Был ли Автор участником похода

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение PoslannikM » 27 май 2017, 15:52

Лемурий писал(а):СПИ построено по схеме "Притчи о блудном сыне".

Игорь "блудный сын" (Ольгович) едет в божий "дом Отца" (Пирогощую), принадлежащий "старшему сыну" (Мстиславому племени) - СТРАНЫ РАДИ!

Так кто Мстиславичи при "Доме Отца" - Серафимы. Всё на своих местах. Вы когда в перевод отдельных слов вглядываетесь масштабного не видите.


Игорь едет поборичевом (победителем)
Ко Святэй Богородице Пирогощей!
Старни (старики) рады, грудни (младенцы) веселы... Т

Т.е., это все те, кто остался в разорённом княжестве после полного уничтожения войска Игоря в степи!!! Как им жить и существовать дальше? Вопросик.
Вот вам и очередная гениальная ирония Автора Слова...
:)
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 27 май 2017, 16:01

corvin писал(а):Автор приводит слова Бояна - никто суда божьего не минует. Но добавляет, что это была любимая присказка Бояна. Относящееся к Церкви у Автора почему-то обычно имеет двусмысленный характер.

Эта же присказка в одном из списков СДЗ:

    Н. С. Тихонравов указал на сходство двух конкретных выражений С. и Сл. Д. З. Прозвание автором С. Олега Святославича «Гориславичем» он сопоставил с подобной же «игрой словами» в Сл. Д. З.: «Кому ти есть Переславль, а мне Гореславль», а выражение С. «ни хытру, ни горазду ... суда Божіа не минути!» сопоставил с отрывком из позднейшей редакции Сл. Д. З.: «Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и „суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути“» (цит. по ЭСПИ "СДЗ")

А источники цитат СДЗ включают и "ПЧЕЛУ".

"Пытьцю горазд" - это птицегадатель т.е. авгур.

=> Присказку надо искать в римских источниках и она была известная цитата, а не придуманная Бояном.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Валерий Колесников » 27 май 2017, 20:56

Лемурий писал(а):Попросите, corvin, Усердца найти хоть один пример, где серафимов связывают с пернатыми. Не найдёте. Наличие крыльев не означает автоматом принадлежности к птицам. Это высшая иерархия ангелов. Панегирическое обращение иным словом. Ств "гнездо" в том же значении что и у Всеволода Большое Гнездо = семья. Речь о роле Мстиславичей и они в нём хранители "престола".

Никаких серафимов как слова в СПИ нет, это очередная академическая небылица. Хотя простая логическая цепочка в их рассуждениях присутствует. "шестокрылица" у них ассоциируется с шестикрылым Серафимом (небесный ангел), т.е. бестелесная, невидимая глазу сущность, которая не вьет гнезд, потому что живет на небе :lol: (Серафим из облаков, что ли гнездо то худое себе будет вить). Это ангел из христианского пантеона светителей. А СПИ это языческая песнь, и никаких христианских Серафимов там быть не может в принципе, по определению. Серафим в СПИ это плод больного академического воображения. Что же тогда подразумевается в этом в этом витиеватом сравнении? Вероятно, это сравнение Автор заимствовал (подсмотрел) у Бояна, потому что такая хитросплетенная замысловатость свойственна этому древнему певцу.
Включаем нормальную логику, раз Серафима мы исключили надо найти другой пример из живой природы, а не духовной сущности, который соответствовал бы этому понятию.
Кто вьет гнезда, и имеет при этом шесть крыльев- три пары?
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Mitus » 27 май 2017, 21:15

Валерий Колесников писал(а):Кто вьет гнезда, и имеет при этом шесть крыльев- три пары?
- СССПИ Вам в руки: легче указать тех кто не имеет ...
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Валерий Колесников » 27 май 2017, 21:39

Валерий Колесников писал(а):Кто вьет гнезда, и имеет при этом шесть крыльев- три пары?

