СПИ в миниатюрах Радзивиловской летописи

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

СПИ в миниатюрах Радзивиловской летописи

Сообщение Лемурий » 03 апр 2018, 19:47

"Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать" (русская пословица)

Данная тема будет закрытой, обсуждение публикаций возможно в соответствующей теме. Итак начинаем:

:arrow: Миниатюры Радзивиловской летописи
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пояше храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю

Сообщение Лемурий » 03 апр 2018, 19:57

Изображение

    "в лето 6530. ...и рече Редедя ко Мстиславу: «Чего ради губиве дружину... не оружьем ся бьеве, но борьбою». И яста ся бороти крепко". (Радз. 1022)

Изображение

    "...и нача изнемогати Мстислав, бе бо велик и силен Редедя. И рече Мстислав: «О Пресвятаа Богородица, помози ми!..» ...И се рек, удари им о землю. И въньзе нож, и зареза Редедю". (Радз. 1022)
"Храбр" Мстислав иже безоружного Редедю засопожником зарезал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Боян и вставки в ДКС Никона Великого

Сообщение Лемурий » 03 апр 2018, 20:02

Изображение

    "И пришед Тмуторокань, заложи церковь Святыа Богородица, и соверши ю, яже стоит и до сего дни Тмутороканю". (Радз. 1022)
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный; тогда как Феодосий поучал братию "духовными словесы", великий Никон говорил поучения братии из книг ("ис кънигъ почитающе"); он занимался переплетным делом, что также требовало известной книжности и грамотности. Трудно сомневаться в том, чтобы летописный труд, предпринятый святой обителью, не стал под непосредственное заведование Никона. Никон мог сделаться главным редактором летописи; ему же мы вправе приписать некоторые вставки, сделанные в переписанный им, или под его наблюдением, Древн. летописный свод, который лег в основание дальнейшего летописания Печерского монастыря. Перечислим эти вставки.

§232 Под 6530 (1022) мы читаем в Повести вр.л. (Нач. своде) рассказ об единоборстве Мстислава Тмутороканского с Касожским князем Редедей; рассказ основан на местном тмутороканском предании, связавшем это событие - победу Мстислава над Касогами - с построением Мстиславом по обету в Тмуторокане храма св. Богородицы. "И пришедъ Тмутороканю, заложи церковь святыя Богородица и созда ю, яже стоить и до сего дне Тьмуторокани" - так заканчивается рассказ, обличая своим окончанием знакомство автора с этим отдаленным городом....
-------
А. А. Шахматов "Разыскания о русских летописях" (1908) М., 2001, с.304
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Святоплъкь повелѣя отца свое ко святѣй Софіи

Сообщение Лемурий » 03 апр 2018, 20:14

Изображение

    «в лето 6545. Заложи Ярослав град великий, у него же града суть врата златыя. Заложи и церковь святыа Софиа, и митрополью...". (Радз. 1037)

Изображение

    "Наутрия же налезоша Тугоркана мертва, и взя ѝ Святополк, аки (ть)стя своего и врага, и привезъше ѝ к Киеву, и погребоша на Берестовом, на могиле меж путем, идущим на Берестовое, а другим, идущим в монастырь". (Радз. 1096)

Следуя Буткову, В. Н. Перетц видит здесь отражение эпизода, описанного в "Повести временных лет" под 1096 г. Тогда половцы с ханом Тугорканом, тестем Святополка, осадили (31 мая) Переяславль. 19 июля Святополк одержал над ними победу на реке Трубеже, причем "Тугорган убьенъ бысть, и сынъ его и инии князи мнози ту падоша; наутрея же налезоша Тугоркана мертва, и взя и Святополкъ, аки тьстя своего и врага, и привезъше Киеву и погребоша и на Берестовое, а другымъ, идущимъ въ монастырь". Название Тугоркана отцом, а не тестем, имеет параллель в Волынской летописи: "Володимеръ зовяше тестя своего Романа, река: господине отче" (1274 г.); слова же "ко святей Софии къ Киеву" - синонимы и вовсе не означают, что Тугоркан похоронен в Софийском храме...
Необъясненным остается "съ тоя же Каялы", а не с Трубежа. Сообщение Буткова, что русские преследовали половцев (от Трубежа, на котором стоит Переяславль) до р. Каялы, пока ничем не оправдано.
--------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", М.— Л., Изд-во АН СССР, 1938, с.107
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Междю угорьскими иноходьцы

