Был ли Автор участником похода

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение краевед » 12 апр 2017, 21:46

Mitus писал(а):
краевед писал(а): версия А.Никитина имеет право на существование, в которой он высказал предположение, что "атакованы" были свадебные вежи.
- прям вот так и высказал? Игорь шёл сына поженить и по ходу ещё до пьянки взял да и отдубасил сватов?


Уважаемый Mitus, не стоит исковеркывать и искореживать гипотезу высказанную А.Никитиным, в которой Игорь сватов не дубасил, а произошел, по словам Никитина не бой, а инсценировка боя.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение краевед » 12 апр 2017, 22:36

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Кза давно вынашивающий планы мести за то, что ранее, в 1168 г. Ольговичи захватили его вежи, воспользовавшись отсутствием самого Кзы, пленили жену Кзы и его детей, тем самым нанесли ему жестокое оскорбление. Возможно, то, что Святослав Рыльский погиб в плену связано с тем, что именно его отец Олег, старший брат Игоря ходил тогда на вежи Кзы и захватил в плен его семью. В 1185 г. возможность отмщения у Кзы появилась. Гипотеза А.Никитина полностью не может быть отвергнута, т.к. она принимается на самом высоком научном уровне в лице И.Н.Данилевского как вполне состоятельная.

Интересное замечание, уважаемый краевед, но Автор СПИ далёк от "симпатий" к Ольговичам.


Уважаемый Лемурий, собственно говоря судя по тексту "Слова" автор не симпатизирует ни одному из князей. Я не буду приводить никаких потаенных чтений как ранее, но укажу, что именно они привели меня к мысли, что "Слово" по своей сути произведение ироническое. В одной из своих статей, когда я только начинал изучать "Слово" более серьезно, но еще не видя ироничности его содержания я писал, что в "Слове": "Игорь предстает не как бездарный воевода погубивший свое войско в половецкой степи, а как герой ставший защитником и спасителем Руси, князь избранный Богом, приносящий себя в жертву ради величия Руси, силами своего княжества предотвративший неслыханное вторжение половцев в Русь, и хотя не сумевшего полностью сорвать планы половцев, но значительно ослабившего кочевнический натиск. Поэтому и появляются в "Слове" знаменательные строки: "Тяжко ти головы кроме плечу Зло ти телу кроме головы Руской земле без Игоря солнце светится на небесе Игорь князь в Руской земле". Автор в поэтической форме пытается донести сквозь века мысль об особой роли Игоря в событиях 1185 г., его жертве ради спасения Руси. Помещая факт солнечного затмения в начало повествования, нарушая хронологический порядок развития событий автор подразумевал не сам факт солнечного затмения, а нависшую опасность половецкого вторжения и лишь благодаря Игорю, вышедшему в поход над Русью снова светит солнце, опасность миновала". Собственно говоря само построение сюжетной линии выстроенной в "Слове" позволяет воспринимать его как хвалебное произведение. Но, как я уже указал выше, мнение о содержании произведения у меня склонилось в сторону ироничности, в сторону произведения, имеющего своей целью осмеяние князей. Тех князей, к которым обращается автор "Слова" относительно отмщения "за раны Игоревы", иронизируя над самим Игорем, собственно говоря автор ставит на одну и ту же ироническую планку с Игорем.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 13 апр 2017, 00:05

краевед писал(а):...мнение о содержании произведения у меня склонилось в сторону ироничности, в сторону произведения, имеющего своей целью осмеяние князей. Тех князей, к которым обращается автор "Слова" относительно отмщения "за раны Игоревы", иронизируя над самим Игорем, собственно говоря автор ставит на одну и ту же ироническую планку с Игорем.

Уважаемый краевед, назовите хоть одну иронию в сторону Мстиславичей, кроме Давыда, конечно, который с общерусского похода сбежал. Как не найдёте подумайте почему Автор на одними князьями иронизирует, а других величает в панегирической форме призывая их исправить ошибки буйных Ольговичей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Mitus » 13 апр 2017, 08:49

краевед писал(а):судя по тексту "Слова" автор не симпатизирует ни одному из князей.
- так по мелочи и как обычно чтобы не кружило голову: симпатизирует буй туру Всеволоду, Ярославу Галицкому, Роману Мстиславичу, а Изяслава Васильковича любит всем сердцем.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение corvin » 13 апр 2017, 16:18

Важно понять многослойность композиции Слова. 1-ый слой образует то, как Боян бы рассказал о походе. По форме он слава. Над ним строится слой критических замечаний Автора.
В конце 12-го века единой партии Мстиславичей не было. Мы можем говорить только об Ольговичах и прочих. Конкретно Ольговичи боролись с Ростиславичами.
В своих критических замечаниях Автор задевает практически всех. Ну может быть кроме Романа Мстиславича. Взять хотя бы эпитет "не худа гнезда шестикрыльцы".
Ольговичи заслужили особое осуждение своей свадьбой с полем. Тем что они породнились с половцами и стали приводить их на Русь в качестве союзников. Игорь идет в поход против половцев, а по сути это свадьба по мнению Автора.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение краевед » 13 апр 2017, 23:03

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):...мнение о содержании произведения у меня склонилось в сторону ироничности, в сторону произведения, имеющего своей целью осмеяние князей. Тех князей, к которым обращается автор "Слова" относительно отмщения "за раны Игоревы", иронизируя над самим Игорем, собственно говоря автор ставит на одну и ту же ироническую планку с Игорем.

