Свивая славы ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 03 окт 2018, 01:08

краевед писал(а):Слово" близко по стилю Галицко-Волынской летописи, что дало ему возможность утверждать о авторе. как выходце из Западно-Волынской Руси.

Уважаемый краевед, а давайте я Вам, а за одно и corvin, приведу реальную биографию писателя XII века, который удовлетворяет критериям обоих ваших(2) версий.

Итак: :arrow: Климент Смолятич

1. По прозвищу из Смоленского княжества, называет смоленского князя в ПКС не просто «господине», а «моему же напрѣсну господину», т.е. «господину» на веки вечные. Отсюда и торопецко-селижаровский диалект Автора (Николаев:2014, 2018).


2. Пребывает в Зарубе, близ Переяславля, где может самовидцем видеть находки из Трахтемировского городища, посвящённому Таргитаю - отцу трёх сыновей = Трояну, отсюда и «вечи»(=тысячелетия) Трояни. Отсюда и призыв «загородить полю ворота» (встать у Канева, который защищает вверх по Днепру , в первую очередь, Заруб), отсюда и детали перевозки «отца» (= тестя) Святополка Тугоркана, "
Междю угорьскими иноходьцы
"
, ведь его с р.Трубеж к Киеву везли через Зарубский перевоз.

3. С 1147 по 1155 в Киеве, а потом удаляется во Владимире-Волынском вместе с сыновьями Изяслава Мстиславича.

    "...Почему не замещалась кафедра Владимира, отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент..." (М.Д. Присёлков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, Спб (1913) 2003, с.214)
Отсюда и стиль Волынского летописания, ведь древнерусскими летописями ""книги бо совестные разгибаются и дела сокровенные открываются"", с которыми князья предстанут в Судный День, занималась именно «монашеская братия».
Отсюда и "трубы трубят городенЬские"», встречавшие участников литовского похода 1132 года.

4. В 1164 Ростислав Мстиславич по убеждению Печерской братии вновь хочет призвать Клима в митрополиты :
"отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к церкви, хотя оправити Клима [Смолятича] в митрополью. И възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевом послом и присла царь дары многы Ростиславу: оксамоты и паволокы и вся узорочь разноличная" (Ипат..1164). Этот дословный перечень Вы найдёте в СПИ, и в СДЗ.

5. Именно призывом сына Изяслава Мстиславича, которому в СПИ посвящён икос, Мстислава в 1170 году "встать у Канева" и начинается СПИ.

    - А уже у нас и Гречьский путь изъотимають[=Двина болотомъ течетъ] и Солоный и Залозный [=Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю].
    А лѣпо ны было братье
    възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ... (Ипат. 1170)
Ведь духовником детей Изяслава Мстиславича был именно Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 03 окт 2018, 16:19

Вы читаете то, что я пишу? Например это: "У Николаева утверждается, что грамматика Слова северная, лексика - южная, синтаксис соответствует концу 11-го, началу 12-го веков. Такой язык я называю искусственным."

Еще раз: я не могу объяснить Вам почему для современника: "Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава, а дружине аминь!", - звучит оскорбительно.

По поводу авторства Климента: По-вашему Ярославна обращается за помощью к языческим силам потому-что муж ее грешник. Но это не по-христиански. В этом случае, либо Автор не христианин, либо Ярославна не христианка, и непонятно почему тогда Автор ее не осуждает.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 03 окт 2018, 16:56

corvin писал(а):Вы читаете то, что я пишу? Например это: "У Николаева утверждается, что грамматика Слова северная, лексика - южная, синтаксис соответствует концу 11-го, началу 12-го веков. Такой язык я называю искусственным."

Я и написал: укажите номера страниц его работы, где он об этом пишет.

corvin писал(а):Еще раз: я не могу объяснить Вам почему для современника: "Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава, а дружине аминь!", - звучит оскорбительно.

Иронично, "слава" князьям, погубивших дружину.

corvin писал(а):По поводу авторства Климента: По-вашему Ярославна обращается за помощью к языческим силам потому-что муж ее грешник. Но это не по-христиански. В этом случае, либо Автор не христианин, либо Ярославна не христианка, и непонятно почему тогда Автор ее не осуждает.