Сообщение Лемурий » 03 апр 2018, 20:26

Поступь иноходцев отличается от хода обыкновенной лошади тем, что они передвигают попеременно левые и правые ноги, из-за этого ход их получается более мягкий, что важно при перевозке раненных:

Примеры - ход обычных лошадей:

Изображение

    "И поидоша с ним въскоре на колех, бе бо тогда путь труден, тогда бо месяца ноябрь. И приидоша с ним к Володимирю". (Радз. 1103)

Поступь иноходцев:

Изображение

    "феодул же игумен Святое Богородици Володимерьское со крилошаны... и вземше тело его, в 5 день в четверг, привезше его к Володимирю с честью...". (Радз. 1174)

Способ перевозки "между иноходцами":

Изображение

    "Михалко есть немощен, несут его на носилех..." (Радз. 1176)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе

Сообщение Лемурий » 04 апр 2018, 13:08

Изображение

    "...и бывшим им на месте у села, на Нежатине ниве, и сступившимся обоим, бысть сеча зла. И первые убиша Бориса, сына Вячеславля, похваляшагося велми"... (Радз. 1078)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Владиміръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ

Сообщение Лемурий » 04 апр 2018, 13:47

Изображение

    "В лето 6602. ...Володимир же сотвори мир со Олгом и иде из града на стол отень к Переяславлю. Олег вниде в град отца своего". (Радз. 1093)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Тъй клюками подпръся окони (=как бы)

Сообщение Лемурий » 04 апр 2018, 14:15

* Клюка - символ пастыря Церкви. Игуменские посохи - однорогие (типа клюки). На такой посох удобно было облокотиться во время долгих многотрудных служб. Подперся о "клюки" - речь идёт об помощи клириков, недовольных политикой Ярославичей.

Никон вернулся в неспокойное время (июль - август 1068 г.): на Русскую землю напали половцы, и Ярославичи потерпели поражение. Мы уже знаем, что поражение Изяслава вызвало в Киеве революцию: Изяслав - изгнан, а Всеслав Полоцкий, через преступление крестоцелования захваченный Ярославичами и посаженный в поруб за год перед тем, - высажен из поруба киевлянами на Киевский стол. Уже указывалось и на то, что Антоний Печерский выступал в этих событиях как защитник этого переворота, опираясь на чудесное совпадение праздника Креста (15 сентября) с указанными событиями и видя в этом перст Божий. Никон, занесший эти события в свой летописный Свод в таком освящении, значит сочувствовал борьбе Антония за соблюдение князьями крестоцелования. Если справедливы были наши соображения, что в Киеве описанная революция имела в числе других источников и недовольство церковной политикой Ярославичей , то тем понятнее становится роль обители Антония и Никона, защитников русской церкви от угнетений греческого господства.
----------
Присёлков М.Д. ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв, (1913) Спб, 2003 с.117


Изображение

    "Антоний же прииде к Кыеву..." (Радз. 1051)

Скочи отъ нихъ [от "клюков" Киева] изъ Бѣла-града: Белоград- древнерусский город-крепость на р. Ирпень, к западу от Киева.
"Поиде Изяславъ с Болеславомъ на Вьсеслава. Всеславъ же поиде противу и приде к Белугороду. Всеславъ бывшю нощи утаися Кыанъ, бежа из Белагорода къ Полотьску..." (Ипат. 1069)


Изображение

    "И еха Володимир [Мачешич] к митрополиту [Клименту Смолятичу], и созове кияны, и приидоша много множество киян народа, и седоша у святой Софии слышети..." (Радз. 1147)
Справа "клюка" митрополита Климента. Пожалуй, это единственная миниатюра, на которой можно воочию увидеть лицо Автора СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19577
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3