Уважаемый краевед, назовите хоть одну иронию в сторону Мстиславичей, кроме Давыда, конечно, который с общерусского похода сбежал. Как не найдёте подумайте почему Автор на одними князьями иронизирует, а других величает в панегирической форме призывая их исправить ошибки буйных Ольговичей.


Уважаемый Лемурий, автор "Слова" пишет: "и вси три Мстиславличи не худа гнезда шестокрильци, не победными жребии собе власти расхытисте". Что это, если не ирония? Автор осуждает Мстиславичей, что они свою власть получили не честью, а украли - расхитили, своего рода мастера разгребать жар чужими руками. Автор пишет, что они выходцы из не худого гнезда, но своими действиями они губят былую славу отцов и дедов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение краевед » 13 апр 2017, 23:22

Mitus писал(а):
краевед писал(а):судя по тексту "Слова" автор не симпатизирует ни одному из князей.
- так по мелочи и как обычно чтобы не кружило голову: симпатизирует буй туру Всеволоду, Ярославу Галицкому, Роману Мстиславичу, а Изяслава Васильковича любит всем сердцем.


Уважаемый Mitus, все князья к которым автор "Слова" применяет эпитет "буий" вызывает у него наибольшее осуждение, т.к. "буий" - не обозначение смелости, а упрек, т.к. одно из значений буий было "бешенный". Среди буих- бешенных князей мы встречаем Рюрика и Давыда: "Ты буй Рюриче и Давыде"; Романа Мстиславич и Мстислава: "А ты буй Романе и Мстиславе"; Буй тура Всеволода - "пети слава... Буй туру Всеволоду", интересно, что Игорь буий Святославич, возможно это намек не на буйство Игоря, а на буйство его отца - Святослава - Игорь сын буего Святослава. Возможно, Вы правы, что автор испытывает особый пиетет к Изяславу Васильковичу, а слова "Единъ же Изяслав сынъ Васильковь" как раз и говорят о том, что это единственный князь, над которым автор "Слова" не подсмеивается.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 13 апр 2017, 23:48

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, автор "Слова" пишет: "и вси три Мстиславличи не худа гнезда шестокрильци, не победными жребии собе власти расхытисте". Что это, если не ирония?

Уважаемый краевед, это панегирическое обращение: вам не надо победными жребиями власти добиваться, она вам дана по праву наследия.

краевед писал(а):Автор осуждает Мстиславичей, что они свою власть получили не честью, а украли - расхитили, своего рода мастера разгребать жар чужими руками. Автор пишет, что они выходцы из не худого гнезда, но своими действиями они губят былую славу отцов и дедов.

Шестокрыльцы - это Серафимы,а они высший ранг архангелов, охраняющих престол Господень.
Вы пропускаете отрицательную частицу "НЕ". Не расхищаете, власть и так вам дана.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение corvin » 14 апр 2017, 00:09

Сравнение князей, символом которых всегда был сокол - хищная птица, с бездеятельными серафимами конечно насмешка.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 14 апр 2017, 08:28

"Так идут державным шагом...

В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос."
(с)

Изображение

Изображение
"Поклонение Кресту" с 4-мя шестокрылами - оборотная сторона самой известной на Руси иконы "Спас Нерукотворный"

Этак Вы и над самой знаменитой иконой Руси смеяться будете, на оборотной стороне которой, что при выносе к пастве обращена, написано:

«шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение corvin » 14 апр 2017, 14:20

Сравнение с бездеятельными серафимами это насмешка.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 14 апр 2017, 17:01

corvin писал(а):Сравнение с бездеятельными серафимами это насмешка.

Что значит "бездеятельными"?
Это высокопарная метафора "защитника престола"!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение userdez » 14 апр 2017, 17:17

Лемурий писал(а):Шестокрыльцы - это Серафимы,а они высший ранг архангелов, охраняющих престол Господень.


Встречал выражение: " Бога на собе возя".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 14 апр 2017, 21:15

userdez писал(а):Встречал выражение: " Бога на собе возя".

Усердец пишет мало, НО все слова на вес золота!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24124
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение краевед » 14 апр 2017, 22:23

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, автор "Слова" пишет: "и вси три Мстиславличи не худа гнезда шестокрильци, не победными жребии собе власти расхытисте". Что это, если не ирония?

Уважаемый краевед, это панегирическое обращение: вам не надо победными жребиями власти добиваться, она вам дана по праву наследия.

краевед писал(а):Автор осуждает Мстиславичей, что они свою власть получили не честью, а украли - расхитили, своего рода мастера разгребать жар чужими руками. Автор пишет, что они выходцы из не худого гнезда, но своими действиями они губят былую славу отцов и дедов.

Шестокрыльцы - это Серафимы,а они высший ранг архангелов, охраняющих престол Господень.
Вы пропускаете отрицательную частицу "НЕ". Не расхищаете, власть и так вам дана.


Уважаемый Лемурий, если автор "Слова" сравнивает Мстиславичей с Серафимами, то это обращение можно трактовать как обращение к уже умершим князьям, которые по смерти своей стали Серафимами. Трудно согласиться с мыслью, что автор "Слова" Мстиславичей называет Серафимами живых еще князей.
В Словаре -Справочнике СПИ В.Л.Виноградовой слово "расхытисте" указано как 2-е лицо, мн. ч. аориста и обозначало - растащить. рахватать. В "Слове" явное противопоставление, не позволяющее видеть в обращении к Мстиславичам хвалебный отзыв. Мстиславичи Шестокрыльцы - власть расхитили, расхватали. Как бы два исключающих друг друга положения. А это может указывать на ироничность фразы "Слова".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25