Ярославна обращается НЕ языческим богам, а к стихиям, а почему не к Господу, потому как Игорь в своей покаянной речи сам говорит:

    "Помянухъ азъ грѣхы своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убийство, кровопролитье створихъ в землѣ крестьяньстѣй, якоже бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля... И се нынѣ вижю отмѣстье от Господа Бога моего... Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца, но яко воля твоя, Господи, тако и милость намъ, рабомъ твоимъ..." (Ипат.1185)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 04 окт 2018, 00:06

Уважаемый Лемурий, упоминая о мысли, что лексика "Слова" близка Галицко-Волынской летописи, высказанной в свое время академиком А.С. Орловым, не просто умозрительное заключение, а вполне обоснованное суждение, основанное на сравнительном анализе двух источников древнерусской литературы. В этом отношении справедливо высказанная А.М.Ранчиным мысль, что даже так и не узнав имя автора "Слова" имеет важное значение определение возможной социальной и культурной среде, к которой он принадлежал.
Есть все основания утверждать, что язык и стилистика "Слова" во многом соответствуют тем же критериям, что и Галицко-Волынская летопись. Насколько мне известно только в Галицко-Волынской летописи можно обнаружить редко встречающееся слово в древнерусском языке, такое как "вазнь", обозначающее "удача, везение".
Остановлюсь на некоторых словах, которые встречаются как в тексте "Слова", так и в ГВЛ:
ГВЛ 6795 - 6799 (1287 - 1292): "брате мои на то и та рци есмь призвалъ";
СПИ: "рци лебеди роспущени".
В ГВЛ слово "рци" в рассматриваемых погодных статьях употреблено довольно часто.
ГВЛ: "Володимеръ... бяшетъ бо и самъ ловець добръ и хоробръ... понеже далъ бяшетъ емоу Бог вазнь...";
СПИ: "дремлетъ въ поле Олгово хороброе гнездо..."; Ученые не раз отмечали довольно редкое упоминание слова "хоробръ" в древнерусских памятниках письма, употребление слова "хоробръ" как в ГВЛ, так и в СПИ сближает эти произведения; "утръже вазни с трикусы...". Где еще кроме ГВЛ и СПИ употреблялось слово "вазнь"?
ГВЛ: Кондрат - Владимиру: "тако господине братъ мои... есмь и грозенъ былъ...";
СПИ: "Галичкы Осмомысле Ярославе... стреляй господине Кончака..."; "Святъславъ гроздный выликий Киевьскый".
Употребление слова "господине" имело широкую функцию при обращении к князю или, как видим младшего по возрасту князя Кондрата к старшему брату Владимиру.
В СПИ обращение к Ярославу Осмомыслу скорее всего не представляется родственными отношениями, а как обращение автора к своему владетельному князю, что подчеркивает галицкие корни происхождения автора "СПИ".
ГВЛ - Жители Люблина - Кондрату: "мы тебе не привели и не слале по тя. но голова намъ Краковъ. Тамо же и воеводы наши и бояри велици...";
СПИ: "тяжко ти головы кроме плечу зло ти телу кроме головы...". Слово голова могло употребляться в значении - Руская земля, стольный град. Тяжко Руси, Киеву без князя, как и князю без Руси, Киева.
В ГВЛ употреблено и слово "стольный" город о столице Волыни Владимере;
ГВЛ: "что есмь докончалъ с братомъ своимъ прислал рци ко мне сыновче мои Юрьи".
СПИ: "ту пиръ докончаша..."; "о моя сыновчя Игорю и Всеволоде".
В свете того, что до сих пор неясная словесная конструкция "Слова": "и беша дебрь кисаню", переводимая некоторыми исследователями как дебрьские (декабрьские) похоронные сани, обращает на себя внимание описание смерти Владимира Волынского за 6797 (1289): "Месяца декабря во . i. (10) день на святого отца Мины и возложиша и на сани и повезоша во Владимеръ и тако поставиша и на санехъ во церкви зане быс поздно того же вечера".
Если верна мысль о декабрьских погребальных санях в "Слове", то такие сани могли быть были реальным прототипом поэтических в ГВЛ;
СПИ: "А Святъславъ мутенъ сонъ виде въ Киеве на горахъ си ночь съ вечера".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 04 окт 2018, 00:59

