианской религии. Это две противоположные религии.
А в какое время наступает их единство и борьба ?
« Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»
от времени принятия христианства Владимиром и до примечательного события в 1185г , которым и стал поход Игоря . Эпоха – это период развития человечества. От «първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;» до «старого Владимира» - эпоха мифологическая, сказочная, языческая . «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»- время историческое. И оно вновь начинается с начала отсчета времени с « пръвую годину».
«помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира»
Владимир принимает христианство и при этом сохраняется язычество т.е. двоеверие . А если есть две религии , то между ними происходит борьба или точнее информационная война .
А после похода «нынешнего Игоря» наступит эпоха будущего, в которой произойдет возрождение разума, и справедливого построения общества. Особые надежды возлагались на философов, таких как « вещий Боян» . Боян мечтал , что князья подхватят его идеи и станут претворять их в жизнь , перестанут грешить и и тем самым приблизят воцарение Разума . Будущее время- это время качественно новой духовности, и поставленные проблемы в Слове..» остаются основными до Божьего суда .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 27 июн 2017, 17:59

Продолжу :
«Метод аргументации и убеждения собеседников в «Слове...»
В структуру аргументации входят тезис, аргументы и демонстрация:»
Тезис:
Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню»— это формулировка позиции автора.. Суть его — в прямом обращении к собеседникам «к братиям» , которых он знакомит с фактами, являющимися основой его доказательств (его мнения, его предложения другой стороне .)
«Аргументы — это доводы, положения, доказательства, которые автор приводит , чтобы обосновать свою точку зрения.» Аргументы отвечают на вопрос, почему «братия» должны верить во что-то.
«Демонстрация — это связь тезиса и аргумента т. е. процесс доказывания, убеждения.»
. Хорошие аргументы , как считает автор ,должны основываться на примечательных событиях и исторических фактах. Так начало «старых словес» автор связывает с тотемизмом , когда по преданиям произошло примечательное событие : возникновением людей от соколов и лебедей , что нашло отражение в языческой религии. Существенную роль здесь играют цифровые примеры.
« Помняшеть бо речь,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;»
Начало связано с первыми временами . «Цифры обозначающие первое время прекрасный фон для подтверждения тезисов автора . Цифры выглядят более убедительно: этот источник, как правило, более объективен и поэтому привлекателен.» Первое времена – это отдаленное «старое время» . А есть еще и события которые произошли в недавнем прошлом
« та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
В тексте следует различать примечательные события «първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;», от исторических индивидуализированных фактов : «старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.», где события связаны с историческими личностями. Такие аргументы являются достоверными в глазах «братии». Стоит ли напоминать, что аргументация - это решающий этап воздействия на людей.
« Метод противоречия. По своей сущности он является оборонительным. Основан на выявлении противоречий в рассуждениях, и заострении внимания на них.»
« Боянъ же, братие, НЕ 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
Как видно из выше изложенного , автор прекрасно знает метод убеждения « братий» на основе логики , куда входят : тезис , аргументы , иллюстрация и демонстрация фактов .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 28 июн 2017, 21:52

Здравствуйте Mitus.
Что упорядочивает время ? Напрашивается ответ – событие . Примечательное событие должно быть уникальным . Например : Всемирный потоп . Что произошло раньше этого события называют допотопные времена .
Индивидуализированное событие связано с именем , с личностью. Например : Моя родственница родилась когда Юрий Гагарин полетел в космос . Понятно о каком времени я говорю ?
Все зависит от точки отсчет автора, взятой за настоящее время, более ранние события будут прошлыми, более поздние – будущими .
В «Слове …» каждый элемент текста соотносится с походом Игоря, отношения типа « до» и «после». События прошлого на временной оси располагаются так : отдаленное прошлое было в язычестве, в « първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;», а недавнее прошлое событие , по отношению ко времени похода Игоря «старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.» Бой Редеди с Мстиславом событие уникальное историческое и индивидуализированное , т .к. связано с именами князей .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 01 июл 2017, 08:56