Кто вьет гнезда, и имеет при этом шесть крыльев- три пары? Любых птиц мы исключаем, потому что в природе нет птиц с шестью крыльями. Но есть насекомые которые имеют которые имеют две пары крыльев при этом одна пара ЖЕСТКАЯ и «вьют» при этом на подобие гнёзда, правда не на ветках деревьев, а на листьях или в земле -«худое гнездо». Но у них две пары крыльев, а не три. И зовутся они ЖЕСТКОКРЫЛИЦЫ. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4010/ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ
(Ж- Ш)- пресловутая ошибка переписчика.
Теперь рассмотрим этот отрывок из СПИ в таком ключе, когда под шестокрылицей понимают жалкого жука. Не сокол, не ястреб, не орел который не задумываясь вступает в бой с превосходящим противником, а сравнение идет с жуком от которого при полете шума много - жужания (словесной требухи), а реальной пользы нет, в бою такого жескокрылицы не увидишь. Вот и данном отрывке Автор в утвердительной форме спрашивает: Инъгварь и Всеволодъ и все три Мстиславича вы же вышли и выпестовались не из захудалого княжеского рода в котором власть первоначально присвоили при помощи подтасованного жребия (сфабрикованные выборы). Нет, ваши достойные предки взяли власть в честном бою, значит и вам надо проявить доблесть, одеть золотые шеломы и загородить полю ворота острыми стрелами. Встать на защиту Родины, и тем самым подтвердить доблесть предков. Вот в чем смысл этого сравнения, а «серафимство» и все производные от него это тупиковое предположение, которое ведет в никуда –бред на грани детского лепета.
В таком понимании этот отрывок в моем переводе будет выглядеть следующим образом:

Олеговичи, храбрые князья, доспейте на брань!
Ингварь, Всеволод и все три Мстиславича!
Вы же не из того худого гнезда жесткокрылицы,
Которая не победами, а жребием себе
Власть всю присвоила.
Где ваши золотые шеломы?
Где мечи ваши звонкие и щиты?
Загородите полю ворота
Своими острыми стрелами!
За землю Русскую! За раны Игоревы,
Удалого Святославлича!
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Mitus » 27 май 2017, 23:54

Валерий Колесников писал(а):Любых птиц мы исключаем, потому что в природе нет птиц с шестью крыльями.
- Вы лично можете исключать чего угодно, но не можете изменить сложившийся эпос где шестокрылец - это витязь, а так-то в общем и целом Вы же просто указываете на банальный призыв Автора СПИ к защите Русской земли, что вообще-то для всех всегда было очевидно, кроме поклонников мстиславичей ищущих в них исключительности ...
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Mitus » 28 май 2017, 00:01

И перевод этот нелепый зачем Вы повторяете:
Валерий Колесников писал(а):Где ваши золотые шеломы?
Где мечи ваши звонкие и щиты?
Загородите полю ворота
- только вот если Автор СПИ не видит оружия в руках у мстиславичей, то он тогда и сетует где же ваши мечи. А чем же тогда полю ворота по Вашему загораживать?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Валерий Колесников » 28 май 2017, 07:28

Mitus писал(а):И перевод этот нелепый зачем Вы повторяете:
Валерий Колесников писал(а):Где ваши золотые шеломы?
Где мечи ваши звонкие и щиты?
Загородите полю ворота
- только вот если Автор СПИ не видит оружия в руках у мстиславичей, то он тогда и сетует где же ваши мечи. А чем же тогда полю ворота по Вашему загораживать?

Да, не вышли мстиславичи загораживать ворота полю. Призыв Автора это глас вопиющего в пустыне, мстиславичи в это время готовятся к межусобице к захвату верховной власти в стране. Он не видит оружия для защиты Родины, вот и сетует на это.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Валерий Колесников » 28 май 2017, 07:31

Mitus писал(а): но не можете изменить сложившийся эпос где шестокрылец - это витязь,

У нас новый эпос появился -"Шестокрыл в тигровой шкуре". Кто автор?
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Лемурий » 28 май 2017, 12:14

Валерий Колесников писал(а):СПИ это языческая песнь, и никаких христианских Серафимов там быть не может в принципе, по определению.

Да да, и Господь путь Игорю указал, и к Святой Софии Киевской, и к заутреней, и к Пирогощей, и Аминь в конце СПИ - всё это по-Вашему тоже "языческие" маркеры?

А про шестокрыльцев спросите Усердца, он много примеров из древнерусских памятников с ними нашёл и все они относятся к херувимам и серафимам (раньше их путали). А особо недоверчивые пусть на обратную сторону самой знаменитой иконы XIIв посмотрят.

«не худа гн&зда шестокрильци», говорит князь. «Не плохой вы выводок соколов», — переводит Д. С. Лихачев и поясняет: «У сокола оперение крыла делится на три части (большие маховые, малые маховые перья и крылышко). Всего у сокола как бы шесть крыльев. Отсюда название сокола «шестокрылец»» . Вообще-то честь превращения «шестокрыльца» в птицу принадлежит Н. В. Шарлеманю … Но в данном случае это неважно. Шестокрыльцы, или серафимы, название высшего и самого близкого к Богу ангельского чина; это непосредственные исполнители Его воли. По описанию пророка Исайи, серафимы имели шесть крыльев символ высших духовных способностей (Ис 6:2–3).
-------
Кожевников В. А. Игореви князю Богъ путь кажеть (К проблеме главной идеи «Слова о полку Игореве») // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2000.. С. 452—463
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Валерий Колесников » 28 май 2017, 17:03

Лемурий писал(а):А про шестокрыльцев спросите Усердца, он много примеров из древнерусских памятников с ними нашёл и все они относятся к херувимам и серафимам (раньше их путали).