Лемурию
"Таким образом, система глагольных времен в ≪Слове≫ соответствует разговорному языку не конца XII, а скорее рубежа XI–XII вв." - стр.131, С.Л. Николаев [2018], «Слово о полку Игореве»_ реконструкция стихотворного текста
Я писал - грамматика Слова северная, лексика - южная. Ссылаюсь при этом на: стр.7,8 (в файле 1,2) С.Л. Николаев [2014], Лексическая стратификация "Слова о полку Игореве"

Оскорбительно "князьям и дружине, выступающим за христиан против полков поганых".

Помнится раньше у Вас были языческие силы, а не стихии. Лень искать.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 04 окт 2018, 08:31

краевед писал(а):Насколько мне известно только в Галицко-Волынской летописи можно обнаружить редко встречающееся слово в древнерусском языке, такое как "вазнь", обозначающее "удача, везение"...

Уважаемый краевед, нет ничего удивительного в близости стилей, ведь с 1155 до мин. 1164 года кафедру Владимира-Волынского замещал Климент Смолятич (Присёлков 2003:214). А кому ещё писать князьям «совестные книги» на Судный День как не монашеской братии, отсюда и первая строка: не лепо ли было НАМ, братья, начать старыми словесами трудных повестей о походе Игоря. Автор тоже относит себя к летописной братии.
А «вазнь» - известное слово, в Изборнике 1073 года часто встречается:

    «Божьствьное писание обличая безумие и нечьстие ихъ, рече: готовяштии бѣсу трьпезу и растворяюштеи вазни растворъ и нарицаюштии же звѣзды, да станутъ, рече, и да спасуть тя звѣздословьници. Изб. Св. 1073 г., 114.

    Въпросъ: чъто есть вазнь, и лѣпо ли е[сть] крьстьияну исповѣдати вазнь?
    Отъвѣтъ: Вазнь убо отъ елинъ наричеться, еже есть бес промысла строи мирови, крьстьяны, иже бога исповѣдае, строяшта и помышляюшта о всемь, аште ли и тъ исповѣдоваеть вазнь, то отъпадеть крьстьяньскааго учения. Изб. Св. 1073 г...»
    - цит. по СССПИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 04 окт 2018, 09:05

corvin писал(а):"Таким образом, система глагольных времен в ≪Слове≫ соответствует разговорному языку не конца XII, а скорее рубежа XI–XII вв." - стр.131, С.Л. Николаев [2018], «Слово о полку Игореве»_ реконструкция стихотворного текста
Я писал - грамматика Слова северная, лексика - южная. Ссылаюсь при этом на: стр.7,8 (в файле 1,2) С.Л. Николаев [2014], Лексическая стратификация "Слова о полку Игореве"

Сам Сергей Львович далее чем XIII век написание СПИ не относит, в контексте когда надо показать «старые словеса» - старая лексика, это нормально. В прямой речи в летописях тоже грамматика меняется. Климент родился в Смоленском княжестве (грамматика), а тексты писал в Зарубе, Киеве и Владимире-Волынском (лексика).

corvin писал(а):Оскорбительно "князьям и дружине, выступающим за христиан против полков поганых".

Да, но далее: князьям - слава, а дружине - аминь!

corvin писал(а):Помнится раньше у Вас были языческие силы, а не стихии. Лень искать.