Zinchenko_tanya писал(а):События прошлого на временной оси располагаются так : отдаленное прошлое было в язычестве, в « първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей;», а недавнее прошлое событие , по отношению ко времени похода Игоря «старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
- первые времена в СПИ это только христианские времена "от стараго владимера"! - в первые времена усобиц напускали соколов старому ярославу и его брату храброму мстиславу! И это всё! Не выдумывайте того, чего в СПИ и близко нет ...
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2652
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 июл 2017, 11:29

Здравствуйте, Mitus.
В «Слове …» три начала :
1) «начяти старыми словесы» – прошедшее время
2) «Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени», - настоящее время.

3) «Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:» - будущее время .
Все три начала относятся к линейному времени .
Линейное время включает в себя различные циклы :
«та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю.»
Время от «старого Ярослава к молодому «красному Роману» охватывает цикл время от деда до внука .
Этот цикл постоянно встречается в «Слове…»:
«Пети было песнь Игореви,
того внуку:» Игорь внук Олега . А Олег внук Ярослава «минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя».
Мне особо выдумывать ничего не надо, текст « Слово…» изучен процентов на тридцать ,я знаю чуть больше.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 01 июл 2017, 13:48

Zinchenko_tanya писал(а):1) «начяти старыми словесы» – прошедшее время
- в древнерусском языке не было прошедшего времени в том смысле как Вы его понимаете сегодня. Если пишите о др-рус. формах прошедшего времени, то всегда конкретизируйте о какой именно форме говорите. Начяти - неопределённая в отношении времени форма глагола инфинитив, но используемая в частности и для образования выск. будущего времени. Будемъ начинать, петь, буду или не буду курить и тп. Можно и в прошедшем: не надо было брать его с собой.
Zinchenko_tanya писал(а):Мне особо выдумывать ничего не надо, текст « Слово…» изучен процентов на тридцать ,я знаю чуть больше.
- чувствуется уровень ...
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2652
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение radivilow » 01 июл 2017, 23:25

Уважаемый,Mitus, спасибо за провидение... Так же, не могу спорить с Вашей хронологикой, однако, придерживаюсь мысли, что термин сам за себя постоит.Это же не новодел какой-то. Чукотский язык, вообще, бесписьменный был,Тут ещё охотники и собиратели- заведений не кончали. Здесь бывают орнаменты на вещах -"кели+кель"-знак, орнамент, записка?? вышивка. Отсюда рус. "КАЛЛИграфия" - но письменности нет на артефактах Чукотки. Язычники... Кстати чук. "йыль гы йыль"-язык. Пишется вместе, но я разношу, чтобы видно было классическое сложение. К "Слову" -чук. " ЙЫЛИННЫвэн" - изустное сказание, почему-то упорно напоминает "...по БЫЛИНАМ..." - известиям языческим образом поступивших сего времени (начятия пиесы) с поля битвы. ТРОЯНовы валы, потому и ТРОЯНОвы, что там на защите рубежей тысячи полегли под стеной плача. Не каждого можно полелеяти под стену до Кремля к вечному огню, чтобы петь лиТУРГИческую ДРАМА(ТУРГИю). Напоминаю:-чук. "ТЭРгаТЭР"- плач. рус. "лиТЕРА" - её надо исТОРГНуть (можно с восТОРГОм). рус. "лиТЕРаТУРа" - её читали на повышенных тонах, стеная.(религиозная Л.) чук. "ТЭРГЫН"- плачевный (ТРАНс). Сейчас мы в пользу "Слова" - "ТРУДНЫ повестии" ср. чук."ТЭРГАТ"-плач. Отсюда прилаг~"ТЭРГАТ+НЫ"-плачевНЫ=. В чук. прил. образуются типа: -"медЕН"-(медный), "красЕН" т.е. более архаично. Вспомним А.С. Пушкн:- "...над умыслом слезами обольюсь...". Может быть кто-нито думает, что наш пастварец начинал песь на сухом глазу?? И Ярославна, и З`емля Русская стонет и ещё долго будет...По базовой - я музыкант-народник (культпросветуч. инст. Культуры) Сейчас пишу рэквием другу - месяц уже плачу,спеть до конца не могу. Песни о ВОВ - так же пронимают(дед воевал)."ТРУДНЫ повестии" в смысле "ратные повести" - скорее всего, это сближение, поскольку слово "ТРУД" можно ср. чук. "ТЭРЫк, ТЭРЭТкук" - ДРАТЬ, ЦАРА(пать), ср.рус. "ТЕРЕ(бить)-то же. Надо вспомнить, что проф. плачеи, стеная, ЦАРАпали себе грудь - ТЕРЗАлись. др.рус." рать ТРУДИла"- переТЕРЕбила, перемолола.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 04 июл 2017, 12:43

