Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 09 апр 2018, 15:20

corvin писал(а):Автор не просто пытается начать, а весь текст стилизован под старину. Синтаксис тяготеет к 11-му веку, об этом Николаев.
Они, переводчики, разрывают сложно-подчиненное предложение. Правильнее: "Начаться же этой песне по былинам сего времени, а не по замышлению Боянову, потому что Боян вещий, если кому хотел песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, ибо помнил он, говорят, прежних времен усобицы" Т.е. во второй части предложения дается объяснение каково замышление Бояна, и почему Автор намерен его отбросить.


corvin писал(а):Обаполы однозначно отвечает на вопрос где? Ответ - с обеих сторон. С обеих сторон чего? Вы утверждаете - слав. Но это не соответствует тексту.

Правильно пишите "с обоих сторон", но СЛАВ (мн.ч.), а не сего времени. Боян брал краестрочия тропарей (слав текущих событий) и оформлял акротелестих из инициалов и окончаний как это делал любой гимнограф времен Устава Великой Константинопольской церкви.
Если Вы скажите, что только в греческих текстах свивали краестрочия тропарей и икосов, то приведу Вам работу

:arrow: Спасский Ф.Г. Акростихи и надписания канонов русских Миней // Русское литургическое творчество, М. 2008, С.403-433

Как анонс первая страница:

Изображение

Сам Автор из припевок, приписанных им Бояну, показывает как он это делал: акротелестих из краестрочий припевок Бояна.

corvin писал(а):Выражение "увитый славой" Вам известно? Значит славу эту свивали вокруг кого-то, или чего-то.

"Увитый славой" = с венком лавра или терновый венок. Для того чтобы такой венок надеть как мин. ГОЛОВА должна быть. Где она у "сего времени"?

    "Блажен, кто молча был поэт
    И, терном славы не увитый,
    Презренной чернию забытый,
    Без имени покинул свет!"
    (А.С. Пушкин)

    "И прежний сняв венок, — они венец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него..."
    (М.Ю. Лермонтов)

corvin писал(а):По-поводу Боттичелли и проч.: так это уже эпоха Ренессанса. И Слово имеет черты Ренессанса. Отсюда предположение, что написано оно значительно позднее конца 12-го века.

А как же философские произведения СЗБ и ПКС как стремление оспорить право "новых народов" принявших христианство позже других, на равноправие. См. у В.Н.Топорова "Работники одиннадцатого часа".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение краевед » 09 апр 2018, 22:45

Лемурий писал(а):
corvin писал(а):1. Лепо было оборот со значением должно. Старые тексты это подтверждают.

Только при условии что "лепо" - это предикатив, а "было" - это "НУЛЕВАЯ связка глагола быть", а ◊ бяшеть — 3-е л. ед. ч. имперф., т.е. речь о ПРОШЕДШЕМ времени.


Очень рад, уважаемый Лемурий, что Вы с своих доводах обращаетесь к исследованиям "Слова" Г.Ф.Карпунина.
Его коллеги проштудировав всю "Энциклопедию СПИ" от А до Я обнаружили. что по разным поводам в ЭСПИ имя Карпунина. кроме статьи о нем. упоминается до 40 раз. Такому количеству упоминаний об его исследованиях мог бы позавидовать любой видный ученый - слововед. Видимо. не так и далек был Карпунин к истине. что весь текст "Слова" пронизан анаграммами. Пока, что его гипотеза так и не была опровергнута.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение corvin » 10 апр 2018, 13:05

Правильно пишите "с обоих сторон", но СЛАВ (мн.ч.), а не сего времени. Боян брал краестрочия тропарей (слав текущих событий) и оформлял акротелестих из инициалов и окончаний как это делал любой гимнограф времен Устава Великой Константинопольской церкви.

Совершенно верно, современная историческая наука диагностирует это как православие головного мозга.
"Увитый славой" = с венком лавра или терновый венок. Для того чтобы такой венок надеть как мин. ГОЛОВА должна быть.

Необязательно:
Эта скульптурная композиция посвящена памяти шуменцев, погибших в Русско-турецкой войне в 1877-1878 годах. На шести белых мраморных колоннах высечены имена 435 павших воинов из Шумена. В середине мемориала - воткнутый в землю и увитый славой бронзовый меч.


А как же философские произведения СЗБ и ПКС как стремление оспорить право "новых народов" принявших христианство позже других, на равноправие.

Эти "философские произведения" просто один шагов пропагандисткой кампании по утверждению Киевской Руси равной другим царствам. Кроме того были: чеканка золотого князя Владимира, попытка принятия титула каган и проч.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 963
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 10 апр 2018, 21:21

corvin писал(а):Совершенно верно, современная историческая наука диагностирует это как православие головного мозга.