Это очень хорошо что много примеров. Только этих херувимов и шестокрылов надо связать с худым гнездом, с не победами, с жребием и властью с битвой на Каяле. Показать в переводе и обойтись при этом без аллегорий и абстракций. Не затуманивать это темное место, а прояснять.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Валерий Колесников » 28 май 2017, 18:00

Лемурий писал(а):
Валерий Колесников писал(а):СПИ это языческая песнь, и никаких христианских Серафимов там быть не может в принципе, по определению.

Да да, и Господь путь Игорю указал, и к Святой Софии Киевской, и к заутреней, и к Пирогощей, и Аминь в конце СПИ - всё это по-Вашему тоже "языческие" маркеры


В плаче Ярославны, она обращалась к языческим богам Солнцу, Ветру и Реки не иначе как Господине (языческий маркер). Это вовсе не значит, что христианский Господь путь Игорю указывал. Боги путеводители были во всех религиях. А в Святой Софии языческий князь Всеслав заутренею слушал. Любой знаковый христианский собор ставился как правило на языческом капище. Пирогоща под вопросом, есть сомнения в существовании этой церкви.Интерпретировать это слово можно и в другом контексте. Аминь – этот термин не христианское изобретение, а заимствование из иудаизма.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение PoslannikM » 28 май 2017, 18:14

Валерий Колесников писал(а):
Лемурий писал(а):Попросите, corvin, Усердца найти хоть один пример, где серафимов связывают с пернатыми. Не найдёте. Наличие крыльев не означает автоматом принадлежности к птицам. Это высшая иерархия ангелов. Панегирическое обращение иным словом. Ств "гнездо" в том же значении что и у Всеволода Большое Гнездо = семья. Речь о роле Мстиславичей и они в нём хранители "престола".

Никаких серафимов как слова в СПИ нет, это очередная академическая небылица. Хотя простая логическая цепочка в их рассуждениях присутствует. "шестокрылица" у них ассоциируется с шестикрылым Серафимом (небесный ангел), т.е. бестелесная, невидимая глазу сущность, которая не вьет гнезд, потому что живет на небе :lol: (Серафим из облаков, что ли гнездо то худое себе будет вить). Это ангел из христианского пантеона светителей. А СПИ это языческая песнь, и никаких христианских Серафимов там быть не может в принципе, по определению. Серафим в СПИ это плод больного академического воображения. Что же тогда подразумевается в этом в этом витиеватом сравнении? Вероятно, это сравнение Автор заимствовал (подсмотрел) у Бояна, потому что такая хитросплетенная замысловатость свойственна этому древнему певцу.
Включаем нормальную логику, раз Серафима мы исключили надо найти другой пример из живой природы, а не духовной сущности, который соответствовал бы этому понятию.
Кто вьет гнезда, и имеет при этом шесть крыльев- три пары?


Всеволод - большое гнездо!
Однако, прежде гнездо довольно часто сравнивалось не только с княжеским семейством, но и с самим княжеством, т.е. с наличием в нём служивых и свободных людей. Особенно, если княжеств и земель в подчинении князя было несколько.
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение Mitus » 28 май 2017, 19:07

Валерий Колесников писал(а):У нас новый эпос появился -"Шестокрыл в тигровой шкуре". Кто автор?
- толчёте Вы все тут воду в ступе с серафимами и гнёздами и с иронией и с похвалой мстиславичам, а всё уже давно прописано в СССПИ. Открываете статью "Шестокрильць" и читаете: "Рельо Шестокрилец ...........
Последний раз редактировалось Mitus 28 май 2017, 19:09, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Был ли Автор участник похода

Сообщение corvin » 28 май 2017, 19:09

Тут важно учитывать как устроено СПИ. Автор берется рассказать про поход Игоря как Боян бы рассказал. Над этим как бы бояновым рассказом пишутся критические замечания Автора. Все эти "села рады", "Бог путь кажет" и "князьям слава" в самом конце это от Бояна, в смысле его стиль. Но "а дружине аминь" уже от Автора.

Поэтому Боян по видимому подается христианином, потому что Автор приводит его суждения о боге, надо думать христианском, при этом насмешливо добавляя "сказал свою любимую присказку".
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 106