radivilow писал(а):термин сам за себя постоит.
- я тоже так думаю, поэтому трояна зимнего использовать не буду. Но на основе русского языка тоже пришёл к тем же выводам в отношении трояни что и Вы:
radivilow писал(а):проф. плачеи, стеная, ЦАРАпали себе грудь - ТЕРЗАлись.
- роза троянда она же колючая = терновник ...
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2652
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение PoslannikM » 04 июл 2017, 20:31

Mitus писал(а):
Zinchenko_tanya писал(а):1) «начяти старыми словесы» – прошедшее время
- в древнерусском языке не было прошедшего времени в том смысле как Вы его понимаете сегодня. Если пишите о др-рус. формах прошедшего времени, то всегда конкретизируйте о какой именно форме говорите. Начяти - неопределённая в отношении времени форма глагола инфинитив, но используемая в частности и для образования выск. будущего времени. Будемъ начинать, петь, буду или не буду курить и тп. Можно и в прошедшем: не надо было брать его с собой.
Zinchenko_tanya писал(а):Мне особо выдумывать ничего не надо, текст « Слово…» изучен процентов на тридцать ,я знаю чуть больше.
- чувствуется уровень ...


Вступление. А почему бы не разделить привычный исходный текст примерно так:

/Не лъпо ли ны бяшеть,/
/Братие,/
/Начити старыми/
/Словесы трудных повъстий/
/О пълку Игоревъ/
/Игоря Святъславича?/

Да и звучит как-то сразу доходчивее...

Проще говоря, не /начяти старыми словесы трудных повъстий/, а /начити старыми/словесы трудных повъстий/.
Т.е., приняться за усердную разборку этих словес (сохранившихся отрывков о походе Игоря) старыми (стариками-монахами)...
Последний раз редактировалось PoslannikM 07 июл 2017, 01:16, всего редактировалось 1 раз.
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение radivilow » 06 июл 2017, 21:33

Уважаемый, Mitus, по поводу розы категорично высказаться не могу. Единственная оговорка - цветы у нас принято при обряде поминовения подносить, но это так, слабый штрих.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение PoslannikM » 10 июл 2017, 00:51

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте, Mitus.
В «Слове …» три начала :
1) «начяти старыми словесы» – прошедшее время
2) «Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени», - настоящее время.


"Слово...":

"Начастъ же ся тъи пъсни
По былинамъ сего връмени,
А не по замышлению Бояню".

На современный язык я перевожу это примерно так:

"Разделяться на колена -
Соплеменников обычай,
Не по нраву он Бояну".

Другой, похожий вариант. Но смысл остаётся всё тот же:

"Разделяться на колена -
Соплеменников повадки,
Невдомёк они Бояну".

И далее идёт его личное объяснение, почему именно так...
"Помняшеть: боръчь первых връмён - у собрице!".
"Убеждён: залог свободы - в единении великом!".
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1