Может раньше так и было, но обсуждение этим и ценно, что со временем версии «оттачиваются» до совершенства.
К стихиям Ярославна обращается, раз Господь отверг грешного князя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 окт 2018, 09:31

Здравствуйте , Лемурий!
"Помянухъ азъ грѣхы своя пред Господомь Богомъ моимъ, яко много убийство, кровопролитье створихъ в землѣ крестьяньстѣй, якоже бо азъ не пощадѣхъ хрестьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ у Переяславля... И се нынѣ вижю отмѣстье от Господа Бога моего... Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца, но яко воля твоя, Господи, тако и милость намъ, рабомъ твоимъ..." (Ипат.1185)
Значит , поход Игоря произошел по воли и замыслу Божьему «а не по замышлению Бояню!»
В замысле Бога даже трагические и мучительные события служат спасению грешников. Весь этот план , неудачный , губительный поход Игоря служит наказанием ему за кровопролитие христиан. Таким образом, и те , кто противится Богу в конечном счете служат исполнению Божьих замыслов:
«Игореви князю богъ путь кажетъ
изъ земли Половецкой
на землю Рускую,…»
«Игорь едет по Боричеву
къ святей богородици Пирогощей»
А теперь второй вопрос, а как понять замысел Божий ? Как распознать его в тексте «Слова…» ?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 04 окт 2018, 13:15

Приветствую, Татьяна!
Zinchenko_tanya писал(а):...поход Игоря произошел по воли и замыслу Божьему «а не по замышлению Бояню!»

Замышление Бояна (песнотврца времени Ярослава Мудрого -Олега Гориславича) - это стиль старых словес трудных повестей. Это он Боян (Никон Великий) и прямую речь участников первых усобиц «вспоминал», и про Романа Красного тмутороканские легенды в ДКС вставлял, и про Редедю, который договаривался, словами редактора ДКС 1073 года, о борьбе без оружия, а Храбрый Мстислав помолился Богородице и зарезал Редедю. Кто это пассаж в ДКС вставил, тот и есть Боян и это его «замышление» - стиль русского летописания с прямой речью участников, как будто летописец сам был там и в ё это слышал. А к походу XII века летописец XI не имеет никакого отношения.

Zinchenko_tanya писал(а):А теперь второй вопрос, а как понять замысел Божий ? Как распознать его в тексте «Слова…» ?

Замысел Божий - это сотворение Мира, а к походу знамых кметей, коим все яруги знаемы, кои как волци скачут, как стадо галок бегут на уедие, Господь отношения не имеет, это замысел Автора.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 04 окт 2018, 13:17

Zinchenko_tanya писал(а):«Игореви князю богъ путь кажетъ ... къ святей богородици Пирогощей»
-
Zinchenko_tanya писал(а):как понять замысел Божий ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 окт 2018, 14:21

Знак о Божественном христианском замысле в форме знамения .
«Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны божественной никто не ведает, а знамение творит бог, как и весь мир свой. А что нам дарует бог — на благо или на горе нам, — это мы увидим».
В «Слове…»
«Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою
вся своя воя прикрыты.
И рече Игорь
къ дружине своей:
"Братие и дружино!
Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;
а всядемъ, братие,
на свои бръзыя комони,
да позримъ
синего Дону!"
Это знак о замысле Бога в новой христианской религии.
А как узнавали замыслы богов «старыми словесами», в язычестве ? Автор тоже рассказал в песне .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 04 окт 2018, 14:22

В первом случае

К северу идут смерчи мглами. Игорю князю Бог путь показывает = " Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь..."(Исх.13:21)

А во втором Притча о блудном сыне.

Ни в одном из этих отрывков нет «замысла Божьего», а только замысел самого Автора.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 04 окт 2018, 16:18

Климент родился в Смоленском княжестве (грамматика), а тексты писал в Зарубе, Киеве и Владимире-Волынском (лексика).