С цитатником Маркса акростихи канонов XI века точно не прочитать.

corvin писал(а):В середине мемориала - воткнутый в землю и увитый славой бронзовый меч.

Изображение

Хорошо и почётной лентой тоже. Но МЕЧ - предмет реальный, а "СЕГО ВРЕМЕНИ" - понятие абстрактное, чем Вы его собираетесь обвивать?

corvin писал(а):Эти "философские произведения" просто один шагов пропагандисткой кампании по утверждению Киевской Руси равной другим царствам. Кроме того были: чеканка золотого князя Владимира, попытка принятия титула каган и проч.

Но были же попытки, были! Кстати, титулование Владимира и Ярослава "каганами" нигде кроме СЗБ не найдёте, потому как это литературный приём того же Илариона (Бояна), да и ещё в СПИ "хоти кагана" (= Ингигерда, Ерина из СЗБ), но это как раз отсылка к первоисточнику.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 25 апр 2018, 12:00

Лемурий писал(а):Кстати, титулование Владимира и Ярослава "каганами" нигде кроме СЗБ не найдёте, потому как это литературный приём
- а как же надпись в Софии Киевской ?
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2299
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 26 апр 2018, 17:18

Mitus писал(а): - а как же надпись в Софии Киевской ?

А что там прописано имя князя? С[вя]тъ ...

:arrow: Граффито с упоминанием "кагана"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 03 май 2018, 22:27

Лемурий писал(а):А что там прописано имя князя? С[вя]тъ ...
- а зачем оно? Вообще-то у русских и не было такой манеры чтобы прописывать масло масляное. Человек знал о ком пишет и Бог тем более тоже знал и вот он и прописал: Спаси Господи кагана нашего. Спаси.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2299
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 10 май 2018, 05:47

Потому как прописывали в конце XI века (см. о начертаниях букв в работе Высоцкого), когда Иларион Киевский поднял вопрос о канонизации Владимира Святославича, которого в СЗБ и назвал «каганом» как литературный приём превосходства христианской Благодати над иудейским (хазары) Законом. Поэтому «каганов» на Руси только двое, ибо так Иларион назвал Владимира и Ярослава.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 10 май 2018, 07:06

Лемурий писал(а):прописывали в конце XI века (см. о начертаниях букв в работе Высоцкого)
- в это время как раз Святослав Ярославич приболел и умирал. Начертания буквов в этом случае для нас стало быть вообще роли не играет.........
Лемурий писал(а):когда Иларион Киевский поднял вопрос о канонизации Владимира Святославича
- а где он его поднял-то? Он его уже самостоятельно для себя канонизировал ибо называет блаженным и треблаженным. Обычная лесть............
Лемурий писал(а):назвал «каганом» как литературный приём превосходства христианской Благодати над иудейским (хазары) Законом.
- а кагда Гарбачёв призидентом назвался он тоже превасходство СССР над пиндосией подчеркивал?
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2299
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 10 май 2018, 12:19

Mitus, Вы же нигилист, а теперь повторяете небылицы про Святослава Ярославича, высказанную кем-то в виде версии как «неоспоримую истину». По-древнерусски читаете? Читайте вслух:

Изображение
Запись о кагане (прорись)

Съпаси Г[оспод]и кагана нашего СЪТ [=Святого]

и инициал «С» откуда? А вот откуда:

Текст Синодального списка ["Cлова о законе и благодати"] разбит на абзацы, начинающиеся крупными заглавными буквами и кончающиеся строчным знаком .... похожим на известный знак "отрикаль", преимущественно в начале "Cлова о законе и благодати"... После этого нарисован такой же крупный, как и в начале "Слова" инициал "С", с которого начинается МОЛИТВА...
---------
Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона - русского писателя XI в.// SLAVIA r.32 (s.2), Прага 1963, с.146

Инициал «С» из СЗБ, «каган» Владимир, о канонизации которого поднял вопрос Иларион, из СЗБ.

Напиши сейчас: «Спаси Господи Владимира нашего Святого» и поставь знак молитвы «С» (после выхода фильма «Владимир» по мотивам ПВЛ с весомой долей кривды) и всё бы было естественно. Так вот, когда вопрос о канонизации Владимира не был решён, эта запись под иконой Св.Николая Чудотворца - заступника в благих начинаниях тоже была актуальна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 10 май 2018, 18:20

Лемурий писал(а):повторяете небылицы про Святослава Ярославича
- и не думал даже. Я лишь про Ваш аргумент что здесь буквы 11-го века - так они и Святославу подойдут даже ЕСЛИ ОН ТАМ ПО ИМЕНИ И НЕ НАЗВАН. Я вижу лишь то что некто в Софии в 11-м веке (Ваши слова) просит спасения своему кагану. У нас же собственно вопрос: что означает погоняло Каган в СЗБ и в Слове о полку? У Вас я так понял, что это чуть ли не святой ? Вы как фразу-то читаете: старого времени Ярославова и Олегова? Таки Олегово время в СПИ! Или не Олегово, а Олега когана жене? Если же каган Ярослав, а речь об Ингигерд, то что там за ольгова затесалась? Что это за женщина? ...
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2299
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение краевед » 10 май 2018, 23:05

Исходя из контекста концовки "Слова" речь идет о счастливом избавлении Игоря из плена, но тогда почему вспоминается "старое время" и его песнотворцы Боян и Ходына? Вполне вероятно, что во фразе: "Рекъ Боянъ и Ходына Святославля песнотворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти" скрывается какой - то подтекст, намекающий на современника Игоря, автора "Слова", пытающегося затемнить свое имя, ведь разбивку текста этой фразы можно произвести и по-другому, например: "Рекъ бо ЯНЪ их оды на свято, славля песнотворца старого времени Ярославля Ольгова коганя хоти". Если речь может идти о событиях 1185 - 1188 гг., то не может ли иметь место перестановка имени - не Ярославля Ольгова, а например, Олега Ярославича, побочного сына Ярослава Осмомысла от его любовницы (хоти?) Настасьи, получившего прозвище "Настасьич". Олег княжил в Галиче в 1187 - 1188 гг., но был отравлен, после чего галицкий стол занял Роман Мстиславичь.
Правда, в этом случае остается под вопросом титул коганя - кагана. Каганами называл митрополит Иларион князей Владимира и Ярослава Мудрого. В тексте "Слова" казалось бы титул "каган" применен к Олегу Святославичу. Приведенное ранее граффито из Софии Киевской предположительно относится к Святославу Ярославичу.
Хотя, в случае, если речь могла идти о Олеге Ярославиче (Настасьиче). то это может подтвердить 1188 г., как год предположительного написания "Слова".
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 11 май 2018, 00:28

Mitus писал(а):...что означает погоняло Каган в СЗБ и в Слове о полку? У Вас я так понял, что это чуть ли не святой ? Вы как фразу-то читаете: старого времени Ярославова и Олегова? Таки Олегово время в СПИ! Или не Олегово, а Олега когана жене? Если же каган Ярослав, а речь об Ингигерд, то что там за ольгова затесалась? Что это за женщина? ...

«Каган» - это не единственнный эпитет, Владимир Святой у Илариона и Василий (Βασίλειος <греч. βασιλεύς «Царь») и morenu we-rabbenu, «наш наставник и учитель» - высший титул равинов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Лемурий » 11 май 2018, 05:12

краевед писал(а):...остается под вопросом титул коганя - кагана. Каганами называл митрополит Иларион князей Владимира и Ярослава Мудрого. В тексте "Слова" казалось бы титул "каган" применен к Олегу Святославичу. Приведенное ранее граффито из Софии Киевской предположительно относится к Святославу Ярославичу.

Уважаемый краевед, приветствую после недолгого отсутствия. А с чего такая уверенность, что титул «каган» к Олегу применён? Всегда в «темных местах» синтаксический разбор делайте:

Старагород. пад.. ед. ч. ср. р. (времени какого?)
Временирод. пад.. ед. ч. (песнетворца чего?)
Ярославлярод. пад.. ед. ч. ср. р к притяж. прилаг. ., т.е. относящемуся к слову "времени".
Ольговарод. пад.. ед. ч. м. р. к притяж. прилаг. ., т.е. относящемуся к слову "времени", а не к "коганя хоти", требующее согласование в дат. пад.
Коганя — им. пад. ед. ч. ж. р.. притяж. прилаг. к слову "коганъ", т.е. оно относится к слову "хоти" (хоть(жена) чья?).
Хоти — ДАТ. (по контексту рекъ кому?). пад. ед. ч.

И Ярославля, и Ольгова относятся к слову времени:

Песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19371
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Две первые фразы «Слова о полку Игореве»

Сообщение Mitus » 12 май 2018, 16:44

Лемурий писал(а):Песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича.
- тогда уж пишите конкретнее: старого времени ярославова - олегова: времени деда и внука. И раз уж он был песнотворцем и олегова времени, то и жил он при Олеге Святославиче или поздже. Песнотворец времени Олегова не мог к ярославлей хоти обращаться.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2299
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 3

cron