Еще один вывод "Лексической стратификации СПИ" - использование южной лексики в СПИ носит системный характер. Т.е. южная лексика не случайным образом проникала в язык Автора, в следствии его общения с ее носителями, а целенаправлено вносилась Автором в текст.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 04 окт 2018, 18:01

Если помните деление, то под «северными» диалектами понимают новгородские, а южные уже со смоленского княжества. С.Л.Николаев же не случайно указал именно на торопецко-селижаровский диалект. Более того, даже если мы бы этого не знали то по контексту СПИ Автор беспокоится лишь о двух городах о Торопце и о Переяславле, к которому не текут серебряные струи Залозного пути через Сулу, а для этого он что предлагает? «Загородить полю ворота», т.е. встать у Канева:

    »И стояша у Канева долго веремя дондоже [=пока не] взиде Гречникъ и Залозникъ...» (Ипат. 1168)
А какой город Канев по Днепру защищает первым? Заруб, откуда и был Климент Смолятич:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 04 окт 2018, 23:31

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Насколько мне известно только в Галицко-Волынской летописи можно обнаружить редко встречающееся слово в древнерусском языке, такое как "вазнь", обозначающее "удача, везение"...

Уважаемый краевед, нет ничего удивительного в близости стилей, ведь с 1155 до мин. 1164 года кафедру Владимира-Волынского замещал Климент Смолятич (Присёлков 2003:214). А кому ещё писать князьям «совестные книги» на Судный День как не монашеской братии, отсюда и первая строка: не лепо ли было НАМ, братья, начать старыми словесами трудных повестей о походе Игоря. Автор тоже относит себя к летописной братии.
А «вазнь» - известное слово, в Изборнике 1073 года часто встречается:

    «Божьствьное писание обличая безумие и нечьстие ихъ, рече: готовяштии бѣсу трьпезу и растворяюштеи вазни растворъ и нарицаюштии же звѣзды, да станутъ, рече, и да спасуть тя звѣздословьници. Изб. Св. 1073 г., 114.

    Въпросъ: чъто есть вазнь, и лѣпо ли е[сть] крьстьияну исповѣдати вазнь?
    Отъвѣтъ: Вазнь убо отъ елинъ наричеться, еже есть бес промысла строи мирови, крьстьяны, иже бога исповѣдае, строяшта и помышляюшта о всемь, аште ли и тъ исповѣдоваеть вазнь, то отъпадеть крьстьяньскааго учения. Изб. Св. 1073 г...»
    - цит. по СССПИ


Уважаемый Лемурий, речь идет не только о близости стилей ГВЛ и "СПИ", а и о языковых особенностях двух древнерусских источников, в которых мы видим аналогичные лексические параллели. Один Кимент Смолятичь не смог бы повлиять на диалектические особенности целой географической области, коей в нашем случае является Галичина и Волынь, имеющие языковые особенности живого разговорного языка.
Относительно употребления слова "вазнь" в Изборнике 1073 г. растолковывается, что "вазнь" от дьявола и который стремится ее исповедывать, попадавет во власть беса, т.е. "вазнь" бесовское искушение. В ГВЛ. же напротив, "вазнь" дана Владимиру "на ловехъ" от Бога.
И снова хотел бы акцентировать внимание на "декабрьских санях", как переводят неясный текст "Слова" некоторые исследователи. считающие, что Святославу снились декабрьские похоронные сани, на которых его везут. В Ипат. л. за 6702 (1194) упоминается, что Святослава летом везли на санях с Корачева до Десны. а потом "поиде в насадехъ по Десне... преставися месяца июля...". Если в "Слове" и упоминаются сани, то они должны были быть июльскими, а не декабрьскими. Иное дело с кончиной Владимира Васильковича: "светающю пяткоу и тако преставися благоверный христолюбивый великии князь Владимиръ сынъ Васильковъ вноук Романовъ... преставление же его быс во Любомли городе и возложиша и на сани и повезоша до Володимера... месяца декабря во .i. (10) день на Святого отца Мины... привезъшимъ же и во Володимере оу епископью ко Святеи Богородице и тако поставиша и на санехъ во церкви... опрятавше тело его вложиша и во гробъ месяца декабря во .ai. (11) день на память Святого Даниила Столпника в соуботу... и тако плакавшеся надъ нимъ все множество Володимерчивъ моужи и жены и дети. Немци и Соурожьце и Новгородце и Жидове плакоуся аки и во взятие Иерусалиму".
Интересно узнать, а не тисовыми ли были те декабрьские сани, на которых везли Владимира?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 59

cron